Аннотация: знание, воплощенное в свободной от канонов, воспроизводимой форме, сильно влияющей на поведение человека
Искусством называется знание, воплощеное в свободной от априорных требований и канонов, воспроизводимой и доступной для изучения форме, сильно влияющей на поведение человека.
Предметом искусства может быть скульптура, изображение, видеозапись, текст, представление(шоу) - искусство может иметь любую форму. Предмет искусства называется также художественным произведением, особенно в тех случаях, когда этот предмет представлен в текстовой форме.
Такое определение используется в этом словаре, хотя оно несколько сужает область того, что можно было бы счесть искусством: например, умение быстро разлить произвольное количество алкоголя по разным емкостям так, чтобы собутыльникам досталось поровну, в категорию искусства не попадает, даже если разливателя называют артистом-витруозом.
Интерпретация искусства
Исторически, термин "искусство" часто используется без четкого определения [1,2]; для описания обычно используется понятие "правдивости" или "объективности". Такое описание означает, что объект попадает или не попадает в категорию искусства в зависимости от предпочтений говорящего или пишущего и их отношения к позиции создателя (артиста). Претензия на "правдивость" в искусстве, как и в определении термина "искусство", аналогична использoванию термина "объективность" в определении науки. Практически, ссылки на "правдивость" или "объективность" подразумевают "согласуется с моей точкой зрения" или
"соответствует моей концепции"; при этом искусством можно назвать "то, что мне нравится", снабжая это демагогическими приговариваниями насчет "объективности" или "правдивости" или "нужности" (или ненужности). Именно так Никита Хрущев критиковал работы авангардистов, выставленные в Манеже в 1962 году [3].
Чтобы избежать таких трудностей, в этом словаре использовано определение, основанное на поведении реципиентов.
Реципиентом, потребителем считается читатель, зритель, слушатель, осязатель и т.п; например, когда войдут в моду мускусные симфонии [4], в эту же категорию войдут обанятели (независимо от того, как они будут называться.)
Если объект ни у кого не вызывает эмоций (как, например, каноническое слово их трех букв, написанное на заборе), то этот объект не попадает в категорию искусства; а если вызывает, то попадает. Рожица, которую ученик нарисовал в тетради, обычно не является произведением искусства; но если учительница уловила сходство этой рожицы с собственной персоной, устроила истерику, отнесла эту тетрадку к директору, вызвала в школу родителей и начала обсуждать с ними эту рожицу, или сделала копии этой рожицы для того, чтобы объяснить педагогическому совету недопустимость такого поведения учеников, то её реакция делает эту рожицу произведением искусства.
Признаки искусства
Обычно, произведение искусства обладает следующими свойствами:
1. Красота: Под красотой здесь понимается возможность неожиданного использования. Первобытный охотник, создавая и наблюдая изображение животного на скале, представляет, как его поймать, или убить, или одомашить. Зритель, посмеиваясь над спектаклем (основной целью которого декларирован смех), вдруг неожиданно спросит самого себя: "Неужто я сам вовсе свободен от таких пороков?"
2. Бесструктурность: Попытки ввести в искусство какую-либо структуру, каноны, давит искусство и лишает его эффективности.
При этом произведение, имеющее иное (не художественное) назначение, может "по совместительству" быть также предметом искусства: в частности, определение в преамбуле не запрещает предмету искусства попадать под определения иных знаний, например, религии или науки.
Предмет искусства может (хотя и не обязан) удовлетворять каким-либо этническим, религиозным или научным канонам.
Искусства используют все виды знания; одно и то же творение может иметь и художественную, и научную ценность.
3. Мудрость: Артист, писатель своим произведением говорит больше, чем собирался сказать и больше, чем понимает сам. В этом смысле произведение искусства мудрее его автора.
Артистами следует считать, например, создателей Квантовой Механики. Читая объяснения Бома, или Гейзенберга, или Гайтлера, можно видеть, что они мало что поняли в том, что они же сделали (они пытались интерпретировать квантовую механику вместо того, чтобы постулировать ее).
Квалицированная, искусстная кинохроника, задуманная как пропагандистская, может оказаться обличительной.
4. Цельность: Попытки "исправить" произведение искусства обычно уменьшают его ценность.
Барон Мюнхгаузен, или Гулливер, или Гаргантюа и Пантагрюэль, адаптированные "для детей", с натяжкой можно назвать произведениями искусства; то же относится к копиям статуй Давида или
Лаокоона "в штанах", или к кинофильмам, из которых вырезали "крамольные" места. Например, лавину анекдотов и пародий вызвала "улучшенная", раскрашенная версия
Штирлица; хотя в некоторых случаях адаптация сама по себе является художественным произведением, как, например, раскрашенная статуя Ленина.
5. Аморальность: творения, которые ставят задачу донести какой-то заданный смысл или обосновать заранее заданную мораль, имеют невысокую художественную ценность. Часто это относится к литературе, целью которой является воспитание читателя "в духе" какой-либо идеологии.
Ограничения в искусстве
Попытки навязать искусству какие-то каноны обычно связаны с религиозным фанатизмом,
фашизмом. Борьба против какого-либо направления в искусстве часто способствует его пропаганде. Истерика Хрущева в Манеже [3] могла способствовать популярности авангардистов. Успеху "Сатанинских стихов"[5] Рушди и "датских карикатур"[6] способствовала реакция радикально-настроенной фракции исламистов: писали, что они готовы убивать распространителей этой ереси только для того, чтобы доказать всему миру, что ислам является мирной, доброжелательной и толерантной религией.
"Сила искусства", его влияние порой существенно превосходит предварительные оценки. Пишут, что один зритель был так поражен спектаклем, что забыл, где он нахдится, и убил "злодея", то есть, конечно, не злодея, а актера, игравшего роль злодея...[7]. Высокая оценка театральному мастерству актера, его искусству оказалась трагической.
Реакция властей, идеологических ортодоксов подтверждает, например, что предметами искусства являются экспонаты как
"Бульдозерной выставки" [8] (1974), так и выставки "запретное искусство" [9], проходившей в 2006 году в Москве. Даже необходимость приставить лесенку, чтобы посмотреть на экспонаты, не помогла некоторым зрителям вспомнить, что они имеют дело не с действительностью, а с артистичным изображением действительности.
Репрессии писателей Юлия Даниеля [10] и Андрея Синявского [11,12] могли способствовать успеху их произведений.
Характеристика, данная Владимиру Альбрехту и его произведениям кагебистами [13], была лучшей рекоммендацией его текстов.
Предметами искусства можно назвать цитаты лживого генсека на станции метро: они у многих граждан вызывают чувства тошноты и побуждают их к
патризанской борьбе против
властных вертиканов. Если бы статуи Ленина и других
советских ветеранов показывали в специальном музее, ориентированном на
сталинистов,
то такие истуканы не провоцировали бы сограждан к вандализму: это специальный стиль, соцреализм, который, наряду с порнографией, иконописью и абстракционизмом имеет право на существование. Те граждане, которым он нравится, имеют право смотреть предметы такого искусства в специальном музее; при этом те граждане, которым такой стиль не нравится, могут на эту экспозицию не ходить. Аналогично, есть атеисты, которые не любят иконы, но обычно они не считают возможным приходить в церковь и заливать иконы и фрески краской. Можно ожидать, что когда общество осознает, что статуи тиранов и их цитаты в публичных местах возбуждают социальный антагонизм и провоцируют вандализм, эти статуи и цитаты уберут.
Попытки указывать искусству, какие именно чувства оно должно (обязано) вызывать у зрителей, потребителей, превращают искусство в либо в изгоя (если искусство сопротивляется) либо в пропаганду (если искусство подчиняется). Подавление некоторых направлений в искусстве является характерной чертой фашизма. Одной фразой такую идеологию можно характеризовать так:"Мы вместе, как прутья в
фашине; мы едины в наших идеях, и будем подавлять все направления религиозной, художественной или научной деятельности, которые не поддерживают нашу идею".
В частности, в СССР подавлялись все виды искусства за исключением "социалистического реализма" [2,12].
Многие явления, присущие социализму, и, в частности, в отношении к искусству, повторяются в
постсоветской России; есть аналогия между истерикой Хрущева в Манеже [3] (1961 год), "бульдозерной выставкой" [8] (1974 год) и преследованием организаторов выставки "запретное искусство" [9], проходившей в 2006 году.
Причины агрессивного отношения к искусству я вижу в непонимании того, что есть искусство. В частности, многие граждане, считающие себя экспертами, не видят и не хотят видеть разницы между между артистом и его персонажем. При таком подходе, экстремистом можно, в частности, назвать любого актера, играющего отрицательный персонаж в спектакле или кинофильме [16]. (Такой подход аналогичен случаю эмоционального зрителя, готового растерзать актера только за то, что он мастерски сыграл злодея.) Моим словарем и, в частности, определением, предложенным в этой статье, я надеюсь способствовать устранению этого непонимания.