Kulikov Andrey : другие произведения.

Глава о смысле жизни и о том, что он дает

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Часть 2

Пояснение

  
  
  

Глава о смысле жизни и о том, что он дает.

"To be or not to be, that is the question".

  
   Просто быть - это биология. Пожил, умер - минус. Оставил потомство - плюс. Итого - нулевой результат или простое сохранение органики. Природа разума несколько иная, поэтому цели другие и смысл жизни иной. Сознание - параллельная вселенная - должно почувствовать законченность своей работы, материализоваться в реальной вселенной, перейти в независимое от своего биологического носителя, "бессмертное" состояние. Природа ума толкает человека на самовыражение на этот раз не в глазах других, а ради себя самого. Это по-прежнему давление внешних сил, работа на организм, на этот раз внешний. Это как чувство голода. Душевного голода.
   Самовыражение не спасает от одиночества и от дурных предчувствий. Самовыражение бессознательно и с равным успехом плодит Платонов и Геростратов. На свой внешний мир мало реагировать, как реагируешь на желудок, с ним надо ужиться. Две вселенные человека - внешняя и внутренняя - должны сойтись в одну, позволив ему перейти от замкнутого, обособленного бытия, от одиночества к взаимопониманию с миром и с другими людьми. Ни биология человека, ни его внешнее продолжение это сейчас обеспечить не в состоянии. Тело до срока смертно, цивилизация не устойчива и противоречива. Отсюда вывод об ущербности, возможной бессмысленности жизни и всех наших частных успехов и достижений, их двойственная, разно-векторная природа, межеумочное состояние, которое возможно приведет к чему-то или не приведет.
   Все это давно описано, к примеру, Паскалем. Практически все его наблюдения сущность людей передают идеально. И положение "горестного ничтожества". И двойственность ("человека всегда раздирает междоусобица разума и страстей"). И сравнение с вселенной ("с помощью пространства вселенная охватывает и поглощает меня как некую точку; с помощью мысли я охватываю всю вселенную").
   "Инстинкт и разум - признаки двух разных природных начал". Теперь представьте, что одно из них Вам неведомо. Тогда начинается поиск бога и смысла жизни, "ибо присущее животным природное начало мы именуем горестным ничтожеством в человеке".
   "Я не знаю, кто вверг меня в наш мир, ни что такое наш мир, ни что такое я сам; обреченный на жесточайшее неведение, я не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа, не знаю даже, что такое та часть моего существа, которая сейчас облекает мои мысли в слова, рассуждает обо всем мироздании и о самой себе и точно так же не способна познать самое себя, как и все мироздание. Я вижу сомкнувшиеся вокруг меня, наводящие ужас пространства Вселенной, понимаю, что заключен в каком-то глухом закоулке этих необозримых просторов, но не могу уразуметь, ни почему нахожусь именно здесь, а не в каком-нибудь другом месте, ни почему столько-то, а не столько-то быстротекущих лет дано мне жить в вечности, что предшествовал моему появлению на свет и будет длиться, когда меня не станет. Куда не взгляну, я вижу только бесконечность, я заключен в ней подобно атому, подобно тени, которой суждено через мгновение безвозвратно исчезнуть. Твердо знаю я лишь одно - что очень скоро умру, но именно эта неминуемая смерть мне более всего непостижима".
   "Вся наша жизнь зависит от решения - смертна ли человеческая душа или бессмертна". Если смертна, - то жизнь бессмысленна или "ничтожна". Если бессмертна, то есть бог и человек создан по его образу и подобию.
   "Если человек не создан для Бога, почему он обретает счастье только в Боге? Почему, если человек создан для Бога, он восстает на Бога?" Зачем нужен бог, если он не я?
   "Попытайтесь представить себе некое тело, обладающее множеством мыслящих членов,.. Чтобы члены единого целого чувствовали себя счастливыми, они должны обладать волей и при этом всегда подчиняться воле целого,.. Быть членом какого-нибудь тела значит жить, осуществлять себя, двигаться благодаря духу всего этого тела и ради него,.. Любя тело, отдельный член тоже любит самого себя, потому что существует лишь в связи с ним, благодаря нему и ради него. Соединяющийся с Господом есть один дух... Существо, которое не будучи нами, тем не менее живет во всех и в каждом из нас без единого исключения... Оно одновременно и мы сами и не мы".
  
   В жизни всегда есть место логике, и десять заповедей возникли не на пустом месте. Замени бога на внешний мир человека, и такая логика найдет свое предметное обоснование. Паскаль, в свое время, когда внешний мир людей был убог и не давал еще материального спасения для души человека, для его разума, находит спасение в обожествлении того, что сделало из него человека, и благодаря чему он и потомки его, может быть, будут жить вечно. Религия - паллиатив. Страстность заставляет принять религию как единственную истину, решение, выход, путь, средство, как наше все. Это тоже крайность, потому что личного спасения в боге тоже нет, как нет его во внешнем мире человека. Есть только смысл жизни. Надо взвесить, как ты хочешь быть: обостряя свои чувства или свой разум, как животное или как человек. А, памятуя о том, что человек существо все-таки двойственное и животной натуры не избежать - чувства лучше обострять разумом, чтобы не было так обидно от бесцельно прожитых лет.
  
   Ведь в чем смысл жизни? Невозможно жить для себя. Почему? Потому, что все равно умрешь. Ненадежно жить для других - это тебя не спасет, а усилия твои могут пойти прахом или обернуться во зло из-за самих людей. Посторонние обманут, близкие не вечны. Осознание одиночества - вот, что неизбежно. Люди слабы еще, чтобы быть людьми, - сил нет и возможностей.
   Остается цепляться за жизнь бессознательно, по животному, а для человека вроде бы места нет. Но в себе от него уже никуда не деться и все страдания, которые могут с тобой случиться, лишь усугубляют бессмысленность существования, толкая к зоологии или к смерти. Что, в общем-то, одинаково. Так Гамлет умирал дважды: когда узнал причину смерти отца и когда был убит на дуэли. Выбора у него не было: или мстить или не мстить, но стать, в любом варианте, таким же, как убийцы его папы. Бедняга прощался с собой, и смерть физическая для него избавление от того существа, каким он стал, убив или став причиной смерти по крайней мере семи человек.
   Чтобы иметь возможность спастись, нужно остаться человеком, чтобы остаться человеком нужно иметь возможность спастись. Часто это не получается помимо воли, и, что много хуже, по воле других людей. Все эти вооруженные подвиги ради торжества эгоизма и гуманизма, ради равенства и справедливости, по праву сильного или на пользу общего - подвиги животного. И как бы они не были полезны для цивилизации, они лишь отмечают неблагополучие людей, отсутствие в их жизни человеческого начала и абсолютно ничего разумного человеку в этом мире не дают. Когда же индивид творит, создает основание для своего бытия, он вовсе не уверен в том, что ему дадут воспользоваться "плодами его рук", что творения его не исчезнут навсегда благодаря усилиям других людей или под равнодушным давлением сил природы.
   Смысл жизни любого из нас связан с будущим могуществом, когда риск остаться ни с чем, риск тщеты усилий устремится к ничтожно малой величине, когда цивилизация будет слабо зависеть от природных случайностей и вражды людей, с тем временем, когда жизнь может не задаться, наскучить, но никуда не денется, если не надоест. Сейчас мир людей может уйти в небытие в любой момент и они вместе с ним, и чтобы не остаться в земной жизни без опоры, его всесилие надо перетащить из воображаемого будущего в настоящее, надо верить в то, что не существует - в загробную жизнь и Господа, который все устроит. Человеку действительно трудно на что-то опереться на этом свете, и, поскольку он в сущности лишь отражение своей внешней вселенной, его спасением становится слияние, абсолютная идентификация с внешним источником всего человеческого, вера, что он будет существовать вечно. Смысл жизни должен быть вне человека и существовать осязаемо, пока же он поддерживается только в нем, его слабыми силами, его смешной верой в бога и на нелепых обрядах.
   Но парадокс в том, что именно сейчас любой живущий человек и есть бог, создатель, строитель не отменяемого будущего, как, впрочем, и дьявол, который это будущее может вполне отменить. Он спаситель и не его спасают. Легенда о воплощении бога в человеке, в Иисусе Христе - это рассказ о жизни нормального человека в ненормальных, нечеловеческих еще обстоятельствах. Это рассказ о том, что можно делать, когда сделать, в общем-то, нечего.
   Легко подумать, что судьба наша печальна и положение безнадежно. Однако постоянно, пока мы живы, происходит перемена участи, Мы сами делаем из себя людей и это довольно интересное, исключительно личное занятие. То, что не смогли и не смогут никогда века насильственной истории, все религии, законы, понятия морального и аморального свойства, может сотворить только сам человек. Может, начав думать, перед тем как делать, определяясь со смыслом собственной жизни, чем неизбежно создает каркас нового мирового порядка.
  
   Смысл появляется там, где кончается одиночество. Одиночество человека во вселенной, которое как тень, как приговор от рождения. "Мы дальше друг от друга, чем звезды небесные, а главное, больше разобщены, потому что мысль непостижима", "потому что никто не похож на меня, никто никого не понимает".(Ги де Мопассан, "Одиночество") Человек сам себя до конца уразуметь не может, внутри него вечное движение, в нем выстраивается вселенная, первозданный хаос которой он пытается упорядочить. Мы лишь отражение внешнего мира и через такого посредника только и можем общаться. Те немногие истины, которые нам дано открыть, и станут общими узами, которые сделают нас ближе друг к другу. Но принять одну и ту же истину каждый должен сам, по крайней мере, понять и прочувствовать ее необходимость для своего "я", для своей вселенной.
   Такой процесс узнавания должен происходить постоянно, тогда появляется что-то более-менее долговечное в отношениях людей. Для этого нужны условия - побудительные мотивы и возможности. Чем их больше, тем неизбежнее игра ума в человеках и тем больше в них собственно человеческого. Меняется поведение. Стереотипы животного заражаются духом рациональности, как правило, неосознанной. Моментами люди находят общее в самых тривиальных вещах. Красота и гармония объединяют. Разумные существа воспринимают один внешний мир и могут, поняв его, когда-нибудь, понять и принять друг друга.
   Пока же слияние душ случается интуитивно и длится недолго. Но бывает. Любовь знаете ли. Восторг и вдохновение превращаются в рутину жизни. Отсюда саги любви и проявлениям возвышенных чувств повторяются постоянно в быту и на работе. Зачем вам песенки? Красиво. Пусть будут. Это нужно всем: от официантки до королевы. Обыденные вещи - всегда самые необъяснимые.
  
   Маленькая проповедь любви - и от бессознательной конкуренции жизнь обывателей легко перетекает к взаимопомощи, и нет нужды во внешнем насилии над собой, когда есть внутренняя потребность вести себя comme il faut. Осознание этой нечаянно найденной истины, выстраивание своего поведения вопреки всяким препятствиям и всякой логике животного сиюминутного существования и есть тот высший класс поведения homo sapiens и (между нами) разумное дополнение к интуитивному творчеству, непрерывно льющемуся по TV. Другое дело, что на большее пока возможностей нет - ума и средств. Чистота эксперимента доступна только богу и самым из нас отчаянным.
   На деле задача любого индивида - не умереть и попытаться сделать то, к чему он наиболее приспособлен. Дуализм мира надо чтить. Самореализация возможна в свободное от работы время, иначе смерть от голода тебе, семье или обществу обеспечена. Затем надо уважать собственные способности или полное их отсутствие, чтобы не выглядеть смешным в роли Иисуса Христа или Альберта Эйнштейна, не забывая при этом, что мир Римской империи или третьего рейха, заполоненный исключительно ими, выглядел бы несколько странно. Надо помнить, что разум не в состоянии в одночасье создать материальные условия для собственного господства и должен играть по правилам животного мира.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"