Аннотация: Идея наказания, включая смертную казнь, возникла у людей давно...
Vindicta - кара (лат.)
Идея наказания, включая смертную казнь, возникла у людей давно. Позорные ямы, тюрьмы, каторги, всевозможные орудия пыток, были придуманы человечеством во имя свершения справедливости. На протяжении многих веков они неразрывно связаны с жизнью и смертью общества, которое привыкло видеть в них орудия возмездия.
* * *
- Ты, верно, говоришь, Озминкс. Человек не думает, как передвигать ноги, когда ходит по земле. И птица, что летает высоко в небе, не размышляет о каждом взмахе крыла. Понимание как это делать приходит им вместе с появлением на свет. О, как он мудр! Но руки человека устроены по-другому. Они словно клюв птицы, делают только то, что захочет голова. Если бы руки обладали от рождения такой же мудростью как ноги, в голове не было бы места глупости. Всё это так, но разве не такова воля Создателя? О, как Он мудр!
Мужчины преклонных лет, сидящие большим кругом, смиренно опустили головы. Все они были одеты в одинаковые, просторные белые одеяния, а длинные седые волосы стягивались на уровне лба тёмными узкими повязками. В центре круга, несмотря на дневное время, горел костёр, в который каждый сидящий, соблюдая очерёдность, подкидывал по мере необходимости, сухие ветви. Поляна, на которой находились мужчины, удивительным образом обнаруживалась среди густо заросшего могучими, древними дубами, почти непроходимого, леса.
- Человек рождён человеком. Его ноги умны, но ходит он ими по земле. Даже самые умные ноги не могут поднять человека выше земного. А значит, мудрость их низшая и не стоит рукам сожалеть о ней, - произнёс один из сидящих.
- Да, человек рождён человеком. Его голова тянется к небу, а ноги привязаны к земле, и между ними нет согласия. Но когда двое спорят, нужен третий, дабы примирить их. Ему не обязательно понимать кто из них прав, а лишь достаточно встать на чью-либо сторону. Для этого Создатель и дал человеку руки. Они ничего не знают от рождения, но призваны служить. Если Высшая мудрость, живущая в голове, достаточно сильна, она берёт на свою сторону руки, и эти двое управляют третьим. Если высшая мудрость у человека слаба, ибо не у всех она сильна, руки служат низшему.
- Когда кто-то говорит "низшая", значит, он знает что есть "высшая". Когда кто-то говорит - "это плохо", значит, он знает что хорошо. Но есть и такие, кто молчит, не зная, что сказать. И путающие хорошее с плохим тоже живут, - вставил носивший имя Озминкс.
- Исчезни низкое, растворится высокое. Если хочешь убрать хорошее, прежде убери плохое. Так разве впустую жив слабый разумом? Да пребудет вовеки слава Создателю!
Сидевшие склонили головы.
- Люди, не живущие в лесу, хотят знать, как наказывает Создатель за плохие дела. Они обратились к нам с просьбой показать Его наказания, ибо многие из них стали обращать руки на плохое, - произнёс выделявшийся почтенным возрастом старик, - эти люди думают что мы едины с Создателем, и нам открыты все Его тайны. Для них, сомневающихся в Высшем и путающих плохое с хорошим, гораздо легче выслушать нас, чем понять. А потому наше слово должно либо думать как они, либо молчать как Он. Сейчас каждый из нас возьмёт Жезл Печали и скажет, что сочтёт нужным.
Старик передал сидящему по левую руку дубовый посох с причудливыми резными узорами. Получивший его встал и медленно произнёс:
- Когда налетает сильный ветер, и его острые крылья превращают в маленькие щепы могучие деревья, кто может помешать ему? А кто может породить его? Только Создателю это под силу. Ничто не укроется от Его взора и ничто не может противостоять Ему. Но кто как не Он самый справедливый из справедливейших! Только Ему открыты все тайны прошлого, настоящего и будущего. А потому знает Он, куда послать этот ветер, и пусть человек слышит и видит это!
Говоривший умолк и передал жезл следующему.
- Море бережёт в своих глубинах много воды. Люди часто хотят жить рядом с ним, ибо оно лечит и приносит радость взору. Урчащее и ленивое, море, словно притягивает к себе человека. Но бывает так, что вода поднимается с глубин и губит всё, к чему прикоснётся. Чья воля заставляет её выплеснуться из берегов и стать разрушительной и удушающей волной? Только Создателю это подвластно, ибо Он не только лечит, но и карает.
Жезл перешёл к другому мужчине.
- Много пенящейся воды вселяет страх в сердце человека, но ещё хуже, когда её совсем нет. Случается, что ручьи иссякают, реки перестают течь, и озёра обнажают дно. Куда прячется вода и что заставляет покинуть её проторённые тропы и многолетние обители? Так Создатель показывает гнев и всё Ему повинуется. Пусть человек знает это!
Следующий по кругу, взял в руки посох и, простирая его ввысь, начал говорить, обращаюсь к небу:
- О, Высшая Справедливость! Тобой наполняются, голубые бездонные дали, и ползущие серые тучи. Когда Ты улыбаешься, светит солнце, когда печалишься - становится мрачно. Но горе тому, на кого Ты сердита! Обличения твои - из уст громогласных, а кара - молния разящая. Трепещи, человек, если делами своими навлёк справедливый гнев! Как острое копьё, пущенное внезапно, пронизывает молния и сокрушает презренного безвозвратно. Трепещи, человек, ибо Высшая Справедливость - удел Всевидящего!
Тяжело переводя дыхание, он умолк, и передал жезл сидящему рядом. Получивший его встал, и тихо произнёс:
- Коли люди хотят узнать, как наказывает Создатель, пусть знают - яд у змеи для отступника уготовлен. Иной может пройти совсем рядом со змеёй, и она его не тронет, а за иным проползёт через весь лес. След от укуса маленький, а кончина страшная.
Говоривший передал жезл, и на его глазах блеснули слёзы.
- Змея разит человека изнутри, заставляя его тело корчиться, а дикий зверь лишает его облика, терзая и кромсая нещадно. Но над всем живущим властен Создатель, и даже волос не упадёт с чьей-либо головы без Его на то дозволения. Пусть человек знает и помнит это!
Посох перешёл к другому мужчине.
- Бывает так, что земля не хочет родить, на месте зелёных пастбищ появляется пустынная колючка, а в поле становится пусто. Тогда скот жалобно мычит, и хлебопашец ходит уныло. День для человека превращается в ночь, и всюду слышны стоны. Голод становится его пищей, и в тяжесть кажутся собственные кости.
Следующий взял жест и начал говорить:
- Ногами человек упирается в землю и думает, что нет ничего надёжней. Земле он предает мертвых, надеясь на их вечный покой, и на земле складывает камень на камень, делая себе жилище. Радуется человек, укрываясь в него всякий раз. Но бывает так, что и земля начинает трястись, повинуясь воле Создателя. Горе тогда становится уделом людей. Камни, которые они своими руками складывали, падают им на голову, и навеки заточают в безмолвные обители. Рваными щелями покрывается земля, обнажая мертвых и проглатывая живых. Горе, большое горе, постигает человека, что и есть наказание. А потому, пусть люди знают и помнят сказанное. Всё в воле Создателя, и земля подвластна Ему.
- Когда под ногами дрожит, страх забирается в сердце человека. Но пусть оно ещё больше трепещет, если начинают дрожать горы. Огненные реки, сжигающие всё на своём пути, дождь из пепла, лишающий живого дыхания, и каменный град, порождает эта дрожь и превращает цветущие долины в серую пустыню, под которой скрыто всё, и даже горе. Такова сила великого гнева Создателя, - сказал следующий и передал жезл сидящему рядом.
- Бывает так, что хоть и нет кругом красных языков пламени, а тело человека покрывается струпьями. И змея ядовитая может не касаться, а внутри станет всё отравлено. Смотришь - будто жив человек, но жизнь его становится хуже смерти. И среди людей места такому не найдётся, и внутри себя покоя нет. Но ему ли роптать на создателя?
Жезл перешёл последнему мужчине, который сидел справа от старика.
- Когда земные тверди становятся зыбкими, а небесные пустоты жёстче железа, наступает день великих перемен, ибо могучей волей Создателя исправляется кривое. Но совершающих путь к этому дню не оставляет Создатель без опёки и милости. Так, малыми деяниями призывает Он их оставить пагубные влечения. Копит ли человек неправдой - всё отдаст в один день. Гонит ли несчастного - сам гоним станет. Слышит стон и смеётся громко - слезами умоется. Что другим желает - сам получит. Кровь людскую проливает - свой источник губит. Велико терпенье Создателя, но не бесконечно. Пусть человек знает это!
Сказавший эти слова передал жезл старику, почтительно склонившись при этом.
- Когда странствующий путник просит напиться, хорошо ли отказывать ему? Если люди, не живущие в лесу, захотели узнать, как Создатель вершит правосудие - пусть знают. Я передам им ваши слова, а что станет дальше - одному Создателю ведомо, - сказал старик, и подбросил в огонь ветку.
* * *
- А что было дальше, дедушка? - спросил подросток старика, сидящего в уютном кресле, с раскрытой книгой на коленях.
- Дальше? Дальше, люди услышали слова лесного мудреца, но не поняли их, или не захотели понять. Так или иначе, потом волю Создателя они решили подменить своей. Вместо острых крыльев ветра они сделали топор и плаху. Удушающую волну уподобили верёвке на шее. Когда сажали на кол, старались продеть его сквозь всё тело, словно молнию. Змеиным ядом травили и без укуса змеи. Четвертованные очень походили на растерзанных зверем. Вместо вулканов сжигали на костре. Каменные завалы обратились тюрьмами, а неурожаи в непосильные подати. Гноящиеся струпья подменили позорными ямами с нечистотами, а малые поучения заменили немалыми сроками. Вот что было дальше, - ответил дед и грустно посмотрел на внука.
- А как же те наказания, о которых говорил лесной мудрец?
- Их, никто не в силах отменить.
- Дедушка, а зачем Создатель дозволил людям сделать такое?
- Это только Ему ведомо, внучек. О, как Он мудр!
Полную версию сборника "Переход в вечность" можно прочитать на указанной в авторской странице ссылке:http://vadimkuliksite.narod2.ru/