Kulikov Andrey : другие произведения.

Глава о развитии органической материи как природной основы людей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


"Каким образом тело соединяется с духом,

человек постичь не в состоянии,

а между тем это и есть человек".

(Блез Паскаль "Мысли")

   Я надеюсь, что не сильно ошибусь, если скажу, что жизнь или, в нашем случае, органика - это разновидность материи, возникшая на Земле (или еще где-то) при определенных условиях и, следовательно, в определенный момент времени. Проще говоря, органика - один из моментов движения неорганической материи
   .
   Принадлежа этому движению, органика должна была бы исчезнуть вслед за исчезновением условий ее появления. Между тем, пока этого не произошло и органическая материя - пусть в видоизмененном виде - продолжает существовать. Мало того, она вполне отделилась, обособилась от неорганики и приобрела свое собственное движение, свою жизнь.
  
   Видимо, некоторые свойства органической материи помогают ей уцелеть, сохранить условия своего существования из давно ушедших времен, отгородить себя от внешней среды. Органика оказалась способна возвести себя в систему, создать свой замкнутый мирок.
  
   Изменения внешней среды выявило это: исчезновение естественных причин для возникновения, по-видимому, привело к способности саморазмножаться, уменьшение поступления энергии извне - к способности аккумулировать энергию и высвобождать её по мере необходимости, инородность и агрессивность среды - к способности отгораживаться от внешнего мира, к появлению клетки, колониям клеток, к простейшим организмам. Теперь не внешние условия создают органику, а наоборот органика пытается создать условия для своего существования. Начинается отражение движения внешнего мира.
  
   Если в момент появления органики жизнь - это бытие материи, к примеру, в форме неорганизованных белковых молекул, то на сегодня жизнь есть бытие материи, например, в форме "зайца", но практически никогда не в виде свободного неорганизованного белка. Организация материи, бытие материи в форме "зайца" - причина сохранения жизни на Земле.
  
   Заяц, как, впрочем, я или вы, - в этом мире такое же явление, как стол или Эверест, поэтому нет смысла считать его чем-то отличным от неживой, "неорганической" материи. Но заяц не есть прямое следствие развития неорганического мира, как звезды или материки. В современных условиях, чтобы сохранить себя, органическая материя должна принять форму зайца со всей его прошлой и будущей родословной.
  
   Сейчас, чтобы выжить, надо быть зайцем, а не птеродактилем. Чтобы сохранилось содержание, должна измениться форма. Состояние материи в момент появления жизни на Земле должно быть увязано с современным состоянием материи. Изменения формы следуют за изменением внешних условий, то есть развитие организации живой материи в прямом и переносном смысле отражает движение материи неживой.
  
   Общее между мной, зайцем и птеродактилем - то из чего мы сделаны, что внутри нас и что вне нас существовать не будет. Умрет. Разложится. То, что когда-то, очень давно, было в открытом, не замкнутом состоянии, давно исчезнувший мир. Сохранение этого мира сначала в виде птеродактиля, затем в виде зайца и, наконец, homo sapiens отражает изменение внешних условий, развитие внешнего мира во времени. На этом соответствии покоится принцип отражения движением "живой" материи движения материи "неживой", хотя собственным движением, то есть собственной "жизнью", поначалу, обладает как раз последняя.
  
   Усложнение органики, форм ее организации оказывается невольным отображением движения материи вообще. Изменение форм жизни - результат взаимодействия между движением материи в целом и ее локальным моментом, для которого движение материи существует только извне, а внутри он - слепок с черт застывшего, давно исчезнувшего мира. Неорганическая материя получила зеркальное отражение своего развития, в чередовании форм органического мира (меня, зайца и птеродактиля), в виде реакции органического мира на изменения внешней среды.
   В человеке разумном необходимость отражения внешнего мира приобрело самодостаточное, самодовлеющее значение, хотя, поначалу, это не самоцель, а только средство для выживания.
  
   Разрозненное появление органики в виде отдельных молекул и возникновение более сложных систем лишь по мере целесообразности объясняет тот факт, что органический мир состоит из обособленных существ, естественный отбор которых основан отнюдь не на борьбе друг с другом, а в приспособлении к внешним условиям существования. "Один вид вымирает вовсе не потому, что он был истреблен другим или под давлением этого последнего погибал голодной смертью, а потому, что сам хорошенько не приспособился к новым условиям, что удается другому. (П. И. Кропоткин, "Взаимопомощь среди животных и людей")
  
   Вполне понятен тогда природный индивидуализм любого живого существа и, в частности, подсознательный индивидуализм человека, рассматривающего всё вне себя как внешнюю среду. Обособленное бытие каждого отдельного живого существа и есть основа его индивидуализма. Он, как мы видим, закономерен.
  
   Говорят, что труд создал человека. Но, видимо, труд или известная энергичная деятельность, направленная на выживание, присуща одинаково всем живым существам. Человек же, вероятно, обязан своему появлению некоторым особенностям своего существования, в том числе особенностям труда, но вовсе не труду как таковому. Точно так же принципы мышления человека не более чем известное качественное развитие реагирования на присутствие внешнего мира. Весь органический мир, в той или иной степени, обладает подобным пред (под) сознанием, не исключая и человека.
  
   Любой обособленный организм реагирует на условия внешней среды как на положительный или отрицательный фактор. Реакция на внешние изменения (раздражители) - предтеча инстинктов. Инстинкт есть закрепленный в организме людей ответ на определенное изменение внешней среды.
   Возможно, одной из первых реакций была редупликация ("размножение" белковых молекул), которая явилась своеобразным ответом на недостаточное образование сложных белковых соединений естественным путем. Сохранившись, случайность стала нормой, закономерностью, однозначной для данной ситуации реакцией белкового организма. Инстинкты или чувства (как мы называем это у людей) есть реакции на данное извне положение вещей, зафиксированные в организме путем естественного отбора, приспособления. Таким образом, до некоторого момента, развитие органики шло внутри себя, как развитие собственной, внутренней организации.
  
   Если предположить, что основой бытия живой материи является развитие строения и форм ее организации, то использование только белковых соединений для этой цели ограничено. Когда-нибудь солнце остынет - космос и жизнь, все-таки плохо сосуществующие субстанции. Логичным шагом после использования органикой самой себя может быть использование неорганической материи в построении системы своего выживания. Подобная деятельность не могла возникнуть на пустом месте, и проявилось через создание органикой своего собственного внешнего мира, своих собственных "законов", переплетенных с законами природы неорганической.
  
   В результате использования внешнего мира возникает внешнее по отношению к живому существу его продолжение. Это - продолжение его внутренней организации. Возникает нечто, состоящего из живого организма и используемой им внешней среды. Для того, чтобы связать их в единое целое, нужен мозг, который является материальным аппаратом воплощения этого целого. Внешняя организация дублируется во внутренней, с помощью организации нервных клеток. Без мозга организация внешнего мира невозможна, не существует, распадается на набор разрозненных предметов. И, наоборот, внутренняя организация представляет себя внешней в сознании - абстракции внешнего мира, создаваемой мозгом. С помощью сознания человек видит себя явлением внешнего мира, осознает себя. Назначение мозга увязать внешнее и внутреннее в единство.
  
   Сознание и развитый мозг - главное отличие человека от других форм жизни. Без сознания внешний мир человеку недоступен, а без внешнего мира мозг ни к чему. Иначе говоря, без человека цивилизация мертва, без цивилизации он может деградировать и погибнуть.
   Такое единство и есть человек. Я хочу сказать, что человек, в моем представлении, это не только его организм, но и куча предметов и явлений вне его организма, которые составляют с ним нечто целое в его стремлении выжить, сохранить себя.
  
   Итак, мозг по необходимости отражает внешний мир человека внутри его. Ничего странного, что продукт увязки - сознание - воспринимается как абстракция, как нечто внешнее, нашему организму не принадлежащее, а потому нематериальное. Сознание - это форма существования, продолжение внутренней организации человека вовне, во внешней его организации, то есть, по сути, форма существования человека во внешнем для него мире.
  
   Развитие животных не заходит дальше примитивного мозга для простых реакций, инстинктов, "подсознания" (или предсознания), достаточного для прикрепления к ним внешней организации, состоящей, главным образом, из таких же, как они сами, живых существ и - очень мало - из вещей неорганического мира. Для продолжения рода или умения кушать никакой особой умственной работы не требуется. Больше ума нужно для того, чтобы добраться до объекта любви, чтобы добыть пропитание и не быть съеденным. Чем больше участие неорганики, тем круче мозг и больше сознания.
  
   Возможно, вот тут-то появляется обезьяна как предшественница человека. Обладая достаточно развитым мозгом и достаточными способностями непосредственно использовать неорганику, она получила возможности, которых не было ни у одного из высших типов животных. Эта случайная особенность выявляется в эволюции, усиливает взаимосвязь с внешним миром, дает толчок к появлению новых рефлексов и приводит к еще большему развитию и использованию головного мозга. Возможно, в этом процессе было много случайного, но для результата это не имело уже значения. Мозг становился способным схватывать связи между его обладателем и внешним миром, человек сращивался со своей внешней средой в единое целое, время закрепления рефлексов благодаря непрерывной практике сокращалось. Развивается память и элементы мышления. Процесс передачи знаний превращается из закрепленного генетически в процесс наглядного обучения с помощью пособий из того же внешнего мира. Так или иначе, внешнее продолжение человека получило такое развитие, что кардинально выделило его из животного мира. Человек, в отличие от животного, состоит и пребывает одновременно и одинаково в двух мирах, а точнее, в двух материях: в себе и вне себя, так как его искусственный материальный мир в той же мере - продолжение его физической организации, как его тело - продолжение его внешнего мира.
   Сознание - это то, что соединяет два мира, две субстанции, создает из него человека: лишите человека сознания и он - ничто, уже даже не животное и, конечно, не человек. Вместе с внешним миром, внешним продолжением своей организации бывшая обезьяна приобретает "бессмертную душу", которая, явившись из потустороннего для нее мира, тем не менее, обитает исключительно в ней и бессмертную настолько, насколько внешняя материя долговечнее человека. Так обнаружив себя вне себя, человек приобрел бога, вечность и смерть.
  
   Если немного пофантазировать, легко представить, как человек гонится за вечностью без конца - ведь для него смерть кажется абсурдом, сознание его настолько вечно, насколько вечным кажется ему его "душа", насколько вечен его внешний мир, который создал из него человека, насколько вечна та его часть, которая пребывает вне его.
   Но вечность неорганической материи тоже имеет свои пределы и может быть, когда-нибудь человек сможет поменяться с ней местами. Неорганический мир человека также может быть смертен с тем же фатальным для него концом: сделав когда-нибудь бессмертной свою биологическую оболочку, человек не сможет избежать гибели, не сделав бессмертным свой внешний мир.
   Органическая материя - остановившийся процесс, не имеющий собственного времени, то есть не существующий отдельно, независимо от развития неживой материи. Поэтому - как процесс - он вынужден следовать за развитием неорганики, отображать ее развитие, в том числе с помощью ее самой. Однако с течением времени он приобретает самодовлеющее значение и тогда все переворачивается: движение неорганической материи лишь следует пожеланиям человека и мир, в котором мы живем, становится искусственным, созданным нами миром. В конечном счете, люди могут препятствовать гибели привычной для них вселенной, если в этом будет заключена ее эволюция.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"