Археологические раскопки на библиотечных полках порой приводят к поразительным результатам. Именно таким образом я и обнаружил сборник повестей Люциуса Шепарда. Серия "Век дракона", на обложке изображен брюнет в красной рубахе и белых брюках, за спиной которого видна огромная голова именно что дракона. Все это указывало на то, что передо мной очередная книга в жанре классической фэнтези. Но ни тут-то было. Шесть повестей: первые три образуют цикл "Сказание о драконе", остальные написаны в жанре мистики. Никаких эльфов, гномов и орков. Герои не идут уничтожать очередного Темного Властелина. Спасать мир не нужно. Таинственные артефакты в списках не значатся. Зато автор явно не жалуется на воображение. Сюжеты захватывающие. Переводчики выполнили свою работу превосходно. Не книга, а просто глоток свежего воздуха. Сейчас ее выпустили бы, скорее всего, в серии "Альтернатива". Тогда (в 1997 году) подобных серий вообще не было. К тому же в то время издатели еще могли экспериментировать, сейчас же это, к сожалению, почти невозможно.
Давно-давно дракон Гриауль - именно он и находится в центре всех трех историй "Сказания о драконе" - пал в битве с чародеем. Отныне он находится в вечной неподвижности, став каменным изваянием столь огромных размеров, что на его голове разместилась маленькая деревушка. Но Гриауль не погиб до конца. Он продолжает мыслить и, говорят, управляет поступками людей, живущих в ближайших селениях. Он заманивает внутрь себя для выполнения таинственной миссии прекрасную девушку ("Красавица дочь добытчика чешуи"), заставляет ювелира совершить убийство ("Отец камней"; кстати, повесть написана в духе детективов Эрла Стенли Гарднера), совершает весьма своеобразное самоубийство ("Человек, раскрасивший дракона Гриауля"). Повести написаны ярко. Автор увлекает читателя в странный мир, очень похожий на наш. Да и сам дракон вовсе не однозначная фигура. То он выступает гением зла, то начинаешь ему сопереживать. Это не пустые тексты, тут найдется и пища для размышления. Вопросы о свободе воли, о предназначении мало кого оставят равнодушным. Три другие повести написаны слабее, но от этого не менее впечатляюще, хоть в них и заметно влияние других авторов: Габриэля Гарсиа Маркеса в "Охотнике на ягуаров", Стивена Кинга в "Голосе ветра в Мадакете". Но о некоторой вторичности забываешь, ибо сюжеты весьма и весьма интересны. К тому же автору под силу описать самую грандиозную сцену, как, например, ужасный ураган, унесший десятки человеческих жизней ("Голос ветра в Мадакете").
Кстати, Шепарда потом долго у нас не публиковали, пока в прошлом году за него не взялась "Азбука". По крайней мере, "Жизнь во время войны" я обязательно куплю.