Аннотация: Генезис философии индивида - от Робертс к Тэтчер - Философия индивида Маргарет Тетчер
I. Введение
Хорошие люди лежат в хороших гробах
История философии индивида настолько широкая, что охватить, или осветить её человеческий ум не в состоянии. Можно только проложить трассу, по которой готовы двигаться определенные волнующие сознания.
Индивидуализм является принципиальным и ключевым для восприятия и отражения человеческого существа, как пунктуации самого себя, так и окружающего мира. "Человеческое существо" это существо, стремящееся к познанию, способное надеяться и верить, различающее добро и зло, и способное поступать нравственно.
Европейская история философии индивида берет свое начало с античного времени, греческого топоса, например, с Пифагора (VII-VI век до н.э.), завёзшего во время своих путешествии, с Востока на Запад, всевозможный мистицизм и рационализм. Греческая мысль не является фундатером философии индивида. Греческая философия индивидуальности всего-то рассматривает, обобщает, каталогизирует индивидуалистические черты. Онтическое обоснование философии индивида лежит в корне индуитстической мысли, в её кармической составляющей. Индийская мысль считала, что тело это сосуд для души, душа является уникальным и неповторимым явлением. Поэтому карма души совершает кругооборот перевоплощения, где под душу подстраивается тело, что "заслужил, то и носи". В Китае мыслитель Конфуций (VI-V век до н.э.) интегрировал в индуистическую кармическую мысль свою неповторимую иерархичность. Тела бывают разные и они не являются мерилом индивида. Ценность индивида подчеркивается его положением в обществе, т.е. если душа ценная, то она занимает высшие руководящие посты в сообществе (различия между индуистической и конфуцианской мыслью в том, что в первом случае, тело это "оковы" души, отрабатывающей определенный кармический долг, а в китайской мысли тело это показатель душевной чистоты).
Онтологизировал восточные спекуляции на тему философии индивида древнегреческий мясник Сократ (V-IV век до н.э.). Сократ прошел всю свою жизнь с лозунгом дельфийского храма на устах: "познай самого себя" (yνῶθι σεαυτόν). Он пришел к выводу, что тело не "оковы" для души и качество тела не показатель индивидуальности. Научно философия индивидуальности начинается с Сократа. Об этом писал Платон в диалогах. Сократ начал производить разделение между мистицизмом и рационализмом. Но, Сократ не единственное лицо, внесшее вклад в философию индивида. До него, кроме Пифагора, утверждающего, что всё является математикой (κόσμο των μαθηματικών), был ещё Протагор (V-IV век до н.э.), объявивший, что "мера всех вещей - человек" (пάντων χρημάτων μέτρον ἐστίν ἄνθρωπος). После Сократа яркой фигурой философии индивида был Демокрит (V-IV век до н.э.). Демокрит считал, что каждое существо уникальное и неповторимое, а не только высшее умственное существо (человек).
Философия индивида для греческой мысли основывалась в выявлении закономерностей, изменчивости и не типичности как природы, так и человека. Индивид не проживает жизнь мучаясь и страдая, а живет в активном поиске ответов на вопросы: "Что есть мир?", "Кто я?", "Каковы мои представления, зачем важны любые функции (биологические, символические) и моя нужность для себя, либо данности?", "Ради чего существовать?" и т.д.
Последующее осмысление философия индивида, как научной дисциплины, получило продолжение в Новое время, особенно в Англии.
Секуляризацию, категоризацию и обоснование важности философии индивидуализма осуществил английский политический деятель Томас Гоббс (1588-1679). В своем произведении "Левиафан" (1651) он утверждал, что начало индивидуализации это имя, которое помнят, потому что оно выступает знаком для истории.
Английский философ Джон Локк (1632-1704) в своем произведении "Письмо о веротерпимости" (1690) кристаллизировал идеи немецкой Реформации о том, что религиозная конфессия является вопросом индивидуального выбора, а не институционального навязывания.
Английский мыслитель Роберт Филмер (1588-1653) обосновал, что индивиду присущи особые качества, атрибуты, как физические, так и ментальные (данные идеи повлияют на голландского мыслителя Баруху Спинозу, 1632-1677). Локк, благодаря умозрениям Филмера, сделал вывод о важности и исключительности собственной индивидуализации для каждого разумного человека ("possessive individualism").
Локковский собственный индивидуализм научно разъяснил канадский политический ученый Крэфорд Макферсон (Crawford Brough Macpherson, 1911-1987). По его определению личностный индивидуализм это:
"Концептуализированное индивидуалистически-эссенцуальное ядро способности любой личности действовать автономно, вне всякого общества, либо общественного [политического, экономического, морального]" . Крэфорд Макферсон имел в виду, что требуется принимать решение самостоятельно и самостоятельно нести ответственность.
Философия индивида для английской мысли определяется конкретизацией имен и вероисповеданий.
Народ по другую сторону Ла-Манша, французский, перестал рассматривать общего индивида вне истории, занялся его унификацией, стратификацией.
Великая французская революция (1789) принесла уйму индивидуально-частного запаса разума, который вылился во всеобщие требование: выяснить, какова должна быть философия индивида?
Французский дипломат Жозеф Деместр (Joseph-Marie, Comte de Maistre, 1753-1821) ввел в научный оборот в 1820 году термин "индивид", понимая под этим и "индивидуализацию" . Деместр утверждал, что философия индивида это бесконечная фрагментация всех доктрин , включающих личностную интеллигибельность, персональную аксиологию, любую иную систему ценностей, теорию человеческой природы и веру в определенные политические, экономические, социальные, религиозные устройства.
Французский аббат Фелисит Робер Деламенне (Hugues-Félicité Robert de Lamennais, 1782-1854) вывел путь развития философии индивида с помощью отрицания отрицаний, анархии. Под анархией он понимал творческий акт протеста, самоотделения от кажущегося, навязанного, устоявшегося, догматического, акт рождения и формирования своего собственного мировоззрения на вещи и действительность, интерпретацию и постижения бытия либо метафизики. Философия индивида неразличима и неразделима с анархией - к такому силлогизму пришел Деламенне .
Философия индивида для французской мысли определяется в конфронтации к обществу и к самому себе.
Философия индивида это сугубо Западное, европейское изобретение (греко-англо-французское), ибо на Востоке не имеется идеи индивидуальности в чистом образе, сингулярном характере, а только исключительно в универсальном.
Каждодневно любой мыслящий человек сталкивается с проблемой самоопределения и самопонимания себя, задаваясь вопросом: "В чем мои отличия от других?". Такого рода люди уже стали на путь древности (греческий), но не современности.
В этой связи будет любопытно изучить слабоизученный пласт философии индивида и индивидуальности современного последователя гоббско-локковоской традиции, английского политика Маргарет Тэтчер.
II. Выдержанная биография Тэтчер
"А какая у них [т.е. у Запада. - В. Г.] цель?" - спросил в начале перестройки один мой знакомый. "Да та же, что и прежде, - ответил я, - жить лучше и / т.е. богаче" .
Маргарет Тэтчер (Margaret Hilda Thatcher, Baroness Thatcher, 13. XI. 1925 - 08. IV. 2013) - премьер-министр Великобритании с 1979 по 1990 год, от Консервативной партии .
Происходила из семьи буржуазного класса. Отец проповедник-бакалейщик, мать домохозяйка. Маргарет Тэтчер имела англо-ирландские корни.
По образованию Маргарет Тэтчер химик (1943-1947), окончила Сомервиль-колледж Оксфорда (Оксфорд - "английская гавань аристотелизма", а Кэмбридж - "прибежище платонизма").
С 1948 году Маргарет Тэтчер в Консервативной партии.
В феврале 1949 году, пока ещё Маргарет Робертс, встретилась с разведенным бизнесменом Денисом Тэтчер (Denis Thatcher, 1915-2003), со своим будущем и единственным мужем.
В период 1950-1951 годов Робертс делает первые шаги в политике. В 1953 году, благодаря поддержки своего мужа, Маргарет Робертс вступает в Адвокатскую коллегию (Bar association, Денис Тэтчер купил ей место). Она становится барристером (barrister, адвокат ведущий дела).
В 1968 году Маргарет Тэтчер была приглашена членом Консервативной партии Джеймсом Приори (James Michael Leathes Prior, Baron Prior, 1927-2016) в "Теневой кабинет" (Official Opposition Shadow Cabinet, официальная оппозиция английскому монарху). Бриты действуют по принципам, изложенными Платоном в труде "Государство" , создав официально "Теневое философское правительство" внутри собственного государства.
Тэтчер стала набирать политические очки в Британской империи, проведя ряд патерналистических законов, улучшающие жизнь в метрополии (например, Circular 10/65, Circular 10/70, об образовании). Поддерживала начинания Виктора Ротшильда (Nathaniel Mayer Victor Rothschild, 3rd Baron Rothschild, 1910-1990), предложившего государственную политику экономического роста и процветания Великобритании, полностью подтвердившуюся в последствии.
Во время нефтяного кризиса 1973 года Маргарет Тэтчер предложила разработанную ранее концепцию "всеобщего государственного благосостояния" (welfare state , аналогичного бисмарским понятиям 1870 года "sozialstaat" и "sozialpolitiker"). Впервые эту концепцию предложил англиканский архиепископ Уильям Тэмпл в 1942 году, а английский либеральный экономист Уильям Беверидж популяризовал в 1945 году. Используя, с одной стороны, кейнсианство (марксизм+монетарная политика), с другой стороны, рыночный неолиберализм английский мыслитель Джон Кейнс считал, что циклы перепроизводства невозможно избежать, потому что люди накапливают сбережения . Маргарет Тэтчер вывела страну из кризиса в течение 5 лет (к концу 1978 года). Опираясь на геополитическую систему хартленд, Тэтчер считала, что не требуется действовать по американскому принципу геополитической системы римленд, выбрасывающей деньги в пропасть.
С 1975 по 1979 год Маргарэт Тэтчер становится лидером "Теневого кабинета" (полная поддержка "низов" и "верхов").
Тэтчер произвела две политические кампании. Одну для плебса, с 1968 по 1975 год, а другую, для патрициев, с 1975 по 1979 год.
В 1976 году журнал "Красная звезда" опубликовал номер, посвященный успехам тэтчеровской экономической политики: "Рассвет Железной леди", где впервые прозвучало прозвище "Железная леди" .
Успех Маргарет Тэтчер обеспечил ей всеобъемлющую поддержку со стороны правительства и политического истеблишмента, позволив занять место премьер-министра Великобритании в 1979 году.
III. Маргарет Тэтчер и её философия индивидуальности
Кудахтанье курицы лечится топором
Тэтчер, рожденная в год деревяного быка под знаком весы, оставила заметный след в международной политике. За свою политическую карьеру она имела различные прозвища. В Великобритании её называли: "Куринный Аттила" (обеспечивающий достатком бедный и средний класс), "Кровавая женщина" (беспощадная к политическим противникам), ТИНА (Бескомпромиссная, There Is No Alternative, в сфере сделок касающихся политэкономии), "Великая волшебница", "Великий слон", "Дочь Гроция", "Мадам Муха" (Madame Frit), "Мэгги", "Великая Мэгги", "Похитительница молока, Молочница" (когда добилась бесплатного молока детсадам и начальным классам и субсидации на молоко со стороны правительства), "Мисс Финчли" и "Солома" (Thatch, от её прически). В мире, особенно с подачи правительства Советского Союза, Маргарет Тэтчер стали называть "Железная леди" (Iron lady).
У любого выдающегося человека, в том числе и у Железной леди, имелась своя особая философия индивидуальности, что получило название "Тэтчеризм".
Тэтчеризм это политическое движение под руководством государства, сосредоточенное на:
- создании механизма низкой инфляции;
- опоре мелкого домохозяйства;
- реализации любой продукции;
- потребности рынка;
- приватизации;
- обеспечении защиты частной собственности;
- отсутствии саботажного "заячьего бега" в рабочем движении.
Маргарет Тетчер считала, что в жизни человек волен выбирать до тех пор, пока его действия не вредят и согласуются с общим делом -сохранением и накоплением жизненных сил и ресурсов других. Тэтчер можно назвать жадной и скупердяйкой. Здесь применимо английская пословица, которую высказал англо-итальянский лингвист Джон Флорио (John Florio,1553-1625) в своей книге "Вторые фрукты" в 1591 году: дважды отмерь, один раз отрежь (Measure Twice Cut Once) .
Тэтчер утверждала, что спасение человека только в его руках.
Маргарет Тетчер заявляла, что такое спасение осуществимо в обществе, где царят:
1. Свободные рыночные отношения и конкуренция.
2. Финансовая дисциплина - учет дохода и расхода.
3. Национализм.
4. Ценности эпохи королевы Виктории .
Тэтчер исходила из близкого гегелевскому пониманию национализма . Гегелевская трактовка национализма заключается в следующем: параллельность между индивидом и государством. Маргарет Тэтчер соглашалась с немецким правоведом Георгом Гегелем (1770-1831) в том, что восхождение Духа бытия осуществляется от личного к общему, от индивида и народа к государству. Любое лицо здоровое настолько, насколько здорово его государство, государство в котором он существует. "Здоровое государство" это следовать невербальным посылкам со стороны Велтзии (Weltseele). Это Мировая душа направляет правителей, которые творят волю Велтзии. В случае инаковости пути и ошибочного принятия решений руководителями страны, Мировая душа "подкачивает" государственные, и, тем самым и индивидуальные устои (человек - существо политическое). Когда "намеки" бытия игнорируются правителями страны, то Велтзии уничтожает и стирает с лица земли данную страну.
Народ, либо нация, избранный Weltseele, как считал Гегель, а вслед ему и Тэтчер, может быть в мире один. Гегель считал, что это немецкая нация, а Тэтчер, что это английская нация.
Викторианские ценности, названные в честь британской королевы Виктории I (1819-1901), следующие:
1. Свободная вера, веротерпимость к любым обрядам и суевериям, но отстаивается и защищается английский образ восприятие мира и себя;
2. милосердие британца к британцу;
3. уважение брита к самому себе.
Все это базируется на религиозном основании, четкой моральной концепции, почитании евангелизма, высоко ценится производственная трудовая этика (сотворенное человеком - чудо) и личное само совершенствование (достижения, успехи, триумфы).
Эти доктрины, либо учения, отлично и лаконично были изложены шотладско-английским государственным реформатором Сэмюэлем Смайлсом (Samuel Smiles, 1812-1904) в книге "Самопомощь" (Self-help) в 1859 году. Его взгляд на индивида был метафоричен и заключался в том, что "пустой мешок не стоит". Человек по природе своей tabula rasa, как это утверждал Локк, а перед Локком Аристотель, но Смайлс отрицал восприятие человека как пустой доски, а поддерживал мнение, что человек - мешок, что "накидаешь", чем "заполнишь", тем он и будет.
Основы философии индивида Маргарет Тэтчер лежат в синтезе либерализма английского политэкономиста Адама Смита (1723-1790) и традиций партии скотоводов (тори).
Договариваться, уважать и ценить только те народы, которые добиваются свободы, защищают свой суверенитет и успешны своим трудом. Слабых и ленивых не считать за людей.
Железная леди утверждала, что теория, или философия, индивида родилась в иудейско-христианской традиции (христианская традиция это слияние греческого скептицизма с иудейскими верованиями).
Человек, как считала Тэтчер, рождается и умирает несвободно свободным. Индивид может поправить только фрагментарно работающую схему (государство). Когда схема "сбоит", либо имеются многие нарушения в её функциональности, то нет и философии индивида. Философия индивида рождается в богатых и развитых странах, где имеются накопления умственных и физических сил, и твердая экономическая база. Свобода в несвободе характеризуется тем, что времена бродяжничества минули, когда изгнанный соплеменник бродил по свету, пока не приткнется к таким же отщепенцам, чтобы образовать новый род.
Маргарет Тэтчер была уверена, что незнание ведёт к безволию, а безволие к нищете. Индивид полон только тогда, когда богат, оттого и формируется сама индивидуальность. Английский политик считала, что воспитание индивида производится государством и постижением человеком законов. Не соблюдения законов властью развращает людей. Когда законы перестают соблюдаться, тогда проистекает беспорядок. Беспорядок влечет за собой жестокость и отупение, а это в свою очередь развал и крах государство, нации и индивида .
Государственный этос, пафос, логика и экономика служат одному, по мнению Тэтчер, установлению единого международного порядка - британскому.
Тэтчер публично предоставила свою философию, когда опубликовала собственный фундаментальный труд "Искусство управления государством" (The Art of Government Management, 2002).
Выдержки из книги "Искусство управления государством", где говорится о философии индивида:
"Кроме того, военная служба существенно отличается от гражданской. Тот, кто рискует своей жизнью при выполнении служебных обязанностей, должен обладать иными качествами, нежели, например, бизнесмен, государственный служащий или, наконец, политик. Самым необходимым для него качеством прежде всего является храбрость.
Военнослужащим необходимы значительно более прочные товарищеские взаимоотношения с коллегами. Они должны доверять своим товарищам и полагаться друг на друга. Солдаты, матросы, летчики - каждый из них личность: достаточно познакомиться с их биографиями, чтобы понять это. Однако они не могут позволить себе индивидуализм. Для тех, чья жизнь подчинена дисциплине, в центре внимания находятся обязанности, а не права. Именно поэтому военная служба считается благородным занятием, именно поэтому многие из тех, кто после долгих лет службы решил" (С.68).
"Россия всегда отличалась уникальной способностью удивлять. Любой прогноз в отношении нее должен быть ограничен массой оговорок, если предсказатель не желает попасть впросак. Поэтому, прежде чем продолжить, я хочу внести свой скромный вклад в целый вал извинений. Я тоже заблуждалась в отношении некоторых вещей.
Я всегда была уверена в том, что коммунистическая система неминуемо рухнет, если Запад сохранит твердость. (Временами, конечно, это "если" казалось очень сомнительным.) Моя уверенность вытекала из того, что коммунизм пытался идти против самого существа человеческой натуры и, следовательно, был несостоятельным. Его стремление нивелировать индивидуальные особенности не давало возможности мобилизовать индивидуальные таланты, что принципиально важно для создания материальных ценностей. Он обеднял не просто души, но само общество. В противостоянии со свободной системой, которая поощряет, а не принуждает людей и, таким образом, находит лучших, коммунизм должен был в конечном счете потерпеть неудачу" (С. 95).
"Дело и развлечение, государственное и частное, коллективное и индивидуальное, - мы, на Западе, привыкли жить, четко разделяя эти вещи" (С. 162).
"Глобального правительства не существует потому, что нет глобального "государства" нет глобальной политической индивидуальности, нет глобального общественного мнения. Таким образом, реализовать пожелания Генерального секретаря ООН (без всякого сомнения, искренние) можно только в одном случае: как ни парадоксально, для этого нужно подавить демократические инстинкты, не поддаваться демократическому давлению и полностью лишить демократию реального смысла" (С. 295).
"<...> краткий анализ формулировок Адама Смита показывает, что капитализм, основанный на свободном предпринимательстве, опирается на психологически присущее человеку "стремление платить натурой, заниматься натуральным обменом и менять". Это стремление, направляемое тем, что Смит называет "невидимой рукой", приобретает форму экономического порядка, в результате которого индивид, стремящийся к своей собственной выгоде, создает материальные блага для общества в целом" (С. 444).
"Можно ожидать, что общество, допускающее крайне ограниченную свободу воли и отводящее большую роль судьбе, будет сильно отличаться от общества, которое наибольшее значение придает творческому началу человека и уникальности индивидуума. Иудейско-христианская традиция, которая в различных формах преобладает на Западе, принадлежит ко второй категории. Традиции же великих азиатских религий следует отнести к первой, как и (насколько нам известно) религиозные традиции Африки. Евреи и христиане с уважением относятся к работе. Их религии твердо стоят на том, что Человек должен быть хозяином своего окружения, - он вовсе не побочный его продукт, как полагаю пантеисты. Евреи и христиане, помимо этого, обладают чувством линейного течения времени, а не придерживаются детерминистской веры в циклы и повторяющиеся фазы. Все это помогло сформировать взгляды западного общества на самое себя, своих членов и окружающий мир. Несмотря на множество форм и оговорок, именно эти взгляды обусловливают сегодня экономический прогресс и наш уровень жизни" (С. 446-447).
"Простого соблюдения закона гражданами свободной страны недостаточно: неохотное подчинение - ненадежная, нередко хрупкая основа для свободного общества. Свободные люди должны, кроме того, обладать добродетелями, которые делают свободу возможной. Они должны вести себя так, чтобы жизнь могла продолжаться без чрезмерного вмешательства государства. Они должны думать и действовать самостоятельно, а также принимать на себя ответственность. Каждый человек должен быть отдельной личностью, индивидуальностью в полном смысле слова.
В последние годы индивидуализм навлек на себя колоссальный поток критики. Она все еще продолжается. Индивидуализм повсеместно воспринимается как синоним эгоизма - я уже рассматривала подобный подход и, надеюсь, успешно развенчала его. Однако главная причина, по которой так много власть предержащих отрицательно относятся к индивидуализму, в том, что именно индивидуалисты больше других стремятся не допустить злоупотребления властью.
Успех англичан, заставивших свободу работать, я уверена, в значительной мере объясняется тем, что нация вырастила и воспитала немало несгибаемых, неуживчивых индивидуалистов. Мы все знаем, кто они. Это люди, которых называют "один из тех" или "штучка", временами и не так доброжелательно - "трудный клиент", а иногда - "чертова заноза". Их нельзя отнести к какой-то определенной социальной группе, они не укладываются ни в какие планы и не встраиваются ни в какие схемы. Они доводят социалистов до бешенства. Такие индивидуалисты нужны нам на каждом шагу. Они необходимы нам, как устрице необходима песчинка. Нет песчинки - нет жемчужины.
Уверенность в том, что источник вдохновения и прогресса следует искать в индивидуальном, а не в коллективном, произрастает из глубокого прошлого. Вместе с тем индивидуумам всегда приходится объединяться для того, чтобы защищать свои права от власти правительства" (С. 495-496).
IV. Заключение
- Господин Горбачев, что Вы чувствуете в этот исторический момент?
- Я ощущаю Англию под Россией.
- А Вы, госпожа Тетчер?
- А я - конец социализма.
- Философия индивида Маргарет Тэтчер сочетает свойства себялюбия, превозношения национальной идеи, воспитание государством и служению ему.
- Тэтчеровская философия индивида носит характер тотального шовинизма, который строится на праве полноты и широты умственных, психических, физических и политэкономических основ британского общества.
- Общество, по Тэтчер, является проявлением коллективного сознательного вложенного труда собственной индивидуализации, без отказа от обособления себя от других.
- Маргарет Тэтчер была уверена, что Британская империя это мировое государство, имеющее все права на гегемонию, потому что осуществляет принуждение к стабильности и возведению общемирового порядка.
- Порядок и справедливость это выработанные аксиологические устои определенного народа.
- Аксиология исходит из политэкономии. Политэкономия это выявление, разработка, накопление, растрата потенциала (заряда) и запасов человеческой деятельности.
- Политэкономия взращивается на людоедском инстинкте, который является первым проявлением философии индивида.
- Принцип Маргарит Тэтчер: "Пусть британец сожрет весь мир, вместо того, чтобы мир сожрал британца".