* можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы
Сегодня мы начнём нашу заключительную, уже четвёртую часть большой прогулки по Казани, около скульптуры Зиланта - символа Казани, которая установлена в начале площади Тысячелетия, над входом метро. Мы осмотрим эту замечательную площадь, подойдём к набережной, выйдем к Дворцовой площади,
увидим Дворец земледельцев, причём и в вечернее время. Затем прогуляемся по улице Кремлёвской, посмотрим здание Пассажа и великолепного Петропавловского собора, в который мы даже войдём вовнутрь. Следом увидим дом Ушковой, выйдем к Чёрному озеру, затем к Театру оперы и балета, дому Кекина и другим замечательным местам в Казани. Вы услышите удивительные истории. В общем, будет интересно и познавательно.
Перед нами памятник нашему современнику, Галимзянову Асгату Галимзяновичу, человеку с поразительной и совершенно потрясающей судьбой. В ней нет героических поступков, если только не считать бескорыстную, постоянную помощь другим, одним большим, беспрерывным подвигом. Эту историю, которая возможно, некоторым окажется не совсем, мягко говоря, понятной, в двух словах не расскажешь. Поэтому, подробное её изложение мы обязательно сделаем в нашем Телеграме и Дзене. А здесь скажем, что за свои заслуги, которые, кстати, изначально подвергались большим сомнениям, вплоть до заведённого на него уголовного дела, он, после самого детального разбирательства, был удостоен многим почётным званиям.
Мы идём дальше, вдоль стен Казанского Кремля, о котором сегодня уже говорить не будем. Ему целиком была посвящена наша третья, предыдущая прогулка, которая, конечно, имеется на нашем канале "Крымские каникулы". Желающие могут всегда её посмотреть.
Сегодня Кремль мы видим с наружной стороны и огибая его по этой дороге, с другой стороны, можем наблюдать прекрасные панорамные виды Казани. Некоторые из них, например, здание Центрального загса, вам уже знакомы из наших обзоров.
Сразу за дорогой находится река Казанка. Это левый приток Волги. Она как бы делит Казань на две части, южную историческую, где мы, собственно, сейчас и находимся, и северную, где загс, более современную. Соединяется город с помощью двух мостов - дамб, Кировской и Ленинской.
С этой стороны, рядом с Кремлём имеется обустроенная набережная. Посмотрим на неё поближе.
Эта современная, пешеходная набережная, длиной примерно, полтора километра, является довольно посещаемым местом в Казани. Летом здесь постоянно много людей, а вот осенью, как именно сейчас, значительно меньше, в основном вечером и выходные дни. Благоустроили её в 2013 году и с тех пор она радует всех, кто сюда приходит. Здесь проводятся различные фестивали, выставки, творческие вечера и другие интересные мероприятия. Конечно, здесь присутствуют в обилии всевозможные аттракционы, фонтаны, скульптуры, беседки, полоса для катания на роликах, велосипедах, автопоезда для детей в виде паровозика и вагонов. Множество кафе, ресторанов и спортивных площадок.
Мы не стали полностью проходить набережную и вышли на Дворцовую площадь прямо к Дворцу земледельцев. Да друзья, вы не ослышались. Это великолепное здание, находящееся рядом с Кремлём, не особняк знатных особ и не правительственная резиденция, а самый настоящий Дворец земледельцев.
Монументальный образ здания, с архитектурными элементами ампира и классицизма, напоминает многие изумительные строения в Европе. Французский Пти - Пале, австрийский Хофбург, итальянский Витториано - с ними и не только, можно найти определённое сходство. Но вот дерево, выполненное из бронзы, двадцатиметровой высоты в самом центре - такой образ абсолютно уникальный. В этом Дворце, представьте себе, расположено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Скажем сразу - внутри его интерьеры не такие помпезные. Выполнены сдержано, с использованием недорогих материалов.
Рядом с Дворцом, точнее на одной улице с ним, её название Федосеевская, находятся жилые дома, выполненные в едином архитектурном стиле. Оказывается, современное строительство очень даже может быть не только высоко художественным, но и очень качественным.Это приятно ощущать прогуливаясь по Дворцовой площади.
Таким образом, мы дошли до уже знакомой нам площади 1 Мая, которая расположена рядом с главным входом в Кремль. Отсюда начинается улица Кремлёвская. По ней сейчас и пойдём, направляясь в сторону главного здания Казанского университета. Но прежде скажем о памятнике, который перед нами. Он установлен в память о поэте, коммунисте и герое Советского Союза, Мусе Джалиле. Он был казнён в нацистской тюрьме в 1944 году. Мы проходим мимо национального музея Республики Татарстан. Открыт он был в 1895 году, в здании Гостиного Двора - бывшем торговом комплексе. С тех пор много раз менял своё название, пока не стал в 2001 году Национальным музеем. Его история полна благотворительных даров, реквизированных коллекций и материала, собранного в ходе археологического и этнографического изучения края.
В 1987 году, в здании случился пожар, но, как заверяют, ни один музейный экспонат не пострадал.
Мы идём дальше и уже видим Казанский Пассаж. Вообще-то правильнее сказать, Александровский Пассаж, потому что был построен в 1883 году по заказу купца Александрова. История этого здания, опять-таки, заслуживает отдельного рассказа. Она интересная и с элементами мистики. Как вы уже догадались, полностью её расскажем в нашем Телеграме и Дзене.
Здесь, на перекрёстке улиц Кремлёвской и Мусы Джалиля, мы спустимся немного вниз, и по правую сторону видим великолепный Петропавловский собор. Его историю мы уже расскажем прямо сейчас, правда, в довольно сокращенном виде.
Прежде всего скажем, первую деревянную церковь на этом месте построили ещё в 1565 году. Далее, появление вместо неё каменного собора связывают с Петром I. Он, направляясь в персидский поход в конце мая 1722 года, посетил Казань. Остановился у известного казанского купца и благотворителя Ивана Афанасьевича Михляева, дом которого располагался рядом с деревянной церковью. Мало того, первый император Всероссийский Пётр I Алексеевич отметил 30 мая в кирпичном двухэтажном доме Михляева своё пятидесятилетие. В память об этом знаменательным событии и был построен храм, названный в честь первоапостолов Петра и Павла.
Такова первая версия, но, как обычно бывает, историки весьма часто расходятся во мнениях. По второй версии купец был, но фамилия его несколько иная - Микляев. Пётр I справлял свой юбилей в Нижнем Новгороде. В Казани он был в 1722 году, но у Микляева не ночевал. Всё остальное, как будто, сходится.
Как бы там не было, именно купец Микляев, он же Михляев, на свои средства пожелал построить самый исключительный и самый высокий храм в Поволжье. И построил. Правда, не без происшествий.
Как известно, в старые времена существовало требование - не строить в пределах одной епархии более двух одинаковых храмов. Михляев учёл это правило, и даже пошёл в своих амбициозных планах несколько дальше, но не принял к сведению отсутствие опыта у местных мастеров в таком, довольно сложно архитектурно, строительстве. Как итог, почти готовое здание обрушилось из-за их неправильных расчётов. Исправлять ошибки уже прибыли мастера из Москвы, а вместе с ними, как обоснованно предполагают, и флорентийские зодчие, то есть, архитекторы.
Мы с вами подходим к уникальному, семи- ярусному, высотой 25 метров, иконостасу храма. Деревянная золочённая резьба, 84 иконы, среди них одна особо почитаемая. Этому иконостасу, без всяких сомнений, нет равных в России. Подобные есть, но не таких размеров и не с таким количеством икон. В этом соборе были все российские императоры, начиная с Екатерины II. Все, кроме Николая II, который, как вы знаете, отрёкся от престола в 1917 году. Здесь были великие общественные и государственные деятели. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно посещал собор. Фёдор Иванович Шаляпин пел на богослужениях. Александр Дюма и Александр фон Гумбольдт делали его описание в своих сочинениях. История собора полна утрат в результате пожаров - их было четыре, и разграблений. Первое случилось в 1774 году, во время восстания, или, как многие сходятся во мнениях, бунта Пугачёва, и в послереволюционные годы. Однако сейчас, как видите, он находится в полной сохранности и в нём проводятся регулярные службы.
Мы снова вышли на улицу Кремлёвская и продолжим нашу прогулку двигаясь по намеченному ранее маршруту. И здесь мы вспомним, что взяли на себя обязательство знакомить вас со знаменательны датами этого города.
Итак, строительство Казанского цирка на 2312 зрителей, о котором мы так часто упоминали, завершилась в 1967 году. Проект летающей тарелки был, нужно сказать, сенсацией в то время. Разрабатывался он здесь же, в Казани, в "Татгражданпроекте", а вот известен стал во всём мире. Знаменитый латиноамериканский архитектор Оскар Нимейер очень высоко оценил его.
Мы, тем временем, подходим к знаменитому дому Ушковой. Примечателен он очень многим. Во-первых - это памятник архитектуры и яркая достопримечательность центра Казани. Во-вторых, в нём располагалась Национальная библиотека республики Татарстан. И в-третьих, его история связана с имением Кузнецова в Крымском Форосе, в котором мы с вами так часто бываем.
Теперь, по-порядку. Весьма сложный и довольно оригинальный проект, в которым соединены многие архитектурные стили, разработал очень талантливый русский, а затем и советский архитектор, Карл Людвигович Мюфке. На момент окончания строительства дома в 1906 году, ему было 38 лет. Его судьба, скорее печальная. А вот дом, выполненный в стиле эклектики, то есть, с использованием в одном сооружении различных стилей, в данном случае модерна, ампира и барокко, продолжает по сей день удивлять и радовать жителей и гостей Казани. Сейчас он находится на реставрации. Теперь нужно добавить, что строительство здесь являлось ничем иным, как полной реконструкцией трёх домов, в результате которой, получился один. Сейчас он перед вами. Сведения о дате завершения этой весьма затратной стройки разнятся. Некоторые называют 1908 год, а вот то, что Карл Людвигович был невероятно увлечён этой работой, всё контролировал и подсказывал лично, порой даже ценой своего здоровья, не оставляет сомнений. В газете "Казанский телеграф" в 1906 году появилась заметка: "Вчера на стройке дома Ушкова с лесов упал архитектор Мюфке". Тогда он, впрочем, довольно легко отделался. Кстати, на полученные за эту работу деньги, он, затем, смог построить в Казани собственный дом.
Библиотека расположилась в доме Ушковой, буквально, с 1919 года, после экспроприации. Вероятно поэтому, внутренние интерьеры довольно хорошо сохранились. Сначала это была Центральная губернская библиотека, затем Центральная Городская, Областная, Республиканская, а вот Национальной она стала в 1991 году. Затем, библиотека в 2020 году переехала в здание Национального культурного центра "Казань", а дом Ушковой ожидает своего нового звёздного часа.
Изначально дом принадлежал Алексею Константиновичу Ушкову. В то время он был студентом Казанского университета, который располагался, и ныне располагается, буквально через дорогу. На момент строительства, а именно в 1904 году, ему было всего 25 лет!
Теперь скажем, Алексей Ушков - никто иной, как внук по материнской линии, известного нам Алексея Семёновича Губкина, о нём мы рассказывали, находясь в Форосе, сыном Константина Капитонович Ушкова, тоже известной нам личности и братом Григория Ушкова, того самого, который вступил в наследство после смерти своего дяди Александра Григорьевича Кузнецова, и стал, можно сказать, полноправным хозяином практически всего Крымского Фороса. Об этом, весьма эксцентричном человеке мы рассказывали достаточно подробно на наших прогулках в Форосе. Повторяться не будем, но заметим, что его брат Алексей, судя по его жизни в Казани, да и не только, тоже обладал этой характерной чертой. Он влюбился в Зину Высоцкую, дочь профессора Казанского университета. Далее появилась история, в которой дом стал не Ушкова, а Ушковой, любовь превратилась в ненависть, но прежде, в предательство. В общем, длинная эта история. Мы её разместим, опять-таки, в Телеграме и Дзене.
Между тем, мы уже спустились по улице Лобачевского. Справа от нас парк "Ленинский садик", а слева парк "Чёрное озеро". Сейчас мы пройдём под известной, вероятно, всем казанцам, Аркой Любви. Именно здесь вход со стороны этой улицы.
В этом парке, в самом деле, присутствует озеро. Точнее, уже пруд, который зимой превращается в хорошо оборудованный общественный каток. А вот когда-то давно, эдак в начале XIX века, здесь было самое настоящее озеро, которое отличалось чистой водой и возможностью рыбной ловли. В 1970-х годах здесь была построена уникальная для того времени детская игровая площадка виде деревянной крепости. Простояла она довольно долго, но в девяностых годах её пришлось снести из-за многих повреждений, в том числе и пожара.
Мы подошли к парку с другой стороны и теперь хорошо видно само озеро.
Возвращаемся на улицу Лобачевского и скажем пару слов о ней. Это одна из самых старых частей города, которая уже была занята им ещё в период Казанского ханства, а сформировалась как улица, когда Казань начала застраиваться по генеральному плану. Это, примерно, начало XIX века. В то же время появились здесь и первые каменные дома. В одном из таких, построенных в середине XIX века статским советником Сахаровым, сейчас этот дом перед вами, родился я. Так что, оба парка, как и весь центр Казани, мне хорошо знаком.
Мы идём дальше. Теперь уже по улице Дзержинского. Стала так именоваться она в 1927 году, через год после смерти легендарного "Железного Феликса", и по сей день она не сменила своего названия. А до того была Черноозёрской.
Перед нами Татарский академический государственный Театр опера и балета имени Мус Джалиля. Мы подходим к скверу, который расположен за ним. Здесь, в 2018 году открыли памятник известному танцовщику балета Рудольфу Нуриеву. Автор Зураб Церетели. На открытии это событие назвали знаковым. По национальности Нуриев был татарин, хоть о себе он писал: "Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь всегда течёт как-то быстрее и готова вскипеть всегда".
С 1987 года на сцене театра стали ежегодно проводиться фестивали классического балета, который в 1993 году, уже официально, с личного согласия Рудольфа Хаметовича, назвали Нуриевскими. Кстати, сам Нуриев дважды в 1992 году, за год до смерти, посетил Казань.
Мы обходим театр вдоль улицы Пушкина и видим памятник Александру Сергеевичу. Тут уже слова будут лишними.
Дальше нас ждёт прекрасная площадь Свободы. Сразу скажем - это одна из двух самых крупных площадей города. Вторая - площадь Тысячелетия, откуда, собственно, началась наша прогулка сегодня. Раньше, до 1924 года, её название было Театральная. Отметим, здание театра, которое вы видите, было построено лишь в середине 1950 годов. Но прежде, почти на месте, где он сейчас находится, в 1803 году было построено первое здание Казанского театра. Оно было деревянным и сгорело в 1842 году. В 1851 построили новое, но и оно сгорело спустя 23 года. Уже через год построили другое, но и его постигла та же участь в 1919 году. В общем, эта площадь видела немало театров. Вероятно поэтому, и стали её называть Театральной.
Теперь мы повернём обратно, перейдём улицу Пушкина и выйдем на улицу Горького. На ней находится много интересных достопримечательностей, но сегодня нас интересует только дом Кекина - здание, которое напоминает средневековой замок, но уже изначально выполняло роль обычного доходного дома. Сейчас здесь только что закатали новый асфальт, но машины уже пустили. А вот тротуары ещё не успели привести в порядок, но мы преодолеем это препятствие.
Итак, история возникновения этого дома несколько оригинальна. Два самых богатых купца города Леонтий Кекин и Яков Шамов поспорили, кто из них возведет в городе самое красивое здание. Ударили по рукам. В итоге, в Казани появилось два новых великолепных здания - дом Кейна и Шамовская больница. Выиграл спор Шамов. Но, если честно говорить, неуместно было сравнивать эти два здания, которые отличаются, буквально, во всём, начиная от архитектурного стиля, заканчивая размерами и социальным статусом.
Проектированием и строительством дома Кекина занимался очень неординарный человек, Генрих Бернардович Руш. Это русский архитектор немецкого происхождения и самый настоящий "борец с архитектурной скукой". В этом проекте он умудрился подружить необарокко, модерн, неоготику и мавританский стиль. Не чудо ли это! В итоге, дом получился таким как вы его видите. Кстати, внутри нет ни одной квадратной или прямоугольной комнаты, а построен он был всего за один сезон. Это был последний проект великого архитектора, жизнь которого была полна зависти коллег и различных недоразумений.
Мы перемещаемся в Ново - Савиновский район города, который находится по другую сторону реки Казанки и посмотрим на два больших спортивных объекта, построенных в Казани к летней XXVII Всемирной Универсиаде. Она проходила, как вы помните, в 2013 году именно в Казани.
Сейчас перед вами Дворец водных видов спорта, вместимостью 4.200 зрителей. Вообще, к Универсиаде, в Казани было построено 30 новых спортивных комплексов, 26 из них международного класса. По итогам народного голосования в 2009 году, Казань стала спортивной столицей России. И это абсолютно не надуманный выбор. Посудите сами. Сейчас в ней находится 2053 спортивных сооружений. Из них 15 больших стадионов, 971 плоскостное сооружение - это спортивные поля, легкоатлетические дорожки, горнолыжные трассы и так далее. 381 спортивный зал, 63 плавательных бассейна и 623 нестандартных спортивных сооружений. Эти цифры впечатляют!
Перед вами самый большой стадион Казани, и один из самых вместительных в России. Называется он "Ак Барс Арена" и способен вместить 45.379 зрителей. Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 и многие другие спортивные мероприятия международного уровня проводились и проводятся в этом городе. Как видите, спортивная жизнь в Казани, такая же насыщенная, как и политическая.
Теперь, как и обещали, мы покажем вечернюю Казань, некоторые её виды. Приятного просмотра и до следующих встреч!