Куринный Сергей Леонидович : другие произведения.

Дейл Карнеги "как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" (саммари)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий вариант (саммари) книги. Это не копирование текста из книги, а именно творческая обработка. Книга Дейла Карнеги стала классикой современной психологии. Способы и приемы, приведенные на страницах книги, проверены и используются многими людьми по всему миру.


  -- Дейл Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей"
  -- Аннотация
   В рамках проекта "Ключевые идеи книг" вашему вниманию предлагается краткий вариант (саммари) книги. Это не копирование текста из книги, а именно творческая обработка, рерайт на заданную тему.
   Книга Дейла Карнеги стала классикой современной психологии. Способы и приемы, приведенные на страницах книги, проверены и используются многими людьми по всему миру. Книга помогает приобрести ценные навыки общения. Она:
   Подарит вам возможность легко и быстро заводить новых друзей.
   Поднимет вашу популярность, влияние и престиж.
   Усилит ваше умение добиваться своих целей.
   Научит убеждать и склонять людей к вашей точке зрения.
   Даст новые мысли, мечты и цели. Выведет вас из умственного ступора.
   Поможет вам привлекать новых клиентов и заказчиков.
   Повысит ваш доход, даст новые умения зарабатывать деньги.
   Сделает из вас более искусного, интересного собеседника и оратора.
   Научит принципам психологии и их ежедневному применению в общении с людьми.
   Поможет поднять деловую активность и энтузиазм ваших подчиненных и сотрудников.
   Улучшит ваши деловые и другие качества.
   Научит вас поддерживать добрые отношения с другими людьми.
   Поможет избежать споров и ссор, научит сдерживать свое недовольство.
   Ключевая мысль, пронесенная автором через всю книгу, взята из Библии: "Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой".
   В книге Дейла Карнеги рассматриваются, среди всего прочего, такие темы:
   Основные приемы для сближения с другими людьми.
   Как располагать к себе людей.
   Как склонить людей к своей точке зрения.
   Как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования.
   Рассмотрим эти вопросы подробнее.
  -- Основные приемы для сближения с другими людьми
   Воздержитесь от критики.
   Дайте время своим эмоциям остыть.
   Перестаньте высказывать недовольство.
   Пытайтесь понять других.
   Для того чтобы заставить человека действовать, надо заставить захотеть его действовать.
   Признавайте значительность других людей и делайте это публично и искренне.
   Говорите с другими о том, что им интересно.
   Помогайте другим достигать их целей.
   Пробудите в человеке сильное желание, тогда он начнет действовать.
   Посмотрите на мир под углом зрения другого человека.
   Более подробно:
  -- ВОЗДЕРЖИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ В АДРЕС ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
   Критика вредна и бесполезна, т.к. она ставит человека в защитную позицию, заставляет его обороняться, искать оправдание себе и своим действиям. Критика ранит чувство собственного достоинства человека, вызывает его обиду и гнев. Критика наносит опасный удар по представлениям человека о собственной значимости.
   В германской армии не разрешалось подавать рапорт о происшествии сразу же после самого происшествия. Солдат должен был сдержать свои первые эмоции, свое первое чувство обиды и провести с ним ночь. Подавшего жалобу в день происшествия наказывали. Добавьте такое правило в свою жизнь -- не реагировать немедленно на обиды, дать себе время, чтобы эмоции улеглись.
   Только глупые, неразумные люди осуждают и критикуют других, а также высказывают свое недовольство.
   Для того чтобы понять и простить человека, нужно выработать самоконтроль и овладеть своим характером и эмоциями. Вместо осуждения других людей надо попытаться их понять, постараться постичь причины их поступков и именно такого их поведения. Это более выгодный и интересный способ, он порождает терпимость, великодушие и взаимопонимание.
  -- ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ УБЕДИТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА СДЕЛАТЬ ЧТО-ЛИБО -- ЭТО ЗАСТАВИТЬ ЕГО ЗАХОТЕТЬ СДЕЛАТЬ ЭТО
   Других способов не существует. Конечно, вы можете заставить другого человека с помощью угроз, воспользовавшись его страхами, или с помощью грубой силы. Но такие методы будут иметь нежелательные последствия и не будут срабатывать постоянно.
   Единственный способ убедить вас совершить какое-либо действие -- предложить вам то, что вы желаете. Для многих людей побудительной причиной для действий является осознание собственной значимости. Это одна из самых сильных потребностей любого человека -- почувствовать собственную значимость. Многие люди сделают все что угодно ради этого чувства.
   Искренне признавая значительность другого человека, мы можем достигнуть поистине чудесных результатов во взаимоотношениях с ним. Мы говорим не о лести, проницательные люди редко поддаются ей. Признавать значительность другого человека следует искренне, найдя в нем соответствующие качества. Только тогда это срабатывает.
   Различие между искренней оценкой достижений другого человека и лестью -- огромно. Искренняя оценка идет от сердца и правдива. Лесть же дается через силу и является насквозь фальшивой. Лесть вызывает презрение у большей части общества.
   Искренне и честно признавайте хорошие черты в других людях. Щедро и от всего сердца хвалите их. Тогда люди, окружающие вас, будут дорожить вашими словами и помнить их всю свою жизнь, даже если вы их уже забудете.
  -- ГОВОРИТЕ С ДРУГИМИ О ТОМ, ЧТО ИНТЕРЕСНО ИМ, ПОКАЗЫВАЯ, КАК ИМ ЭТОГО ДОСТИЧЬ
   Это единственный способ оказать влияние на другого человека. Если вы способны так поступать, с вами будет весь мир, а если нет -- будете вечно одиноки на своем пути.
   Всегда вспоминайте об этом правиле, когда захотите заставить кого-нибудь сделать что-либо. Например, если вы не хотите, чтобы ваши дети курили, не запрещайте им это делать, а популярно объясните им, как курение помешает достигнуть их целей в жизни.
   Все действия, сделанные нами после нашего рождения, мы совершали потому, что мы чего-то хотели, из-за наших желаний. Самый лучший совет для побуждения кого-либо к действию -- это пробудить в нем какое-либо сильное желание. Если вы способны на это, с вами будет весь мир, и вы никогда не будете одиноки.
   Генри Форд сказал: "Если существует некий секрет успеха, он заключается в способности принять точку зрения другого человека и видеть вещи под его углом зрения так же хорошо, как под своим собственным".
  -- Как располагать к себе людей
   Проявляйте искренний интерес к другим людям.
   Улыбайтесь.
   Для любого человека его имя является самым любимым и важным словом.
   Будьте хорошим слушателем и просите других рассказывать о себе.
   Ведите разговор вокруг интересов вашего собеседника.
   Дайте людям почувствовать их значительность и делайте это со всей искренностью.
   Более подробно:
  -- ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
   Если вы постоянно будете проявлять искренний интерес к другим людям, их жизни и проблемам, то за пару месяцев приобретете больше друзей, чем если бы вы два года пытались заинтересовать их собой.
   Наиболее употребляемое в разговорах слово -- личное местоимение "я". Очень многие люди совершают грубую ошибку на протяжении всей своей жизни, всячески пытаясь намекнуть другим, чтобы те начали проявлять интерес первыми.
   Каждый человек, не проявляющий интерес к другим людям, переживает очень большие трудности в жизни, а также причиняет им много несправедливости.
   Именно те люди, которые не интересуются другими, становятся неудачниками, одиночками и банкротами.
   Если вы хотите завести друзей, сделайте для других что-либо, требующее от вас времени, энергии, чувств и внимания, сделайте для окружающих что-то доброе.
  -- УЛЫБАЙТЕСЬ
   Ваша улыбка скажет другому человеку, что он вам нравится, что он делает вас счастливым, что вы рады его видеть. Одна улыбка сделает больше, чем множество слов. Улыбка звучит громче, чем любые слова.
   Но ваша улыбка должна быть искренней, идти от всего сердца. Неискренняя улыбка никого не введет в заблуждение. Лицемерие в наше время известно практически всем, и большинство из нас возмущается, столкнувшись с ним. Улыбайтесь из самой глубины вашей души, именно такая улыбка очень ценится всеми людьми.
   Встречайте других с радостью и улыбкой, если хотите, чтобы они радовались общению с вами.
   Заставляйте себя улыбаться, даже если на душе у вас нерадостно. Всего одна улыбка в состоянии изменить плохое настроение к лучшему. Наше счастье не зависит от внешнего мира и от его условий. Счастье находится внутри нас. То, кем вы являетесь, где живете или чем владеете, не делает вас несчастным или счастливым.
   Вы становитесь счастливым или нет только на основе ваших мыслей, от того, что вы думаете о происходящем с вами, и как его оцениваете. Простая улыбка, она ничего не стоит. Но она поднимет настроение и вам, и окружающим вас и запомнится навсегда.
  -- ДЛЯ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА ЕГО ИМЯ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛЮБИМЫМ И ВАЖНЫМ СЛОВОМ
   Большинство из нас не запоминает имена других людей, находя всяческие оправдания.
   Но запоминание имен других людей является одним из самых простых, но в то же время эффективных способов привлечь их на свою сторону. Запоминая имя человека, вы даете ему почувствовать свою значительность и значимость для вас.
   Самым первым уроком политической грамотности является запоминание имен избирателей. Способность помнить нужные имена важна не только в политике, но и в бизнесе, и в общении.
   Наполеон III, император Франции, запоминал (и помнил) имя любого, даже однажды встреченного им человека. Как он это делал?
   Если Наполеон не слышал произнесенное имя достаточно отчетливо, он просил человека повторить свое имя ("Извините, я не расслышал ваше имя").
   Если имя было необычным, Наполеон спрашивал, как оно пишется.
   На протяжении разговора Наполеон старался несколько раз произнести только что услышанное имя.
   Также Наполеон пытался связать имя нового знакомого с некоей характерной особенностью, выражением, чертой лица или внешностью этого человека.
   Если новый человек был важен, Наполеон прилагал дополнительные усилия для запоминания, записывая имя на бумаге и сосредоточенно всматриваясь в его начертание, чтобы зафиксировать новое имя в своей памяти.
  -- БУДЬТЕ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ И ПРОСИТЕ ДРУГИХ РАССКАЗЫВАТЬ О СЕБЕ
   Для того чтобы заинтересовать собой и своим бизнесом других людей, начните первым интересоваться ими. Задавайте им вопросы, на которые они будут рады ответить. Заводите разговор о делах других людей, об их достижениях, о них самих. Даже самые непримиримые критики и постоянно жалующиеся на жизнь люди успокоятся и смягчатся в присутствии человека, который их просто молчаливо выслушает, даст им высказаться.
   Если же вы не станете долго выслушивать других людей, будете прерывать их речь на полуслове, они начнут избегать вашего общества, будут смеяться за вашей спиной и станут вас презирать.
  -- ВЕДИТЕ РАЗГОВОР ВОКРУГ ИНТЕРЕСОВ ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА
   Очень мало людей так поступают, и большинство из нас практически не имеет возможности высказаться на темы, которые нас действительно интересуют.
   Если вы будете разговаривать о вопросах, интересных вашим собеседникам, они будут очень тепло к вам относиться и надолго запомнят вашу беседу. Это правило замечательно помогает в делах. Соблюдайте его, и ваши клиенты будут очень лояльны к вашей компании.
   Получается, необходимо выяснять круг интересов ваших знакомых и клиентов, записывать эту информацию и использовать ее при общении.
  -- ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОЧУВСТВОВАТЬ ИХ Значительность И ДЕЛАЙТЕ ЭТО СО ВСЕЙ ИСКРЕННОСТЬЮ
   Каждый встреченный вами человек в глубине души ощущает свое превосходство над остальными в каком-либо вопросе. Самый лучший путь к его сердцу -- дать ему понять, что вы искренне признаете его значительность.
   Мы все ждем любви и внимания, все мы хотим одного и того же:
   чтобы нас оценили по-настоящему;
   быть значительным человеком в своем кругу общения;
   жаждем искреннего признания и одобрения;
   не горим желанием слушать грубую лесть;
   получить одобрение и похвалу от наших родственников, друзей и сотрудников.
   Используйте правило, написанное в Библии. Оно гласит: "Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами". Это самый главный закон человеческого поведения.
   Признавайте значительность другого человека, говорите ему о нем самом, о его делах и достижениях. Тогда он будет готов слушать вас часами.
   Используйте в своей жизни главный закон человеческого поведения, и перед вами откроются все двери.
  -- Как склонить людей к своей точке зрения
   Единственный способ победить в споре -- уклониться от него.
   Уважайте мнение других людей. Никогда не говорите им, что они неправы.
   Признавайте свои ошибки сразу, со всей искренностью.
   Проявите свое дружеское отношение первым.
   В начале разговора задавайте вопросы, на которые вы получите ответ "да".
   Дайте вашему собеседнику выговориться.
   Дайте Собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему.
   Поставьте себя на место своего собеседника.
   Проявите сочувствие к желаниям и мыслям других людей.
   Взывайте к благородным побуждениям.
   Придайте наглядность вашим идеям.
   Бросайте вызов, пробудите дух соревнования и желание доказать превосходство.
   Более подробно:
  -- Единственный способ победить в споре -- уклониться от него
   В 90% случаев после окончания спора его участники еще тверже убеждаются в своей правоте. Вы никак не сможете выиграть спор. Давайте предположим, что ваши аргументы были более убедительны, и вы "победили" в споре, доказав своему оппоненту, что он ничтожен и ничего не стоит в вопросе, по которому вы с ним спорили. Вы рады и чувствуете себя замечательно. А что же ваш оппонент? Он испытывает чувство унижения, и ваша победа вызывает у него только жажду мщения.
  -- Уважайте мнение других людей. Никогда не говорите им, что они неправы
   Даже если все обстоятельства складываются очень удачно, побудить другого человека к изменению его взглядов -- очень трудная задача. Людей нужно не учить, а преподносить им то, что они не знают, в такой форме, будто они знали это раньше, но забыли.
   Если ваш собеседник высказал утверждение, которое вы считаете ошибочным (или даже на 100% уверены в этом), лучше всего сказать об этом максимально дружелюбно: "Ну и ну! А я думал совсем иначе. Но я, конечно, могу ошибаться, со мной это уже бывало. Давайте проверим факты".
   Допуская возможность ошибки в своих высказываниях, вы никогда не сможете оказаться в затруднительной ситуации. Ваша позиция остановит все споры и воодушевит собеседника проявить такое же дружелюбие, честность и откровенность.
   Бенджамин Франклин взял себе за правило вообще воздерживаться от прямых и категоричных возражений и утверждений по поводу мнений других людей. Он запретил себе употребление категоричных слов (вроде "конечно", "несомненно" и т. п.), заменив их выражениями: "предполагаю", "представляю себе", в настоящее время мне это представляется таким образом". Его скромная манера выражения своих мыслей привела к тому, что их стали принимать без возражений. А когда Бенджамин Франклин ошибался, он не отказывался признавать и исправлять свои ошибки. Также он приписывал себе ошибки других, когда брал верх над их ошибочным мнением.
   Перестаньте спорить с клиентами, с конкурентами, со своим начальником. Перестаньте говорить им, что они неправы, не доводите дело до споров и ссор, используйте дипломатию.
  -- признавайте свои ошибки сразу, со всей искренностью
   Оправдать свои ошибки способен любой -- большинство из нас так и делает. Для того чтобы добровольно признать свои ошибки, нужны благородство и способность подняться над уровнем большинства. Есть народная пословица: "Повинную голову меч не сечет". Именно так и происходит в жизни -- признайте свою ошибку без оправданий, и наказание или другие негативные последствия в большинстве случаев минуют вас или не будут такими серьезными, как если бы вы начали придумывать себе оправдания.
  -- Проявите свое дружеское отношение первым
   Если вы разозлены и начнете срывать злобу на другом человеке, сказав ему пару неприятных вещей, вы снимете свое нервное напряжение и получите некоторое удовлетворение. А что почувствует он? Что будет с ним? Помогут ли ему ваша агрессивность и враждебность согласиться с вашим мнением, стать на вашу сторону?
   Вудро Вильсон говорил: "Если вы подойдете ко мне, сжимая кулаки, я, пожалуй, могу обещать, что и мои кулаки сожмутся в ответ".
   Если сердце вашего собеседника закрыто и не расположено к вам, если оно полно неприязни, вы никогда не сможете убедить его принять вашу позицию. Вам не помогут в этом никакие логические уловки и психологические приемы.
   Другого человека нельзя вынудить согласиться с чем-либо, но можно мягко и дружелюбно подтолкнуть его к этому.
   Если вы хотите, чтобы другой человек пошел за вами, для начала убедите его в том, что вы его друг. Сделайте это искренне и от всей души. Это привлечет его сердце на вашу сторону. А сердце, в свою очередь, откроет самую короткую дорогу к его разуму.
   Эзоп сказал: "Солнце может заставить человека снять плащ быстрее, чем ветер, а доброта, дружелюбие и оценка по достоинству меняют мнение людей быстрее, чем злобная ненависть".
   Линкольн сказал: "Капля меда привлечет больше пчел, чем бочка дегтя".
  -- В начале разговора задавайте вопросы, на которые вы получите ответ "да"
   Начиная разговор, не задавайте тех вопросов, по которым у вас и у вашего собеседника расходятся мнения. С самого начала беседы делайте акцент на тех вопросах, в которых вы согласны с ним. Подчеркивайте даже чаще, чем это есть в действительности, что вы оба стремитесь к одному и тому же, и различие взглядов касается лишь методов достижения, а не самой цели.
   Когда люди говорят "нет", их самолюбие требует оставаться верными своему выбору из-за гордости, даже если позднее они почувствовали свою неправоту. Именно по этой причине очень важно с самого начала разговора направить беседу в сторону подтверждения и согласия.
   Умелый собеседник с самого начала добивается нескольких "да". Этим он придает психологическим процессам своего оппонента общую направленность на подтверждение, настраивает его на положительную реакцию.
   Этим методом пользовался и Сократ. Он не говорил другим людям, что они неправы, потому что был слишком мудр для этого. Его приемы основаны на получении серии утвердительных ответов (называется теперь "сократовский метод"). Сократ задавал вопросы, с которыми его собеседник был вынужден соглашаться. Он продолжал задавать вопросы, получая утвердительные ответы, пока его собеседник не обнаруживал, что пришел к заключению, против которого ранее возражал.
   В следующий раз, когда вы захотите сказать другому человеку, что он неправ, вспомните метод Сократа и мягко задайте такой вопрос, на который вы получите положительный ответ.
  -- Дайте вашему собеседнику выговориться
   Большинство из нас во время беседы, пытаясь убедить своего собеседника, слишком много говорят и слишком мало слушают. Дайте высказаться вашему собеседнику, он лучше знает свою ситуацию, свои проблемы, свое дело. Начните задавать ему вопросы, дайте ему время ответить на них, дайте ему выговориться.
   Не прерывайте своего собеседника даже в случае несогласия с ним. Он, в большинстве случаев, не обратит внимание на ваши слова, если он еще не выговорился и у него есть собственные соображения, которое он хотел высказать.
   Даже наши близкие и друзья гораздо больше любят рассказывать о себе, своей жизни и своих достижениях, чем слушать нас.
  -- дайте Собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему
   Люди больше доверяют своим собственным идеям, чем тем, которые им преподносят другие. Разумно ли в таком случае навязывать свое мнение другим? Не лучшим ли способом будет навести их на мысль, чтобы они сами делали выводы?
   Никто из нас не любит, когда его вынуждают сделать что-либо или купить какую-нибудь вещь. Нам хочется почувствовать, что мы сделали выбор, поступили или купили что-то по собственному желанию, руководствуясь своими собственными мыслями, потребностями, нуждами.
  -- Поставьте себя на место своего собеседника
   Попытайтесь увидеть происходящее с точки зрения своего собеседника. Каждый из нас думает или делает что-либо, руководствуясь определенными причинами. Если вы выясните эти скрытые побудительные причины своего собеседника, то получите ключ к его поступкам, мыслям и даже личности. Просто искренне и честно попытайтесь стать на его место, спросите себя: "Как бы я чувствовал себя, как бы я действовал, если бы был на его месте?" Этим вы сэкономите много времени на понимание и налаживание контактов с другими людьми.
  -- Проявите сочувствие к желаниям и мыслям других людей
   Человек желает сочувствия всем сердцем. Ребенок демонстрирует родителям свой ушиб или даже нарочно режет палец, чтобы вызвать их горячее сочувствие, привлечь их внимание. С этой же целью взрослые выставляют напоказ свои раны, рассказывают о своих болезнях, перенесенных операциях, несчастных случаях. Жалость к самому себе в связи с перенесенными горестями (реальными или воображаемыми) периодически испытывает каждый из нас. Если вы хотите установить контакты с другими человеком, проявите к нему сочувствие и сделайте это искренне.
  -- Взывайте к благородным побуждениям
   Любой человек, как правило, имеет две причины, по которым он совершает какой-либо поступок. Одна причина -- привлекательная внешне. Вторая -- истинная. Но не нужно сильно акцентировать внимание на истинной причине. Все мы, будучи идеалистами в душе, предпочитаем думать о внешне привлекательных мотивах для своих поступков. Получается, для того чтобы изменить поведение другого человека, взывайте к его благородным мотивам. Предполагайте по умолчанию, что все люди честны и готовы выполнять взятые на себя обязательства. Исключения из этого правила редки, даже люди, которые пытаются игнорировать взятые обязательства, изменяют свое мнение, если дать им понять, что вы искренне считаете их честными и справедливыми.
  -- придайте наглядность вашим идеям
   Представление идеи должно быть живым, интересным и драматичным. Просто рассказать часто бывает недостаточно, особенно в наше время. Нужна инсценировка, если вы хотите привлечь внимание к вашим идеям или товарам.
  -- бросайте вызов, пробудите дух соревнования и желание доказать превосходство
   Это хороший способ, если вы хотите добиться от ваших подчиненных выполнения трудной работы. Этот способ можно попробовать, если другие методы не дают результатов. Главное в мотивации -- развивать сотрудничество ваших починенных, тогда все, что нужно, будет сделано и даже с излишком. Развивайте в них желание превзойти друг друга, это работает лучше, чем корыстная жажда денег. Сделайте им вызов, бросьте перчатку! Это самый верный способ вовлечь в работу бойцовский дух человека.
   Главный мотивирующий фактор для всех людей -- сама работа. Если работа захватывающая и интересная, сам работник стремится выполнить ее и получает стимул добиться превосходного результата. Страстное желание превзойти другого, почувствовать свою значимость -- самые лучшие способы для мотивации сотрудников.
  -- Как изменить человека не нанеся ему обиды
   Начните с похвалы и искренне признайте его достоинства и положительные качества.
   Обращайте внимание на его ошибки не в прямой, а в косвенной форме.
   Прежде чем критиковать, расскажите о своих ошибках.
   Задавайте вопросы и не отдавайте приказы.
   Дайте возможность человеку сохранить свое лицо.
   Хвалите за каждый даже самый скромный успех. Будьте искренни и щедры на похвалы.
   Создайте человеку доброе имя, чтобы он начал жить в соответствии с ним.
   Поощряйте. Сделайте так, чтобы недостаток человека, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь его, было легко выполнимым.
   Организуйте все так, чтобы людям было приятно делать то, что вы просите.

? СЕРГЕЙ КУРИННЫЙ


   КОНТАКТЫ +38 (096) 311-54-55
E-
MAIL: contact@gudinfo.org WWW: www.gudinfo.org
ВКОНТАКТЕ:
www.vk.com/sergiy.kurinny

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"