Аннотация: Рассмотрю фигуру Мартина Бубера. Его обработку интуитивной и ницшеанской философии.
Краткая биография
Мартин Мордехай Бубер (Martin Mordechai Buber, 08.02. 1878, Вена - 13.06. 1965, Иерусалим. 87 лет) - австрийско-израильский богослов, леворадикальный буржуазный мыслитель, педагог, политический деятель (сионит, симпатизировал бундовцам, но не альясовцам(1)), писатель, переводчик, экзегет, социалист, анархист, феноменолог и антрополог (2).
Сын агроэкономиста Каштеля Соломона Бубера (Castiel Salomon Buber) и домохозяйки Элизы Вюргаст (Wurgast). Когда Мартину Буберу было три года, мать подала на развод (причины: пьянство и измены мужа). Отец, чтобы Мартин не страдал от последствий развода, отослал сына в Лемберг к своему отцу учителю и мидрашевисту (толкователя Танаха) Салому Буберу (1827 - 1906). Мартин Бубер, до 1897 года, учиться у дедушки, осваивает методики критики Танаха ("птенцов" Мозеса Мендельсона (1729 - 1786) и его идеи Хаскалы). Он постиг теоретические воззрения:
1. Нахмана Крохмала (1785 - 1840), маймониста, адаптировавшего немецкий идеализм под нужды иудеев.
2. Соломона Иегуды Лейба Рапопорта (1790 - 1867), участника русского подполья и организатора еврейских партизанских отрядов против Наполеоновской армии.
3. Иома Това Липмана (Леопольда) Цунца (1794 - 1866), участника Мартовской революции 1848, праворадикального политика за права иудеев в Германии.
Наследие этих мыслителей были высоко ценимы Соломоном Бубером. Он обучил внука немецкому, латинскому и ивриту, а бабушка, Адель Вайсер (1830 - 1911, жена Соломона) (3) - греческому, русскому и французскому языку. Повседневный язык в семье был идиш. Будучи уже зрелым, Мартин Бубер самостоятельно выучил английский язык.
В 1881 году Мартин Бубер уходит из протестантизма и, по требованию дедушки, переходит в хасидизм. Соломон Бубер полностью и всем обеспечивает внука. Мартин Бубер учится в Лемберге, Вене, Лейпциге (1897/98), Берлине (1898/99) и Цюрихе (1899). Осваивает (национал) экономику, философию, германистику, историю, психиатрию и психологию (две последние - набирающие обороты дисциплины). Его учителями были Генрих Геркнер (1863 - 1932) - леворадикальный буржуа, немецкий экономист, берштианец ("экономист"), Густав фон Шмоллер (1838 - 1917) - праворадикальный аристократ, немецкий экономист (педантичный юнкер), Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) - леворадикальный буржуа, немецкий идеалист (неокантианец, впоследствии учение неокантианства оказало сильно влияния на Бубера), Георг Зиммель (1858 - 1918) - левый социалист, немецкий философ и другие (4).
Благодаря детскому травматического опыту (разводу родителей, отказа родителей от сына из-за чего он вырос полностью под опекой Салома Бубера) Мартин Бубер в 1923 году (в 45 лет) напишет труд "Я и Ты" (Ich und Du), который сделает ему имя, как еврейскому экзистенциалисту.
Его экзистенциальная концепция будет следующей:
1. Любые отношения строятся в оппозиции отношении Я и Оно к любому объекту, который влияет на нас, либо, мы на него влияем.
2. Бинарность оппозиции Я и Ты заключается в отношению к чему-то без сепаратной дескрипции (субъект не выдирает субъекта из бытия) (5).
Венско-Берлино-Мюнховско-Хеппенхаймско-Гейдельбергско-Франфуктский-на-Майне период (с 1900 по 1938 годы) Мартина Бубера является самый насыщенный в плане его политико-философского самоопределения. В феврале 1900 года Бубер встречается с видным деятелем сионизма, праворадикалом, Теодором Герцелем (1860 - 1904), который переубедит 22-него юношу уйти из хасидизма и перейти в иудаиз.
В 1899 году Бубер в Цюрихе знакомится с католичкой Паулиной Винклер (Paula Winckler, 1877 - 1958, партийный и писательский псевдоним с 1912 года: "Georg Munk" или Жора Монах), ученицей немецкого философа Теодора Лессинга (1872 - 1933). В 1901 году Бубер и Винклер сочетались браком.
Мартин Бубер никогда не станет ортодоксальным иудеем. Будет кушать трефную пищу, работать в шаббат и подвергать сомнению трактовки мировых ришов и хазалов. Рафинированый иудей и эрзацный немец (свой среди чужих и чужой среди своих) (6). Хорошо хоть, что дедушка в три года сделал ему обрезание, это помогло Мартину сойтись с сионистским кружком.
Мартин Бубер участник V Сионистского Конгресса в Базеле, который проходил с 26 по 30 декабря 1901 года, где выступал за примирение между христианами и иудеями, предлагая пойти путём просветительской деятельности (призвал к диалогу для конформизма). Для своей деятельности Бубер основывает в Берлине Еврейский союз / Еврейское объединение (Jüdischer Verlag, действовавший с 1902 по 1938 годы).
21 февраля 1935 года состоялся привод / вызов в Гестапо (Тайную полицию), где Бубера обвинили в организации тайной еврейской организации, которая ведёт подрывную деятельность в национал-социалистической Германии (7).
После аншлюса Австрии с Германией (12-13 марта 1938 года) Мартин Бубер воспользовался австрийским правом "алии" (8) и эмигрировал в Израиль вместе со всей семьей - женой, сыном Рафаилом (1900 - 1990) и дочерью Евой (1901-1989) (после венских погромов 9-10 ноября 1938 года).
В Израиле Бубер - внештатный преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме. В штате с 1951 года. Преподавал следующие дисциплины: антропологию, социологию и эстетику.
Философия Мартина Бубера. Его взгляд на образы добра и зла в иудео-христианской культуре
Мартин Бубер, как неокантианец Баденской школы (другие названия школы - Фрейбургская, Гейдельбергская, Юго-западная), был продолжателем дела своих учителей Вильгельма Дельтея и Георга Зиммеля (с 1899 по 1901 год) философии жизни (фундатором который является Артур Шопенгауэр, 1788 - 1860) и шлейрмахеровской герменевтики (Фридрих Шлейермахер, 1768 - 1834). В отличии от Марбургской школы неокантианства, где ценились естественнонаучные и физико-математические исследования, Баденская школа была направлена более на гуманитарные исследования и взаимодействия человека с самим собой и с другими людьми.
Мартин Бубер придерживался дильтеевской концепции:
- Эпистимологично-иерархичная основа (слово - предложение - текст - автор - исторический концепт).
- Вариативная неразрывность истории.
- Априоризм философии (первооснова опыта, эмпиризм или субстанционализм) (9).
У Шлеймахера Бубер позаимствовал языковую (интерпретативную) практику:
- Мышление (мировоззрение, философия) существенно зависит от языка, ограничено им или даже идентично ему.
- Значение=словоупотреблению между людьми, когда существуют глубокие языковые и концептуально-интеллектуальные различия (10).
Сам Мартин Бубер считал, что существуют до опытные чувственные явления (нативист), которые человек знает (в общении Я с Оно), но сознание человека слишком слабое и простое, поэтому происходят искажения до опытных форм (аподектических) в действительных формах бытия (ассерторических).
Свой ревизионистский взгляд на философию жизни Бубер изложил в диссертации от 1903 года под названием: "Zur Geschichte des Individuationsproblems. Nicolaus von Cues und Jakob Böhme" (К истории индивидуалистической проблемы. Николай фон Кузанский и Якоб Бёме).
Мартин Бубер изложил структуру зла и добра иудейско-христинской культуры в своих основных трудах:
- "Drei Reden über das Judentum" (Три выступления об иудаизме, 1911).
- "Vom Geist des Judentums. Reden und Geleitworte" (Из духа иудаизма. Речь и предисловие, 1916).
- "Die jüdische Bewegung. Gesammelte Aufsätze und Ansprachen 1900 -1915 " (Еврейское движение. Сборник сочинений и выступлений, 1916).
- "Der heilige Weg. Ein Wort an die Juden und an die Völker" (Священный путь. Слово евреев другим народам, 1919).
- "Ich und Du" (Я и Ты, 1923).
- "Die Schrift" (Это Послание - перевод Танаха на немецкий язык, 1923).
- "Zwiesprache" (Диалог или Беседа с кем-то, 1929).
- "Kampf um Israel. Reden und Schriften 1921-1932" (Наша Израильская борьба. Выступления и письма, 1933).
- "Das Problem des Menschen" (Проблема человечества, 1948).
- "Zwei Glaubensweisen" (Два образа веры, 1950).
- "Gottesfinsternis. Betrachtungen zur Beziehung zwischen Religion und Philosophie" (Мрак от Бога или Божия тьма. Размышления о влиянии и пользы религии и философии, 1953).
Мартина Бубера можно назвать "необёмистом", где мистическое переплетается с реальным (у Якоба Бёма есть только мистический диалог). Бубер, бывший христианин и хасид, реинтерпретирует иудейско-христианскую традицию, как субъективное откровение мира, что идёт в разрез с иудейской традицией постижения бытия.
"Труды Мартина Бубера под рубрикой "история диалогических принципов" являются поддержкой умозаключений Фейербаха, Когена, Розенцвейга и Эбнера [два последних - соратники Бубера по диалогической философии]. Бубер ввёл иного субъекта-протагониста, создав современный язык-мышление [восприятие] неповиновения устойчивым языковым формациям для коммуникации образа "слово это действие" в настоящем" (11).
"Кто является связывающим звеном в мире?" - спрашивает Мартин Бубер и сам же отвечает, что им является медиатор-Бог, который осуществляет межличностные отношения между Я и Ты (12).
Бубер признавал историческую миссию Иисуса Христа, который своим самопожертвование обратил миллионы к единобожному поклонению. Философ отрицал роль Христа как спасителя (мессию). Мартин Бубер гордился собственным народом, который дарит миру из своих рядов выдающихся: мыслителей, полководцев, культурных деятелей. Считал марксизм высшей точкой иудейско-христианской культуры, которая смогла синтезировать пользу и "забыть" противоречия между "старшими" (иудаизмом) и "младшими" (христианством) братьями (13).
Однако, иудеи не могут пойти на сделку с совестью, поэтому иудейский социализм будет идти параллельным курсом с марксизмом. Марксизм будет подготовительной базой для интеграции не-иудеев и евреев в иудаизм. Не массовость, коллективность, а индивидуальное становление, восхождение по колесницы Иезекииля (меркавы), возможность создания полисной свободы. Звеном между марксизмом и иудаизмом выступает анархизм Пьера Прудона, Петра Кропоткина и Густава Ландауэра (министра народного просвещения Баварской советской республики, соратника и друга Бубера). Любая утопия является определенным пророчеством, - по Карлу Марксу, и является отмиранием государства, - так считает Бубер (14). Здесь чувствуется отход и даже подмена понятий Мартина Бубера, который заявляет, что национальное государство Израиль будет готовить революционеров, подрывающих государственность в других странах. Чтобы не через классовую революцию, всеобщее освобождение, а через "портфельную революцию", создания управляемого хаоса на местах. Произойдет отмирания государства, но перед "отмиранием" страны, подверженные хаосу, возжелают войти в состав "истинного" - Израильского государства (15). Вместо национализации земли, её муниципализация, вместо всеобщего освобождения, освобождение лиц, которые "ближе" к Богу. Видно буберовский леворадикальный взгляд безнасильственного захвата власти, где небольшая кучка "избранных" будет отбирать "кровные" у миллионов рабочего класса, дабы в течение 200 или 400 лет привести их к псевдосоциалистической формации. В чем разница между немецким нацизмом и иудейским нацизмом? В понимание "добра" и "зла".
"Эклесия и Синагога", о которой говорит философ, является реакционым призрением иудеев по отношению к христианской (еврейской) метафизике. Христиане провоцируют иудеев, пытаясь навязать свои умозаключения, для чего и нужна диалогизированная философия. Ответ Мартина Бубера христианским "дуралеям" заключается в обобщении всех своих идеи и в написании произведения "Два образа веры" в 1950 году. Сей опус задумывался уже с 1934 года, во Франфукте-на-Майне, когда набирал обороты немецкий национал-социализм. Идея заключалась в том, что фигура Христа является естественной задуманной личностью. Бессознательная истерия иудеев (как у немцев от поражения в I Мировой войне, так у иудеев от покорения римскими захватчиками), требовала выхода эмоциям и возникновению сотериалогической фигуры. Фигура, которая до Второго храма, обязана была появиться, чтобы консолидировать разрозненные иудейские группы в кулак. Не было бы Иисуса Христа, был бы кто-то иной или другой "психоз". Сама фигура Христа это символическая фигура борьбы иудеев со своим "добрым" началом (Богом) ради своего "дурного" (собственного Я). Иудеи это народ, который является сплавом вавилонского естественнонаучного подхода и египетской культуры. Христиане (крещенные евреи, евангелисты Матфей, Лука, Иоанн и апостол Павел) отбросили свои "египетские" корни, уйдя в тотальное вавилонское мессианство (16).
Зурван, зороастратинский бог пространства и времени, живя безвременно и вечно утомился от такого существования, поэтому желая себя развлечь, породил Ахурамазду (Свет, Ормузда - Святой дух) и Ангра-Майнью (Тьму, Аримана - Люцифера и Христа) (17).
Является ли человек свободным в своем выборе, есть ли у него воля? У лютеран, у иудеев у хасидов свободы воли нет. Как "выкрутился" Мартин Бубер? Он заявляет: все что является свободой, является добром, все что является не свободой, является злом (18).
Кто добр априори? Бог. Кто становится злым? Человек. Почему человек становится злым? Ибо когда своевольничает. Кто своевольничал первый? Ева. Так получается все женщины "злы", а мужчины "добры"? Неверно. Каждый человек, будучи частицей Бога, которая связана через Святой дух, посредством антагонизма между Святым духом (добром) и символической фигурой Иисуса Христа (человеком=злом), сам выбирает свою судьбу в ситуации. Получается, христиане злы по своей природе? Они не злы, они ввели дополнительную переменную в диалоге Я и Оно (Бог), добавив Ты. Я вступает в контакт с Оно, активирует Сверх-Я (добро) и Альтерэго (зло). Кто (Сверх-Я или Альтерэго) придёт к власти над Я, тот и коммуницирует с Оно, выстраивая обоснованием своим поступкам (19). Тут заметное влияние Фридриха Ницше на Мартина Бубера. Бубер трактует ницшеанство в сионизме следующим образом: иудеи долго терпели гонения и боль, портрет иудея это Агасфер (Ewiger Jude/Wandernder Jude, благословенный, но вечно бродящий, отмеченный Богом, но без пристанища). Иудеи должны не уходить с проклятиями на устах от креста, на котором распят Иисус Христос, а подойти и осознать, - предлагает Бубер, - усмотреть, что иудей не скиталец, а мученик, который всегда идёт к Богу, пусть толпа и не ценит этого акта (здесь отголосок к идеям, которые изложены в "Великом инквизиторе" Федора Михайловича Достоевского, одно из любимых писателей Мартина Бубера (20)). Иудей это высокая честь находиться во всех измерениях в нави, в яви и в прави, чтобы постигнуть замысел Божий. Доля иудеев возглавлять и замыкать шествия народов к Богу. Ницше, в своем труде "Рождение трагедии из духа музыки" (1872), считает Бубер, продемонстрировал рождение индивидуальной энергии, которая зрит в себя, осознавая выброшеность за борт постоянного божьего бытия, в воды непостоянной бытийности. Ницше говорил о скором расцвете иудейской мощи и внутренней силы (чем является классический эллин? Выходцем из семивратных Фив, потомков Кадма семита), ибо европеец ассоциируется с иудеем, где европеец там - иудей, или крещенный иудей, - еврей. Где христианин там - иудей. Европеец является Übermensch - все это заявляет Мартин Бубер (21).
Бог незримый наблюдатель за человеком, который заложил основы "добра" и "зла", чтобы понять каково его творение на самом деле, каков творец? Каковым является его творчество (человек)?
Бубер следует вслед платоновской концепции, которая демонстрируется в диалоге "Федр" (22).
Образ это погонщик на колесницы, которая запряжена двумя скакунами белым (добром) и черным (злом) конём. Погонщик это человек, который пытается остаться в вознице. Белый конь красив и грациозен, черный конь страшен и горбат. Силы больше у черного коня, чем у белого. Белым легче управлять, чем черным. Белого попросишь и он уже едет тихо или быстро. Черный всегда поступает самодурно, то дернется, то несется без остановки, то встанет, к нему надо применять кнут и крики, чтобы слушался. Если не взять управление над черным, то белый будет послушным черному, но если заставить черного, то уподобиться он белому коню.
О "сократовской колесницы" я первый раз услышал 18 сентября 2017 года на I курсе, по дисциплине "Культурология", которую нам читал доцент Александр Викторович Лойко. Как интерпретировал преподаватель:
1. Лошадь это ярость (белая).
2. Лошадь это похоть / страсть (черная).
Возница это душа. Божественность в человеке является разум. Или в шутку: "Брахма это душа. Когда замолкайте, то вы прислушиваетесь к божественному началу", - говорил А.В. Лойко. - "Выши кармы не перепрыгнешь. Сократ превозносил разум. Разум тождественен добру. Нет зла, есть неразумие. Сократ - аполлоновский агент [прозаическое начало], антигрек из-за своих идей. Как отмечал [Фридрих] Ницше: "Европа получила подавленное дионисийское начало [поэтическое]"".
Можно ли произвести сравнительный анализ или синтетический анализ лойковского и буберовского взгляда? Если Лойко утверждает, что европейская мысль тянется с греков (фигуры Сократа), то Бубер стоит на позиции фигуры Каина, который убив Авеля, укрываясь, вступил в прямой контакт с Оно (Адам и Ева вступили в контакт с Ты-Люцифером, загрязненный контакт), отрицая обвинения прокурора бытия (Бога), что убил собственного брата (Книга Бытия 4:1-17). Если доцент Лойко стоит на позиции панлогизма, то профессор Бубер на позиции панпневматизма. Один фиксирует о несвободе воли (Лойко), другой твердит, что воля несвобода, если творит зло, свобода там, где добро (приближается к идеи Бога). Оба они сходятся в одном, как культуролог, так и философ, чтобы вырваться из круга неразумия требуется стремиться обособиться от масс и стать персоной, актором, индивидом.
В человеке, говорит Мартин Бубер, борется две личности: Бог и Люцифер, но у христиан порой доходит до апогеи, они хотят зарезать черного и белого коня, дабы уйти от ответственности (сейчас для христиан это Христос). Они ждут "мясника", который сольётся с добром и злом и, не прилагая усердия, вознесутся к Абсолютному добру - Богу. Человек рациональный - "относительное" добро (Адам). Человек инстинктивный, животный - "относительное" зло (Ева).
Или рассказ Вольтера "Белое и Черное" (1764), где герой принц Кашмира Рустам предпринимает путешествие во сне до Кандагара, "гибнет" и просыпается. В заключении (во сне после гибели) к нему приходят два его гения Злой (Эбен) и Добрый (Топаз), которые всем чем могли, помогали. Злой мешал и в конце победил, Добрый оберегал, но из-за неосторожности подопечного не смог его спасти (23). Вольтер половинчатый мыслитель, за которого ухватиться Бубер, человек является кузнецом собственного счастья.
Стоит заметить, что как бывший хасид, Бубер, пытается с "больной" головы перекинуть на "здоровую". Хасиды считают, что цадики (избранные или мясники) являются ближе к Богу, чем все иные. Близость проявляется к непосредственной эманации априорного, чистого знания напрямую от Бога к человеку, что продемонстрировал Якоб Бёма. "Не будет конца мира", - кричат хасиды, - "когэны всё врут! Не дают просвещаться людям! Паразиты моисеева закона. Мистическая теософия - спасение иудаизма. Знания всем, просвещение для всех [иудеев]!" (24). Мартин Бубер зачем-то в злую волю как проявления христианства ивложил Иисуса Христа, но забыл вложить злую фигуру иудаизма, как хасидизм и персону основателя этого движения Исраэля Баал-Шем-Това (1698 - 1760). Чтобы исправить "недопущение" и "забывчивость" Мартина Бубера, заявляют: антиподом для Бога является не только Люцифер, но и Баал, основатель нового хасидизма. Баал занимает место Христа подле места Люцифера.
Как писал о Бубере и хасидизме в своё время известный иудейский историк и современник Мартина Бубера Гершом Шолем (1897 -1982) в своём произведении "Основные течения в еврейской мистике" (1941):
"Увлечение сионизмом привело Шолема, как и многих его современников, к знакомству с учением Мартина Бубера. В этот период Бубер обращался к той части еврейской молодежи, которая порвала с религиозной традицией, считая ее приговоренной к смерти. Его учение о первичном сущностном эмоциональном переживании (Urerlebnis), которое стоит в центре глубинного психологического восприятия иудаизма, оказало завораживающее воздействие на молодого Шолема. Именно это эмоциональное переживание, дающее осознание фундаментального единства жизни, а не слепое и бессмысленное следование традиции обеспечивает, согласно Буберу, гармонию человеческого существования в пространстве еврейского восприятия мира" (25).
"Он [Шолем] писал: "В лице Бубера мы имеем глубокого и проникновенного мыслителя, который не только восхищается интуицией других людей, но и сам наделен ей. Он обладает редкой комбинацией исследовательского духа и литературного изящества, которая делает его большим писателем... В том или ином смысле мы все его ученики. В сущности, когда многие из нас говорят о хасидизме, мы, вероятно, прежде всего мыслим в рамках концепций, с которыми мы познакомились благодаря философской интерпретации Бубера"" (26).
"Определение, предлагаемое самим Шолемом, основано на диалектической триаде, играющей большую роль в его построениях: миф - откровение - мистика. В мифе Бог, человек и космос пребывают в неразличенном, безличном единстве. Религия откровения нарушает это "сонное единство"; пропасть отделяет человека от Бога, осознаваемого как трансцендентная личность. Человек также выделяется из космоса и становится этической личностью, ответственной перед Богом. Мистика, не отказываясь от завоеваний религии откровения, не забывая о пропасти между человеком и Богом, стремится вернуть утерянное единство, перекинуть мост над пропастью, творя новый, личностный миф. Таким образом, к пониманию еврейской мистики можно приблизиться, определяя ее через миф: с одной стороны, ее содержание - воплощенная в мифе и, значит, в тексте, внутренняя жизнь Божества, с другой стороны - наиболее полное выражение внутренней жизни человека; таким образом, мистика есть встреча, взаимопроникновение и переплетение жизни человека и Бога в мифе.
Эта концепция, выдвигающая на первый план понятие мифа, остро полемична по отношению к образу иудаизма, сформировавшемуся, начиная с эпохи Просвещения (Гаскалы), в "науке о еврействе" (Хохмат Исраэльу Wissenschaft des Judenthums), одним из наиболее резких критиков которой был Шолем. Конечно, он не был одинок в этой своей критике. Старшие современники Шолема - Бубер и Розенцвейг - предлагали антирационалистическую интерпретацию еврейской традиции начиная с ее библейских истоков. Тенденция, выразившаяся в их работах, в частности в знаменитом немецком переводе Библии, была определена некоторыми исследователями как ремифологизация. Однако, в отличие от них, Шолем не ставил перед собой задачи целостной реинтерпретации иудаизма в свете новых философских концепций. Согласно его собственным заявлениям, он ставил перед собой более скромную цель: извлечь на свет один из аспектов еврейской традиции, игнорируемый и замалчиваемый просветительским истеблишментом" (27).
"В призыве к новому взгляду на иудаизм, к преодолению рационалистической теологии Просвещения Шолем не был одинок; необходимость подобной переоценки ценностей осознавалась достаточно широко. В первые послевоенные десятилетия, однако, пересмотр шел в направлении, весьма отличном от того, на которое указывал он. Бубер, ранние позиции которого по вопросам мифа и мистики были до определенной степени созвучны шолемовским, перешел на позиции диалогической философии; значительное влияние приобрел экзистенциализм и персонализм. В последние два-три десятилетия, однако, многие из исследований, посвященных духовному миру еврейства, вновь попадают в резонанс с идеями Шолема. В частности, категория мифа начинает играть все большую роль в интерпретации различных пластов еврейской традиции, распространяясь и на те из них, которые Шолем оставил неприкосновенными. Не в последнюю очередь это связано с осознанием роли Шолема не только как историка философии и кропотливого исследователя, но и как влиятельного интерпретатора иудаизма" (28).
Заключение
Бубер и его прямой диалог, прислушивания к бытию, является спасением для человека, а не уход в дионисийское (иудаизм или христианств). Только через "саморасцвет" личности его аполлоновского Я (хасидизма или бёмизма) индивид может услышать Оно, без вмешательства Ты.
Источники
1. Постоне. Капитал и Время. "<...> 1) еврейского наступательного национализма (сионизма), 2) еврейского постепенного национализма (Хаскалы), 3) еврейской еретической секты хасидов". URL: http://samlib.ru/editors/k/kuznecow_mihail_jurxewich/postonecapitalandtime.shtml (дата обращения: 16.10.2021).
2. О биографии Бубера:
А. Еврейская виртуальная библиотека. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/martin-buber (дата обращения: 16.10.2021).
Б. Стэндфордская энциклопедия по Философии. URL: https://plato.stanford.edu/entries/buber/#:~:text=Martin%20Buber%20(1878%E2%80%931965),education%2C%20politics%2C%20and%20art (дата обращения: 16.10.2021).
В. Британника. URL: https://www.britannica.com/biography/Martin-Buber-German-religious-philosopher (дата обращения: 16.10.2021).
Г. Кельнер, М. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРТИНА БУБЕРА. ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2000 СИВАН 5760 - 6 (98). URL: https://www.lechaim.ru/ARHIV/98/kelner.htm (дата обращения: 15.10.2021).
3. Geni - интерактивный сервис, позволяющий создавать генеалогическое древо онлайн и интегрировать собственное древо с родословными других участников. URL: https://www.geni.com/people/Adele-Udel-Buber/6000000002384790052 (дата обращения: 16.10.2021).
4. Бауэр от правого к левому гегельянству. См схему: "Политическая схема". URL: http://samlib.ru/editors/k/kuznecow_mihail_jurxewich/bauerfromrighttolefthegelianism.shtml (дата обращения: 16.10.2021).
5. Такая позиция напоминает теоретические воззрения: французского философа Анри-Луи Бергсона "Материя и память" (1896) и "Опыт о непосредственных данных сознания" (1889), русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева "Теоретическая философия" (1899), русского интуитивиста Николая Онуфриевича Лосского "Обоснование интуитивизма" (1906), русского мыслителя Ивана Александровича Ильина "О сопротивлении злу силою" (1925), французского интуитивиста Гастона Башляра "Интуиция мгновения" (1921), русского экзистенциалиста Льва Исааковича Шестова "Киркегард и экзистенциальная философия" (1936), русского экзистенциалиста Николая Александровича Бердяева "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого" (1947, Николай Бердяев являлся близким другом для Мартина Бубера).
6. Бруно Бауэр против Хаскалы. "<...> "еврей" и "иудей" - это маркеры, которые построены по диалектической схеме Гегеля (бытие - ничто - становление, или понимание - диалектическое суждение - спекулятивное суждение, т.е. иудей не будет никогда немцем, а еврей это маргинальный немец, но сам немец это бывший маргинальный еврей, а еврей стал маргиналом, когда принял христианство <...>". URL: http://samlib.ru/editors/k/kuznecow_mihail_jurxewich/brunobauervshaskala.shtml (дата обращения: 16.10.2021).
7. Dahm, V. Das jüdische Buch im Dritten Reich. Verlag: München : Beck,, 1993. - 573 S. С. 87.
8. Immigration to Israel: The Irgun"s Role in Clandestine Immigration. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/the-irgun-rsquo-s-role-in-illegal-immigration (дата обращения: 16.10.2021).
9. Damböck, C. Empirische Philosophie und der Rezente Methodenstreit in Der Analytischen Philosophie. Grazer Philosophische Studien 85 (2012), 151-185. С. 155-156.
10. Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher. Глава: "4. Hermeneutics (i.e., Theory of Interpretation)". URL: https://plato.stanford.edu/entries/schleiermacher/ (дата обращения: 16.10.2021).
11. Biser, E. Die Glaubensgeschichtliche Wende. Eine theologische Positionsbestimmung. Styria, 1986. - 345 с. С. 31-32.
12. Там же. С. 180-185.
13. Böhle, A. Ein Referat und ein Buch über Martin Buber. Neue Wege. Band (Jahr): 72 (1978), Heft 9. - 270-272. С. 271-272.
14. Battistutta, F. L'utopia anarchica di Martin Buber. 2010, "A/Rivista anarchica" n. 351. Или La Settimana Rossa nella storia d'Italia (1914-2014). - 206 c. C. 32-33.
15. Lebovic, N. Martin Buber. Category: Critical Theory for Political Theology 2.0. 2021, Politically Theology Network. - C. 7. C. 3-6.
16. Buber, Martin and Scharf, Orr. Vorlesungen zu Judentum und Christentum, Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus, 2017. - 448 c. C. 12-15.
17. Casper, B. Neuere Literatur zu Martin Buber. Berichte und Diskussionen. - C. 177-181. C. 177-179. URL: https://philosophisches-jahrbuch.de/wp-content/uploads/2019/03/PJ78_S177-181_Casper_Neuere-Literatur-zu-Martin-Buber.pdf.
18. Бубер М. - Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с. С. 125-156.
19. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. - М., 1999. - 133 с. С. 64-84.
20. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. АСТ Москва, Хранитель, Харвест; Москва; 2007. - 510 с. С. 166-178.
21. Golomb, J. Nietzsche and Zion. Cornell University Press; Text is Free of Markings edition, 2004. - 288 с. C.46-188.
22. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2/Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. - 528 с. С. 135-192.
23. Voltaire. Le Blanc et le Noir. 2002 Blackmask Online. - II+7 c. URL: https://www.ebooksgratuits.com/blackmask/voltaire_blanc_noir.pdf (дата обращения: 16.10.2021).
24. Шолем, Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры Иерусалим: Гешарим, 2004. - 511 c. С. 119-163 (средневековый хасидизм), 399-431 (хасидизм Нового времени).