"Ученые провели эксперимент: в течение года белым мышам ставили диск РУКИ ВВЕРХ. Через год мыши написали лучше" (анекдот)
"-- Специально для вас, -- ответил великий комбинатор. -- Вы, я замечаю, все время терзаетесь муками творчества. Писать, конечно, очень трудно. Я, как старый передовик и ваш собрат по перу, могу это засвидетельствовать. Но я изобрел такую штуку, которая избавляет от необходимости ждать, покуда вас окатит потный вал вдохновения. Вот. Извольте посмотреть". (И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок")
В предыдущих эпизодах моего цикла о попсе было слишком много теории. Время перейти к практике. Чтобы забабахать поп-проект необходим прежде всего талант менеджера. Найти дядьку с деньгами, определить целевую аудиторию и главное придумать "фишку". "Фишки" могут быть разными и тут главное не прогадать. Вот у Бориса Моисеева была "фишка" -- гомосексуализм, которую он использовал с размахом и вовремя. Потом подоспели ТАТУ, и целующиеся девочки изрядно позабавили скучающего обывателя. Можно сыграть и на "квасном" патриотизме. Главное -- сделать это вовремя. Можно сперва, как ЛЮБЭ, прикалываться, а потом, уловив в воздухе перемены, сотворить серьезную мину. На этой ниве чуть-чуть припоздал Газманов. Забыв про модную в начале перестройки белогвардейщину (песни про всяких там "есауло-подъесаулов" -- вспомните Малинина, Талькова, да еще Розенбаума с "казачьими" песнями), он с гордостью запел о том, что "сделан в СССР" (почему-то в 1991 г. на подобные строки его не вдохновило). Можно, как группа ЛЕНИНГРАД, сделать "фишку" из матерщины и образа маргинала, сделать по всем законам шоу-бизнеса и опять-таки вовремя.
В общем, "фишки" могут быть разные (вплоть до большой силиконовой груди), но на этой ниве я не особый спец. Не дал Бог менеджерского таланта. Зато, когда "фишка" найдена, деньги на ротацию есть, а осталось только досочинить текст песенки, я могу дать несколько общих полезных советов.
Рассмотрим "дешевый" упрощенный вариант написания попсового текста (делать что-либо большее я могу лишь за отдельную плату, настоящая попса ведь пишется за деньги).
Итак, прежде всего -- тема песни. Сразу оговоримся, что тематику так называемого шансона трогать не будем -- этот жанр также заслуживает отдельного разговора.
Окинем взглядом несколько самых рейтинговых тем:
1) Любовь (к женщине, мужчине, детям, маме);
2) Праздники (особенно день рождения, свадьба и Новый год). Такие песни хороши для всяких поздравительных передач, заказных выступлений и прочих праздничных "чесов". Кстати, придумал "фишку" -- песня про расторжение брака! Типа, "Ты ушла и унесла холодильник, / телевизор и в кармане мобильник. / И оставила мне дочку и сына / Вот какая ты, в натуре, скотина!".
3) Патриотизм (это уже в завсимости от политической ситуации -- можно про военных, можно -- про казаков, можно -- про калину/березку/смереку за окном и прочую природу);
6) молодежная тема (крутые опасные пацаны, крутые податливые бабы, крутые напитки, крутые машины и т. д.).
Думаю, достаточно. Безусловно, первая тема самая беспроигрышная и практически не требует умственных усилий. Ее арсенал нарабатывался веками. Во-первых, лучше петь про любовь несчастную, но с примесью надежды. Во-вторых, БОЛЬШЕ ЭРОТИКИ, особенно если исполнительница женщина. По сути, добрая половина нынешних текстов песен -- это маленькие истории больших женских оргазмов! Заметьте, какими наши певицы все стали... да нет, даже не сексуальными... а безобразно-похотливыми просто! Послушайте, как они стонут, хрипят, взвизгивают, гладят свои истосковавшиеся тела. И поют то о взлетах, то о падениях. Мужчина, понятно, сволочь и обманщик, но... физиология побеждает ("Обмани, но останься", "Обмани, позови, скучен мир без тебя"). Как тут мужчине не прислушаться к такой нимфоманке-мазохистке. Сразу видно, феминизм на 1/6 часть суши придет не скоро.
В-третьих, желательно добавить что-нибудь из модного арсенала (всякие там технические новинки -- SMS, плейеры)<1> и элементов "сладкой жизни" (рестораны, лимузины, сигареты с ментолом... шучу-шучу, с ментолом уже не модно). В идеале, конечно, первая избранная нами тема должна по возможности пересекаться с остальными.
Итак, образ предлагаю такой: женщина в соку, но ее бойфренд (красавец и мерзавец, конечно) не приходит к ней на день рождения, а она не позвала подруг и одна, а в вазе вянет цветок с прошлого рандеву (символ увядающей без толку красоты или уходящей любви), а женщине хочется всякого такого человеческого, она вспоминает его губы (прикосновение), руки/плечи (сильные), запах табака и щетину можно припомнить. Воспоминания доводят женщину до отчаянного оргазма и в припеве она истошно (извините, страстно) кричит, мол, без тебя я -- ничто, так себе -- две руки, две ноги, посредине... Извините, увлекся.
Поэтические приемы и стандартные обороты еще проще. Если "любовь", то рифмуем с "вновь", "кровь", ну, можно и со словом "боль" (сойдет для целевой аудитории).
В зарубежной поп-музыке тоже полным-полно банальных словосочетаний ("O, my baby", "give me love", "break my heart", "close my eyes", "I lose control", "touch me" и т. д.), и для перевода многих подобных песен достаточно школьного курса английского языка.
Ниже я хотел привести форму, пользуясь которой, вы можете составить несколько вариантов попсовых припевов.
Суть её состоит в том, что вы можете взять из каждого раздела НАУГАД по одной строчке и составлять многочисленные "поэзии".
варианты 1-х строчек:
- Этот мир для меня опустел
- За окном моим стонет метель
- Мой дверной звонок онемел
- Ветер грустную песню пел
варианты 2-х строчек:
- В хрустале увядает роза
- И в бокал вина падают слезы
- Навалилася жизни проза
- Я сижу будто под наркозом
варианты 3-х строчек:
- Остывает моя постель
- Ты наверное так хотел
- Нас не греет сплетенье тел
- Лист последнийв окно влетел
варианты 4-х строчек:
- Мою душу сковали морозы
- Умирают последние грёзы
- Ноет в сердце моем заноза
- И надеяться слишком поздно
Приблизительную последовательности аккордов тоже могу привести:
Am, Dm, E, Am
Dm, G, C, Am
Dm, F, E
А вот вам пример из личного опыта. В году 1990-м, я вместе с институтским товарищем Сергеем Подцуевым решил провести небольшой эксперимент, чтобы на практике показать примитивность попсы. Я должен был за 15 минут сочинить текст куплета и припева попсовой песни, а мой товарищ за такое же время положить их на попсовую музыку. Все уложились в срок. А результат моего эксперимента перед вами:
"Капли росы на листьях розы,
Очень похожи на женские слезы,
Начало -- как песня, конец -- словно проза,
Я больше не нужен тебе.
Я помню то время, когда твои губы,
Шептали мне нежно: "Не будь, мальчик, грубым.
Зачем ревновать? Ведь друг друга мы любим...",
Но все будто было во сне.
Неподаренные розы я сжимаю в рука-ах,
Неподаренные розы искололи пальцы в кро-овь,
Неподаренные розы, будто зна-ак
Того-о, что ухо-о-одит любо-о-овь!"
Писалось это во времена ЛАСКОВОГО МАЯ, Андрея Державина и прочих подростково-ботанических завываний. Суть попсовых песен в общем-то не изменилась, но столь откровенный примитив сейчас пытаются скрыть. Порождая уж совсем несусветную глупость...
ОКОНЧАНИЕ СЛЕУЕТ...
ПРИМЕЧАНИЕ:
1 -- Вот несколько ярких примеров воспевания модной техники, которые ныне выглядят смешными реликтами: