Память как гармонизация переживания воображаемого в мыследеятельности, т.е. рефлексии, кристаллизуемой самой личностью и проявляемая в существе этой конкретной личности, есть саморефлексия.
Опыт литературной саморефлексии в многочисленных приложениях "литературной продукции" автора, рефлексии как гармонизации мысли в искусстве, науке и творчестве связывается с такими тенденциями современной культуры, как усложнение познавательных процессов; углубление самосознания личности; развития форм моделирования интеллектуальных процессов в сущности самой рефлексии. Последние утверждения носят уже научный характер и даже служат в настоящее время основой для разработки серьезных исследований: (АНЦЫФЁРОВА Ольга Юрьевна. "ТВОРЧЕСТВО ГЕНРИ ДЖЕЙМСА: ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ",- АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва - 2002). Однако исполнение своей жизни по чужому записанному смыслу чуждо саморефлексии, но может служить примером подобных утверждений, и не единичных в том числе, среди известных поэтов самого различного толка. В.Шаламов говорит о "возникновении" стихотворения из первоначального невербализованного звукового образа, что есть "более правильное выражение процесса чуда, которое присутствует во всяком стихотворении" [Шаламов В.Т. Звуковой повтор - поиск смысла (Заметки о стиховой гармонии) // Семиотика и информатика. Вып. 7. М., 1976. С. 128-145.). "Поэта пробуждает в человеке... какое- то внешнее или внутреннее обстоятельство памяти: дерево, лицо, некий "образ", эмоция, слово". Об одной своей поэме П.Валери сообщает, что она началась с определенного ритма без всякой "идеи, которая могла бы эту форму заполнить. Мало-помалу в ней разместились отрывочные слова: они исподволь определили тему" [Валери П. Поэзия и абстрактная мысль // Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 313-338.).
Вот почему "ПАМЯТЬ РАЗНОТРАВЬЯ" это не только и не столько удивленное сомнение как результат переживания прошлых и настоящих образов реальной действительности, т.е. образа памяти саморефлексии, но и жизнь в поэзии как образе, т.е. идее, но в истолковании не П. Валери, а П.Д.Юркевича, так любимого Вл.С.Соловьевым. Вот почему автор предлагает не освобождаться от мучительства ума, а находить радость и утешение в памяти образов пережитой жизни, которая в точке сущности саморефлексии находится вне времени, т.е. совмещает в себе прошлое, настоящее и промысел предсказательного будущего...