Аннотация: Будучи Джорданистом с пятнадцатилетним стажем я просто не мог пройти мимо данной темы.
WheelofTime/Колесо Времени (Обзор)
Автор: Роберт Джордан/Брэндон Сандерсон
Количество книг: Четырнадцать (плюс роман приквел)
Статус: Завершен
Вращается Колесо Времени... С этих строк начинается повествование в каждой из четырнадцати книг входящих в этот поистине эпический мегацикл. Десятки тысяч фанатов по всему мира, пускают слёзы завидев знакомые слова, после чего забыв про все прочие дела садятся перечитывать данную сагу, на долгие месяцы покидая реальный мир. Ведь цикл просто внушает своей масштабностью. В зависимости от издания каждая книга выходила в двух-трёх томах. И не каждая полка сумеет вместить в себя данную историю целиком и полностью.
Для начала авторское отступление. Моё личное знакомство с данным миром началось в далеком 1998 году, когда в мои руки попали три томика, объединенные общим названием Властелин Хаоса. На тот момент я еще не знал, что это всего лишь шестая книга, поэтому был глубоко разочарован сюжетом, полном отсылок к предыдущим событиям. Тем не менее мир сумел меня зацепить и вскоре я не выдержал и перечитал эти три тома повторно. На этот раз уже более-менее понимая о чём идет речь я сумел сосредоточится на книге и осознал что она меня начинает покорять. С этого момента и началась многолетняя история охоты за отсутствующими частями и ожиданиями выхода продолжения.
Ну а теперь собственно следует рассказать, в чём собственно суть. И так в далеком будущем человечество добилось немало. Оно покорило вселенную и параллельные миры. Овладело магией, победило СПИД и построило полноценный коммунизм. Но людям как обычно не хватало неприятностей на пятую точку и в один прекрасный момент они сумели ими разжиться.
Пытаясь заполучить доступ к очередному халявному источнику магической энергии, местные волшебники малость перемудрили и умудрились выпустить на свободу своеобразный аналог Сатаны (именуемый в дальнейшем Тёмный). Мир от этого начало малость корёжить, благо силы зла начали действовать хитро, тайно совращая подходящие для этого умы. И очень скоро вся цивилизация раскололась на два лагеря.
Как и положено по закону пафосного фэнтези, лидер хороших парней носил кликуху Дракон, которой стремился соответствовать изо всех сил. Именно он сумел составить коварный план как победить врагов одним ударом, малой кровью и на чужой территории. Сказано-сделано, Тёмный вместе со своими последователями был надежно запечатан, и мир казалось, был спасен. То что в последний момент он сумеет подкинуть подлянку никто даже и не думал.
Но очень скоро людям пришлось убедиться, что главные проблемы их ждут впереди. Тёмный сумел навести порчу на мужскую составляющую магической силы, что привело к печальным результатам. Отныне любая особь мужского пола, вздумавшая баловаться с магией, рано или поздно либо заболевала особо тяжёлой формой сифилиса, что было очень плохо для него самого. Либо внезапно и необратимо теряла рассудок, что в свою очередь вызывало немалые беспокойства для окружающих, ведь сумасшедший обладающий немалой мощью мог сотворить немало занятных вещей. Так Дракон сойдя с ума, перебил всю свою семью, а впоследствии воздвиг исполинскую гору названную его же именем.
В результате подобных пертурбаций, мир изменился настолько, что был отброшен фактически в местный аналог средневековья. Люди одичали, забыли достижения научно-технического прогресса, и отныне были вынуждены создавать новую цивилизацию на осколках старой. Правда сама цивилизация вышла с малость феминистическим уклоном, поскольку отныне мужикам баловаться с высшими силами было запрещено под страхом смертной казни, всем начали заправлять женщины.
Но при этом существовало пророчество из которого следовало что рано или поздно зло вырвется наружу и Дракону придется возродиться что бы вновь остановить его. Правда учитывая некоторые обстоятельства, всё явно шло к тому что после спасения мира, он повторит свой трюк с его очередным перекраиванием. Данный факт заставил большинство простых людей занести своего потенциального спасителя в ряды тех самых сил зла, от которых он и должен будет их спасти.
Но время идет, колесо вращается и наконец настаёт тот момент когда Дракону надо возродится и вновь спасти жалких людишек, невзирая на то хотят они это или нет. Но тут существует еще один нюанс. О появлении потенциального избранного знают слишком много народу, в том числе и сторонники Тёмного. И прежде чем возродится, будущему спасителю придется пройти через немало трудностей, преодолеть множество опасностей и решить ряд проблем.
Впрочем на начало книги, избранный не знает что он избранный. Мало того, потенциально существует сразу несколько кандидатов, что сильно осложняет работу обеим сторонам. И теперь читателям остаётся только с напряжением следит за злоключениями трёх деревенских парнишек, пастуха Ранда ал'Тора, сына торговца лошадьми Мэта Коутона и ученика кузнеца Перрина Айбары.
Если честно, то пересказывать сюжет Колеса Времени просто не имеет смысла. Во-первых, как вы уже наверное поняли, это произведение воистину титанических размеров. А во-вторых, его сюжет отличается многолинейностью. Если на начало книги нам представлено всего несколько героев, путешествующих одной единой группой, то ближе к середине, количество персов начинает зашкаливать за несколько сотен и уже становится сложно понять, кто эпизодический, а кто еще сыграет свою роль.
Кроме того при прочтении бросается откровенная схожесть с Властелином Колец. Параллелей прослеживается так много, что немало читателей дочитав до середины первой книги, начинали брызгать слюной, считая что имеют дело с откровенным плагиатом. Тем не менее, подобное сравнение наблюдается только в самой первой книге. В дальнейшем формат и сюжет меняются настолько, что замолкают даже самые рьяные фанаты Толкиена.
Так что же такое Колесо Времени? Сложно сказать, поскольку жанров намешано тут очень много. Это и приключения и детектив, и масштабные (местами очень даже жестокие) военные действия. Дворцовые интриги, тайны рождения, загадочные пророчества, друзья притворяющиеся злодеями и злодеи притворяющиеся друзьями.
Но это еще не всё. Фактически перед нами в подробностях раскрывается целый мир. Автор с любовью прописывает всевозможные расы и народы, создавая для каждого из них историю, культуру и прочие особенности, вплоть до местных анекдотов. Подобное отношение к делу, придает сотворенному объем, давая возможность читающему еще больше поверить в его достоверность.
Впрочем закрученный сюжет и проработанный мир не самые главные достоинства цикла. И для начала я бы хотел выделить персонажей. И речь не идёт о том насколько они яркие или харизматичные. Скорее нужно заметить, что мы имеем с очень редким для жанра фэнтези, случаем. Нам демонстрируется процесс взросления и изменения персонажей. На протяжении многих томов, героям предстоит пройти путь от фермеров местного значения, до личностей влияющих на мир и управляющих судьбами многих людей. В отличие от многих авторов, Роберт Джордан сумел наглядно продемонстрировать, что же случается с людьми, когда от их действий вдруг начинают зависеть судьбы миллионов. И пусть местами это выглядит чересчур надуманно и гротескно, в целом впечатление складывается положительное.
Так же стоит отметить интригу. Местами её паутина закручивается таким невообразимым способом, что впору указывать в качестве жанра: "детектив". Текст просто переполняют многочисленные загадки и тайны, и если знать то можно наткнуться на авторские подсказки, которые могут помочь в их разрешении. Сами разгадки так же имеют место быть, но иногда наткнувшись на непонятку в первой книге, рискуешь узнать истину только в последней.
Эпичность сюжета занимает не последнее место в списке достоинств. Масштабные битвы, прописанные с особой тщательностью, заставят многих любителей испытать чувство восторга. Впрочем, и небольшие, локальные стычки, смотрятся довольно динамично. Стоит так же заметить, что и "роялей в кустах" если присмотреться, насчитывается не так уж и много. Большая часть происходящего вполне укладывается в логику сюжета.
Драматизм, так же имеет место быть и в немалых количествах. Наплодив целую гору персонажей, Роберт Джордан имеет возможность с лёгкостью устроить небольшой геноцид. Второстепенные герои в некоторых книгах мрут как мухи и, хотя некоторые потом возвращаются, это не особо влияет на восприятие. Что касается главных героев то их жизнь не так уж и проста. Им приходится пройти через многое, теряя как друзей, так и отдельные части тела (а кое-кому стоит поволноваться и за свой рассудок).
Да и сам мир в его описании выглядит довольно мрачно. Не особо акцентируясь на пытках, грязи, крови и прочем описании жизненного дерьма, он умудрился показать, что данная вселенная не такое уж прекрасное место для проживания. А местами оно просто пугает до дрожи.
Аналогичным способом созданы и романтические сцены. И пусть на них не акцентируется внимание, тем не менее они вовсе не выглядят как фон. Слащавость, слюни и сопли фактически отсутствуют как класс, уступив место бытовому реализму. Возможно кому то покажется оскорбительным и неприемлемым, что герои относятся к объектам своей любви, как к хорошим друзьям, обходясь без возвышенной высокопарности. Тем не менее, на мой взгляд хватает и того, что персонажи готовы умереть за свою любовь, ну или в крайнем случае развязать локальную войну.
Стоит сказать пару слов об оригинальности. В то время как большинство мастеров писало про эльфов, орков и прочих там гномов. Роберт Джордан пошел своим путем, выдумав новые расы. И пусть местами они изрядно напоминают уже существующие, в своеобразия ему всё же не откажешь. Ну а уж то, что он сумел подобрать логическое обоснование появления "роялей в кустах", это уже просто за гранью чего-то выдающегося.
После таких слов, трудно говорить о недостатках, но тем не менее они есть и именно они часто отталкивают неискушенных читателей. В первую очередь это конечно же ритм повествования. Увы, но чаще всего он не блещет динамикой. На протяжении сотен страниц герои могут тупо бродить по окрестностям, созерцая местные пейзажи и терзаясь глубокими мыслями. В некоторых книгах всё действие происходит лишь в финале, что не может вызвать неоднозначные чувства. Объясняется это конечно тем что чаще всего показанное описание является лишь основой для бурной и динамичной сцены которая может нас ждать... через пару книг.
Кроме того автор явно увлекается описанием. И если изображения окрестностей или архитектурные изыски городов еще можно воспринимать как своеобразную демонстрацию картины мира, то растянутый на двадцать страниц список одежды, с подробным перечислением элементов дизайна и украшений, носимой героем или героиней, может вызвать лёгкое помутнение в мозгах.
Немало народу оттолкнул явный перекос в сторону феминизма. Действительно, женщины тут заправляют всем, начиная от кулинарии и заканчивая ведением военных действий. И пусть в последнем случае им даётся не так много воли, тем не менее факт остается фактом. Мало того, чаще всего женские персонажи в отношении мужских отличаются изрядной долей стервозности. Доходит до того что в отдельных сценах, когда их удается поставить на место, хочется даже взять и зааплодировать.
Так же в минусы я бы занёс довольно однобокое изображение представителей "темной стороны силы". Чаще всего они выглядят эдаким сборищем человеческих пороков, доведенным до абсолюта. За исключением пары-тройки действительно занятных личностей, большая часть представленных нам злодеев выглядит довольно уныло. Если же брать массовку, то она целиком и полностью состоит из довольно стандартных негодяев среднего пошиба.
Остальные ошибки, такие как технические или логические ляпы, единичные случаи обрывания не до конца раскрытых сюжетных нитей, либо чересчур быстрое развитие какого-либо героя, не выглядят чем-то уж страшным. Поэтому в целом могу сказать, что достоинства перевешивают недостатки.
Так что если вас не пугают длинные тексты, с медленно развивающимся сюжетом. Если вы не боитесь излишней феминизации или затянутых описаний. Но при этом вы уважаете тщательно проработанные миры, эпический размах и детективный сюжет, то это книга однозначно для вас.