Карточка выползла из щели, а на дисплее банкомата загорелась надпись "Возьмите вашу карту". Я взял карту. Утробно протарахтело внутри; в окошке выдачи появились деньги - я сунул их в кошелек и, как только освободилась левая рука, нажал кнопку возле надписи "Пропустить печать чека". Ненужных бумажек не храню, а остаток на счете я и так помню.
Я шагнул к двери и напоследок оглянулся на банкомат: не забыл ли чего? (Это бывает.) Надпись на экране выглядела непривычно: "Сеанс обслуживания завершен. Клиент доволен?" И внизу около кнопок: справа "Да", слева "Нет".
Ей-богу, я нажал "Да" не оттого, что так уж был доволен, - просто ближе и легче дотянуться! Дисплей тут же сообщил: "Чаевые вставляйте по одной банкноте". И картинка рядом с надписью: рука по одной сует купюры в приемное окошко.
Хороший банкомат поставили. Раньше был старый, со слепым экраном, кнопки срабатывали со второго-третьего тыка, и стоял он прямо в отделении банка - утром денег не возьмешь, закрыто; вечером успевай до семи, что не всегда выходит; воскресенье - выходной. А два месяца назад в банке начали ремонт. Отгородили кабинку с отдельным входом, чтоб круглосуточно, и банкомат установили новый. С функцией приема наличных - вон, даже чаевые берет! Наверное, программисты банка прикалывались. Но сегодня не первое апреля, и шутка не в тему.
Я толкнул дверь - она не открылась. Ну да, в местной газете, помнится, писали, что для безопасности клиента банкомат блокирует дверь кабины на время сеанса обслуживания. Толкнул сильнее, и в дверном стекле, где отражался экран - ниже и левее наклейки "Объект охраняется милицией", - что-то замельтешило. Я обернулся к экрану - около верхней правой кнопки мигала надпись "Помощь".
Раз за разом нажимая кнопку, я узнал, что чаевые обычно составляют около одной десятой суммы заказа (плюс-минус чуть-чуть для удобства счета). Что сдачу с чаевых обычай не предусматривает. И еще много чего...
Это стало надоедать, но тут подсказки кончились, и снова высветился вопрос: "Клиент доволен?" Я сразу нажал "Нет". Экран тут же ответил вопросом: "Почему?" И варианты ответов возле кнопок. Однако нужного - "Задолбали дурацкие шутки!" - среди них не было.
Я пихнул дверь еще раз, с тем же результатом, а затем на пробу ткнул кнопку "Отмена" на клавиатуре. Гнусная машинка тут же вернулась к вопросу о том, доволен ли клиент. Я нажал вместе "Отмену", "Ввод" и "Сброс". С компьютером это иногда помогает. Нажал еще и еще, потом попробовал другие комбинации - никакого эффекта. Я развернулся и пнул дверь ногой - на толстое тонированное стекло это не произвело никакого впечатления. Пнул еще раз и отбил ногу.
Будь у меня пара сотен, давно бы сунул ему, чтоб подавился, а потом обходил бы далеко стороной. Но в кошельке лежали только три тысячи, которые я сейчас получил, бумажками по тысяче. И всё. Сдачи с чаевых, как мне сообщил этот вымогатель, не полагается, а давать на чай такие суммы - я механик на ТЭЦ, а не миллионер.
Держа на весу отбитую ногу, я вынул из кармана телефон: стоило, наверное, позвонить Люсе, предупредить. Ну, позвоню, а что она подумает? Опять на работе праздновали? И тут я вспомнил о номере 112.
Они, похоже, не слишком мне поверили, но приехали быстро. "Газель" остановилась у тротуара, два спасателя вылезли из нее, один сразу вытащил носилки, другой - электродрель; провод от нее уходил внутрь фургона.
Они шли к кабине банкомата; тот, что с дрелью, неторопливо разматывал провод, и видно было, что дрель у него действительно японская, и сверло немецкое, а не в Китае изготовлено по лицензии фирмы, зарегистрированной китайцами же в Кёльне специально для того, чтоб продавать лицензии на германские торговые марки. Второй посветил на меня фонариком через стекло и стал подгонять ремни на носилках по фигуре. Моей, понятно, не его.
Взвыла дрель, сверло завизжало по металлу, и тут же взвыла сирена сигнализации. Менты примчались вообще через полминуты. В отделение меня доставили не на носилках, но в наручниках; что хуже - решайте сами.
Ну, у спасателей с ментами свои шуры-муры. Через четверть часа приехал их старшой, показал ментовскому капитану распечатку разговоров, и они уехали. А я остался в отделении один.
- Тут у нас идет серия взломов банкоматов, - задумчиво, не глядя на меня, сказал капитан.
Пожалуй, стоило потребовать своего адвоката, но у механика с ТЭЦ какие адвокаты?
- Сколько, говорите, снимали? - спросил он. Я сказал. Он взял кошелек со стола, где лежало изъятое при обыске. Пересчитал деньги - все верно.
- А PIN-код какой вводили? - поинтересовался он. Я полминуты подумал и назвал код, а кто на моем месте поступил бы иначе, пусть первым кинет в меня камень. Капитан записал PIN не в протокол, а на бумажку, которую сунул себе в карман вместе с карточкой. Вообще-то так делать не стоит, но его тоже можно понять: карта ж не его. Меня он напутствовал словами:
- Если что, ваши данные у нас есть (похлопал ладонью по протоколу). Разыщем.
И я решил не спешить звонить в банк, блокировать карту. Да и осталось-то там!..
Дома Люся накинулась: мол, где шлялся. Хорошо, трезвый пришел, но она все равно мне не поверила, когда я ей рассказал. Я бы и сам не поверил: ладно менты, но банкоматы в вымогательстве пока не замечены.
Конец этой истории я увидел утром, когда мимо банка шел на работу. Вчерашний капитан маялся в кабине, лупил изнутри по стеклу и, судя по губам, матерился. Я быстренько, пока он не узнал меня, прошмыгнул мимо.
Не знаю, как сегодняшний клиент, а вчерашний был даже немного доволен.