Аннотация: Бауэр от правого к левому гегельянству. Это часть работы из серии "Бауэрида".
Гегельянство покорило просвещенные умы Германии (а). Пруссия стала навязывать реакционно-монархическую идеологию, подавляя, во-первых, либерально-рейнские веяния, во-вторых, желая объединить всех немцев под своими знаменами. Пруссия распространяла гегельянство как заразу, которая после смерти Гегеля 1831 году, вышла за свои Рейнско-Одерские границы. Гегельянство перекачивало во Францию (благодаря вульгарной трактовке Гегеля многочисленными лекциями Виктора Кузена в 1828 году) и в Англию (небольшим эссе, эвологией Гегелю, Гансом Файхингером в 1840 году и переводом гегелевской "Логики" Жаном Валлоном в 1853 году [2]).
"Абсолютный дух найден!" - провозгласил Гегель. Дядюшка Вили радовался тому, что создал в этом мире своего абсолютного "голема идеализма" и при жизни увидел первые его шаги. Сам Гегель придерживался либеральных взглядов и симпатизировал Французской революции 1789 года. Этим он похож на Иммануила Канта, который до последних своих дней ждал, когда все европейские народы освободятся от оков ригидного мышления.
После смерти Гегеля его учение развили и дополнили многочисленные последователи, собирая, как пчёлы по крупицам пыльцу, его наследия. Гегельянство дало всходы в стенах Берлинского, Йенского, Бамбергского, Тюбингенского, Нюрнбергского, Бернского, Франфуктского (на-Майне), Кенигсбергского и Галльского университетов, как философская дрессировка, в которой нашли опору реакционисты Священного союза (союз Австрии - Пруссии - России, образованный после Венского конгресса в 1815 года [3]). Азбука любой идеологии гласит, что политика является продолжением философской мысли, которая базируется на общественном домоводстве (экономике). Священный союз боролся против завоеваний Революции 1789 года, подавляя бог знает что возомнивший из себя буржуазный класс, нашедший спасение в бонапартизме. Место буржуа-еврея в цепях и оковах, а не на просторе вольницы и в полях свободы.
Гегельянство поделилось на два направления:
1) старых гегельянцев - "консерваторов", или "правых";
2) молодых гегельянцев - "революционеров", или "левых".
Старые гегельянцы, эти немецкие лакеи, хотели остаться под пятой прусских монархов - самодуров. Старые радостно манипулировали высшими и низшими классами, увещевая их речами: "Порядок и подчинения - атрибуты немца. Будь со старшими любезен, с равными строг, а низшими жесток, - именно эти субстанции немецкого народа являются его субстанциональным духом. Иерархия - единственный опорный столб Германии".
Новые гегельянцы вопрошали людей: "Где, как не в Германии, развит палочный дух и подчинение? Где, как не в Германии, более развиты теоретические и практические формы философии, которая направлена на угнетение немцев? Где, как не в Германии, идеализм глуп, потому что направил размышления никогда ранее не свободной немецкой нацией на мысли о свободе?".
Консерваторы - за прусского монарха, независимо какое лицо правит. Монарх - символ за которым они пойдут. Лидерами консерваторов были Мархейнеке, Шульц и Руге. Лозунг "гегелевской банды" таков: "все, что действительно - разумно".
Революционеры это "недобитки", евреи-бонапартисты, вкусившие вкус свободы от конституции Наполеона (1804). Лидер движения Фейербах-младший. Их лозунг таков: "Не все действительно".
На протяжении всей своей жизни Бруно Бауэр являлся тайным агентом Пруссии (также, как его младший брат Эдгард - агентом Дании), выполняя различные указания руководства страны. В период с 1830 по 1850 годы, как и многие другие, Бауэр был загипнотизирован гегельянством. Рьяно и фанатично он бросился к "новому" истоку, чтобы, как бедняк, вырваться из "костлявых лап" нищеты. Чем мутнее вода, тем легче ловиться рыба. Стать во главе чего-то всеобщего, пожертвовав своей индивидуальностью. Впасть в дионисийское, чтобы во время оргии забыть об ужасном вопросе: "а что есть Германия по существу?".
Позиция правого гегельянство раннего Бауэра выражена им в трудах "Чистые принципы или Прусская монархия" (De pulchri principiis, Prussian royal prize manuscript) в 1829 году и "Критика историй Откровений" (Kritik der Geschichte der Offenbarung) в 1838 году. В этот период Бауэр стоит на позиции, что немцев объединяет протестантизм. Протестантизм породил особую цивилизацию - немецкую. Термин "немецкая цивилизация" возник благодаря монаху проповеднику Мартину Лютеру. Он первый среди интеллектуалов XVI века, после поездки в Рим (в 1511 году), использовал латинский термин "Германия" и обозначил географические границы этой "Германии" ("К христианскому дворянству немецкой нации", 1520 году [4, c. 5-30.]). Бруно Бауэр утверждает, что современное Прусское государство это горнила Германии, место сосредоточение германцев, германского духа, который впоследствии распространился по всей Европы и по всей Европе германцы расселились. Пруссия = Германия и она наследница Римской империи, ибо древние германцы, которые вышли из лесов Германии, уничтожили Рим и на его осколках основали свои варварские государства (с VI по X века).
После того, как Фейербах вскрыл промахи гегельянства (тезис - вся власть от божественной сущности, абсолютный дух), прусские власти из боязни возрождения либерально-бонапартиского духа в обществе, внедряют Бруно Бауэра к "еретикам" Гегеля. Чтобы привлечь к себе внимание и присоединиться к левым гегельянцем, Бауэр пишет труды: "Критика истории Евангелия от Иоанна" (1840) и "Трубный глас страшного суда над Гегелем этим атеистом и Антихристом" (1841). Последний труд, "Трубный глас", скандален, ибо, по слухам, он полностью написан Карлом Марксом. Однако, Бруно Бауэр, как научный руководитель Маркса, "конфисковал" (присвоил) "Трубный глас" в свою пользу [5, c. 50-53].
"Выход" из левого гегельянство Бауэр совершил написанием трудов: "Еврейский вопрос" (1843 г.) [6] и "Способность современных евреев и христиан стать свободными" (1843 г.). Бауэровский "Еврейский вопрос" (Judenfrage) вызвал бурю негодования "левых" и особенно Карла Маркса, который ответил на книгу Бауэра небольшим эссе "К еврейскому вопросу", 1844 [7].
Бруно Бауэр высмеивал в "Еврейском вопросе" требования евреев, кричавших: "Эмансипация! Эмансипация! Эмансипация! Хотим свободы! Хотим, чтобы к нам [евреям] относились, как к людям!" [6, c. 1-2]. Автор считал, что у евреев достаточно политических и экономических прав, и он не доверял им. Как, будучи федератами Рима, евреи предали Рим, так они предадут и Германию. Расселение евреев вдоль реки Рейн было начато римлянами в конце I века нашей эры. Евреев насильно переселили после разрушения латинянами Второго храма в 70 году нашей эры. Руководил карательной экспедицией полководец и будущий император Веспасиан. Отныне, после переселения за восстание против гегемонии Рима, евреи должны были оборонять империю от нашествия древних германцев [6, c. 10-12]. Но евреи "предали" Рим, договорившись с германскими вождями, и пропустив их на территорию империи. Впоследствии, те евреи, которые смешались с германскими эдельманами (высшими, Edelmann, дворянами) стали "немцами", а те, кто не захотел этого сделать называются "жидами" (judentum) [6, c. 45-50]. По Бауэру, цель Прусского государство в отношении евреев следующая: 1) по возможности крестить иудеев в христианство, ибо христианство разрушило Римскую империю и, тем самым, кто христианин и, важно, протестантского верования, тот потомок великих сокрушителей Рима. 2) Если первое не удалось, иудеев стоит искоренить из немецкой земли, ибо они неблагонадёжны.
За свою жизнь Бауэр был как "правым", так и "левым" гегельянцем. Сначало он был вождём правых, после того, как Мархейнеке, его научный руководитель и ученик Гегеля, дал ему возможность руководства консерваторским гегелевским братством с 1834 по 1839 годы. Бауэр был вождём и левых гегельянцев с 1839 по 1845 года. В 1845 году Бауэр вернулся назад к консерваторам, где до конца своей жизни ( скончался в 1882 году) оставался на вторых ролях. Только Франц Цыхлинский (1816-1900) страстно почитал Бауэра и видел в нём "фюрера" консерваторов.
Источники
А) "Германия" - термин древнеримского историка Тацита Корениля, описание её он дал в своём труде "О происхождении германцев и местоположении Германии" [1], в конце I века н. э.
1. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969. Перевод А.С. Бобовича. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm (дата обращения 14.04.2021).
2. Muirhead J. H. How Hegel Came to England. New Series, Vol. 36, No. 144 (Oct., 1927), pp. 423-447 (25 pages). Published By: Oxford University Press. С. 423. URL: https://www.jstor.org/stable/2249266 (дата обращения 14.04.2021).
3. Holy Alliance, Catholic Encyclopedia. URL: https://www.newadvent.org/cathen/07398a.htm (дата обращения 14.04.2021).
4. Reformation -. Sprache - Medien. Ideen für den Unterricht zum. Lutherjahr 2015 - ab Klassenstufe 8. Mehr zum Thema Luther. URL: https://www.stiftunglesen.de/download.php?type=documentpdf&id=1439 (дата обращения 14.04.2021).
5. Fromm Eberhard. Geistiger Kopf der Junghegelianer.. URL: https://berlingeschichte.de/bms/bmstxt97/9704deua.htm (дата обращения 14.04.2021).
6. Bauer Bruno. Die Judenfrage. URL: https://archive.org/details/bub_gb_gLdUAAAAcAAJ (дата обращения 14.04.2021).
7. Маркс К. "К еврейскому вопросу". URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1844/jewish.htm (дата обращения 14.04.2021).