Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Методы научного познания, используемые на эмпирическом уровне и Принцип фальсификации К. Поппера

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Компилированный взгляд на вопрос: "Методы научного познания, используемые на эмпирическом уровне" и авторский взгляд на вопрос: "Принцип фальсификации К. Поппера".

Методы научного познания, используемые на эмпирическом уровне

  
  
 []

  
  
   Эмпирический уровень научного познания основан на чувственном познании человеком действительности, то есть, получении информации об окружающей среде через органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание).
   Специфика чувственного познания в науке заключается в том, что объекты научного познания находятся за границами повседневной действительности, как в силу ограничения наших органов чувств, так и в силу абстрактного характера познаваемых объектов.
   Ограниченность чувственного познания трансформируется в то, что чувствительную реальность исследуют не непосредственно, а через посредников - приборы для установления "объективной" реальности. Приборы выдают информацию в достаточно сложном символическом виде и, как правило, это информация имеет количественные характеристики.
   Наблюдения представляет собой информацию об объекте исследования, полученную или при помощи органов при их взаимодействии с прибором, который взаимодействует с исследуемым объектом, или при помощи тех же органов чувств, которые непосредственно взаимодействуют с объектом исследования.
   На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание). Рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.
   Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.
   "1. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.
   Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами.
   2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде".
  
   Основные особенности эксперимента:
   а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования;
   б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов;
   в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;
   г) возможность обнаружения таких свойств явления, которые не наблюдаются в естественных условиях;
   д) возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путём изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путём изменения, варьирования условий эксперимента.
  
   3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т. е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
   4. Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
   5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения" (Горохов, С. "ОКОЛОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ о смысле жизни, о Боге, о любви, о религии, о духовности". 2019. - 332 с. Глава 2.1. Эмпирические доказалельства. URL: https://fil.wikireading.ru/114269).
  
Принцип фальсификации К. Поппера

  
   Австрийский мыслитель Карл Раймонд Поппер (1902 - 1994) - один из первых постпозитивистов, концепция которого носит переходной характер от классического позитивизма (30-50-е годы XIX века) к постпозитивизму (30-60-е годы XX века и по сей день). Концепция Поппера сформулирована в 30 годах XX века. Основой этой концепции выступает принцип фальсификации (апофатический метод).
  Принцип фальсификации сформулирован в противовес принципу верификации (катафатический метод), после осознания несостоятельности последнего.
   "Falsifikationismus" (Falsifiability) - данный термин Карл Поппер ввел в своём произведении "Логика научного исследования" (Logik der Forschung, 1934). Автор ставил своей целью:
  
  1. Прояснить индуктивную проблему (обобщения свойств).
  2. Провести демаркацию границ научного и ненаучного знания.
  
 []

  
  
  Карл Поппер, оппонируя английскому эмпирику Дэвиду Юму (1711 -1776), особенно выступил против юмовского труда "Исследование о человеческом разумении" (An Enquiry Concerning Human Understanding, 1748).
  
   "Все признают, что нет никакой известном нам связи между чувственными качествами и скрытыми силами и что, следовательно, наш ум приходит к заключению об их постоянном и правильном соединении не на основании того, что знают об их природе. Что же касается прошлого опыта, то он может давать прямые и достоверные сведения только относительно тех именно объектов и того именно периода времени, которые он охватывал. Но почему этот опыт распространяется на будущее время и на другие объекты, которые, насколько нам известно, могут быть подобными первым только по виду? Вот главный вопрос, на рассмотрении которого я считаю нужным настаивать. Хлеб, который я ел раньше, насыщал меня; другими словами, тело, обладающее известными чувственными качествами, обладало в то время и некоторыми скрытыми силами, но следует ли отсюда, что другой хлеб точно так же должен насыщать меня в другое время и что сходные чувственные качества должны быть всегда связаны со сходными скрытыми силами? Вывод этот, по-видимому, вовсе не является необходимым. По крайней мере, мы должны признать, что наш ум выводит здесь какое-то заключение, что здесь делается некоторый шаг вперед, совершается известный мыслительный процесс и осуществляется вывод, который должен быть объяснен. Два суждения: Я заметил, что такой-то объект всегда сопровождался таким-то действием и Я предвижу, что другие объекты, похожие по виду на первый, будут сопровождаться сходными действиями - далеко не одинаковы. Если вам угодно, я соглашусь с тем, что одно из этих суждений может быть на законном основании выведено из другого; и действительно, я знаю, что оно всегда выводится из него. Но если вы настаиваете на том, что этот вывод делают с помощью цепи заключений, то я попрошу вас указать эти заключения. Связь между данными суждениями не интуитивная: здесь требуется посредствующий член, дающий нам возможность сделать такой вывод, если только этот вывод вообще можно получить путем рассуждения и аргументации. Но я должен сознаться, что совершенно не постигаю, что это за посредствующий член. Указать его обязаны те, кто утверждает, что он действительно существует и является источником всех наших заключений о фактах" (Юм, Д. Исследование о человеческом разумении. М., "Прогресс", 1995. Часть II).
  
  Карл Поппер доказал ошибочность выводов Дэвида Юма, что индуктивные наблюдения не в состоянии получать дедуктивные обоснования.
  
 []

  
  
  Пример. Мы видим перед собой в пруду двух плывущих чёрных лебедей. Размышляем: "Способны ли лебеди вообще плавать?". Смотря на чёрных лебедей, говорим: "Только эти два черных лебедя могут плавать, другие лебеди не могут". Теоретически или эмпирически сравниваем этих черных лебедей (нашу фальсификацию: "Только эти два черных лебедя <...>") с другими лебедями и, приходит к мнению, что все лебеди, независимо от окраса, могут плавать, но только если они в своей сути являются "лебедями".
  Согласно принципу фальсификации научным может считаться только то знание, которое потенциально опровержимо, тем самым оно доказуемо. Потенциальная опровержимость означает, что существует такая методология, за счет которой возможно опровергнуть данное знание. Логика данного принципа следующая. На эмпирическом уровне мы (люди) не можем подтвердить общие суждения (абстрактно-теоретические), относящиеся к бесконечным множествам, в силу того, что в опыте мы не можем познать эти бесконечные (или очень большие) множества. Однако мы можем их эмпирически опровергнуть. Для этого достаточно в опыте обнаружить конечное количество элементов на определённом этапе, которые будут противоречить общему высказыванию, и тогда оно будет опровергнуто. Потенциально возможно в опыте познать конечное количество элементов, на что и обращает внимание К. Поппер, сформулировав этот принцип. Авторский принцип дает установку науке в поиске нового научного знания, критический анализ уже существующего научного знания, его опровержение и пересмотр его содержания. Опровергнуть, или же фальсифицировать (в терминологии Карла Поппера) любое высказывание, это значит признать его ложным. Однако науку не интересуют ложные высказывания, продуктивную и эвристическую ценность представляют высказывания истинные, поэтому задачей развития науки, и следующим шагом за фальсификацией является установление истинного высказывания.
  Формула попперовской фальсификации - обосновывать научное знание поиском не доказывающих фактов существующего знания, а дескриптивно искать опровержение фактов данного знания. Не от простого к сложному, как принято в классическом смысле поиска истины, а от простого к простому, чтобы конечное простое могло опровергнуть начальное простое. Если начальное простое опровержимо простым конечным, следовательно, это знание является истинным, научным. Происходит "демаркация" научного знания от ненаучного знания (повседневного/обыденного).
  Все, что потенциально можно фальсифицировать (т.е. опровергнуть) - является наукой, что не фальсифицировано - наукой не является. В таком качестве этот принцип очень эффективен, он позволяет отличить науку от псевдо-научных и квази-научных построений.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"