Аннотация: это сценарий по мотивам рассказа Татьяны Толстой "Ночь"
"Буря мглою"
сценарий по мотивам рассказа Татьяны Толстой "Ночь".
В их комнате всегда играет старинная музыка. Мама всегда наряжается к завтраку и обеду. Это осколок бывшего мира, мира, где царствует красота. Пусть платье Мамы пообтерлось, но оно бархатное, и с брошью, это важно. Пусть волосы седые, но они в чудесной прическе. Это важно. На стенах еще и какие-то афиши, пожелтевшие, где портреты молодой пианистки. Даты ее выступлений.
В этой комнате, крохотной и невыносимо тесной - пианино. Мы никогда в кадре не видим, что мама просыпается. Она уже проснулась и завтрак уже готов. Ее стан прямой, ее глаза ясны. Но передвигается она с тросточкой, но без очков, она уже не видит.
Начало фильма.
Мальчик бежит по берегу моря. Он совсем еще малыш, ему наверное лет 5, или 6. За ним бежит белая пушистая собака. Он счастливо смеется. Он хохочет. На берегу прогуливаются дамы в белых платьях, в широкополых шляпах. Дамы с кавалерами. Звучат оратория Баха. Торжественная и радостная. Смех, разговоры.
Мне кажется, что утро и начало фильма должно быть таким - Мама, нарядная и красивая, седая, но с прямой спинкой, с тросточкой. Она поставила пластинку- это оратории Генделя или Баха. В них свет музыки, сияние утра. Прекрасные голоса приветствуют это утро. Мама раздвигает тяжелые шторы. Окно заполняется светом, видно, как на небе возникает солнце. Оно крохотное, мутное - северное, зимнее. У мамы на плечах - шаль, в ней она похожа на белую птицу. И вот эта белая птица- мама садится к постели сына. Ему сорок, он болен, он душевно больной.
Мама - Просыпайся, милый, уже утро.
Сын открывает глаза, в комнате запах кофе, на столе хлеб, соль, немного масла, два яблока. Графин с водой.
Сын радостно улыбается. Он оглядывает комнату, смотрит на сияющую планету люстры, с множеством разных сосулек. Родные портреты прекрасных дам. Кружева на маминых рукавах.
Мама - Уже четверть восьмого. Мы опаздываем. В восемь завтрак, в половине девятого работа.
Этот мир, в котором живут Мама и Сын, он светлый. В комнате, где они живут, масса портретов прекрасных дам на стенах, чудесные лица, волшебные одежды. Невыносимо легкие и воздушные. Это феи. С ними же чудесные кавалеры. Их лица достойны, их глаза серьезны. Дамы же улыбаются. Дамы этого рода, в котором Мама и ее болезный Сын последние.
За стенкой кто-то кричит, стучит в стенку - Выключите свою балалайку! Вы что совсем офигели!
Кто-то за стенкой на зло включает громко музыку- это наверное техно или рейв. Кто шумит. Кто-то моет посуду, кто-то смеется. Когда звучат громко эти звуки, сын резко поднимает голову, или испуганно оборачивается туда, откуда слышны эти звуки. Мама, тихо и сдержанно - Успокойся, пожалуйста.
В небо вспорхнули белые чайки, испуганные белые чайки. Они кричат над волной.
День. Они одеты. Сын в белой рубашке, в жилете, с галстуком, он сидит на своем рабочем месте. У него серьезный солидный рабочий стол, кожаное потертое кресло рядом, включена лампа, старинная с зеленым абажуром.
Перед ним на столе банка с клеем, и коробочки. Он работает. Медленно, с трудом. Его руки дрожат, он часто отдыхает.
Его мама играет на пианино. Она листает ноты. Она смотрит на часы. Звонок в дверь.
Мама - Раз! (еще позвонили) Два! ( и еще раз!) Три!
Мама встает и выходит из комнаты.
В это время Сын склеив очередную коробочку, нашел мамины деньги и приклеил к коробочке. Получилось просто невероятно красиво. Он еще и карандаш к ним приклеил. И резинку. Он с восторгом оглядывает свое творение.
В комнату входит мама и ученик со своей мамой. Мальчик с нотной папкой садится на свое место возле пианино. Мальчик то и дело бросает на сына тревожные взгляды, все боятся когда сталкиваются с чем-то неизвестным и неуправляемым как стихия.
Мама ученика села в кресло.
Мама села за пианино.
Мама - Итак, начнем!
Сын радостный подбежал к ней- Мама, смотри!
Мама ученика увидев, что это деньги приклеены к коробочке, она нахмурилась, с сомнением посмотрела на сына учительницы. Мама увидела коробочку, огорчилась.
Мама - Спасибо, милый, но это позже, а сейчас я занята. Иди, поработай еще немного. Пожалуйста.
Сын рассердился. Вдруг земля покачнулась по его ногами, он схватил коробочку и стал ее рвать. Он бросился к маме, бросился к ее нотам и стал рвать их, он плакал. Глаза заполнились слезами. Мама ученика схватила своего мальчика и нотную папку. И они бросились к дверям.
Мама - Простите, пожалуйста! Ну, куда же вы!
Она взяла трость и пошла за ними.
Мама ученика и ученик стояли у дверей. Мама ученика пыталась открыть дверь.
Мама - Позвольте, я вам помогу. Простите еще раз.
Мама ученика - Держите своего психа подальше от нормальных людей! Это же зверь какой-то. А если бы он набросился на моего сына! Вы вообще что думаете?
Мама - Прощайте!
Мама ученика вылетела из квартиры, со своим перепуганным сыном. Она что-то еще кричала на лестничной площадке, но что именно не было слышно. Мама закрыла дверь на тяжелый замок. И вернулась в комнату. Ее белая шаль спала с плеч. И мама больше не была похожа на белую птицу.
Над волнами кричали белые - белые чайки. Белая лента сорвалась с головы прекрасной дамы и улетела вдоль берега Балтики. Куда-то вдаль.
Сын уже забыл об этой истории. Он делает новые фокусы. Сын - настоящий художник, который не может выразить словами тот восторг по поводу окружающего мира, который его охватывает. Он в прекрасный прозрачный графин опускает одну за другой чудесные бусины, стеклянные шарики, наблюдает, как свет играет в них, берет кисточку с лиловой краской, мешает ею, и радостно улыбается - Восторг.
Он берет этот графин, бросает в него лепестки цветков. Они прекрасные плавают в воде.
Он берет этот графин и смотрит сквозь него на улицу, на маму, которая кажется ему молодой. Сын даже не заметил, что мама молчит, суровая, обиженная, огорченная, она тяжело вздыхает. ОН видит ее радостной и молодой как в детстве. Он с графином перед глазами идет по коридору. Стены комуналке преображаются. Она заполняется светом. И вдруг сын видит, что на волшебном чистейшему берегу Балтики (может быть старой Ладоги), под полным солнца светом, вдруг появилась она - прекрасная фея, восхитительная дама с тех маминых портретов, она стоит там, с зонтиком от солнца, она смотрит на него, она сама красота. Он смотрит на это. И вдруг она подходит к нему, отводит графин в сторону и вдруг он видит, что они на кухне, что это наглая, рыжая, но добрая лихая дева соседка Шура.
Шура - Ты че? Че уставился?
Сын промолчал. Она прошла мимо. В белом льняном платье- таком, что не понять- это ночнушка, или комбинация. Сын увидел, как горят ее рыжие волосы на солнце, ее белые плечи. Ее белые ноги. Он прижал к себе графин. К самому сердцу.
Звонок. Это телефон звонит. Мама берет трубку.
Мама - Вас слушают. Да, это я, Маргарита Серафимовна. Да, коробочки готовы. Правда, одна порвалась. Ничего, не страшно? Спасибо вам большое. Вас устроит, если мы приедем через час? Да, как здорово. И вам всего хорошего.
Перед выходом из дома, она пудрится, душится. Затем приглаживает тонкими, постаревшими пальцами волосы на голове своего сына. Они оба стоят в прихожей в верхней одежде. Выходят.
Улица. Зима, идет снег, дует ветер. Мама и сын идут по улице. У нее трость. Он несет в руке сумку с коробочками.