Кусков Сергей Александрович : другие произведения.

Отделения выздоравливающих в эвакогоспиталях Челябинской области (1942-1945)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассказывается об особенностях медицинской и социальной реабилитации раненых в отделениях (ротах) выздоравливающих. Не следует отделения (роты) путать с батальонами выздоравливающих - это совсем другие военно-медицинские учреждения

  В годы Великой Отечественной войны главным направлением совершенствования воспитательной работы в госпиталях стал учёт особенностей выздоравливающих и инвалидов. Так, сложившаяся в 1941-1942 гг. система лечебной и воспитательной работы с выздоравливающими была источником ряда проблем: 1. Слабая сортировка раненых по степени тяжести ранений ухудшала условия для тяжелораненых. Выздоравливающие беспокоили тяжелораненых. 2. Политической части и командованию госпиталей с большим трудом удавалось поддерживать дисциплину. Возмутителями порядка почти всегда оказывались выздоравливающие. 3. Патриотизм раненых, стремление вернуться в часть раньше срока приводили к осложнениям, открытию недолеченных ран по дороге в часть. 4. После длительного лечения бойцы утрачивали физическую силу и многие военные навыки. Преодолеть эти проблемы должно было создание отделений или рот выздоравливающих.
  11 ноября 1942 г. вышел приказ МЭП Љ98 и отдела эвакогоспиталей при Челябинском облздравотделе об организации отделений выздоравливающих в каждом из госпиталей. Руководство этой работой в гарнизонах возлагалось на начальников головных госпиталей . Местные советы депутатов трудящихся выделяли помещения, расположенные рядом с госпиталем. Если такой возможности не было, то помещение госпиталя перепланировали так, чтобы изолировать выздоравливающих от других категорий раненых. Выделялся дополнительно спортивный инвентарь, пособия для военного обучения. Отделения выздоравливающих в течение ноября 1942 г. были созданы во всех эвакогоспиталях области.
  Выздоравливающих в эти отделения направляли комиссии в составе лечащего врача, начальника отделения, где лечился больной, начальника отделения выздоравливающих, начальника медицинской части эвакогоспиталя. Количество больных в отделениях составляло от 20 до 45% от всего контингента раненых. Дисциплинарный и лечебный режим отделений выздоравливающих был скопирован из практики работы батальонов выздоравливающих. Но если в батальоне срок долечивания был ограничен месяцем, то в отделении сроки не устанавливались. Кроме того, организационно отделения выздоравливающих оставались в структуре госпиталя.
  Все раненые в отделении (роте) выздоравливающих были распределены по четырём взводам (группам) в зависимости от состояния здоровья. Отделения во взводах сколачивались по характеру ранения. Раненых взвода Љ1 привлекали к классным и лекционным занятиям и к лёгкому физическому труду. По мере выздоровления раненых переводили во взвод Љ2, где физические нагрузки были тяжелее. Накануне выписки в часть выздоравливающие оказывались во взводе Љ3, где в полной мере участвовали в строевых, полевых и спортивных занятиях. Раненых из этого взвода привлекали к тяжёлым физическим работам под присмотром медика: к косьбе, обработке картофеля, к погрузке и перетаскиванию тяжестей и др.
  Таким образом, до выписки в часть раненые проходили через каждый из трёх взводов, что обеспечивало дифференциацию лечения и нагрузок, но делало текучим состав взводов. Специфическое положение занимала группа Љ4, куда направляли выздоравливающих инвалидов. Основу реабилитационной работы в группе составляло трудообучение. После выздоровления начальник отделения и лечащий врач направляли раненого на госпитальную врачебную комиссию, где принималось решение о выписке.
  Лечебную работу в отделении выздоравливающих вели 1-2 врача, 2-3 медсестры. Кроме того, привлекались санинструкторы из числа выздоравливающих. При каждом отделении имелась перевязочная, смотровая, процедурная, аптека. Физиотерапевтические процедуры, стоматологическое лечение проводились в кабинетах госпиталя, но в строго установленное время в целях изоляции выздоравливающих от других категорий раненых, недопущения очереди. Лечебную физкультуру организовывали в самом отделении.
  Важное медицинское значение имело чёткое соблюдение режима дня. На сон выделялось 8 часов, на лечебную работу 21/2 часа, на физические занятия - 11/4. Учебные и физические нагрузки зависели от состояния раненого. Во взводах Љ1 и Љ2 на учебные занятия выделяли 5 часов, во взводе Љ3 - 8. Летом почти всё дневное время выздоравливающие проводили вне помещений.
  Введение элементов форменной одежды, знаков различия, субординации служило задаче поддержания дисциплины в отделении. Рота (отделение) считалась на казарменном положении. Офицеры размещались в отдельных комнатах. Все выздоравливающие были одеты в пижамы, с нашивками знаков различия. Настоящую форму раненым выдавали крайне редко, так как обладание ею обеспечивало свободу передвижения вне госпиталя. В отделении были введены обязательные взаимные приветствия. Увольнительные за пределы госпиталя были запрещены. Иногда с разрешения командования проводились ночные учебные тревоги во взводах ЉЉ2 и 3. Изоляция выздоравливающих, соблюдение устава и плотный график учебных и физических занятий были основными методами укрепления дисциплины .
  Учебные занятия в госпиталях проводились по программе Всевобуча. Преподаватели (обычно из числа раненых командиров) жаловались на отсутствие необходимых пособий. Выздоравливающие изучали тактику, топографию, материальную часть оружия, уставы. Основной формой занятий были доклады и лекции. Раненые не всегда выполняли требования преподавателей. Чаще всего от обучения отказывались офицеры .
  Ежедневно 3-4 часа выделялись на хозяйственные работы и физические занятия. В основу спортивной работы были положены бег летом и лыжная подготовка зимой. Спортивные нагрузки в отделениях выздоравливающих принимали форму тренировок, соревнований и спартакиад .
  Все отделения выздоравливающих имели свои стенгазеты и боевые листки. Культурно-массовая и массово-политическая работа проводилась автономно ответственными по отделению и массовиками. Для досуга были отведены вечерние часы. Выздоравливающие активнее других категорий раненых включались в работу самодеятельных кружков: драматических, хоровых, хореографических и др.
  Создание отделений выздоравливающих стало важным звеном укрепления медицинского и дисциплинарного режима в госпиталях. Дифференциация выздоравливающих по степени тяжести и характеру ранения позволяли дозировать физические и учебные нагрузки. Изоляция выздоравливающих, введение казарменного положения, а с другой стороны, интенсивные учебные, спортивные и трудовые нагрузки позволяли раненым пополнить военные знания и навыки, развить выносливость. Зачастую полувоенный режим отделения вызывал недоумение у раненых, которым очень хотелось свободы перед отправкой на фронт. Зато уже в 1943 г. в донесениях госпиталей реже появляются упоминания о побегах раненых, прекратились глупые смерти таких беглецов от переохлаждения, утопления. Следует отметить, что создание отделений в конце 1942 г. на территории Челябинской области запоздало, так как к этому времени 2/3 всех бойцов, в 1941-1945 гг. направленных из госпиталей на фронт, уже были выписаны.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"