Курганов Алексей Николаевич : другие произведения.

Нюрка -дура!, или И снова от т.н. литературном профессионализме (разговор с культурологом)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Профессиональный писатель и графоман. Несостоятельность терминов.

  29 сентября на телеканале "Культура" показали довольно занятную передачу из цикла "Тем временем" с Александром Архангельским". Передача называлась "Литературная самодеятельность: торжество графоманства или победа над кланами?". Тема не нова, а подоплёка её абсолютно пристрастна, поскольку мнений здесь всегда было, есть и будет превеликое множество, и каждое претендует на бесспорную истину. Означает такая ситуация только одно: истины в решении этой проблемы, увы, до сих пор нет (и вряд ли когда-нибудь будет). Но говорить на эту тему всегда любопытно, поэтому и разговариваю с моим давним другом, выпускником Ленинградской академии культуры, культурологом Сергеем Коноваловым.
  
  Коновалов: Да, я смотрел эту передачу. Так называемые профессиональные писатели упрекают так называемых писателей-любителей в том, что те своими текстами, размещаемыми в Интернете, дискредитируют великую русскую литературу. Обвиняемые в свою очередь предлагают обвинителям, как это сейчас модно говорить, особенно не напрягаться и не считают себя полно- и единоправными представителями этой самой великой русской литературы.
   - Сергей Владимирович, а почему вы акцентируете это определение - "так называемые"?
   - Потому что единого, конкретного, чёткого, понятного определения "профессиональный писатель" как не было, так и нет. Впрочем, то же самое можно сказать и о графоманах.
  - То есть?
   - А без всяких "то есть". Просто нет. Неопределённых, совершенно запутанных - великое множество, а единого и конкретного - увы...
   - ... и если следовать такой вашей логике, то тема у той передачи обозначена, а вот ПРЕДМЕТА темы - нет.
   - Именно. Что касается логики, что ж, давайте рассуждать логически: кто такой профессионал? Это человек, который существует на те дивиденды, которые даёт ему его профессия. Логично? Вполне. Если проще, это человек, которого его профессия кормит, поит, одевает-обувает и так далее. Профессиональный токарь вытачивает на станке детали и за это получает зарплату. Профессиональный тракторист пашет поле - и ему за это платят. Профессиональный врач лечит, профессиональный учитель учит - и за это общество их материально (если хотите - денежно) обеспечивает. Значит, профессионального писателя должны кормить его тексты. То есть, он - по той же логике - живёт (смягчу - должен жить) на ГОНОРАРЫ.
   -И вы хотите сказать, что таковых нет?
   - Не хочу. Наверняка есть. Те же беллетристы (конечно, далеко не все). Но их настолько мизерное количество, что говорить о какой-то профессии как об общепринятом статусе просто смешно.
   -Извините, но вы говорите довольно спорные вещи...
   - А спорные они потому, что многие постоянно путают понятия "профессиональный ЛИТЕРАТОР" и "профессиональный ПИСАТЕЛЬ". Это не совсем одно и то же, поскольку профессиональные литераторы это не только собственно писатели и поэты, но и редакторы, корректоры, критики, литературные дизайнеры, секретари литературных изданий и прочие. И как раз профессиональный литератор может обеспечить себя, так сказать, гарантированным хлебом насущным.
   - В таком случае, что такое "писатель-любитель"?
   - А его определение вынесено в название темы телепередачи - графоман. Но опять же, повторяю, чёткого, конкретного, понятного определения графоманства тоже НЕТ!
   - Сергей Владимирович, поневоле вспоминаются слова Воланда, сказанные им в начале романа: "Помилуйте! Чего не спросишь, того у вас нет!". "Графоманство - патологическое стремление к сочинению литературных текстов с претензией на их публикации в литературных изданиях.". Чем вас такое определение не устраивает?
  - Тем, что оно не определение, а медицинский диагноз, разновидность психопатии. Вы что, пишущих литературные тексты предлагаете определять в психиатрические лечебные учреждения?
  - Спасибо. Поостерегусь от такого предложения. Но ведь есть же какие-то явные признаки графоманства. Например, чрезмерная сочинительская плодовитость.
  - Тогда позвольте небольшой экскурс и в историю. В 1907 году в Париже русские начинающие поэты организовали литературный журнал "Сириус". Каждую неделю они собирались и обсуждали свои сочинения. Самым плодовитым из всех был некий юноша с круглым лицом и претензией на аристократичность. На каждое собрание он приносил не менее двух рассказов и гору стихов. Никто его тексты всерьёз не воспринимал, потому что считали их совершенно бесталанными. Юноша, однако, не опускал руки, приносил новое, и опять подвергался жесточайшей критике. Звали его Алексей Николаевич Толстой.
  - Кстати, на тему литературных экскурсов. Сейчас уже не помню, где прочитал воспоминания литературного критика Натальи Ивановой, что ей в редакцию один человек принёс свою поэму, которая называлась, ни много-ни мало, "Ленин", и в этом тексте были такие строчки: " Встал Ильич, развёл руками (это была сцена в мавзолее): что же делать с мудаками?". Иванова привела этот пример как типичнейшее графоманство, а я с ней не согласен: замечательные стихи. Сколько экспрессии, эмоций, выразительности! Великолепно написано!
  - ... и опять об истории: Тоже Толстой, только Лев Николаевич, сам себя считал и даже письменно подтверждал, что он - графоман. Без всякой иронии!
  - Но ведь графоманы не только пишут. Они хотят печататься, причём не в Интернете, а в бумажных изданиях!
  - И опять никакой проблемы. Берите текст, берите кошелёк, идите в любую типографию - примут с распростёртыми объятиями! Даже без очереди напечатают, потому что вы будете платить не по перечислению, а живыми деньгами. Кстати, уж коли заговорили на тему полиграфии, даю совет: самый оптимальный в таком случае тираж - двести-триста экземпляров.
  - Почему такой скромный?
  - А зачем больше-то? На то, чтобы подарить друзьям, знакомым и раздать в библиотеки и читальные залы, вполне хватит.
  - А если попробовать продавать?
  - Попробовать можно. Продать - вряд ли.
  - Почему?
  - Да потому, что покупать не будут. Не верите - зайдите в любой книжный магазин. Сами увидите: самиздат стоит на тамошних полках мёртвым грузом. Никто не берёт.
  - Да, печальная перспектива... Поневоле вспоминается Иосиф Бродский, который советовал продавать книги вместе с хлебом. Но графоманы хотят печататься в литературных журналах...
  - Платите деньги - напечатают.
  - Ага. В том же "Новом мире" или, скажем, "Неве".
  - Ну, это перебор. Это академические литературные БУМАЖНЫЕ издания, хотя и у них тиражи (а значит, и доходы) по сравнению с советскими временами упали катастрофически. Я говорю о тех журналах и альманахах, которые сами предлагают у них печататься за плату.
  - И если попробовать сделать какие-то обобщения, то получается, что вкусовщина и клановость в литературной среде как были, так и остались.
  - ... и останутся, потому что литература, как и всякое творчество - величина УСЛОВНАЯ, и категории, которыми её пытаются измерять, соответственно тоже условны. Вот, например, текст: "Нюрка -дура!". Чем не литературное сочинение? Фабула, смысл, сюжет, герой (точнее, героиня) - всё есть, всё на месте!
  - Так этот текст и публикуют. На заборе.
  - Великолепная информационная площадка! Даже в библиотеку или книжную лавку идти незачем!
  - Сергей Владимирович, разговор наш подходит к концу. И всё-таки хотелось бы услышать какой-нибудь если не универсальный, то хотя бы просто совет тем литераторам, которые, скажем деликатно, пока ещё не знакомы широким читательским массам...
  - Как это у вас лихо, прямо-таки по агитпроповски получилось: "широкие читательские массы"! Интересно, где это вы видели эти самые "массы"? А что касается совета для таких вот начинающих "массовиков-затейников", то он простой: поступайте так, как поступал здесь уже упомянутый граф Алексей Николаевич Толстой. То есть, коли чувствуете в себе потребность в литературном сочинительстве - пишите! Совершенствуйтесь. Учитесь у классиков (учиться у них никогда не вредно, но кумиров из них себе ни в коем случае не делайте!). И что немаловажно: критику всё-таки старайтесь воспринимать, но ни в коей мере не относитесь к ней, как к родной мамаше, чьё слово - закон!
  - Спасибо, Сергей Владимирович, за, как всегда, интересный и, как всегда, спорный разговор. Надеюсь, что он заинтересует и читателей.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"