Много тысяч лет тому назад, когда Земля была плоской, в Подземном Мире жили демоны, целью существования которых являлось то, что они изо всех сил вредили людям, а в Верхнем Мире прибывали безучастные боги. Это повествование о князе демонов Азрарне, совершающем ужаснейшие злодеяния и способном на безмерное великодушие. Именно он погубил юношу по имени Зивеш, отправил на Землю ожерелье, приносящие несчастья и смерть, и однажды спас мир. Это повествование о тех, в чью жизнь вмешался Азрарн, о тех, кто проиграл в битве с князем демонов, и о тех, кто смог отстоять свое счастье. Это повествование о магах, драконах, ведьмах, убийцах, царях, принцессах, певцах, богах, ювелирах, жрецах, отшельниках. Это повествование о любви, ненависти, страсти, помрачнении, сочувствии, вере, жадности, власти, смерти, мести, мудрости и юности.
"Владыка Ночи" великолепный образчик гипертекста. Собственно, это не роман, а цикл рассказов, искусно переплетенных друг с другом. Фигура Азрарна является стержнем, на котором они нанизаны. Но и помимо него есть герои, события и вещи, которые переходят из истории в историю и таким образом создают множество связей и перекличек. Тэнит Ли вдохновляется ассирийской мифологией, потому неудивительно, что, читая "Владыку Ночи", вспоминаешь "Тысячу и одну ночь". Написано все это весьма простым, но в то же время ярким и насыщенным языком. Вот только в финале Тэнит Ли потеряла чувство меры и превратила блистательного в своей мерзости Азрарна в спасителя мира. Его самопожертвование во имя людей слишком сильно напоминает самопожертвование Иисуса Христа, чтобы в него можно было поверить. Странное чувство отторжения, а ведь до этого очень даже позитивно воспринимаешь всевозможные нелепости и чудесности. Говорят, что качество книги определяется по ее финалу, вот и понимаешь потом, что прочитал пусть и необычную, но достаточно среднюю фэнтези. Хоть это, конечно, гораздо лучше, чем Андрэ Нортон, Ник Перумов и многие другие.
Книгу дополняют, не побоюсь этого слова, убогонькие рассказы. Удивительно, что их написала та же писательница. Потому только упомяну их: "Чудовище" (размышления о природе моральной реальности), "Забытый колодец миров" (еще одна история о Клеопатре), "После гильотины" (фантазия о потусторонним мире), "Мяу" (очередная "Женщина-кошка"), "Дерево джанфия" (непримечательный рассказ о дереве-вампире).