"Боэцианцы" - это последователи неоплатоника Торквата Боэция (ещё известного как "Последний римлянин", живший в конце V - начале VI века нашей эры).
Боэцианцы занимаются видовой проблематикой. Эволюцией и регрессией определенного вида. Используя метод типологизации (от простого к сложному, от частного к общему? жизнь -> домен -> царство -> отдел -> класс -> порядок -> семейство -> род -> вид, следуя таксономии рангов).
Слово "боэцианец" сегодня не используется, а употребляется слово "биолог" (изучающий жизнь). Термин "биология" был введён независимо несколькими авторами: немецким анатомом Фридрихом Бурдахом (1776-1847) в 1800 году, немецким естествоиспытателем Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом (1776-1837) в 1802 году и французским естествоиспытатель Жаном Батистом Ламарком (1744-1829) [Дарвин переписал/украл идеи Ламарка и стал известным] в 1802 году. Истинным вождём биологов является Теофраст - древнегреческий ботаник (живший в конце IV - начале III века до нашей эры). (Но логический закон о видах обосновал Аристотель, в "Категории".)
Как Боэций понимал вид?
"Так вот, когда Аристотель обнаружил десять родов вещей, с которыми сталкивается ум в процессе мышления (intelligendo) или рассуждающий человек в разговоре (ибо все, что мы постигаем мыслью (intelleclus), мы сообщаем другому с помощью речи),- тогда оказалось, что для понимания (intelligentia) этих десяти категорий необходимо разобраться в других пяти и выяснить, что такое род (genus), вид (species), отличительный признак (differentia) и признак собственный (proprium), а также привходящий (accidens).
Что такое род, мы должны исследовать для того, чтобы именно родами, а не чем-нибудь другим можно было бы признать те десять вещей, которые Аристотель поставил над всеми остальными. Знание вида также в высшей степени необходимо; благодаря ему мы можем определить, к какому роду следует отнести данный вид. Если мы не будем знать, что такое вид, ничто не удержит нас от заблуждений. Случается, что из-за незнания вида мы относим какой-нибудь вид количества к роду отношения или вид другого рода помещаем не там, где следует; и от этого часто возникает путаница и неразбериха. Чтобы этого не происходило, нужно заранее узнать, что такое вид. Знание природы вида помогает не только избежать путаницы между видами разных родов, но и выбрать внутри любого рода ближайшие к нему виды: ведь видом субстанции нужно назвать прежде тело, а затем лишь - животное; и не следует называть в качестве вида тела сразу человека, вместо того, чтобы назвать прежде одушевленное тело" [Боэций. "Утешение Философией" и другие трактаты. М.: Наука, 1990. С.12].
Переход от слово "боэцианец" на слово "биолог" произошло постепенно, в эпоху Нового времени. Известные политические борцы - боэцианцы были в годы революционной Голландии (1566-1648 годах):
"Рука об руку с политическими партиями шли религиозные и церковные: гомаристы и арминиане [о них у меня есть упоминание в статье http://samlib.ru/editors/k/kuznecow_mihail_jurxewich/rudolphvongockleniusgokelgokkelmarburgplatoorchristianaristotle.shtml, раздел: "Дордрехтский Синод"], ортодоксы и свободомыслящие, боэцианцы и их противники; первые стремились способствовать могуществу и господству правоверной, национальной церкви, последние - поддерживать свободу веры и церковное самоопределение общин. Одни и те же интересы соединяли ортодоксов с оранской партией, либералов - с республиканской; среди первых преобладали централистические стремления, среди последних - стремления федералистические, которые казались их противникам опасными сепаратистскими вожделениями" [Фишер К., История новой философии. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. - СПб.: Издание Д. Е. Жуковского. 1906.Перевод с нем. С. Л. Франка. С. 117].
Боэцианец понимается ещё как монист, человек который считает, что в мире существует множество простых сущностей/субстанцией (μον), которые существуют отдельно друг от друга. Последняя монистическая группа умерла вместе с Эрнстом Геккелем, в 1906 году (1, Deutscher Monistenbund, т.е. последние боэцианцы - Немецкий Монидосоюз. Геккелевский монизм рассматривал развитие видов их типы и характеристики. Геккель вывел, что есть "высшие" и "низшие" живые существа, т.е. речь о расовом превосходстве).
И звестный боэцианец, учитель и друг португальского философа Барухи д'Эспинозы (1632-1677), Франц ван ден Энд (Franz van den Еnde, 1602-1674). Энд был преподавателем собственной частной Латинской школы, где изучался скептицизм и стоицизм.
Позднее термин боэцианец был пересмотрен немецким философ Готфридом Лейбницем (1646-1716) в "Монадологии" (1710) (2). Лейбниц из-за своей эпохи, и, в связи религиозности времени, обосновал, что монада монад это бог (2).
Юрист Лейбниц (с осени 1666 года в городе Нюрнберге подчиняется Бойнебургу. Лейбниц хотел изменить схоластику, что ему и удалось) переквалифицировался на философа-боэцианца, по приказанию своего патрона Иоханна Христиана фон Бойнебурга (Johann Christian von Boyneburg, 1622-1672) - немецкого политика. Бойнебург был президентом тайного совета и обер-маршалом в курфюршестве Гессен-Браубахе. Благодаря рекомендациям Бойнебургу Лейбниц был пристроен при дворе Филиппа Вильгельма (1615-1690), в Пфальцском курфюршестве (официально штатным юристом, неофициально личными глазами Бойнебурга).
Хронология термина "боэцианец":
1) Теофранцы с III века до нашей эры по V век нашей эры.
2) Нужен римский идеал, вместо греческого идеала (политические мотивы Рим латинский - Рим, Рим азиатский - Византия). Замена слово "теофранца" на слово "боэцианец". Торжествует аристотелевско-боэцианской точка зрения (начиная с французского мыслителя Алкуина, 735-804). С VIII по XIV век нашей эры (боэцианизм входит в схоластику).
3) Отход от латинского владычества "боэцианец" и переход на слово "монада", которую ввел в обиход немец Лейбниц. С XV по XIX и смерть боэцианизма в 1906 году, с распада Геккелевского союза.
К сведению.
Остатки боэцианизма качественно существует в социологии, как понимание влияние человека на человека. На мой взгляд, лучше всего из французской дюргеймской школы, чистый монизм-боэцианизм, для социологии выразил Габриель Тард (1843-1904), в "Монадология и социология":
"Существует лишь три способа (о чем, как мне хорошо известно, говорилось неоднократно) убедительно представить себе монизм: либо нужно рассматривать движение и сознание - скажем, вибрацию клетки головного мозга и соответствующее состояние духа - как два лица одного явления, словно обманывая самих себя этой реминисценцией древнего Януса; либо нужно возводить материю и дух, не отрицая различия их природы, к общему источнику в виде некоего сокровенного и непознаваемого духа, что сводится, в сущности, к получению тройственности вместо двойственности; либо, наконец, нужно решительно сводить материю к духу - ни больше ни меньше" [Монадология и социология / пер. с фр. А. Шестакова; послесл. Д. Жихаревича.- Пермь: Гиле Пресс, 2016. - 124 с. С.20.].
1. https://www.wilhelm-ostwald.de/joomla/attachments/article/116/Mitt.%20WOG%208(2003)3.pdf. Mitteilungen der Wilhelm-Ostwald-Gesellschaft zu Großbothen e.V.8. Jg. 2003, Heft 3.
2. http://flibusta.is/b/537021/read. "1. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей. 3. А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фигуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы, одним словом, элементы вещей. 29. Но познание необходимых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге. И вот это называется в нас разумной душой или духом".