Аннотация: О фиванцах, о исторической справедливости, и о Фермопилах.
В битве при Фермопилах (в сентябре 480 года до н. э.), как и любой древней дошедшей до нас истории, есть свои "факты" и "белые пятна". Существуют "постоянные" мнения на вещи, которые не вызывают противоречий и существуют "переменные" (спорные) мнения на вещи у историков, которые на протяжении веков служили источником для жарких дискуссий.
В этом очерке выносится на обсуждение 3 "вечных" вопроса:
1) Были ли реальные фиванские про-персидские симпатии?
2) Почему, в третий и последний день боев, фиванцы были задержаны Леонидом, и взяты в заложники?
3) Зачем фиванцы сдались персам, и кричали, что их привели в Фермопилы насильно, и против их воли?
Мой очерк будет "отталкиваться" от Геродота и его исторического труда "История". Отрывки "Истории", о 400 фиванцев, сражавшихся во время этого знакового трехдневного боя.
Когда кто-то читает рассказ историка о битве при Фермопилах, он, "чувствует", что сказ содержит в себе антифиванские настроения. Тогда мы (читатели) должны задаться вопросами: 1) "был ли "Отец истории" (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.) предвзятым, против Фив? Или, 2) существует ли альтернативная теория, гипотеза, отношения Геродота к фиванцем, которая смогла бы объяснить явные "осуждения" 400 фиванцев, сражавшихся у "Горячих ворот"?
Три конкретных момента требуют оценки. Они могут "пролить" (раскрыть) некоторый "свет" на то, почему фиванцы представлены в таком нелестном виде. Поэтому поднятые вопросы будут "перефразированы" из Геродота, и дополнены: Диодором Сицилийским и Плутархом.
1) Геродот писал, что Фивы подозревались в проявлении про-персидских симпатий. Следовательно, когда царь Спарты Леонид прошел через их страну, по пути в Фермопилы, он имел целью выяснить, за кого фиванцы и их союз (лига)? Основной историк греко-персидских войн записал, что, хотя они послали контингент из 400 воинов под командованием Леонида, но их основная симпатия все еще была с Персией.
Возможно, "ненависть" афинян (в лице Геродота) к фиванцем тянется со времен диктатуры Писистрата (600-527 до н.э.), которые "дарили" (поддерживали творящийся хаос) больше всех денег диктатору, и, в последующем, его сыновьям (I:61-64).
А так же предоставляя лишь небольшую часть своей доступной армии (примерная численность армии Беотийской лиги в 5 веке до н.э. составляла 900-1200 всадников и 8-13 тысяч гоплитов), считалось, что фиванцы не собираются сопротивляться продвижению Ксеркса Великого в Грецию. Почему? Из-за "кровного родство". Земля Та-Кемета (древний Египет), ранее порабощенная Персией, уже признала Кира фараоном.
"Все египтяне, принадлежащие к храмовому округу Зевса Фиванского или живущие в Фиванской области, не едят баранины, но приносят в жертву коз. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов. Только Исиду и Осириса (который, по их словам, есть наш Дионис) они все одинаково чтят. Напротив, египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса, но приносят в жертву овец. По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины, обычай этот установлен вот почему. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться [свидания], Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По-моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Аммоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице" (II:42).
Фивы, и их сосед в области Беотии, город Феспия, поддерживал оборону Греции с помощью 700 воинов, выделенные гоплиты, которые включали, если не все их доступные силы, то по крайней мере, значительное большинство из них.
Историк Диодор Сицилийский (около 1-го века до нашей эры) утверждал, что фиванцы были "изначально на иной стороне" ("Историческая библиотека". XI:4-6). Он предполагал, что была политика в Фивах следующая:
1)-я фракция меньшинства, преданность которых была греческим союзникам;
2)-я фракция меньшинства, преданность которой была персидским завоевателям. Остальное большинство соотечественников в Фивах выжидали победителя. Поэтому, можно предположить, что они были неотъемлемой частью защиты Фермопил (фиванцев которых отправили, т.е. это "партия про-эллинского" взгляда, а "партия про-персидского" осталась в Фивах). Наряду с другими представленными греческими городами-государствами, 400-то фиванцев, так же являются героями, как и остальные обороняющие ущелье греки.
2) В третий и последний день боев, после того, как большинство греческих войск было полностью разбито, контингент из феспианцев по собственному желанию захотел остаться. В то же время фиванцы захотели уйти (бежать), за что и были задержаны Леонидом, и взяты в заложники.
Это странный поступок Леонида и самый легкомысленный по отношению к 400 фиванцем. В свете тяжелых обстоятельств, с которыми столкнулись оставшиеся греки, отрывать, разделять изнуренные и потрепанные войска, которых вскоре всего равно должны были окружить персы, и полностью истребить их. Приказ задержать фиванцев и сторожить их горсткой спартанцев и феспийцев. Держать фиванцев "заложниками", используя любого гоплита, чтобы охранять их, означало бы сокращение ценной рабочей силы там, где это было наиболее важно. Что двигало спартанцами? Погибнуть, но как можно больше забрать с собой персов к Аиду. Поэтому было бы проще позволить этой "беотийской силе" отступить вместе с другими греками до начала битвы на третий день.
(Дельфийский оракул предсказал Леониду, что либо гибнет царь, либо его народ. Поэтому стоял до конца. Принес себя в жертву во имя отчизны. Но, как жалко Леонида и других, Фемистокл - афинский архонт, был куплены персами, и он, дав денег оракулу - велел, сказать Леониду такое пророчество. Фемистокл хотел ослабить извечного врага и утвердиться на мировой арене. Ослабить Пелопоннесских союз, лишив его основной мощью - людьми. Позднее спартанцы узнали о таком вероломстве, и, в отместку, сполна отплатили афинянам, взяв Афины на меч в 404 г. до н.э.).
Зачем это было нужно?
Скорей всего, те фиванцы, "греческого толка", разуверились в Леониде. Они верящие в Элладу, верные ей, даже там, где остальным было, или все равно, или хотели ее опустошения, 400-то, преодолевая общественное мнение, отправились защищать всеобщую родину. Но были осрамлены недоверием со стороны главнокомандующего (в течении 2-х дней сражение). Осознали что такая "узурпация" и "деспотия", спартанцами, не лучше, а может даже и худшим является делом, чем персидская, решили про-эллинские фиванцы присоединится к про-персидской партии, и вернуться домой. Леонид решил, что они сговорились с персами и собираются ударить в спину грекам, и задержал их (по - своему царь был прав).
3) Фиванцы сдались персам, крича, что их заставили участвовать в Фермопильском сражении против их воли. Их капитуляция - это то, что позволило им выжить, а не умереть со спартанцами и феспианами в знаменитой последней битве.
Такая цепь событий "вычеркнула" фиванцев в конце из общей победы. Греки объявили фиванцев трусами и предателями. Ἐὰν μὲν δίκαια πράττῃς, μη δὲν φοβηθῇς (если ты поступаешь честно, то тебе нечего бояться). Хотя любой из этих трех вопросов может показаться причинной, по которой им не установлен памятник в Фермопилах (нет упоминание), именно этот - третий момент, который заклеймил этих 400 гоплитов, и является главной причиной. Памятник в Фермопилах чтит 300 спартанцев и 700 феспианцев (а было их больше чем 1400 человек. Примерно: 5200-7700 гоплитов в начале боя и 500-1400 гоплитов на 3-й день).
Через год после битвы при "Горячих воротах" Фивы фактически "афарсинились" (фарс-перс), сражаясь с персами против греческих союзников во время битвы за Платеи (479 г. до н.э.). Хотя Битва за Платеи, по-видимому, подтверждает положение о том, что Фивы, в целом, принимали участие в этом коварном поведении против Греции, оно не должно включать "наших" героических 400 фиванцев. В то время как труды Геродота имеют тенденцию быть проафинскими, считается, что с тех пор, как Фивы и Афины были заклятыми врагами, в его трудах, возможно, существовал антифиванский уклон, который распространялся на 400 гоплитов, сражавшихся в Фермопилах. Кроме того, поскольку оставшиеся спартанцы и феспианцы погибли на холме Колонос или в непосредственной близости от него, вполне возможно, что благодаря устным свидетельствам Геродота несколько десятилетий спустя у источника (афинян?), возможно, была претензия к Фивам. Геродот, возможно, не намеревался совершать какую-либо злобу по отношению к этим фиванским воинам, однако, авторитет, стоящий за этими свидетельствами, сохраняет к ним негативное отношение.
Историк Плутарх был зачислен в качестве основного источника цитаты, приписываемой царю Леониду (известное высказывание царя: молон лабе/ mολὼν λαβέ - приди, возьми). (Плутарх отстаивал историческую справедливость и честь фиванских воинов). Какая ирония! В труде историка "Изречения спартанцев" вера Плутарха в фиванцев - чистая. Его позиция по отношению к 400 фиванцем (51. Леонид, сын Анаксандрида), действующих героически, была сброшена со счетов многими. И, в последующим, слепо цитируемой, с искажением, авторских бесчисленных высказываний, приписываемых спартанской царской семье, и другим спартиатам. Плутарх утверждает, что эти воины [фиванцы], которые шли к Фермопилам, проявили истинный патриотизм к Греции, особенно в свете "медизма" большинства граждан Фив или, по крайней мере, их правящей олигархии.
Хотя нет никаких оснований сомневаться в сдаче фиванцев, поскольку нет никаких убедительных подтверждающих доказательств того, что можно предположить обратное, мы должны задаться вопросом, что, несмотря на самопожертвование 300 спартанцев и 700 феспианцев, была и другая причина, помимо неизбежной смерти, которая требовала фиванцев сложить оружие? Возможно, мы никогда не узнаем события, как они произошли в отношении этих 400 граждан, однако, по всей вероятности, эти доблестные воины вызвались (насильно в последний момент, чтобы избежать казнь от рук спартанцев) остаться и сражаться до последнего боя, в отличие от исхода других греческих воинов в последний день.
В конечном счете, фиванцы смогли избежать гибели с оставшимися спартанцами и феспианами, которые все погибли под градом стрел, которых было так много, что они "уничтожили солнце". Греция признала их (только спартанцев и феспианцев) героические действия по защите Эллады, в 480 году до нашей эры, греки воздвигнут памятник в память о воинах, как из Спарты, так и из Феспии, тогда как гоплиты Фив будут забыты.