Несколько слов вначале, которые можно пропустить, так как они написаны, скорее, для себя, чем для других.
Осенью 2004 года на меня напал стих писать рецензии. Сперва я пытался пристроить их в какой-нибудь журнал, либо газету, но то ли во мне не нуждались, то ли просто не проявил нужной напористости, короче говоря, ничего из этой затеи не вышло. Тогда я стал выкладывать эти рецензии здесь, на "Самиздате". Плоды моих трудов за эти несколько лет можно прочитать в разделе "Книжная полка". Некоторые из них были даже пущены по Сети без всякого моего ведома. Например, однажды я натолкнулся на свою рецензию на сайте аудиокниг, где она была банально использована в качестве развернутой аннотации к определенной книге. Коопирайты парни с того сайта аккуратно проставили, я не обиделся. А потом я остановился. Рецензий накопилось уже достаточно, я набил руку, и мне просто стало скучно их писать. И вот осенью 2011 года мне снова стало интересно заняться этим делом.
Прошло приличное количество времени, что уж говорить. Я стал по-другому писать, изменились мои взгляды на определенные аспекты и писательства, и жизни вообще. Но это так естественно, так банально, что слишком уж распространяться на эту тему даже не хочется. Ограничусь констатацией факта.
Однозначно можно сказать только одно, теперь про литературу я пишу не так, как тогда. Что ж, будет любопытно даже самому определить эти различия. Тогда, в 2004 году, я начал свою критическую колонку с рецензии на роман Иэна Макьюэна "Амстердам". Мне показалось забавным начать эту колонку с романа того же автора.
А вот это уже написано, скорее, для других, чем для себя.Собственно, рецензия.
Во-первых, это все-таки повесть, а не роман. И по объему, и по количеству персонажей.
В центре внимания молодожены Эдуард и Флоренс. Они только что сыграли свадьбу и отправились в медовый месяц. И вот они сидят в номере для новобрачных в маленьком отеле на побережье Чизил-Бич, едят послесвадебный ужин и думают о предстоящей первой брачной ночи. И мысли их не радостные, а тревожные, так как они оба девственники. Он боится, потому что опасается преждевременно, пардон, кончить. Она боится, потому что ощущает отвращение к самому половому акту. Но оба не заговаривают о своих проблемах, ибо в обществе тогда еще существовали табуированные темы. Сексуальная революция в 1962 году еще не наступила, хотя ее дыхание можно было уже заметить.
Текст делится на пять глав. В первой главе герои едят свой ужин и рефлексируют, в конце главы идут в спальню. Во второй - описана их жизнь до встречи и сама встреча. В третьей - неудачный половой акт, Флоренс убегает от Эдуарда, Эдуард в панике и отчаянии. В четвертой - про то, как они жили в течение целого года до свадьбы. В пятой - разрыв и судьба Эдуарда после разрыва. По сути, это хроника почти что полувека английской истории, а неудачная брачная ночь всего лишь точка, от которой мы ходим то в одну сторону, то в другую. Макьюэн предельно детализирован, он не только со всеми мыслимыми и немыслимыми подробностями описывает сам половой акт, но с такими же подробностями фиксирует обстоятельства жизни героев. И если с половым актом, на мой взгляд, не заладилось, некоторые моменты читать просто смешно, то с бытоописательством у него все тип-топ. Но разделить текст на эти две части сложней, чем кажется, линии водораздела просто не существует. Герой навалился на героиню, а в голове у него воспоминания про мать-душевнобольную, а она думает об отце, который возил ее по всем западноевропейским странам. Политические размышления идут рука об руку с размышлениями о природе отношений.
На первый взгляд, может показаться, что Макьюэн хороший психолог. Но описание переживаний героев настолько неестественно детализированы, что в них перестаешь верить. Вообще, Макьюэну явно мешает гладкость письма. Так старательно все выписано, что глазу не за что зацепиться, нет ни одной шероховатости, чтобы сказать, это написал живой человек. Все абзацы столь аккуратно закруглены, словно их писала какая-то машина.
Автор вроде бы фиксирует жизнь, а жизни-то и нет. Увы и ах.
Цитата:
Сначала она нашла его яички и совсем уже без страха мягко обняла пальцами эту удивительную щетинистую пару, которую наблюдала в разных видах у собак и коней и никогда не думала, что она может удобно поместиться на взрослом человеке.
Напоследок: этот роман был позже выпущен издательством "Эксмо" в серии "Интеллектуальный бестселлер" под названием "На берегу".