Аннотация: человеческое знание, основанное на неопровержимых концепциях
http://budclub.ru/k/kuznecow_d_j/religion.shtml swthch to the English version
Религия -
вид человеческого знания основанного на некотором, специфичном для каждой религии, каноническом
наборе неопровержимых концепций, верований, текстов, символов, обрядов. Обычно религии храктеризуются следующими свойствами:
1. Постулируется существование хотя бы одного Бога. Бог есть разумный субъект, который (которая) некоторым образом, недоступным обычным людям, обладает способностями и могуществом, которые существенно превосходят человеческие возможности.
2. Имеются священные тексты, следуя которым люди должны распознать волю Бога и повиноваться ей.
3. Богу нравятся некоторые действия людей; эти действия называются добром.
4. Богу не нравятся некоторые действия людей; эти действия считаются злом, грехом, или преступлением.
5. Предложенный набор концепций претендует на организующую роль в обществе с тем, чтобы привести это общество к
счастью и успеху.
6. Считается, что следование именно этой религии дает как обществу, так и индивидууму возможности для
успеха, мудрости, доброты и справедливости, большие, чем другие религии.
Некоторые религии и секты столь догматичны, что они не идентифицируют самое себя как религии. Их адепты считают свою веру единственно верным знанием, а любые отклонения - грехом, преступлением; отступники считаются неверными и должны быть наказаны.
Некоторые более мягкиe религии допускают отклонения от своих догматов, и не считают адептов других религий грешниками на основании их "неправильной" веры, грехом считается действие, а не ошибочная вера; но во всех случаях предполагается, что именно "правильная" вера помогает человеку делать хорошее и избегать зла.
Примеры религий
Распространенными религиями являются
индуизм,
буддизм,
христианство,
марксизм,
иудаизм,
ислам.
Менее распространены паганизм,
плюралистический практицизм, и,
вероятно, еще множество других религий.
Эта классификация приблизительная; внутри каждой религии имеются разновидности, ветви, секты, которые существенно отличаются друг от друга. Например католики (ветвь христианства) могут ненавидеть протестантов (другая ветвь христианства) и наоборот за принадлежность к "неправильной" вере; а сталинисты и маоисты (направления
марксизма) могут ненавидеть троцкистов (иное направление марксизма).
Роль религии в человеческом обществе
Религия занимет важное место в человеческом знании.
Большинство достижений и трагедий человеческих цивилизаций связано с некоторыми религиями.
Арабская цивилизация, которая дала Человечеству позиционную систему записи чисел и алгебру, основана на исламе.
Так называемяа Западная цивилизация, давшая миру многие знания (математический анализ, теорию поля) и технические достижения, используемые в IXX и XX столетиях (паровая машина, автомобиль, летательные аппараты, оптоэлектронные приборы) базируется в основном на иудаизме и христианстве. Многие достижения Римской Империи в области юриспруденции, используемые в современном законотворчестве, открыты политеистами.
Философия пацифизма, которая позволяет человеческим цивилизавиям избегать хотя бы крупных военных конфликтов в течение уже более полувека (дай Бог не сглазить!) приходит из стран, где распространенная религя - индуизм.
Нерелигиозные общества почти не известны в человеческой истории.
Было несколько попыток построить нерелигиозное общество.
Такие общества либо не существовали долго, как Парижская Комунна,
либо создавали новую религию, как, например,
марксизм (его называют также марксизм-ленинизм), так случилось в начале Советского Союза.
Многие документы, пережившие столетия, предполагают существование хотя бы одного Бога; и часто боги играют центральную роль в фабуле повествования.
Попытки заменить религиозные
концепции
естественнонаучными нельзя назвать успешными. Печальным примером является
раен, который (или которое), судя по публикациям, занимается исключительно созданием лженауки. В отдельную от марксизма религию можно выделить
кагебизм, который в 21 веке, после 80 лет пропаганды марксизма, переходит к пропаганде христианства в качестве фундамента для своей идеологии.
Однобожие и многобожие
Основная спецификация религии указывает, сколько богов постулируется в религии, один или больше.
В зависимости от этого, религия называется
монотеистичной или политеистичной.
Наиболее монотеистичной религией можно назвать иудаизм.
Ислам тоже выглядит монотеистичным, но наличие Дьявола позволяет допустить, что, кроме Аллаха существует еще хотя бы один субъект, чьи возможности в чем-то существенно превосходят человеческие.
Промежуточное положение между монотеизмом и политеизмом занимает христианство. Хотя "Бог един", предполагается существование не только Бога (Бог-отца), но и Дьявола, и Исуса Назаретского и апостолов, которые делали вещи, труднодоступные обычным людям: Даже после установления христианства, для передачи сообщений пришлось изобретать средства коммуницации (акустические трубки, телеграф, интернет), для передвижения по воде - корабли, скутеры; свое умение Иисус не смог передать ученикам, даже самым праведным. В этом смысле он был богом, хотя и не всемогущим, как Бог Отец. Иисус не смог передать последователям даже свои концепции добродетели; например, были войны, в которых христиане сражались против христиан.
В прошлом веке имела место дискуссия между профессорами
Юрием Широковым и Кириллом Великановым.
Они обсуждали Христианство и сравнивали разные религии. Широков, нежиданно для Великанова, характеризовал Христианство как политеистичную религию. Тогда Великанов начал защищать утверждение о монотеистичности Христианства, а Широков - о его политеистичности.
Широков действовал типично математическими методами, и начал с серии определений: что называем чудом, кого называем Богом, и т.д.
(Некоторые из этих определений использованы в настоящем словаре).
Оппоненты долго вырабатывали набор определений, с которыми они оба согласны.
Это была самая интересная и содержательная часть дискуссии. Продолжение напоминало "форсированную игру" в шахматах, когда ответы одной из сторон уже предопределены позицией и правилами, с которыми участники согласились. Великанову пришлось снять свой тезис. Он выразился достаточно осторожно: "В терминах этих определений христианство является политеистичной религией".
Это означает, что в принцие можно пользоваться иными определениями понятий Бога, человека и чуда, в которых христианство окажется монотеистичной религией.
Религиозная практика
Адепты каждой религии вырабатывают способ, ритуал богослужения, который становится характерным для их религии.
В частности, к ритуалам относятся молитва, проповедь (литургия), исповедь, и таинства.
Кроме того, вырабатвается (или дается Богом) свод правил, корорым должен следовать верующий.
Хотя эти элементы религии сходны в разных религиях, они могут иметь различные названия. Например, обращение адепта религии к публике в христианстве называется проповедь, а в марксизме может называться лекция или политинформация.
Иногда названия, используемые в одной религии, употребляются в том же значении при обсуждении другой религии.
Так, в строчке в ДК идет заутреня в защиту мира
христианский термин "заутреня" (утренняя церковная служба) применяется к проповеди марксизма.
Разумеется, в каждой религии, религиозная практика может отличаться от религиозной теории.
Молитва означает, что верующий формулирует свой желания в такой форме, что они выглядят как способ реализации божьего замысла, как воплощение того, что Бог считает добром в представлении молящегося. Последствия молитвы труднопредсказуемы.
Молясь о том, чтобы нашелся украденный зонтик и вспоминая заповеди, на десятой заповеди верующий может вспомнить, где он забыл свой зонтик; а
после молитвы о дожде, молящийся может получить потоп, еще более разрушительный, чем засуха.
Таинства могут включать погружение человеческого тела в воду (крещение в христианстве),
хирургическую модификацию половых органов (иудаизм и ислам),
перекрестный допрос (марксизм) и иные процедуры.
В экстремальных случаях таинство сопровождается человеческой смертью.
Такие жертвоприношения практиковались в преевропейской Aмерике до XVII века и в Европе XIII-XVI веков. Наибольших масштабов человеческие жертвоприношения достигали в СССР в 1920х-1950х годах и, возможно, в Германии в 1930х годах.
Марксисты обычно не афишируют масштабы массовых убийств, совершенных
советскими ветеранами
в эпоху
окаменевшго говна, и не считают их ритуальными.
Религиозные запреты
Религиозные запреты, или табу, предписывают вещи, которые верующий делать не должен.
Некоторые религии допускают нарушения этих запретов.
Марксизм допускают отступления от правил и оправдывает любые преступления тех случаях, когда это служит идеям Маркса и Ленина или интересам Мировой Пролетарской Революции. В христианстве существует термин ложь во спасение, который обзначает ложь, сказанную во имя спасения жизни невиновного человека. Ситуации, в которых ложь (или иные нарушения, преступления) совершаются во имя благой цели, вызывают дискуссии.
Религии и иные виды человеческого знания
Религия связана с другими видами знания - обычаями (неписанными правилами), фолклором и языком (не частью тела а средством общения),
искусством и
наукой.
Обычаи часто путают с канонами, то есть правилами, записанными в канонических текстах, и иногда трудно понять, составлен ли канонический текст как обобщение (и закрепление) обычаев, или, наоборот, обычаи возникли в результате следования Заповедям, данным человечеству Богом.
В свою очередь, сюжеты канонических текстов часто используются в литературе и искусстве (например, в живописи).
Кроме того, фолклор, легенды могут использоваться для создания новых религий.
Религию иногда сравнивают с
наукой и даже противоставляют их.
Такое противопоставление неоправданно. Религия и
наука используют разные критерии "истинности". В некотором смысле, в науке "истины" нет вообще, а есть лишь
концепции
и способы выбора наиболее пригодных из них.
Каждая религия, наоборот, постулирует самое себя как истину в последней инстанции (например, Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!). Подход к науке и к религии а одними и теми же критериями истинности может вызывать недоразумения, вплоть до утверждений, что Религия противоречит науке или даже еще более примитивного Наука доказала, что Бога нет.
Наука не может ничего доказывать религии уже хотя бы потому, не знает истину. Каждая научная концепция является опровержимой (в принципе, ее можно опровергнуть). Кроме того,
доказательство возможно
только на основе некоторых аксиом, постулатов, допущений, с которыми оба оппонента согласны.
В случае "спора" науки и религии таких общих постулатов обычно нет.
Каждая из религий твердо знает, что именно она несет самое достоверное знание.
Религию опровергнуть нельзя. Это дает религии обоснование для того, чтобы физически уничтожать источники "неверного знания". Католицизм в XIII-XVII веках и марксизм в XX веке действовали именно так.
В связи с этим серьзные проблемы имели многие научные концепции: Гелиоцентрическая система мира, Теория эволюции Дарвина
в Европе, потом теория относительности, квантовая механика, кибернетика в
СССР; генетика и психиатрия в СССР были уничтожены. (Генетика после отставки академика Лысенко начинает постепенно восстанавливаться). В этом смысле религия куда сильнее науки: наука связана ограничениями на способы её построения, в то время как религия таких ограничений не имеет.
В свободном поединке с такой религией, как христианство или марксизм, наука не имела бы никаких шансов на выживание. Наука может сосуществовать с религиями только за счет того, что её результаты чрезвычайно эффективны в практической деятельности.
Страны и религии, которые подкармливают науку вместо того, чтобы её уничтожать, становятся сильнее; сперва в технологии и технике, потом - в экономике, и постепенно поглощают те страны, которые приемлют лишь одну, "единственно верную" религию. Это спасает страну, в которой господствует "единственно верная" религия, от полного уничтожения.
Заключение
Религия является важной частью человеческого знания. При этом критика религий как такoвых, например, Бертраном Расселом, выглядит весьма убедительно; и я могу противопоставить такой критике только один аргумент: в истории не описано успешных нерелигиозных обществ. Есть мнение, что Дэниел Бурстин выразил это так: 'Мне не важно, как Вы веруете, но важно, веруете ли Вы вообще, потому что с человеком, не верующим ни во что, я не могу иметь никакого дела'
Религия не является гарантом успеха, но нерелигиозные общества скатываются в
варварство и создают новую религию,
на первых порах примитивную, но жестокую и агрессивную. В частности, такой примитивной формой может быть
фашизм, учение об исключительности определенного народа (нации или класса). В тех сообществах, где религия не агрессивна и не подавляет другие формы человеческого знания, она может играть существенную роль в организации общества, способствуя развитию науки, технологии и гражданских свобод.
Сосуществование разных религий является необходимым (хотя и недостаточным) условием успешного развития общества.