Аннотация: Весьма спойлерный обзор Трех Великих Сёненов.
Bleach vs Naruto vs One Piece
Их трое, их называют Великими Сёненами. Их популярность и культовость распространились далеко за пределы Японии. Они выходят много лет, и количество серий в каждом из проектов измеряется сотнями. А судя по сюжетным завязкам, будут выходить еще многие-многие годы. Конечно, есть вещи популярней, культовей и многосерийней, но в своих жанрах им равных нет. Новички приходят и уходят, и мало кто пока что может бросить им вызов (хотя такие есть и, что самое интересное, и шансы у них неплохие).
Но самое интересное состоит в том, что между фанатами Великой Троицы идет постоянная война. Кто лучше, интересней, культовей. У кого самые лучшие персонажи, закрученней сюжет, полноценней мир. Кто целиком и полностью состоит из оригинальных идей, а кто лишь жалкая подделка. Кто попса, а кто есть высокое искусство, несомое мэтрами в массы! Споры не стихают до сих пор, поэтому я решил взять на себя смелость осветить сразу все три сериала, попытавшись разобраться, что же в них привлекает народ или, напротив, отталкивает. Поскольку подробный разбор вполне тянет на солидную диссертацию, ограничусь лишь краткими рассуждениями. И так, поехали.
Bleach
Автор манги: Кубо Тайто
Дата выхода манги: 2002 год
Даты выхода аниме: 2004 год
Количество серий - 300+
Начнем с самых молодых, и тут я сталкиваюсь с весьма серьезной проблемой. Дело в том, что рассказать краткий сюжет Блича и при этом обойтись без зверских спойлеров просто нереально. Поэтому расскажу вкратце только о чем там, а дальше выражу исключительно своё мнение.
Итак, наши дни, действие начинается в неком вымышленном японском городе Каракура. В этом городе живет и учится обычный японский школьник по имени Ичиго Куросаки. Хотя слово "обычный" в данном случае употреблено неправильно, поскольку на обычного он не тянет. И дело вовсе не в том, что Ичиго по поведению больше смахивает на самого заурядного гопника, что по сравнению с его отличными оценками вызывает диссонанс. Скорее особенным его делает тот факт, что он обладает способностью видеть призраков.
В отличие от героев многочисленных ужастиков, данная способность его особо не напрягает, и он неплохо проводит время, общаясь с умершими, а заодно избивая местную шпану, которая смеет оскорблять места упокоения. Ах да, у него еще есть пара младших сестричек, которые так же могут видеть умертвий. Но это так, к слову. Просто надо отметить, что именно склонность Ичиго видеть сразу и наш и загробный мир, сыграла с ним дурную шутку.
В один прекрасный день он стал свидетелем того, как к нему в окно лезет юная девушка в кимоно и с катаной наперевес. Не подумав ничего дурного, а тупо приняв её за вора (ага и косплеера) он тут же отвесил вторженке увесистого волшебного пенделя. Правда очень скоро ему пришлось об этом пожалеть, поскольку девушка оказалась вовсе не вором, не призраком, а самым настоящим шинигами. Для справки тех, кто не в курсе, шинигами в японской мифологии это такие боги смерти. Права в Бличе, как мы выясняем дальше, местные шинигами специализируются не на досрочном умерщвлении всех подвернувшихся под руку, а скорее выполняют обязанности Харона. То есть просто выписывают всем умершим душам повестку в загробный мир. А поскольку среди душ есть весьма капризные и вредные особи, так называемые Пустые, которые предпочитают жрать другие души вместо того, что бы приносить пользу в Сообществе Душ, то для этого каждому шинигами выдается штатная катана (шутка, хотя как они её получают, нам толком не показывают).
Ичиго, несмотря на примененную к нему магию, особо в её слова не поверил, но тут на его дом напал случайно проходивший Пустой и ему тут же пришлось согласиться с доводами девушки. Правда битва с призраком для обоих сложилась неудачно, так что пришлось Кучики Рукии (а именно так звали шинигами) поделиться с Ичиго частью сил, дабы тот смог порубить наглеца в морскую капусту.
Наш герой так и сделал, но не успел он расслабиться, как Рукия заявилась к нему прямо в школу и заявила, что поскольку он забрал все её силы, теперь именно ему и придется выполнять её работу. Поскольку люди дохнут, как мухи, и призраков расплодилось не меряно, Ичиго вынужден, забив на учебу, разбираться с проблемами загробного мира.
Поначалу сюжет развивается именно в этом направлении. Ичиго отправляет души на небеса, сражается с Пустыми, заодно раскрывая пару семейных тайн. Но с какого-то момента сюжет делает резкий скачок, когда часть одноклассников главного героя раскрывает в себе сверхспособности, а на сцене вдруг появляются элитные бойцы Общества Душ. Вот с этого момента история начинает вытворять такие причудливые зигзаги, что остается только сидеть, пытаясь угадать, что автор выкинет дальше.
Несмотря на довольно простой и в чем-то даже попсовый сюжет, смотрится Блич весьма динамично. Иногда даже появляется желание наклеить ярлык "детектив", поскольку загадок по ходу действия разбросано немало. А уж попытки разобраться, какие мотивации кем движу, вызывают только стойкую головную боль. Злодеи становятся героями, герои злодеями и все это тасуется в причудливом пасьянсе.
Еще одним несомненным, и я бы даже сказал выразительным плюсом, являются персонажи. Нет, речь идет не о главном герое. Он весьма картонный, не имеющий никаких определенных целей, кроме как спасти всех от всего. Но если пробежаться по второстепенным, можно обнаружить дивный цветник. Причем Кубо, особо не заморачиваясь, умудряется раскрывать характеры своих героев парой фраз и парой штрихов. А это, замечу, не у всякого получится. Если в том же Наруто, дабы понять мотивацию поступков кого-нибудь из персонажей, требовалось не меньше трех-четырех полнометражных флэшбеков, то здесь хватает краткого воспоминания.
И еще по части персонажей. Их тут много. Нет их тут не просто много, а ОЧЕНЬ много. Если сложить всех задействованных в аниме (включая филлерных), то число перевалит за пару сотен. И пусть треть из них проходные, а треть явно не блещут чем-то особенным, оставшиеся врезаются в память и навсегда поселяются в ней. В том числе и женские, которые здесь весьма запоминающиеся.
Любителям романтики придется изрядно постараться, дабы отыскать канонические пары. Намеков оставлено так много, что фикрайтеры уже устали разыскивать самый оригинальный и нестандартный пейринг, не противоречащий канону. Но внутри самого Блича отношения практически не показаны. Или дело ограничивается одним двумя намками.
Поскольку Блич относится к жанру сёнен, то для него характерно обилие батальных сцен. Бои сделаны в принципе достаточно динамично, хотя и без особых изысков. Мало кто из персонажей может похвастаться больше чем парой-тройкой умений. Поэтому битвы чаще всего состоят либо в том, что герой побеждает, превозмогая (или за счет скрытой силы), либо за счет того, что последнее умение припрятывается про запас. Хотя концепция "занпакто" (это местные мегамечи такие) весьма забавна. Кроме того, сами битвы радуют своей нелинейностью. То есть, если персонаж А одолеет персонажа Б и проиграет персонажу В, это не значит что В с таким же успехом одолеет и Б. Причем подобное встречается там регулярно.
Кроме того не могу пройти мимо такой весьма специфичной вещи, как "филлеры" (знатоки меня поймут). Филлеры Блича можно характеризовать как средней унылости. Есть весьма неплохие и смотрибельные, а есть, напротив, отвратные до безобразия. Поэтому знайте, если сюжет становится до ужаса примитивен и однообразен, то это вы нарвались на очередную филлерную арку. Кроме того в Бличе любят вставлять такие арки, вклинивая их между официальными. В итоге наблюдая картину того, как главный герой истерзан и измотан тяжелыми боями, а половина друзей непонятно, жива или мертва, и вдруг в следующей серии мы видим всех живыми и здоровыми в школе, можно реально заработать опухоль мозга.
Рисовка весьма стандартная, не раздражающая и не напрягающая. Хотя вот прорисовывать фоны Кубо не умеет, от чего большая часть действия проходит на фоне каких-то бетонных коробок, непонятных башен, колонн, а то и заборов. Так что любители красивой картинки могут сразу проходить мимо. И кстати, несмотря на обилие ярких дам, практически нет сцен фансервиса. (горячие источники и Шарлотта Кулхорн не в счет)
Музыка так же не отличается особыми изысками, хотя в поздних арках стали добавлять симфонические нотки, чем делают картинку более пафосной. В целом кроме пары мелодий особо ничего не запоминается.
Ну а теперь, после всех этих многочисленных восхвалений переходим к раздаче ложек дегтя. Первая из них касается сюжета. Несмотря на хитроумные, практически детективные загибы, особой оригинальностью он не блещет. Да, интрига есть, но когда раскрывается её смысл, как-то начинаешь испытывать разочарование (хотя с другой стороны, конца еще не видать, и вполне возможно, что истинного смысла мы по-прежнему не знаем).
Обилие ярких героев это конечно хорошо, но одновременно это создает некую сумятицу. Кроме того у Кубо есть нехорошая привычка, вводя в повествование какого-нибудь яркого персонажа, он потом избавляется от него и так, чем дальше, тем меньше надежды на то, что мы его увидим. И речь не о каких-то второстепенных личностях, а о героях, входящих в десятку популярных по опросам. Кроме того, многие персонажи, вокруг которых расставлено множество намеков, так и продолжают оставаться не раскрытыми.
Что касается главного героя, то на фоне столь яркого окружения он проигрывает по всем статьям. Да, он крут, пафосен и безбашенен. Но за всем этим не видно его личности. Возникает ощущение, что мы имеем дело с персонажем какой-то РПГ, который ходит от локации к локации, выполняя квесты, прокачивая навыки, но при этом практически не меняясь.
В общем и целом, если глянуть со стороны, то мы имеем дело с обычным сёненом, не отличающимся особым сюжетом и весьма стереотипным главным героем, но зато богатым на яркие и динамичные повороты, а так же харизматичных персонажей. В общем, если после первых сорока серий вам по-прежнему будет не интересно, то дальше можете не смотреть. Это не ваше.
Naruto
Автор манги: Масаси Кисимото
Дата выхода манги: 1999 год
Дата выхода аниме: 2002 год
Количество серий - 400+
Из всех аниме сериалов, когда-либо выходивших, наверное, ни один еще не завоевывал столько публичной ненависти и злости со стороны фанатов аниме, как Наруто. На многочисленных тематических форумах достаточно заявить себя как поклонника данного сериала, что бы заработать потоки ненависти. Многочисленные ненавистники просто ядом исходят, стремясь очернить сиё творение, заверяя, что хуже сёнена просто быть не может, а все поклонники по сути тупые школьники младших классов. Что ж постараемся разобраться в верности или напротив предубежденности данного утверждения. Но для начала краткое описание.
Итак, некий фэнтези мир с мечами и магией. И пусть вас не смущает, что магов здесь называют ниндзя (или если говорить правильней, шиноби) ибо это боевые маги и есть. Правда, как и положено ниндзя, базовая часть их заклинаний рассчитана на отвлечение внимания, маскировку или уклонение от атаки. Мощные боевые заклинания доступны лишь элитным чародеям, которых не так уж и много.
Шиноби являются наёмниками, готовыми выполнить любые услуги, начиная от уборки мусора и розыска домашних животных и заканчивая ведением мировых войн. Поскольку ниндзя народ скрытный, то живут они в так называемых скрытых деревнях. Правда, судя по всему, о их местонахождении знают все, но традиция вещь великая, поэтому каждая деревня обязательно имеет приставку "Скрытая" в названии.
А еще в этом мире водятся демоны в обличии гигантских многохвостых зверей. Эти звери обладают невероятной силой, поэтому ниндзя стремятся взять их под контроль, дабы использовать силу на благо родной деревне. Вот с одного из таких зверей и начинается повествование.
За двенадцать лет до развития основных событий Девятихвостый Лис (иначе Кьюби) нападает на Деревню Скрытую в Листве (по местному Коноха). Особо правда разгуляться ему не дали, поскольку очень быстро прибежал местный главшиноби, носящий титул Хокаге и имеющий порядковый номер Четыре. Четвертый Хокаге ценой своей (а так же жены) жизней сумел запечатать лиса в тело своего новорожденного сына Узумаки Наруто. Ну а что было дальше, читайте и смотрите Гарри Поттера, там сюжет похож! (шутка) На самом деле там все по-другому...
Наруто вырастает в атмосфере полного отчуждения и сурового игнора. Тем, кто не понимает, в чем причина, небольшой спойлер. Как показывает практика, запечатывание демонов в людей в этом мире носит весьма производственный характер. То есть Хвостатые большую часть своего времени вместо веселой беготни по лесам и полям, вынуждены обитать в теле очередного носителя. Носитель от этого получает халявную суперсилу, деревня получает очередного супер волшебника. В общем, все довольны и все счастливы, но есть одно но. Не всякому удается удержать зверя под контролем, от чего случаются эксцессы, начиная с убиения всех, кто окажется рядом, и, заканчивая разрушением части деревни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что шиноби старались не общаться с Наруто и запрещали своим детям играть с ним.
В общем, наш герой вырос, так и не понимая, почему все его сторонятся, а за его спиной ведут мрачные разговоры. Но особо долго не думая, решил найти способ привлечь внимание всех. И что самое интересное, он его нашел. Наруто стал деревенским хулиганом-озорником. То есть выбитые стекла, сорванное с веревки белье, матерные слова на заборах и изваяниях бывших Хокаге, разоренные сады (пардон, это уже из другой оперы). Все эти подвиги вызывали сильный общественный резонанс, ну а виновник получал внимание, которого так долго добивался.
Но долго так продолжаться не могло и вот, окончив Академию Ниндзя, Наруто входит в число Вооруженных Сил деревни. И пускай он всего лишь рядовой боец, а на дембель отправляют только посмертно. Наруто не собирается опускать руки, поскольку он собирается добиться того, что бы все жители деревни признали его как личность. А для этого он решил ни много ни мало занять пост Хокаге.
Ну а дальше начинаются суровые армейские будни. Выполнение различных миссий, экзамен по повышению квалификаций, войны местного и мирового значения, знакомства со многими людьми. В общем, событий будет множество, ведь у шиноби много врагов, и Наруто должен помочь деревне справится со всеми. Особенно с загадочной и зловещей организацией Акацуки, у которой в планах стоит... Тсс, это уже суровый спойлер, смотрите дальше сами!
Итак, что же именно заслужило такие потоки ненависти? Начнем по порядку. Для начала смею заметить, что в процессе экранизации студия умудрилась понизить уровень оригинала, сделав его более детским. Впрочем, дальше они исправились, но уже в самом начале просмотра создается впечатление, что тебе предлагают смотреть какую-то Сэйлор Мун только для мальчиков. Впрочем, грех студии Pierrot этим не ограничивается, поскольку то, что творится дальше без мата сложно описать.
Во-первых, они изрядно затянули повествование. Как это выглядит? Скажем, короткий диалог перед битвой, который промелькнул в манге, может растянуться на всю серию, в результате чего сериал заработал славу самых растянутых боев. И это действительно так. Ряд боев в Наруто выглядит примерно следующим образом:
- Противники встречаются и обмениваются диалогами (одна серия)
- Противники обмениваются ударами, проверяя силы друг друга (одна серия)
- Противники продолжают обмениваться ударами, используя тайные техники, попутно начинают мелькать обрывки воспоминаний каждого из них (одна серия)
- Нам показывают полноценные воспоминания из прошлого каждого из сражающихся героев. Отсюда мы узнаем все их мотивации, скрытые комплексы, краткую биографию (три серии)
- Противники, вдохновленные воспоминаниями, вступают в бой с новыми силами, дабы довести дело до развязки (одна-две серии)
Смотреть подобное не у каждого хватит духу, от чего и начинаются гневные вопли, что Наруто это просто Санта-Барбара, в которой действия проходят в час по чайной ложке. А учитывая, что ряд флэшбеков могут повторять по три-четыре раза, то уровень ненависти постепенно повышается. Но впрочем, ни затянутые бои, ни детский лепет, временами показываемый на экранах, не сравнится с истинным злом, сиречь филлерами.
Филлеры в Наруто это просто эталон качества с обратным знаком. Можно сказать, что мало где так поглумились над сюжетом и героями как здесь. Адекватные персонажи начинают вести себя как комики из низкосортной комедии. Менее адекватные несут детский лепет. Непонятно откуда всплывают могущественные злодеи, способные уничтожить мир, и лишь по случайности остановленные парой юных бойцов. Герои обретают неведомо откуда новые умения, которые в дальнейшем благополучно исчезают. Юмор начинает все больше и больше скатываться в сортирный (Вы хотите посмотреть серию, где Наруто страдает животом, но никак не может сходить в туалет и в итоге гадит в штаны? А ведь такая есть). И это еще малый список того, на что способны филлеры. А учитывая, что общий хронометраж их достигает практически половины экранного времени, то неудивительно, что появляются мнения о том, что Наруто это просто набор идиотизма.
Но даже все вышеперечисленное меркнет перед самым страшным фактором, от чего данный сериал занесен в черные списки у многих эстетствующих поклонников аниме. Главным врагом сериала, как ни странно, являются его многочисленные фанаты. Так уж сложилось ситуация, что его начали показывать по телевизору еще в те времена, когда аниме-индустрия в нашей стране только начинала складываться. И в итоге моментально образовался целый пласт народу, начинавшего свое знакомство с этим жанром именно посредством Наруто. Несмотря на все недостатки, сериал стал весьма популярен (список достоинств смотрите дальше) и форумы с сообществами просто заполонила волна торжествующих воплей о том, что это лучшая вещь на земле. Суровые эстеты такого вынести не смогли и сумели развить ответную истерию о том, что данный сериал просто сборище отстоя и вызванная подобной реакцией война не стихает до сих пор.
Кстати многие в число минусов заносят якобы тупость главного героя. Хотя я со своей точки зрения прямо утверждаю, Наруто не тупой, а просто чересчур эмоциональный, от чего часто действует, повинуясь порыву, а не разуму. Отчего и складывается впечатление, что мозгов у него кот наплакал, но, как показывает дальнейшее, это не так.
Вообще, если отстраниться от всех недостатков и воплей ненавистников и посмотреть на сериал под другим углом, можно углядеть в нем немало достоинств. Начать хотя бы с развития главного героя. Статичности здесь даже не наблюдается. На протяжении офигенного количества серий мы можем наблюдать, как Наруто из малолетнего лоха, за счет собственного труда и таланта становится великим ниндзей и гордостью родной деревни (судя по последней арке еще и гордостью всего мира).
Кроме того, как и положено, имеется немалое количество весьма занятных персонажей. Кстати обычно между фанатами Блича и Наруто идет спор на тему, где персонажи лучше. Поэтому постараюсь разрешить его своим личным мнением. В Бличе персонажи ярче, но в Наруто реалистичней. Поэтому тут уже выбираешь из того, к чему больше имеешь склонность.
Кстати реалистичность персонажей подчеркивается кучей психологических нюансов. Вот честное слово, на протяжении просмотра так и подмывала мысль посоветовать данный сериал какому-нибудь психологу, дабы тот написал научный труд на тему "Детские комплексы: их причины, развитие и методы борьбы". Потому что практически каждый персонаж имеет психотравму, полученную в раннем детстве или на худой конец в позднем юношестве.
Так же в плюс могу занести оригинальную схему боя. Если взять большинство сёненов, то там битвы проходят по схеме: герой и злодей обмениваются суперударами по нарастающей, но в итоге герой, превозмогая, побеждает. В Наруто подобная схема так же встречается, но по большей части битвы напоминают шахматные партии, где каждое даже самое невинное действие одного из противников может являться залогом для будущей победы. Поэтому иногда даже забавно смотреть на финал боя, где победитель объясняет побежденному, какой из его приёмов являлся обманкой, а какой финальной ловушкой.
Так же особую достоверность миру придает достаточно проработанная (особенно по сравнению с другими мирами) схема магии. Хотя с другой стороны, сочетание технических достижений с архаичным оружием многих приводит в недоумение. Но это тема для отдельной статьи.
Драматизм так же присутствует. В отличие от ряда мангак, Кишимото не особо жалеет положительных персонажей. Поэтому на протяжении всего цикла гибнет немало народу. При этом сами сцены сделаны довольно слезовыжимательными (конечно, суровые циники над ними лишь посмеются, но люди с сентиментальным уклоном прольют немало слез над этими моментами).
В плюс стоит занести и интригу с загадками и тайнами. Герой взрослеет, и одни и те же события начинают подаваться под разными углами. Интриг не так уж и много, но зато поданы они так, что фанаты не один год бьются, пытаясь разгадать замысел автора. Так же по ходу повествования преподносится множество сюрпризов, которые могут вызвать немало воплей изумления. Поэтому к сюжету особых претензий нет.
Отношения между персонажами с одной стороны просты, с другой весьма запутаны. Особой романтики опять же тут не наблюдается (кроме легкой влюбленности), но стабильные пары тут есть. Ну а тема отношений Наруто и Саске это предмет бесчисленных споров, холиваров, ну и фанфиков (большей частью яойных). Кого-то это раздражает, кто-то наоборот восхищается. В общем, дело вкуса.
Креативность у автора так же на уровне. Боевых техник насчитывается немалое количество, тем более большинство из них претерпевает многочисленные модернизации. Каждый персонаж обладает уникальным набором боевых приемов, применяемых самыми разнообразными способами. Поэтому схватки двух особо сильных противников могут выглядеть весьма зрелищно.
Так же не могу пройти мимо такой вещи, ставшей своеобразным мемом сериала. Зовется сия вещь - "нарутотерапией". Сущность её заключается в том, что на протяжении множества серий Наруто периодически вступает в схватки с бесчисленными злодеями ну или просто противниками. Каждый из них обладает своей философией и точкой зрения на мир. И чаще всего после боя, главный герой бросает пару фраз, от которых его оппонент стыдливо хватается за голову, поскольку под влиянием этих слов он полностью меняет свое отношение к жизни. Злодеи становятся добрыми и пушистыми (ну или просто раскаиваются в совершенных злодеяниях), и непременно вступают в фан-клуб Наруто, дабы подобно ему нести свет и просвещение в разумы людей. Подобных сцен там немало и данная тема опять же является предметом многочисленных споров.
Что касается музыки и рисовки, то они здесь вполне на уровне. Графика, конечно, временами страдает (А 167 серия Шипуддена доказывает, что иногда даже ой как страдает), но в целом не напрягает. Что касается музыкального оформления, то японский фолк-рок в качестве фона звучит очень даже приятно. Во втором сезоне, правда, музыку сделали более пафосной, но в принципе так же неплохой.
Подведем итоги. Исходя из разбора, мы имеем дело с неплохим сёненом, с занятным сюжетом, прописанным миром, героями и боевой магией. Но, увы, изрядно подпорченным филлерами, затянутыми сериями, многочисленными флэшбеками и тупыми фанатами. Рекомендуемый объем серий для того, что бы узнать, нравится это или нет, первые двадцать пять. Если до начала арки про чунинский экзамен данная вещь вызовет лишь отторжение, то дальше смотреть не имеет смысла.
One Piece
Автор манги: Эйитиро Ода
Дата выхода манги: 1997 год
Дата выхода аниме: 1999 год
Количество серий - 500+
Среди бесчисленного множества сериалов, как линкор среди китайских джонок, выделяется гигант One Piece (далее по тексту Ван Пис или просто Кусок). И действительно, большинство конкурентов долгостроев давно сошли со сцены. Кое-кто еще набирает обороты, но мало кто сможет повторить успех этой поистине эпической саги. Популярность её настолько высока, что если собрать тиражи первой десятки манг Японии (где Кусок занимает первое место) и суммировать их тиражи, то даже в таком случае им не удастся сравниться с ним.
Сама манга выходит уже полтора десятилетия и, судя по всему, только достигла середины. И это притом, что у Наруто уже вроде бы наметился финал, а в Бличе один финал уже был и сейчас идет своеобразная перезагрузка. Так что в данном случае мы имеем дело с вещью, финал которой узнают только наши внуки. Но по традиции начнем обзор с краткого сюжета, благо он тут, как ни странно, очень простой.
Итак, некий мир, почти целиком и полностью состоящий из воды. Нет, конечно, есть единственный материк, опоясывающий планету по меридиану. А так же кучи островов, раскиданных там и тут. Мир этот весьма суров, поскольку океан населен чудовищными монстрами, способными проглотить здоровенный корабль и даже не поперхнуться. А на островах встречаются самые причудливые формы жизни, начиная доисторической и кончая современными монстрами. Впрочем, люди здесь тоже живут и, как всегда и бывают, являются самым страшным и смертельным хищником на планете.
А еще в местных океанах водится самый жуткий образчик фауны, более известный как пираты. Пиратов здесь великое множество и, несмотря на наличие весьма сурового Морского Дозора, а так же ряда иных сил, исчезать как класс они не собираются. Вот о пиратах мы и поговорим. Примерно за двадцать лет до начала сюжета (опять флэшбек, как бы это банально ни звучало) суровый пират по имени Гол Ди Роджер первым сумел совершить кругосветное путешествие, видимо по пути насовершав такого, что итогом всей этой кампании и стало официальное признание его Королем Пиратов. Правда чуть позже Короля схватили Дозорные и публично казнили, но даже перед смертью тот успел прикольнуться, заявив, что все свои сокровища, а так же загадочный One Piece он спрятал где-то там. Так что любой, кто сумеет его найти, и станет новым королем пиратов. Народ, что называется, намек понял и тут же тысячи людей (и не только людей) бросились массово точить сабли, заряжать пистолеты и малевать Веселых Роджеров. В итоге организовался нехилый флэшмоб, но искомого так никто и не нашел, правда мир на рога поставили.
А через двадцать лет в море отправился молодой семнадцатилетний паренек по имени Монки Ди Луффи с явной целью стать новым Королем. Правда у него практически ничего с собой и нет кроме шлюпки, соломенной шляпы, безумной наглости и резинового тела. Да-да, Луффи целиком и полностью сделан из резины, потому что в свое время умудрился съесть так называемый резиновый фрукт (по-японски гому-гому). Так уж вышло, что в этом мире водятся хотя и весьма редко Дьявольские Фрукты, которые дают съевшему их сверхспособности, но при этом отбирают возможность плавать. Упавший в воду владелец подобного девайса устремляется на дно быстрее Титаника.
И вот Луффи, очень скоро заработавший прозвище Соломенная Шляпа (по местному Мугивара), начинает свой нелегкий путь. У него нет ни корабля, ни команды, но его настойчивость и целеустремленность скоро позволяют ему обрести желаемое. Да еще какое, поскольку, похоже, свою команду он отбирал по единственному критерию. Он набирал туда людей с мечтой...
Именно мечта, стремление к приключениям и открытию непознанного лежит в основе Куска. И пускай наши герои ищут сокровища, но это скорее побочное. Главное это то, что лежит там, за горизонтом. Причем неважно, есть сокровища или нет, важнее этого сам процесс, путь обретения цели.
По сути дела One Piece возвращает нас в те далекие времена, когда мы зачитывались Островом Сокровищ или Одиссей Капитана Блада. Ведь все практически то же самое. Есть сокровища, которые нужно найти. Есть злодеи пираты, рвущиеся найти его раньше, продажные или напротив жутко справедливые представители властей, стремящиеся остановить пиратов, и, наконец, верные друзья, готовые прикрыть твою спину в любую секунду, даже если до этого вы были на ножах.
Команду Соломенной Шляпы даже трудно назвать пиратами, поскольку это приключенцы в чистом виде. Они не грабят корабли, не разоряют прибрежные города и даже если от них и приходится какой-либо урон обычным людям, то чаще всего случайный. Наши герои предпочитают искать клады, а так же вынюхивать дорожки, которые приведут их к исполнению собственных желаний. Так что это скорей клуб по интересам.
Но самое интересное, изучение остальных пиратских группировок показывает, что там фактически все то же самое. Чего стоит орда циркачей капитана Багги, кошкоманы Куронеко, пираты Румбы, представляющие собой больше плавучий оркестр или компанию закоренелых меломанов. Так что в число основных лейтмотивов Куска можно включить и Дружбу, именно так, с большой буквы. Поскольку именно Дружбу, переходящую чуть ли не в родственные узы, герои ценят больше всего. Как мы можем видеть, именно Дружба становится причиной больших войн в мире One Piece. (Особенно это видно по аркам Эниес Лобби и Маринфорд). Ради друзей в принципе добродушный и веселый Луффи способен превратиться в ужасного монстра, не щадящего ни знакомых, ни родичей. И вся остальная команда в этом ему под стать.
Так что Дружба и Дух Приключений это две основные составляющие разворачивающейся перед нами истории. И как ни странно этого вполне хватает, поскольку большая часть сюжета не отличается особой оригинальностью. Можно даже вывести некий усредненный алгоритм сюжетных арок:
- Мугивары приплывают на очередной остров, где занимаются всякой ерундой.
- Внезапно обнаруживается, что на острове творится какая-нибудь несправедливость, либо она вот-вот должна случиться.
- Мугивары носятся туда-сюда, попутно разбираясь с приспешниками Главного Злодея, заодно раскрывая его тайну.
- Луффи вступает в битву с Главным Злодеем и дальше могут быть два варианта развития событий. Первый, это когда Луффи сильнее своего противника, но тот его ставит в невыгодное условие (заставляет биться на своей территории, использует слабости Луффи, или применяет коварные приемы). Луффи приходится найти выход из этой ситуации и парой ударов доказать свое превосходство. Второй, это когда противник сильнее Луффи и последнему приходится либо искать его слабость, либо сражаться превозмогая изо всех сил.
-Финальная пьянка, в процессе которой герои обретают нового товарища или получают разгадку пары-тройки тайн (а иногда все это вместе взятое)
Практически все сюжетные арки проходят именно по этому сценарию. Исключением можно назвать разве что Маринфорд, Раздача Дэйви и несколько мелких и незначительных арок, преимущественно филлерных.
Что же так цепляет зрителей, если сюжет столь прост? (Хотя он не очень-то и прост, но на неискушенный взгляд кажется иначе) Ну во-первых, это креатив, вот с чем у Оды никогда не было проблем. Надо заметить, он создал с одной стороны весьма сюрреалистичный, но в то же время при внимательном взгляде вполне логичный мир. Неподготовленному зрителю тяжело принять истину, что самым сильным оружием в мире Куска являются вовсе не многочисленные пушки и ружья, а кулаки и мечи (самый сильный мечник с легкостью за пару минут порубал в щепки весьма мощный флот, ну а Луффи голыми руками разрушал целые здания). А ведь это только малая часть извращенного мира. Летающие острова, расположенные на облаках? Пожалуйста, причем все объяснено с помощью местной науки. Мыльные пузыри, позволяющие галеонам плавать на глубине Марианской впадины, боевые механизмы, работающие на коле, поезда, разъезжающие по рельсам, проложенным по воде. Все это кажется абсурдным лишь на слух. Но едва лишь проникаешься этим миром, как все становится обыденным, понятным, но в то же время до ужаса интересным.
Кроме того не стоит забывать концепцию Дьявольских Фруктов. На протяжении многочисленных серий нам их показывают столько, что просто диву даешься. И каждый дает своим владельцам весьма забавные и необычные способности. Перечислять я их, впрочем, не буду, поскольку в большинстве своем это будет спойлером. Замечу лишь, что сфера применения фруктов широка и разнообразна.
Но одного креатива и атмосферы будет маловато. Очень важную роль в любом произведении играют персонажи, но и здесь не к чему придраться. Одна только команда Соломенной Шляпы просто поражает своим набором ярких и оригинальных личностей. Кого здесь только нет, (дальше идут адские спойлеры) мечника, дерущегося тремя мечами (третий зажимается в зубах), канонира, предпочитающего всем огнестрелам обычную, но слегка доработанную рогатку (смертельное оружие), кока, сходящего с ума по женщинам и способного ударом ноги пробить толстую стену, навигатора, изменяющего погоду по своему желанию, доктора, который на самом деле говорящий северный олень, механика, на досуге переделавшего свое тело под Терминатора, музыканта, мертвого уже полсотни лет, ну и женщины археолога, за которой охотился весь мир аж с восьмилетнего возраста.
Так же на пути нашим героям встретится множество разнообразных фриков, каждый из которых самобытен и оригинален. С некоторыми придется подраться, с другими подружиться, а иногда происходит и то и другое. Этим кстати и интересен Кусок, что здесь практически нет врагов. Есть противники, опасные, смертельные, коварные, но редко кого из них можно назвать истинным врагом. Мало того, ряд противников Луффи рано или поздно может вернуться, дабы помочь ему или просто встать на его сторону в тяжелом сражении. Но не из-за каких-либо идеалов. А просто из собственных интересов.
Идеалистов и прочих альтруистов тут, кстати, почти и нет. Даже спасая очередной остров от беды, Луффи предпочитает, чтобы первоначально его об этом попросили. В противном случае вся команда будет разгуливать, решая какие-нибудь свои дела, не обращая внимания на царящие вокруг несправедливости.
Боевые сцены так же смотрятся весьма качественно, хотя и здесь не обходится без затянутости. Но в целом герои предпочитают махать кулаками, чем выяснять причины, заставляющие злодеев поступать так. При этом особо радует, что у каждого из героев свой собственный боевой стиль, который он предпочитает развивать, исходя из личных представлений. Прокачка, кстати, здесь почти и не показана. Герои открывают новые способности, лишь дойдя до предела, или просто делают намеки на то, что у них появилась новая техника, дабы в скором времени её продемонстрировать.
Музыка весьма атмосферная и местами даже очень запоминающаяся. Пара тем просто побуждает встать и идти на бой с очередным злодеем. Ну а пара опенингов настраивает на дух приключений. Так что в этом плане особых претензий нет и быть не может. Так же удивляет тот факт что, несмотря на столь большой объем, почти нет филлеров. Конечно, те, что есть, особо не блещут, но их настолько мало, что ими можно даже пренебречь. Хотя иногда доходит до конфуза. Когда в одной из арок появилась филлерная сцена, где Зоро одним взглядом разгоняет толпу шпаны, многие фанаты, не читавшие оригинал, посчитали этот момент доказательством наличия у Зоро - Хаки (Что это такое объяснять лень, сами посмотрите и узнаете).
Кусок так же весьма смешной сериал и в то же время необычайно драматичен. Причем, несмотря на то, что в оригинальном сюжете практически никто не погибает (лишь в одной из последних арок мангака вдруг решил изменить своему правилу), флэшбеки просто наполнены драматизмом и смертями. Каждый из персонажей может похвастаться весьма суровым прошлым, наполненным ужасом, болью и скорбью. Поэтому любители слезодавильных сцен скорей всего так же будут довольны. Там есть, где поплакать, несмотря на то, что большей частью сериал вызывает смех. А вот, кстати, романтики здесь нет, хотя влюбленные персонажи присутствуют.
После столь многочисленных разливаний соловьем и поливания сериала медом вплоть до образования шапки меня непременно спросят, неужели у сериала нет никаких недостатков. Почему же нет, отвечу я. Они есть и их немало. Главный из них это продолжительность. Мало кто смог сохранить флегматичное выражение лица, узнав, что предстоит просмотреть свыше пятисот серий. И это еще только середина.
Так же отдельные моменты просто безбожно затянули. В той же арке Эниес Лобби есть сцена, где на протяжении пяти серий показывают события прошлых арок. Кроме того дабы так же сократить хронометраж серии, не забивая её филлерами, в каждую из них вставлено куча роликов, заставок, синопсисов, превью, от чего хронометраж серии урезается почти на треть.
Ну и наконец, самое страшное, это рисовка. Она значительно отличается от стандартной аниме рисовки. Ода словно стремился создать огромное количество фриковых и уродливых персонажей, тем самым издеваясь над канонами аниме, где все девушки должны быть красивыми, а мужчин уродуют лишь шрамы. Но тут все по-суровому, и в итоге большая часть персонажей визуально словно отталкивает от себя неискушенного зрителя. Специфическая рисовка многих пугает и вызывает отторжение, хотя со временем к ней привыкаешь. Мало того, со временем ты осознаешь, что иной рисовки тут просто быть не можешь, но этот приходит где-то в районе уже сотой серии. Для неофитов часто попытка посмотреть Кусок заканчивается в районе второй-третьей серии.
Ну и наконец, финальное резюме. One Piece весьма специфичное аниме с элементами гротеска, необычной рисовкой, наполненное атмосферой Дружбы и Приключений. Полное креатива и забавных персонажей, оно несомненно придется по вкусу тем, кто любит веселые приключения и динамичные бои. Любителям умных мыслей, навороченных интриг, тайн и загадок скорей всего придется пройти мимо. Если до самого выхода команды на ГрандЛайн вас ничего не зацепило, то дальнейший сюжет вряд ли будет вам интересен.
Послесловие
Ну и послесловие. Так какой же из сериалов лучше? Честно скажу, лучшего тут нет. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, которые я и перечислил. Поэтому можно долго ломать копья, доказывая, чем та или иная вещь лучше или хуже. Но куда проще по-тихому любить каждую из них за свои особенности. Ну, или хотя бы не обижаться, что кто-то считает другой сериал лучше вашего любимого.