Змея - универсальный и весьма сложный образ, возможно, самый древний из символов-животных. Змея означает смерть и уничтожение, но также жизнь и воскресение.
Что дает змея? Мудрость и знания. Но чаще всего мудрость это отравленная, опасная, ведущая человека к негативным изменениям в судьбе, а зачастую и смерти. Знание не для всех, а лишь для избранных, особый путь. С эзотерической точки зрения можно сказать, что Путь Змеи, эта Дверь, открыв которую, Посвященный встретит множество опасностей. Без преодоление трудностей не возможен духовный рост. Но стоит ли игра свеч? Наверное, каждый должен решать сам.
Змея сбрасывает кожу, что можно трактовать как бесконечную жизнь, через перерождение. А можно говорить о двойственности, о легкой смене взглядов, нравственных и жизненных ценностей.
Не вдаваясь в многослойную символику змеи, поговорим о том, где этот образ отражен.
В культурах и мифах змея представлена очень широко. Вспомним наиболее яркие сюжеты:
- Ливиафан - морское чудовище в виде Змея, упоминаемое в Ветхом завете и часто отождествляемое с Сатаной.
- Посох Моисея - Змеиный Крест, с помощью которого он творил различные чудеса. При необходимости посох мог превращаться в змею. А что есть Посох? Это Атрибут Мудреца и Посвященного. Здесь он представлен, как символ мудрости, имеющей характерный образ. Это намек на тот источник, из которого черпал знания ветхозаветный патриарх.
- В Откровении Иоана Богослова, Апокалипсисе - Большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем, как образ Сатаны.
- Верховный Бог Зевс-Юпитер и его противник Тифон, стоглавый дракон, часто изображающийся на ногах-змеях, отец мифических чудовищ.
- Аполлон-Феб, светлый Солнечный Бог, который обязательно раз в год путешествует на свою родину - Гиперборею. Его основной противник Пифон, порождение Мрака - змееподобное чудовище-дракон, охраняющее вход в Дельфийское прорицалище (место, где можно было приобщиться к мудрости и заглянуть в будущее).
- Гермес-Меркурий, сын Зевса. Посланник Богов, проводник Душ, который свободно перемещается по трем мирам - Подземному, Морскому и Земному, а также заглядывает на Олимп. Является проводником тайных, герметических знаний. И владеет Символом-Атрибутом, жезлом Кадуцеем, обвитым двумя змеями. Здесь две змеи уравновешивают друг друга, часто выступая синонимом равновесия и примирения. Интересная связь с дуализмом и человеческим ДНК.
- Асклепий - Эскулап, бог медицины и врачевания, имел посох, обвитый змеей.
- Медуза-Горгона, женщина-змея со взглядом, превращающим в камень.
- Две змеи, которые заползли к новорожденному Алкиду, впоследствии ставшему Гераклом. Младенец сумел задушить змей.
- Геракл, выполняющий второй свой подвиг и убивающий Лернейскую Гидру, чудовище с телом змеи и девятью головами дракона, порождение Тифона и Ехидны. Жила Гидра, кстати, недалеко от одного из входов в подземный мир.
- Геракл, разыскивающих своих коней (быков по другой версии) и попадающих в страну Скифию. Там он встречает полудеву-полузмею, богиню Алу (Али) которая знает, где находится его кони, но в награду за эти знания просит вступить с ней в любовную связь. И три сына Геракла, родившиеся от этой связи - Агафирс, Гелон и Скиф. Иногда богиню Алу отождествляют с Ехидной, которая прекрасна ликом, но ужасна в своей змеиной ипостаси. Местопребыванием Ехидны считался Аид (подземный мир), Скифия и Киликия.
- Кетцалькоатель, Пернатый Змей. Один из верховных богов ацтекского пантеона, вначале большой любитель даров в виде цветов и бабочек, а впоследствии кровавых и обильных человеческих жертвоприношений. Этот белолицый бог дал индейцам знания, но и требовал взамен немало. В 999 г. нашей эры Кетцалькоатель, выполнив свою миссию, покинул ацтеков, обещав вернуться в год Се Акатль (Первый год Тростника). В соответствии с циклическим календарем этот год повторяется каждые 52 года и приходится на следующие даты: 1519 (появления конкистадоров),..1623,... 1727,...1828,... 1932, 1984, 2036.
- Кукулькан, также Пернатый Змей с человеческой головой, один из верховных богов майя, покровитель дождей и ветров, основатель царских династий и городов - фактически аналог Кетцалькоатля.
- Противостояние русских богатырей со Змей Горынычем, трехголовым чудищем-змеем, где головы как символ Трусости, Жадности, Предательства.
- Георгий Победоносец, поражающий копьем Змея, изображен на гербе города Москвы.
- Главный противник, антагонист скандинавского бога грома и молнии Тора - Ёрмунганд, Мировой Змей, опоясывающей всю Землю-Мидгард.
- Также в скандинавской мифологии присутствует мировое древо Иггндрасиль, исполинский Ясень, (как символ мироустройства) вокруг которого вращаются девять Миров. У этого древа три корня. Под одним из них сидит Нидхёгг, змей-дракон, который постоянно грызет корень с целью повалить Иггндрасиль и таким образом нарушить миропорядок. А на кроне Мирового древа сидит Орел - извечный противник Змея.
- Красный дракон или И-Драйг Го. Он изображенный на гербе Уэльса. По легенде Красный и Белый дракон бесконечное количество раз сражались между собой, но в конце концов победил Красный, и это предшествовало воцарению Утера Пендрагона и его сына - Артура Пендрагона, властителя Камелота, легендарного короля, ученика мага Мерлина.
- В индийской традиции присутствует упоминания о двух видах рептилиеподобных: 1. Асуры - высшие Демоны, имеющие змееподобный облик, братья и одновременно извечные противники Богов, обладатели мудрости и знаний. 2. Наги - антропорфные змеи, полубожественные существа, маги и колдуны, часто принимающие внешность человека. Интересно изображение нагов в рассказе Р. Киплинга 'Рикки-Тикки-Тави', где супруги, королевские кобры, враги человека, так и названы Наг и Нагайна. А в книге 'Маугли' неядовитая змея, удав Каа, фактически является последним учителем Маугли на пути из звериного мира в человеческий.
- Змей Шеша, в древнеиндийской мифологии, держит Землю, свиваясь вокруг нее. На кольцах этого змее часто отдыхает Вишну, покровитель добра и закона.
- Семиголовый наг Шеши, по другой версии - Царь нагов Нагараджа, во время сильного дождь, принял образ огромной кобры и раскрыл свою капюшон над медитирующим о вечности Буддой.
- В мифологии Китая, Кореи, Японии и других близлежащих стран главным является дракон, но символика дракона и змеи практически совпадает. Дракон занимает фундаментальное, огромное место в культуре этих народов, часто ассоциируясь с добрым началом. Символ Китая - дракон. В прошлом, за ношение одежды с изображением дракона простолюдин подлежал смертной казни. Фу Си - легендарный первый император Китая (Поднебесной), повелитель Востока. Он представлялся в облике получеловека-полузмеи.
- Вэйшэ (извивающийся змей) - божество древнекитайской мифологии, двуглавая змея, водившаяся на горе Цзюишань (Гора Девяти сомнений). Носит фиолетовую одежду и красные шапки.
- Зеленая змея. Так в тибетском буддизме называется один из трех животных инстинктов, присущих человеку - ненависть.
- Змей Апоп, в древнеегипетской традиции, враг солнечного бога Ра. Апоп также является богом, но олицетворяет мрак, тьму, распад, и все самое плохое. Апоп погибает от рук Ра но затем возрождается. Процесс этот непрерывен и бесконечен.
- Урей - изображение кобры, готовой дать совет и защитить правителя. Оно украшало диадему фараона как знак его царствования на небе и на земле.
- В шумеро-вавилонской мифологии присутствует Тиамат, хтоническое божество, воплощение Хаоса. Часто предстает в виде дракона женского пола. Олицетворяет первозданную стихию, и те глубинные, запретные Знания, что с ней связаны.
- Зораастризм. Там змея, как одна из ипостасей Аримана или Ангра-Майну, Змея Тьмы, Лжеца. Ариман выступает извечным противником светлого бога Ормузда (Ахура Мазда).
- Радужный змей (змея-радуга) - персонаж мифологии аборигенов Австралии, покровитель неба, дождя, воды. Играл важную роль в мифах о сотворении мира.
- Уроборос, мировой змей, кусающий сам себя за хвост. Символ сложный, многоуровневый. Замкнутый, постоянно повторяющийся цикл. Самодостаточность. Неподвижный внешне, он олицетворяет вечное движение. А также замкнутый круг, движение и бег по такому кругу.
- Абраксас, гностическое, космологическое божество, с головой петуха, телом человека и ногами-змеями. В одной руке держит щит, в другой плеть.
- Змея Кундалини - образное представление в йоге и эзотерике об энергии человека, свернутой в основании позвоночника. Пробуждение Кундалини - путь Посвященного по пути духовного роста.
Нетрудно заметить, европейские народы в основе своей относятся к змеям-драконом с опаской, хотя и признают их волшебную силу и изначальную мудрость. Но мудрость эта для человека, как правило, гибельная, а сами знания отравленные, вредоносные.
В Южной и Центральной Америках боги-змеи дали человеку знания и наука, научив всем необходимым вещам. После этого они остались с людьми и стали требовать обильных, в том числе и человеческих, жертвоприношений. По неведомым для простых смертных причинам они ушли, но в свой срок неминуемо вернутся.
В мифологии Индии змеи занимают более нейтральную позицию, часто выступаю помощниками или советниками богов или героев. Они по своей сути безразличны к человеку, но могут помогать или вредить в зависимости от целей человека и тем, как оно соотносится с их настроением.
В Странах Азии (Китай, Корея, Япония) дракон-змей является ярко выраженным покровителем и добрым наставником, зачастую выступая основоположником самой культуры, традиций или отдельных династий. Впрочем, это не мешает им активно использовать змей в кулинарии.
Проанализируем свое отношение к змеям. Что мы чувствуем? Отвращение, замешанное на страхе и неприязни. Брезгливость. Также присутствует опасение ядовитого укуса. Многим людям кажется, что змеи скользкие и липкие. Хотя это и не так.
Справедливости ради замечу, что определенный, незначительный процент людей все же испытывает приязнь и уважительное отношение к рептилиям.
Похоже, что здесь имеют место генно-родовые воспоминания, неосознанные, но тем не менее очень сильные. Весьма вероятно, что наши предки сталкивались со змеями и встречи эти для большинства из них не доставляли ни радости, ни особой пользы.
Другим народам встречи эти не приносили столько неприятностей, а наоборот являлись полезным и дружественным опытом. Соответственно отношение к змеям сложилось иное.
Как происходили эти встречи и результатом чего они были? Змееподобные как представители земной, но более ранней цивилизации? Или рептилии как жители других планет, являющихся гостями на нашей земле? Может они пришли с иных Вселенских Планов? Что то иное?
Кем они явились молодому человечеству? Заботливыми и участливыми Учителями? Спокойными Наблюдателями? Суровыми и жестокими хозяевами-Богами?
В наше время тема змей обрела неожиданную популярность и интерес. Сейчас их называют рептилоидами, представителями внеземного разума и иных планет. Так ли это и с чего вообще усилился интерес к данному вопросу?