Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Очерки об Марксе, Энгельсе, Конте, Шопенгауэре, Нишце и Фрейде и т.д

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшие доклады: Пересмотрение классической модели мировоззрения в философии XIX-XX века. Программа радикального обновления философии - философия Маркса и Энгельса. Позитивизм. Философия жизни. Проблемы иррационального и бессознательного. Проблема знания и языка в философии.


   Читал данные очерки в Харьковском Гидрометеорологическом Техникуме (по ул. Кооперативна, 10) с 04.11 по 25.11.2020 во время прохождения студенческой практики.
   ***

Пересмотрение классической модели мировоззрения в философии XIX-XX века. Программа радикального обновления философии - философия Маркса и Энгельса


  
  Марксизм, возникший в 50-х годах XIX века, является радикальной социально-политической, экономической и философской концепцией, попыткой дать целостное представление о мире, человеке, обществе, общие законы его развития, социально-классовые противоречия и пути их преодоления. Авторами были немецкие философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).
  Конкретно-историческими условиями возникновения марксизма были: утверждение буржуазных общественных отношений; формирование пролетариата как класса, выход его на политическую арену; потребность рабочего класса в теоретическом осознании своей роли.
  Научные предпосылки возникновения марксизма определяются достижениями в области естественных наук. Ф. Энгельс выделял в этом плане три наиболее выдающиеся открытия того времени. Это открытие в 50-х годах XIX века законов:
  
  1) открытие сохранения энергии и вещества;
  2) открытие клеточного строения живых организмов;
  3) открытие Ч. Дарвина о эволюционного происхождения живых организмов.
  
  После этих открытий стало ясно, что предыдущий метод осознания действительности - метафизика - начала уступать новой концепции - диалектике.
  Поскольку общественное сознание всегда является отражением общественной действительности, то источники марксистской философии как формы общественного сознания необходимо искать в общественной жизни, точнее в общественном бытии людей, их материально-предметной деятельности.
  Маркс выделял следующие пункты классовой борьбы:
  
  классы возникают на определенном этапе развития общественного производства;
  классовая борьба неизбежно ведет к установлению власти рабочих - диктатуры пролетариата;
  диктатура пролетариата является лишь этапом на пути ликвидации классов вообще.
  
  Маркс считал, что только рабочий класс, как наиболее революционный и организованный, заинтересован в свержении буржуазного строя, может стать могильщиком капитализма. Путем установления своей политической власти и уничтожение частной капиталистической собственности. Всемирно-историческая роль пролетариата состоит именно в этом. Такое представление является важнейшей частью марксистской теории революционного преобразования общества.
  В своих исходных принципах философия марксизма является материалистической концепцией. Материальный мир является вечным и бесконечным; его развитие приводит к возникновению человека, которому присуща сознание. Сознание является производным феноменом от материи. По Марксу, сущность и содержание сознания определяется общественным бытием людей, тем социально - экономическими условиями, в которых они живут.
  Одним из достижений марксизма является дальнейшее развитие диалектики. Основные диалектические закономерности (единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) были сформулированы Гегелем. Однако Гегель считал, что они являются законами развития идеи, духа. В противоположность Гегелю Маркс понимает диалектику как логику развития явлений и процессов, которые существуют вне сознания и независимо от нее.
  

Позитивизм


  Позитивизм возник в XIX веке, главным предметом исследования было научное знание. Основные идеи позитивизма изложенные французским философом Огюстом Контом (1798 - 1857). Вся предыдущая философия, по мнению О. Конта, ориентировалась на теологические и "метафизические" вопросы и поэтому, никогда не была научной. Она нацелилась на постижение "внутренней природы вещей". Задача состоит, чтобы разработать позитивную философию, положение которой можно было бы проверить фактически с помощью наблюдений. Термин "позитивизм" происходит от "позитивного" (фактически построенного на опыте) знания.
  Теоретическим источником позитивизма является Просвещение с его верой во всемогущество разума и в научно - технический прогресс.
  Основные идеи и установки позитивизма можно свести к следующим положениям:
  
  1. Настоящая наука не выходит за сферу фактов. За рамки чувственного данного. Она не гонится за неуловимыми первоосновами и первопричинами.
  2. Наука, изучающая факты, является всемогущей. Не существует границ научному познанию.
  3. Общество также подлежит научному познанию. Наукой об обществе является социология.
  4. Развитие науки и техники, а также социологии является залогом общественного регресса.
  
  Сущность позитивизма отражают следующие три основные его положения:
  
  познание человека должно быть свободным от всякой философии;
  вся предыдущая философия, как метафизическая, так и диалектическая, должна быть устранена и заменена: либо специальными науками, или обобщенным обзором системы знаний, или общей классификации наук, их соотношением;
  положительная философия должна быть нейтральной, что будет способствовать устранению противоположности между материализмом и идеализмом.
  

Философия жизни


   "Философия жизни" формируется в середине Х1Х века. Если раньше до философии жизни истину искали в уме, то теперь ее стали искать в иррациональных проявлениях, подсознательных (различных проявлениях человеческой души). На смену "философии разума" пришла философия жизни. Теперь жизнь понимается как вечный, непрерывный поток, движение, творчество. Поэтому наука не может быть эффективным средством познания жизни, оно не поддается рациональному осмыслению. Жизнь можно понять благодаря интуиции, мистическим проявлениям.
  Основателем философии жизни считается немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788-1860). Он считал, что разум в жизни человека и в мире в целом играет скромную, чисто техническую роль. Основные жизненно важные процессы происходят без участия интеллекта.
  Жизненной мир человека неразумный и хаотичный. Мир упорядочивает только "мировая воля", а вовсе не разум. Шопенгауэр выдвинул основные идеи новой философии, а всестороннее развертывание она получает в творчестве известного немецкого философа, немецкого поэта, представителя иррационализма Фридриха Ницше.
  Философские взгляды Ф. Ницше, раскрыты в работах "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти". В философском творчестве Ф. Ницше - прямой идейный потомок западной философской классической традиции - античной философии, философии Нового времени. С другой стороны, Ницше является выразителем иррационалистичной тенденции европейской культуры. Слияние этих двух тенденций обусловило многоплановость и противоречивость, как самого творчества Ницше, так и его последующего влияния.
  Главным вопросом своей эпохи Ницше считает вопрос о "сверхчеловеке". Когда он употребляет понятие "сверхчеловек", то имеет в виду не социальный аспект человеческой жизни, не общественное - политическую иерархию. "Сверхчеловек" - это то, что в философии Древнего Востока означает "совершенно мудрый" - человек, который постиг Дао, узнал четыре священных истины буддизма или прониклась сложной диалектикой христианской троицы. Быть "сверхчеловеком" - не значит стоять у власти. "Сверхчеловек" у Ницше выступает как преодолевающий страдания создатель личной жизни, а не как вождь, не как "повелитель человеческого стада".
  Ницше считал, что разум не является главной характеристикой человека - это незначительная часть нашей души. Основой жизни вообще и, в частности, человеческого воля, хотение, стремление, то есть активность. Настоящей есть тот человек, который стремится проявить свою силу, свою активность, стремится к самосовершенствованию. "Воля к власти" (стремление к власти, на немецком языке: "Der Wille zur Macht") означает самоутверждения, само преодоление, власть над собой, а не над другими. Человеческое счастье Ницше видит в чувстве растущей силы, власти, умении преодолевать все препятствия.
  

Проблемы иррационального и бессознательного


  Проблемы бессознательного раскрыты известным австрийским психологом, психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 -1939).
  В общефилософском плане Фрейд и его последователи рассматривают психику человека как нечто самостоятельное, существующее независимо от общества, толкует индивидуальную жизнь и историю общества как проявление бессознательных влечений человека и целых народов.
  Основные труды Фрейда "Введение в психоанализ", "Психология бессознательного", "Будущее одной иллюзии".
  Книга "Введение в психоанализ" З. Фрейда - теоретическое изложение принципов и методов психоанализа. В изложенной концепции Фрейд постулирует существование бессознательного как важнейшего компонента человеческого сознания. По Фрейду, человеческим поведением руководят иррациональные психические силы.
  В упомянутой работе Фрейд дает новую трактовку структуры человеческой личности. Его модель лица предусматривала многоплановость мотивационных структур человеческого поведения, преодоление у этих структур биологического, индивидуально - личного (Эго) и социального (эго) уровней организации. Биологическое сводилось к энергии либидо, социальное - к сексуальной направленности человека, а индивидуально - личное должен непрерывно согласовывать требования, которые ставит реальность, бессознательное в Супер - эго.
  Религию он считает особой формой коллективного невроза. Все другие области человеческой культуры - мораль, искусство, фольклор - тоже является проявлением бессознательного человека, которые сублимируются и приобретают рациональных форм.
  Фрейд называл сексуальную энергию "либидо". Автор дал определение понятию либидо как ведущему инстинкту, ведущей энергии человека. Позже развил учение об энергии, дополнил её двумя противоположными стремлениями - к жизни (эрос) и к смерти (танатос).
  

Проблема знания и языка в философии


  1. Венский кружок, сформировавшийся в 1922, его представители: М.Шлик (1882-1936), О.Нейрат (1882-1945), Р.Карнапа (1891-1970), Г.Рейхенбах (1891-1953), А.Айер (1910-1989) и др. Несмотря на некоторые расхождения во взглядах представителей Венского кружка объединяет общая цель - свести философию к логическому анализу языка науки, а также подвергнуть философское и научное знание критическому анализу с позиций принципа верификации, сформулированного М.Шликом. Он исходил из того, что все научное знание является обобщением и уплотнением "чувственно-данного" и делал вывод о том, что все подлинно научное знание должно быть редуцированным к "чувственно-данного".
  
  На основе этих идей австрийский философ Рудольф Карнап (1891-1970) разработал модель научного знания, по которой в основе знания лежат абсолютно достоверные протокольные (которые образуют эмпирический базис науки) предложения, которые выражают чувственные переживания субъекта. Все остальные предложения науки должны быть верифицированы, то есть сведены к протокольных. Те предложения, для которых процедура верификации оказывается невозможной, не имеют смысла и должны быть устранены из науки. Традиционная философия, как думал Карнап, лишенная смысла. Функция философии заключается в том, чтобы с помощью логического анализа очистить язык науки от лишенных смысла псевдовещей. Методологические проблемы, выдвинутые и решаемые представителями Венского кружка, способствовали выработке адекватных представлений о науке, развитие философии науки.
  
  2. Львовско-Варшавская школа - одна из школ аналитической философии, представленная такими мыслителями, как К.Айдукевич (1890-1963), Я.Лукасевич (1878-1956), А.Тарський (1902-1984), Т.Котарбиньський (1886 -1981) и др. Для этой школы характерно резко отрицательное отношение к иррационализма, стремление к сближению философских и научных исследований, предоставления философским рассуждением логично точного статуса.
  
   ЯнЛукасевич (1878-1956) считал, что целью логических исследований должна быть разработка точных методов анализа философских рассуждений. Он выдвинул идею логического плюрализма, суть которого заключается в том, что различные логические системы способны эксплицировать различные онтологические теории. Лукасевич, Айдукевич и другие представители Львовско-Варшавской школы были сторонниками рационализма, специфической чертой которого стал логико-семантический анализ языка науки и философии. Это, по мнению сторонников данного течения, способствовало устранению неточностей и двусмысленностей, которыми питаются иррационалистичнои философские концепции. Но в то же время их философские взгляды не были однородными и последовательными, а иногда даже и противоречили неопозитивизма. Отдельные представители развивали философию материалистического номинализма (Т.Котарбиньський), феноменологическую теорию познания (Р.Ингарден), конвенционалистську концепцию научных теорий (К.Айдукевич). В целом Львовско-Варшавская школа сделала значительный вклад в теорию множеств, логической семантики, к разработке неоклассических систем математической логики. Философия лингвистического анализа воплощена в учениях Д.Мур (1873-1958), Л.Витгенштейна (1889-1951), Г.Райла (1900-1976), П.Стросона (1919-), Д.Остина (1911-1960) , М.Даммита (1925-) и др. Это течение отказывается от жестких логических требований, считая, что объектом анализа должен выступать естественный язык. Традиционные философские проблемы, по их мнению, могут быть представлены в виде дилемм, которые решаются через лингвистический анализ и уточнение значения слов. В этом проявляется сущность данной философского течения. По мнению Витгенштейна, философия не может вмешиваться в фактическое употребление языка, она может лишь описывать ее. Несмотря на противоречивость взглядов представителей философии лингвистического анализа, основная задача этой философии можно сформулировать так: разработка систематической теории значений языковых выражений, которая является одновременно теорией понимания. В целом это течение оказало значительное влияние на современную логику и лингвистику. Общая семантика, основными представителями которой являются С.Чейз и С.Хайякава. Основная идея этого течения: философия должна объяснять жизнь человека учитывая структуру языка.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"