- Радиограмма из Барселоны! Хорошие новости! Фердинанд отправляет флот в помощь Отранто! - порадовали меня утром в штабе.
- Отлично! Есть шанс что успеют к приходу осман.
- Но есть и плохая новость. Этот флот состоит из четырех кораблей. Две карраки и две каравеллы.
- Эх! Умеешь ты обрадовать.
- Но у них там еще приказ: собрать галеры на юге италийского полуострова.
- Ну да - гнать галеры от Барселоны далеко. Но все равно мало будет.
- Сколько там османских кораблей предполагается?
- Более сотни.
- По последнему докладу в бухте порядка пятидесяти пяти кораблей уже. Но войск уже более пятнадцати тысяч. По войскам уже похоже что скоро, но по кораблям - мало их еще.
- Вот так, сами разгромили лучшую часть арагонского флота, и теперь жалуемся, что с османами воевать некому. Четыре корабля! На что Фердинанд рассчитывает!
- Ну у осман там почти все транспорты, галер мало. Мавн совсем нет, фусты из галер только.
- Этих "мало галер" хватит чтобы разгромить арагонскую эскадру. Еще и на транспортниках пушки есть. Не на всех, но часто, Метин говорил.
- Новых транспортов много.
- Да, интересно у осман флот развивается. После того, как мы их победили, они взялись за реформу флота. Большие мавны делать перестали, от галер в открытом море толку мало, дальность плохая. Скопировали они наши шхуны, сделали вариант немного больше. Османы любят все большое. Гоняли венецианцев они на этих шхунах.
- Нам даже пришлось венецианцам втихаря помогать.
- Но еще увеличить шхуну у них не получилось. Рейки тонкие, хоть и в два слоя. Прочности на длинном корпусе не хватает. А османам нужны большие грузовые парусники. Они в ту войну поняли, что плоты и галеры - в прошлом.
- Но галеры у берегов и в бухтах нужны.
- Да, нужны. Но для большой сухопутной армии султана нужны транспорты. Нефы не лучший вариант - тихоходные, да еще и трудоемкие в производстве оказались. У них борта из довольно толстой доски, корабль крупный. Обводы крутые, доску эту надо сильно гнуть - это требует много времени и большого мастерства. Но даже при этом большой длины корабля получить сложно - пошли в ширину, потеряли скорость. Нужен длинный корабль с бортом из толстой доски. И чтобы не гнуть эту доску, они придумали новую схему. Основная часть судна имеет почти прямой борт из толстой доски внахлест. Корма транцевая, а нос сделан по технологии наших шхун - два слоя реек. Трехмачтовая гафельная шхуна, по парусному вооружению. Но на такую длину я бы четыре мачты поставил, а то они низкие.
- Переход между носовой частью и прямым бортом немного корявый.
- Но обтекаемость неплохая. Явно быстрее нефа. Хотя транцевая корма немного скорости съедает. И делают они их быстро - доски и гвозди. На железных гвоздях и быстрее и проще, если железо есть. С бронзой у осман тяжело, как и с хорошими мастерами. В небольших количествах и бронза и мастера есть, но империи нужна массовость.
Отдельная бригада нос из реек приделывает. Досок они много производят: на Балканах, почти в каждом устье реки, что в море впадает, стоит водяное колесо и пилорама. Опять у нас скопировали.
- А гвозди они по-старому производят.
- Да. Просто много кузнецов, не особо опытных, куют гвозди целыми днями. Много кузнецов - много гвоздей. Экстенсивный способ.
- Много они этих парусников уже построили. В бухте Авлоны их больше половины. Еще и с пушками некоторые.
- Пушка та мелкая, чуть ли не переносная. Корабль под пушки не предусмотрен. Больше для отпугивания эта пушка.
- Вот арагонскому флоту с этими транспортниками воевать придется.
- Там фусты опаснее. На некоторых стоит носовая пушка с длинным откатником из досок. Вот там калибр приличный. Стрелять может только вперед, но галеры вертлявые. Зато галер мало. Семьдесят километров по морю идти, надо много еды и воды для гребцов. Места для полезного груза почти не остается.
- Может тогда больше кораблей заминируем? У нас там восемь фугасных мин для ныряльщиков, и пятнадцать мелких зажигательных для Метина. А кораблей с осадными орудиями только четыре. Уже загружены, стоят.
- Надо еще отследить транспорты с большим грузом пороха, их тоже заминировать. А корабли с пушками заминировать и внутри, и снаружи.
Поговорили про вражеские корабли с порохом, и вспомнил я про зажигательные снаряды, что просят у меня флотские. Да, для деревянного корабля один зажигательный снаряд иной раз страшнее нескольких фугасных.
Зажигательные снаряды к пушкам мы пробовали делать давно, но результаты были слабые. Зажигательным веществом у нас была смесь фенола и селитры. Горит хорошо, но чтобы уверенно поджечь влажную палубу корабля нужна довольно большая порция смеси. Объем 65-мм снаряда небольшой, из смеси формовали шайбы на весь внутренний диаметр снаряда, всего шесть штук помещалось.
Еще проблема нормально раскидать эти шашки по вражескому кораблю, с корпусом чугунной гранаты это не получалось, придумали использовать корпус шрапнельного снаряда. В шашках делали отверстия по центру, заполняли порохом "огнепроводной" фракции. Сверху, в носу снаряда, подсыпали мелкого пороха для затравки. В носовой части корпуса снаряда делали отверстия, закрытые лаком, для воспламенения пороха при выстреле.
В момент выстрела порох внутри загорался и поджигал замедлитель вышибного заряда. За несколько секунд полета шашки уверенно поджигались, замедлитель делали "долгий", поэтом он срабатывал уже когда снаряд прилетал в корпус вражеского судна. Вышибной заряд выталкивал шашки вперед вместе с крышкой, и поджигал все вокруг.
Но это в теории. В реальности, чаще всего, вперед вылетала горящая фенольная каша, образуя интенсивный, но небольшой костер. И если экипаж корабля не зевал, то мог успешно его потушить.
Пробовали делать шрапнельный режим, чтобы вышибной заряд срабатывал над целью. Но фенол с селитрой слишком легкие, и у шашек баллистика полета далека от шрапнели. Это шрапнель летит, а шашки просто падали. В сумерках было красиво, но попасть этим даже по мишени размером со сло... с корабль - маловероятно.
На этом мы тогда закончили эксперименты. Но прошедшие бои показали, что потребность в зажигательных снарядах сохранилась.
Вариант в шрапнельном корпусе неплох, но подводят фенольные шашки. Что с ними не так? Они слишком непрочные, вышибной заряд и перегрузки при выстреле их часто разрушают. Температура горения невысока, и чтобы поджечь палубу, шашка должна быть довольно крупной, из-за этого их мало помещается в снаряд. И они слишком легкие для использования в шрапнельном режиме, слишком низкая плотность фенола.
С этой проблемой в голове я ходил долго. Легкие слишком шашки, летят плохо. Пригрузить их можно только металлом, а он не горит. Как не горит? А термит! У меня даже где-то рецепты есть!
Почитал. Везде нужен алюминий. Я давно изучил производство алюминия. Там не только много электричества нужно, но еще, например, плавиковая кислота для получения криолита. Если сильно напрячься, то можно получить небольшое количество алюминия. Но новых технологических высот я этим не достигну. Для проводов - медь лучше, да и гораздо дешевле в моей ситуации. Радиаторы и теплообменники - тоже. Самолетов я не делаю, легкие лодки прекрасно получаются из фанеры. Алюминий еще и варить сложно, аргоновая сварка - это не про нас. И тратить алюминий на боеприпас, да еще и не на самый эффективный, смысла мало.
Есть еще экзотические рецепты с магнием или кальцием. Но по ним мало данных, алюминиевые термиты их вытеснили. Придется самому экспериментировать. Как-то не вдохновляет. Но даже для термитных зажигательных снарядов придется тратить селитру - на метательный заряд. А с селитрой происходит что-то непонятное, ее запасы катастрофически тают. Сколько мы тратим селитры на производство пороха и других взрывчатых веществ, не сходится с убытием селитры со склада. Сильно не сходится, хотя никто и не ворует, это точно.
Как бы сделать зажигательный снаряд без пороха или селитры? Так, стоп. Если не снаряд ... Огнемет! Вот его можно сделать без пороха, для совсем ближнего боя подойдет. Против абордажных лодок совсем замечательно.
Энергию для метания горючей смеси можно брать от сжатого воздуха. Компрессор приводить от паровой машины. Та-а-ак. А паровая машина приводится от пара высокого давления. Все проще. У нас на кораблях даже уже есть паропроводы для водяных эжекторов, чтобы воду из трюмов откачивать в случае аварийного затопления. Можно уже идти, объяснять мастерам задачу. Только пусть сначала просто водой "плюются".
Мы же перешли с передатчиков Поулсена на ламповые. Это громадный шаг вперед - мы смогли достигнуть частоты в двадцать мегагерц, на которой возможна сверхдальняя связь, пусть и нестабильная. Передатчик стало возможно питать от батарей, у нас появились носимые радиостанции.
Но появилась и крупная проблема - у наших ламп очень низкий ресурс, буквально - единицы часов. И сейчас возникла ситуация, в которой вся наша мощность по производству радиоламп уходит на поддержание работоспособности немногочисленного парка радиостанций. Еще в канарскую операцию интенсивно рации использовали, на некоторых кораблях уже запасных ламп не осталось. Производим радиолампы примерно с той же скоростью, что они у нас выходят из строя.
На производстве ЭВП у нас два мастера, подсобный рабочий и два паренька-теоретика, которые пытаются понять эти электродинамические процессы, ведут учет конструктива и характеристик ламп. Один мастер собирает электроды в арматуру, другой занимается стеклом - выдувка, откачка, запайка. Добавил по два ученика каждому мастеру, вскоре должна вырасти скорость производства ламп. Вот только просто увеличить производство - плохой вариант, потому как на каждую лампу расходуется несколько сантиметров вольфрамовой нити, которую я привез из своей реальности. В катушке этого диаметра было двести метров, но что-то остаток нити уменьшается с катастрофической скоростью.
Немного вольфрама у меня есть, получили из оловянного шлака. Но нить я даже еще не пробовал получать, несколько рецептов у меня есть, но там сложно. И надо экспериментировать, но этого количества вольфрама не хватит даже на эксперименты.
И купить еще такого олова с примесями вольфрама не получилось. В районе того марокканского рудника была какая-то война, и добыча олова совсем прекратилась. Похоже, придется туда посылать экспедицию.
Но вольфрам не решает проблему малого ресурса ламп. Электроды мы делаем из железа, из всех доступных нам металлов оно подошло лучше других. Катод делаем из вольфрама. Но вольфрам имеет очень большую работу выхода электронов, то есть для электронной эмиссии его надо очень сильно нагревать. А тепловой коэффициент расширения железного электрода большой, хоть мы и используем для колб натрий-кальциевое стекло, разница между ТКР железа и стекла довольно существенна. И само стекло не самое подходящее, все из-за того же высокого ТКР. Все это вместе приводит к циклическим тепловым деформациям колб в районе цоколя. Эти деформации в абсолютных величинах небольшие, но для хрупкого стекла этого хватает - накапливаются микротрещины, нарушается герметичность. Порой колба лампы просто лопается при очередном включении.
Во-первых, надо снижать температуру накала - надо уменьшить работу выхода материала катода. Мы пробовали покрывать катод оксидом кальция, но получалось нестабильно. Видимо, покрытие имело плохое сцепление с вольфрамовой нитью. Опыт моей реальности показал, что лучшим покрытием катода является барий. Его тут не знают, но у меня на карте есть месторождение. На Кавказе, на реке Белая, выше Майкопа. Вот бы послать туда экспедицию. Но как найти место? Там сейчас глухомань - покрытые лесом горы. Скорее всего еще нет даже Майкопа, не говоря уже о поселке на месте рудника. Надо думать.
И надо переходить на боросиликатное стекло для колб. Оно имеет намного более низкий коэффициент ТР и поэтому более жаростойкое. Нужен бор. Тут ситуация другая - бура известна давно, как флюс для цветной металлургии, хотя распространена мало. Где-то в центре османской Анатолии есть крупное месторождение борной руды, и ее уже должны добывать. Экспедицию туда не отправишь. Османские купцы знают про буру - называют "бурак". Мы пытались у них купить, но два раза получали обычную соду, египетскую, скорее всего. Удалось купить совсем немного у османского ювелира - всего несколько десятков грамм. Не стали тратить на производство стекла - будем учить приказчиков отличать буру от других веществ.
Но если перейдем на боросиликатное стекло, то разница в ТКР стекла и железного электрода станет еще больше. Скорее всего колба расколется от первого же нагрева. Нужен ковар - сплав железа, никеля и кобальта, с ТКР близким к боросиликатному стеклу.
Немного кобальта у нас есть, получается при выделении серебра из свинцовой руды, но никеля нет совсем. Но на моей секретной геологической карте я кое-что нашел. В Греции, около Ларимны, есть небольшое железо-никелевое месторождение. И, как я понял, османы там сейчас уже добывают железную руду. Про никель тут еще не знают. Еще что хорошо - рудник близко к берегу моря, удобно. Просто пошлю приказчика купить немного железной руды, в ней должен быть никель. И никаких экспедиций.
Эту Ларимну еле нашли, и это у нас была карта, сам Командор нарисовал. Эта часть побережья Греции вся изрезана заливами и полуостровами, и где нужный залив становится проливом - долго понять не могли. Наняли грека-рыбака, в качестве лоцмана, и он уже показал нам дорогу. Узкий пролив, с поворотом, и вот мы в нужной бухте. На парусах сюда не зайти, сложно очень, все на веслах. Но у нас машина, для парохода несложно так маневрировать, если знать куда.
У причала две фелюки грузятся. По дороге к причалу пылят телеги. С горы к морю едут груженые, наверх едут пустые. Удобно они тут устроились. Рудник совсем недалеко от моря, сходили посмотрели. Греки копают руду, греки возят, греки грузят. Одного османа только встретили - присматривает.
Командор сказал купить руды немного, на пробу, вдруг не подойдёт. Выбрали получше, и недорого оказалось. Можно и больше брать. Но мы же бесплатно на Тамани берем. Ну как бесплатно - люди там работают, живут, оплату получают. Но вряд ли эта руда дешевле нашей выйдет.
Привезли руду - тяжелая, темная, разные оттенки коричневого. Да в ней железа больше, чем в нашей руде! Никель в этой руде находится в окисленном виде и его надо восстановить коксом. При этом восстановится и железо, все это сплавится, получим ферроникель. Потом надо будет выделить чистый никель, но это потом.
Процесс сильно похож на доменный, но домна далеко, в Шахтинске. Да и этой руды слишком мало чтобы загрузить домну, даже такую небольшую как наша. Попробуем в вагранке, на складе задел стального проката хороший, можно отвлечь вагранку. Да и все равно в ней скоро футеровку нижней части менять, быстро выгорает.
Руду просеяли через решета, крупные куски раскололи. Совсем мелочь использовать нельзя, воздух проходить не будет. Загрузили вагранку коксом, разожгли. Пошли калоши с рудой и коксом, извести добавили, чтобы снизить температуру плавления. Перерасход кокса большой, но никель - не железо, стоит того. Теперь надо угадать с режимом - сначала подача воздуха должна быть небольшой, чтобы в зоне горения образовывался угарный газ, который и является главным восстановителем металлов в этом процессе. В зоне восстановления температура должна быть порядка тысячи градусов, чтобы шла реакция.
Потом дутьё прибавили, сейчас никель и железо восстановились до металлического состояния и должны плавится и стекать в нижнюю часть вагранки.
- Ну что, пора?
- Давай, бей шлаковую летку.
Летку пробили, в стенке засветилось окошко.
- Что-то нету ничего.
- Эта летка высоко слишком, бей чугунную.
Пробили нижнюю летку, но вместо привычного чугунного ручья из летки поползла густая светящаяся масса. Поползла и встала, темнея и остывая на глазах.
- Все! Приплыли!
- Вот и козел!
- Ну не совсем козел, это же не домна. Разбирается тут все. Заодно и облицовку сменим.
- Но хорошего мало.
- Факт!
Да, чуда не произошло. Вагранка - это не домна. Теперь ждать пока остынет. Остывать будет долго - внутри несколько тонн непонятной массы. Начали осторожно воду лить - повалил пар. Изучили то что вытекло из летки, оказалось что это шлак, силикатно-глинозёмистый, тугоплавкий. Мало извести положили! А где же железо, хотя бы?
Наконец разобрали нижнюю часть вагранки. В середине шлаковой массы обнаружили лепешку. Лепешка вроде как чугунная, но не совсем, смесь со шлаком. Это же крица! Если ее долго ковать и отжигать, то получим железо. Кричное, некачественное. Получается, что вагранка сработала как домница, недодомна.
Металла много - взвесили, выходит что, с учетом потерь, в руде порядка сорока процентов железа. Неплохая руда, жаль, что на османской земле и приходится ее покупать.
Железо видно, а где никель? По идее это и есть ферроникель. Но сколько его там? Да и есть ли никель, в принципе? Попробуем извлечь электролизом.
- Командор, а катод какой ставить? В справочнике написано что никелевый или из неж... нерж... ржавеющей стали.
- Да, это сплав железа и хрома, часто с никелем, Антип. Хрома у нас нет. Нержавейки без хрома я что-то не помню. Хотя если замешать процентов восемнадцать никеля - не должно ржаветь. Тогда уж проще сплошной никель.
- Значит, чтобы получить никель - надо иметь никелевый электрод? Замкнутый круг, значит?
- Ну да. Опять.
- И что делать будем?
- Так, стоп. У нас же есть немного нержавейки! Вон то мое ведро, помнишь? Оно же еще долго дистиллятором работало.
- Большое слишком. Да и жалко - очень нужное для химии.
- Тогда кружку! Пошли, у меня лежит, я ею давно не пользуюсь.
Я уже давно перешел на нашу керамическую посуду, приятнее чем нержавейка. Керамика у нас уже очень приличная, особенно когда нашли каолин. Тонкая, прочная, звенит - почти фарфор. Глазируем стеклянным порошком. Пробуем цветную роспись, тоже стеклянным порошком, уже цветным. Получение цветного стекла мы уже давно отработали, когда стразы делали.
- Вот, смотри. Немного помята, но пойдет, дно почти ровное. Сплав железо-хром-никель. Надо осаждать слой никеля и отдирать. Если получим достаточно прочную фольгу - сделаем ее основой сплошного катода. Эти катоды уже будем переплавлять.
Но даже с таким катодом из будущего не все просто оказалось. В аноде очень много железа и надо не допустить его к катоду. Основной способ тут - окисление железа в электролите воздухом. Это мы используем не в первый раз, у нас даже есть ручной воздушный насос для этого. Крутишь ручку, и из стеклянной трубки с мелкими отверстиями идут пузырьки.
Но этого недостаточно, даже окисленное железо будет загрязнять катод. Катод хотели отделить войлочной мембраной, шерсть довольно кислотостойкая. Но электролит агрессивный, поэтому применили керамику. "Горшок в горшке" - старая схема, наружный горшок глазированный, внутренний из пористой керамики.
В катодную область понемногу подаем раствор серной кислоты, так чтобы уровень электролита у катода был выше чем у анода - создается противоток. Ионы никеля проходят сквозь диафрагму, а оксид железа должен уходить в дренаж. Грязный электролит надо отстаивать и фильтровать и возвращать в катодное пространство. Еще правильную плотность тока надо поддерживать. Мы не первый раз используем такую технологию. Чтобы разделить металлы в гальванике, и не на такие ухищрения пойдешь.
Но что обидно - если захочешь получить на катоде слой железа, это тоже не просто, мы пытались. Получается или налет ржавчины или очень рыхлый тонкий слой. Стали отрабатывать всякие рецепты. Во-первых электролит нужен сульфатно-хлоридный, во-вторых - его надо стабилизировать гидразином или аскорбиновой кислотой. Помню - в этот момент Антип встрепенулся:
- А что, этот витамин можно синтезировать?
- Забудь. Это сложно. У нас в очереди десятки более важных веществ, которые нужно синтезировать. А аскорбинка есть в овощах и фруктах, надо просто не забывать их есть.
И электролит можно стабилизировать другой органикой, у нас стало получаться с гидролизированным крахмалом. Но только когда применили асимметричный ток - поверхность на катоде стала похоже на настоящее железо.
Сегодня же у нас задача железо не допустить к катоду, а никель осадить там. И вот она - первая пленка никеля! Отодрали от внешней стороны кружки тонкие лепестки.
- Блестит как!
- Крепче станиоли будет.
- Да, никелем можно сталь покрыть - и будет блестящее покрытие, прочнее чем цинковое или медное.
- Как серебро блестеть будет?
- Даже лучше. Серебро оно белесое, а никель как ртуть, как зеркало.
- Что-то выход никеля низкий. Смотри сколько анода ушло, а на катоде несколько грамм. Куда девается?
- В электролите часть. Но, в основном, тут - в шламе железном, в виде каких-то соединений, гидроксида, скорее всего.
- Извлекать надо. Еще железо кислоту съело.
- Как это?
- Смотри, Командор - в шламе много сульфата трёхвалентного железа, а у электролита плотность упала. Серную кислоту подливать надо.
- Так это что, у нас серная кислота - вот так в шлам уходит? И много?
- Бывает что много.
- А получаем ее как?
- Как обычно - из серы и селитры, в свинцовом реакторе.
- А я думаю - куда селитра девается! Мы же столько пороха и тротила не производим, сколько селитры тратим!
- Ну да. Вот эта вся гальваника: производство серебра, электродной меди и всякого другого, много серной кислоты съедает. Хлоридный электролит далеко не везде можно использовать. Ну ты же сам знаешь: электролиз - вещь тонкая. И в других производствах много где используем.
- Уфф! - не то вздохнул, не то простонал я.
- Что?
- Антип. Мы не можем тратить столько селитры. Без серебра мы выживем, без пороха - нет.
- А без меди? Оно же для электричества.
- Уфф.
- Так что делать?
- Давай так. Это заканчивай - нужно точно подсчитать содержание никеля. Остальную крицу не трогай. По своим производствам проведи ревизию... проверку. Где сколько тратиться селитры. Это, в основном, через серную и азотную кислоты происходит. Для азотной так два раза селитра тратится.
- Проверку... - без энтузиазма сказал Антип.
- Я тебе писаря дам. Он все запишет, все посчитает. Ты только говори где - сколько. Потом приходи - будем думать где можно меньше этих кислот тратить. И надо пытаться получить серную другим способом, без селитры.
Основные способы производства серной кислоты я изучил давно: нитрозно-башенный, катализаторный и камерный - тот что мы сейчас используем. Катализаторов три варианта - оксид железа, оксид ванадия и платина. Платина в Америке, будет недоступна еще пару десятков лет. Ванадий. Посмотрел на карте месторождений - ближайшее в северной Европе. И еще не открытое, естественно. И как искать? Не, нереально пока.
Железный катализатор - сколько угодно. Но чтобы он заработал нужна температура порядка 650С. И из чего делать реактор? Свинец расплавится давно. Ну да, написано же - "в настоящее время техпроцесс не используется".
Нитрозно-башенный. Помню как переписывал описание процесса из смартфона, срисовывал схемы, конструкцию. Что-то сомневаюсь что сможем быстро наладить. И даже не быстро тоже. Как-то грустно получается с кислотой.
Тут Антип зашел.
- Закончил пробу - посчитал содержание никеля. От четырех до шести процентов где-то. С учетом потерь.
- Это по железу?
- Да, содержание в этой крице.
- Если в руде содержание железа около сорока процентов, то никеля тогда - около двух. Мало что-то. Ты точно считал?
- Точно. Больше шести никак не может быть.
- Странно. Должно быть больше.
- Ну ничего. Ты же сам говорил, что нам бы никеля хоть полкило, для радиоламп много не надо. В крице больше сотни килограмм - это пять килограммов никеля выходит. Хватит же?
- Да, а представляешь сколько надо серной кислоты потратить на извлечения этого никеля? Десятки литров! Никель золотым выходит. А сколько можно было вместо этого сделать пороха? На тысячи патронов бы хватило. Если не десятки тысяч.
- Да уж...
- Я тут другие способы получения серной изучал - показал я на бумаги - да ты сам все помнишь. Не потянем мы. Придется сбор селитры увеличивать. Вон, в Мавролако большие ямы заложили - уже созрела, поди.
- И что, этих ката... катализа... торов не найти?
- Платины и ванадия нет, а на железном не сможем. Да, мы же про железо и никель. Ну-ка, где тот приказчик?
Я выглянул в соседнюю комнату, сказал вестовому позвать приказчика.
Приказчик пришел быстро, запыхавшийся и взволнованный.
- Сядь, успокойся. Все хорошо, руда хорошая.
Приказчик вздохнул с облегчением, и посветлел лицом.
- Расскажи мне про тот рудник в Ларимне. Как там? Опиши, ты же там был.
- Ну это не такой прям рудник. Там почти как у нас на Тамани, только гора. Гору сбоку обрубают. Там земля сверху - ее в одну сторону оттаскивают. Хорошую руду грузят сразу. Плохую - в другую сторону.
- А как различают?
- Так видно! Хорошая - она темная, в ней железа много. А светлая - она, это... - бедная! Во! Бедная на железо. Полосами руда идет. Там полоса темная, а там - светлая.
- И что, бедная руда дешевле?
- Наверно, сильно дешевле. При нас ее никто и не купил. Я так сразу собирался брать самую лучшую, и за дешевую не спрашивал. Я же правильно сделал?
- Правильно. Баллы получишь, сколько положено. Вот только сначала езжай опять в Ларимну, и привези нам теперь бедной руда. Столько же. Или даже вдвое - она дешёвая должна быть.
- Прям сейчас?
- Ну бежать не надо. Когда там пароход готов будет, так и езжайте.
- Понял. Я пошел.
Антип сидит, немного недопонимает:
- Хочешь попробовать руду с меньшим содержанием железа?
- Да. В руде железа будет меньше, а в крице процентное содержание никеля должно быть выше. И для извлечения никеля потратим меньше серной кислоты. Но это если в бедной руде будет то же содержание никеля.
- Ну это посмотрим. А хорошо бы.
Тут дверь распахнулась и на пороге появился Аким.
- Там османы! Уплывают! Уходят!
Я вскочил и вслед за Акимом выбежал из кабинета в центральное помещение штаба.
- Вот радиограмма от Метина. Османы начали погрузку войск на корабли, загруженные транспорты отходят от причалов. Началось? Начинаем минировать?
- Да, радируй срочно. По основному плану.
Радист убежал в свою комнату.
- Как же так? Ты же говорил, что османам нужно будет сотня кораблей для перевозки всех войск.
- Вот же. Да я сам ... удивлен. А сколько там сейчас?
- На днях было пятьдесят шесть, за последние два дня пришло то ли десять, то ли двенадцать. Там то уходят, то приходят. И около двух тысяч войск пришло. И много обоза. Но мы особо не волновались, ведь кораблей еще мало.
- Даже семидесяти кораблей нет, это с галерами и старыми нефами. Новых транспортов едва полсотни. И как они поместятся?
- А ведь поместятся! Это в нефы помещалось две сотни, от силы двести пятьдесят если недалеко. В новый транспорт - триста запросто. Если ужаться - то триста сорок - триста пятьдесят. Как раз в пятьдесят кораблей поместится все семнадцать тысяч войска. С учетом нефов - еще и немного конницы, припасы и пушки.
- Фу! Чуть не прозевали. Лишь бы теперь наши успели заминировать. Хорошо - они на месте и в постоянной готовности.
- Должны успеть. Там немного. Вот только день сейчас - ныряльщиков видно будет. А до ночи нужные корабли уйти могут.
- Ну наши там придумали. И Метин от меня новые тексты получил.
Вот так, знание "прошлого будущего" чуть не подвело меня. В той реальности османы использовали в этой операции более мелкие транспортные корабли - венецианские нефы и свои аналоги. Сейчас же они подчерпнули знаний из моего "прогрессорства" и массово построили более крупные и технологичные транспортники. Сам же недавно своим про это рассказывал. А догадаться как это повлияет на ситуацию - ума не хватило. Теперь остаётся ждать, что наши ныряльщики с Метином все правильно отработают.
Сегодня в бухте Авлоны стало необычайно оживленно. Некоторые корабли стали переходить с одной стоянки на другую, к берегу из лагеря двинулись подразделения войск. Метин побежал на берег - узнать что происходит и вскоре вернулся.
- Ночью прискакал гонец от визиря. Всем грузиться и выходить в море. Идти на италийский полуостров. Началось.
- Радиограмму в штаб. Готовимся к операции. Все цели видим?
- Смотри! Тот корабль, с большими пушками, они один якорь подняли. А вон портовая галера, к ним идет. Выводить из бухты будет.
- Точно. Они же давно загружены. И к выходу из бухты близко. Их сейчас выведут, чтобы не мешали. Упустим.
- Все на весла! Мы ближе галеры. Главное - чтобы Метина на борт пустили. А он это ... как его ...
- Заговорю капитана. Да пустит на борт. Я ему давно и перец и шафран обещаю.
Леуко только на вид - небольшое судно. Но когда гребешь веслами - кажется тяжелой как мавна. Метин стоит на носу, машет и зовет капитана. Мы подошли ближе и начали табанить. Тут над фальшбортом показался капитан транспорта, увидев Метина - обрадовался. Только кранцы ткнулись в чужой борт - Метин перескочил на османскую палубу с торбой через плечо.
- Вот, как и обещал - огненный перец и шафран, и совсем недорого.
- О! Ты успел! А я думал что так и уеду без приправ. Ты спас меня от пресной еды.
- Я же привозил имбирь в прошлый раз.
- Ну-у - имбирь. Слабоват он. Некоторые блюда без огненного перца есть невозможно.
- Вот и хорошо. А слышали такую историю - приезжает купец домой, а его жена ...
Над османским кораблем раздался гогот матросов.
- Вроде у Метина получается - все на него смотрят.
- Еще бы. Когда Командор новые смешные истории прислал - я хохотал так, думал что султана разбужу. Но ты все равно под парусиной лезь, вдруг кто глянет сюда.
На фальшборте разложили запасной парус, так чтобы он скрывал штормтрап до самой воды. Один матрос делает вид что чинит парус. Мину просто спустили за борт на веревке - издалека на деревянное ведро похоже. Ныряльщик прополз под парусом и спустился по штормтрапу под воду. Аккуратно, чтобы не залить дыхательную трубку и не продувать ее с шумом потом.
- Эх, все одно заметно, что кто-то под парусом. Надо бы распорки какие поставить.
- Ну это вблизи заметно. А так да. Да и что парус до воды свисает - тоже подозрительно.
- Командор там придумал, но надо сильно леуку переделывать. Колодец врезать надо, говорит.
- Колодец на корабле? Ишь ты!
- Так, смотри - он за мину взялся! Конец трави помалу, чтоб не видно было отход от борта.
Ныряльщик уже закрутил один специальный шуруп в борт. Потянул за собой мину, но конец отцеплять не стал - вдруг уронит. И чтобы не было видно, как линь за ним движется от борта, надо стравливать.
Повесил мину на шуруп и закрутил еще два - все, мина закреплена. Конец отцепил и его утянули. Ныряльщик вытащил взрыватель-замедлитель из подсумка, и, направив в сторону от мины, выдернул чеку. Ничего не взорвалось, и он засунул взрыватель в гнездо мины. Все.
Ныряльщик выполз из-под паруса на палубу и показал большой палец. Матрос-сигнальщик надел шапку. Метин увидел это и завершил свое представление. Спрыгнул на свою палубу и корабли стали расходиться.
- Ну что у вас? Все успели?
- Ну да, а ты как?
- Так и не нашел где у них порох, может его тут совсем нет. Не будешь же бочонки открывать. Деревянную зажигательную закинул им в рундук с запасными парусами.
- Ну хоть что-то.
- А как так? Все же на тебя смотрели?
- На этот случай у нас с Командором припасена история во-о-он про тех чаек - и Метин показал рукой в даль. Все непроизвольно туда посмотрели, а когда обернулись к Метину, тот уже стоял в другом месте и чистил ногти острием ножа.
- Ну ты ... этот. Ловкач!
- Даже устал немного - притворно вздохнул Метин - шутом работать непросто.
- А я совсем не устал - сказал ныряльщик - так, поплавал немного.
- Нам еще сегодня три с пушками минировать, и пороховые, если успеем.
- Те три с пушками вон там стоят, и заставлены другими кораблями в два ряда. До завтра точно не выйдут. Так что мы их ночью спокойно сделаем.
- Тогда я на пороховые пойду. Вот этот открыто стоит, может до ночи уйти.
Метин и сапер, изображавший его слугу, сошли на берег.
- А нам надо двигать к тем кораблям - сказал командир ныряльщиков капитану.
- Там к ним вплотную и не встать.
- Если ночью работать, то вплотную и не надо - доплывем. Но надо заранее выбрать хорошую позицию и осмотреться пока светло.
Вернулись Метин с сапером.
- Ну как?
- Все получилось. И в пороховые и в те пушечные транспорты положили зажигалки. Уже язык не шевелится эти истории рассказывать. Но хоть серебра заработал - Метин потряс торбой и там зазвенел благородный металл.
- Так мы еще и в прибытке? - все засмеялись.
- Но еще вон тот корабль только вчера порохом закончил грузиться. Очень много на нем бочек. Его обязательно топить надо. Я две зажигалки там подложил, но вдруг не сработают.
- Как это - не сработают? - слегка обиделся сапер.
- Ну вдруг в этот момент дождь сильный будет, и пожара должного не случится. Давайте туда еще большую мину прикрутим. У нас же есть запас?
- Есть. Сделаем. Но сначала пушечные.
- Ладно.
- Теперь отдыхаем. Ночи ждем.
В штабе с напряжением ждали новостей. И вот уже к концу ночи пришла радиограмма. "Заминированы все четыре транспорта с осадными пушками и три с большим грузом пороха"
Ну все, осталось ждать результата. В Отранто наши агенты готовятся покинуть город. Но наблюдать за городом надо - нашли подходящее место. В нескольких километрах к северо-западу есть небольшая возвышенность. И эту возвышенность отделяет от берега моря мелкое, но длинное озеро. Даже если османы высадятся в этом месте побережья, то будет время уйти дальше от берега.
После ночных волнений проснулся поздно. Прихожу в штаб - а там уже Антип сидит, меня ждет.
- Привет, Антип! Что-то случилось?
- Здрав будь. Проверяем производство с писарем. По учету кислот.
- Получается?
- На моих химических - все понятно.
- А что, есть еще не твои?
- Есть. Бумажники вот. Они там пульпу варят. Процесс у них называется сульфитный, и для него они берут серу и натриевую щелочь.
- Все правильно, серу сжигают, диоксид серы образует в воде раствор сернистой кислоты. Серную кислоту не расходуют.
- Вот. А недавно еще одна установка небольшая заработала. Они еще у меня колбу кварцевого стекла брали для реактора. Пульпу для сильной бумаги варят.
- Для крафт-бумаги? Да, прочная такая бумага, но темная, желто-коричневая. Для книг не годится, для упаковки только. Немного производим.
- Вот. Но для этого они ни серы, ни кислоты не берут. А процесс называется сульфатный.
- Ну да ... Та-а-ак! И как это?
- Там ученик мой втихаря ... химичил. По твоему совету он гипс нагревом разлагал. Но там опять получается диоксид серы и сульфиты соответственно.
- Но я, так понимаю, там что-то получилось?
- Ну добавить кокс в гипс - легко догадаться, потребная температура снизилась. И он стал дальше экспериментировать. Вместо чистого гипса он взял глиногипс. А глина - это смесь оксидов алюминия и железа.