Аннотация: Дача в Гурзуфе была куплена Чеховым всего за четыре года до смерти...
* можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы
Сегодня мы приглашаем вас посетить музей Антона Павловича Чехова - его дачу в Гурзуфе. Приобретена она была им в 1900 году, всего за 4 года до смерти, для возможности творческого уединения. Дело в том, что построенный в 1899 году дом в Ялте стали довольно часто посещать различные гости. Чехов уже был известным писателем, драматургом, и такие визиты очень быстро стали раздражать Антона Павловича тем, что прежде всего, мешали его работе.
"Целый день звонит телефон, надоедают посетители", - пишет он своему брату Михаилу 3 декабря 1899 года из Ялты. Даже больные, зная, что Антон Павлович врач, стремились попасть к нему на приём. В том же письме Чехов сетует и на них: "Меня здесь одолевают больные, которых присылают сюда со всех сторон с бациллами, с кавернами, с зелёными лицами, но без гроша в кармане. Приходится бороться с этим кошмаром, пускаться на разные фокусы" - пишет он.
Собственно, одним из таких фокусов и стало приобретение дачи в Гурзуфе, которая находилась в удивительном по красоте месте и сразу приглянулась писателю. Вот что он написал по этому поводу своей сестре Марии: "Я купил кусочек берега с купанием и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево - шелковица."
Это место он тщательно скрывал от всех. Только самые близкие ему люди знали о даче в Гурзуфе.
Однако ошибочно будет думать, что Антон Павлович стал эдаким отшельником и написал все свои остальные произведения именно в этой даче. Вовсе нет. В августе 1900 года он, например, работал здесь несколько дней над первым действием драмы "Три сестры", но три последующих действия были написаны им всё-таки в Ялтинском доме. А переписаны начисто так и вовсе осенью в Москве. Именно оттуда он 13 ноября 1900 года сообщил в письме Вере Фёдоровне Комиссаржевской, актрисе, которая гениально сыграла роль Нины Заречной в чеховской "Чайке", что драма "Три сестры" уже готова. Дружеские отношения с Верой Фёдоровной у него начались в 1896 году на репетициях "Чайки" и продлились до самой смерти. Она, кстати, знала о даче в Гурзуфе и даже бывала в ней.
Коли мы упомянули "Чайку", вспомним, что премьера столь любимой нами пьесы состоялась 17 октября 1896 года и имела полный провал на сцене Александринского театра.
Нужно сказать, Чехов никогда не рассматривал Крым, как место постоянного жительства. Более того, он любил Москву. Имение в Мелихово, которое было куплено им в 1892 году, вполне его устраивало. Оттуда он уезжал в Москву, Петербург, Италию, Францию. Париж был его любимым городом. Но Крым ему настоятельно рекомендовали врачи, прежде всего из-за туберкулёза, которым был болен Антон Павлович. Чехову же, Крым казался мало привлекательным. Это чувство у него возникло задолго до настойчивых предписаний врачей. Вот несколько строк из его письма Алексею Сергеевичу Суворину, человеку, повлиявшему на творческую судьбу Антона Павловича самым решающим образом:
"Здравствуйте!! Вот уже почти месяц, как я живу в Ялте, в скучнейшей Ялте, в гостинице Россия, в 39 ?, а в 38 живёт ваша любимая актриса Абаринова. Погода весенняя, тепло и светло, море как море, но люди в высочайшей степени нудные, мутные, тусклые. Я сделал глупость, что весь март отдал Крыму."
Это письмо было написано им 27 марта 1894 года в Ялте. В тот же день, Лидии Стахиевне Мизиновой, с которой Чехов был в близкой дружбе, он и написал следующие строки:
"Между тем, я литератор и должен писать даже здесь, в Ялте."
Мизинова послужила писателю прототипом Нины Заречной в "Чайке".
Во многих письмах Антона Павловича самым разным людям, в последующее время можно заметить такое неприятие Крыма. Он пытается как-то обустроиться там, строит дом в Ялте, покупает дачу в Гурзуфе, но всегда рвётся, то в Москву, то в Париж. Живёт в Ницце, Милане, Вене, Берлине, и считает время пребывания в этих местах более интересным.
Творческая активность Чехова во время жизни в Крыму, также, значительно снижается. В Ялте он пишет рассказы "Архиерей", "В овраге", "Невеста", работает над пьесами "Три сестры", "Вишневый сад".
Он работает, как может, но в письме, к уже жене, Ольге Леонардовне Книппер, 17 ноября 1901 года, из Ялты, пишет буквально следующее:
"Я пишу, работаю, но, дуся моя, в Ялте нельзя работать, нельзя и нельзя. Далеко от мира, неинтересно..."
Вот такие строки, полные отчаяния, можно прочесть в этом письме. Возможно, прогрессирующая болезнь писателя накладывала некоторый отпечаток на его раздражительное отношение, но основной мотив его нежелания быть в Крыму всё -таки имел несколько иные формы. Вообще, нельзя сказать, что у Чехова был спокойный, уравновешенный характер. Его раздражение визитами гостей, которых он, кстати, сам радушно всегда приглашал, нежелание участвовать в торжественных мероприятиях, или, по крайней мере, произносить какие-либо речи - такие черты помогают понять его характер.Также, частое упоминание о своём здоровье, точнее нездоровье, тоже говорят о многом. Но было бы удивительным, если такая глубокая личность, каким, безусловно, являлся Антон Павлович Чехов, обнаружилось бы простой, не сотканной из множества, порой, противоречивых черт. Возможно, это и является одним из признаков гениальности.
Продолжая тему периодов в творчестве Чехова, или, точнее, завершая её, хочется отметить, что таковых было четыре. Первый, или как его ещё называют, "ранний", начался с конца 1870 и продлился по 1886 годы. Это было довольно трудное для начинающего писателя время. Характерное для Чехова одиночество берёт начало именно в этом периоде.
Второй период - "переломный", 1886 - 1893 годы. Именно тогда его замечают редакторы крупных изданий, и он начинает сотрудничать с Суворинской газетой "Новое время".
Третий период - с 1893 по 1899 годы принято называть "Мелиховским", по названию имения Мелихова, о котором мы говорили. Это был довольно плодотворный период. И четвёртый, 1899-1902 годов, назвали "поздним". Все периоды по-своему были яркими и полностью отразили взгляды автора на жизнь.
В 1901 году Чехов составил завещание, которое передавало право владения дачей его жене Ольге Леонардовне Книппер, и она до 1953 года, почти ежегодно приезжала на лето в Гурзуф. Её посещали многие известные актёры, музыканты и лишь в 1958 году она продала дачу художнику Мешкову.
Нужно сказать, что по вполне понятным причинам дача всегда привлекала людей искусства. Многие хотели её купить и раньше, но лишь за год до смерти, уже будучи почти слепой, она согласилась продать её.
Затем, в 1963 году, дача стала собственностью Союза художников СССР. А в 1987 году, по инициативе Олега Ефремова, её полностью восстановили в том виде, в каком она была при жизни писателя. Кстати, в том же самом году Ефремов стал художественным руководителем только созданного Московского Художественного театра имени Антона Павловича Чехова.
Антон Павлович Чехов не оставил автобиографии. Также, его воспоминания довольно малочисленные и мы можем лишь догадываться и строить предположения о его жизни, опираясь на свидетельства его родственников, близких друзей, и конечно, личных писем.