Аннотация: " Рим - это не просто город, это величественное путешествие во времени"
*Этот текст с фотографиями можно увидеть на моём канале Дзен, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы.
" Рим - это не просто город, это величественное путешествие во времени" . Такими словами мы начнём наш обзор одного из величайших городов мира, в котором история написана, буквально на каждом камне. Руины здесь являются откровениями. Они свидетельствуют, как развивались империи, а затем, приходили в упадок. Говорят - все дороги ведут в Рим, но у каждой из них своя история. В древнем городе они сходятся и образуют нечто единое, что мы называем Великой Историей.
В ней, бесспорно, одну из главных ролей играл Рим. В этом смысле, он был не просто городом, а целой древнеримской цивилизацией, которая сумела воплотить в себе наднациональные черты, когда преодолела географические границы и вышла далеко за рамки общепринятой в то время системы ценностей и общественной жизни. Древние Римляне были настолько преданы идеям и идеалам Вечного Города, что были абсолютно убеждены в их исключительном совершенстве. И, нужно сказать, сумели донести это до остального человечества. Современная система гражданского права во многом базируется на основных постулатах римского частного права.
Однако, судя по всему, человеческая сущность мало способна учиться на уроках, которые преподносят нам истории не только крупных, но и малых государств. Вероятно, поэтому, всё имеет свойство повторяться в той, или иной степени.
Здесь мы сделаем небольшую историческую справку. История Древнего Рима насчитывает чуть более 1200 лет. Этот период начался в VIII веке до нашей эры. Тогда Рим был совсем небольшим италийским поселением. Падение Западной Римской империи произошло в V веке нашей эры. Перед этим, она разделилась на две части - Западную и Восточную. Византия с управлением в Константинополе стала Восточной частью и преемницей империи, после падения Западной части. В середине XV века пал под натиском турок-османов Константинополь. Далее, племянница последнего византийского императора Софья Палеолог вышла замуж за Великого князя Ивана III, государя всея Руси. Об этом мы подробно рассказывали на нашем канале "Крымские каникулы" на Ютуб, в обзоре Мангупа. Называется он "Переход в вечность" часть II. Крым. Мангуп. Сакральные корни пещерного города-крепости. Кому интересно, можете пройти по ссылке указанной в конце моей авторской страницы "Мой канал на Ютуб" и посмотреть этот выпуск.
Двуглавый орел, как эмблема Римской империи, законно стал государственным символом Русского царства. Здесь, более подробно об этом, мы говорить не будем.
Итак, достопримечательности Рима рассказывают нам о множестве событий, произошедших в эпоху Античности, Средневековья и Нового Времени. Они бережно хранят имена и шедевры культуры, показывают высоту человеческого гения, благословляют страсти, презирают мелкое и ставят в пример великое, вызывая, тем самым, невероятное количество самых разных эмоций. Они являются предметом для подражания. Творческие люди приезжают сюда за вдохновением; простые, за впечатлениями. И любой из них получает удовольствие от увиденного, нередко, поражаясь масштабами и монументальностью этих достопримечательностей. Возведённые однажды, они продолжают являться предметом гордости всех итальянцев и притягивают туристов, как магнит, что совсем неудивительно, когда видишь это великолепие, и в некоторой степени, даже становишься, хоть на малое время, его частью. Постоять рядом, сфотографироваться на память - это особая привилегия путешественника, сумевшего добраться до Вечного Города.
Визитная карточка Рима - вне сомнений, Колизей. Он вмещал в себя 50 тысяч зрителей и являлся излюбленным местом для горожан с совершенно разным достатком и положением в обществе. Зрелищные представления, гладиаторские поединки, словно пропитали атмосферу этого места, и даже сейчас, несмотря на его не совсем сохранившееся состояние, дают о себе знать. Попадая во внутреннее пространство амфитеатра, как-то начинаешь ощущать, что не ты пришёл на него посмотреть, а он изучает тебя, словно пытается понять, какую роль ты призван сыграть в его картинах жизни. Это удивительное чувство, которое, по нашим личным наблюдениям и опросам, испытали многие побывавшие там. Современные залы не могут похвастать такой вместимостью. Предположим, известная всем арена комплекса "Олимпийский" в Москве, вмещает не более 30 тысяч зрителей.
Триумфальная арка Константина находится рядом с Колизеем. Она была построена в 315 году и посвящена победе римского императора Константина над другим римским императором, узурпатором, Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году. Нужно сразу отметить, что это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним, а над внутренним врагом, в гражданской войне.
Арка трехпролетная, её фасад украшен барельефами. Декоративные элементы показывают различные сюжеты - сцены охоты, изображения императора, и многие другие. Основная часть этого монумента выполнена из мраморных блоков. Верхняя надстройка, которую называют аттик, кирпичная и лишь облицована мрамором. В высоту она 21 метр.
Недалеко находятся знаменитые термы Каракаллы. Другими словами - это римские банные комплексы, в которых очень любили собираться римляне. По всей видимости, после зрелищ в Колизее, это было второе по популярности место отдыха горожан. Недаром они расположены рядом.Ещё их называют термами Антониниана. Уже в V веке н. э. они считались одним из чудес Рима. Правители Римской империи стремились всячески украшать этот огромный комплекс, в который вели четыре входа. Стены облицовывали мрамором, покрывали полы мозаикой, устанавливали высокие колонны. Сюда приходили не только мыться, но и отдыхать, ведь в термах были библиотеки, гимнастические залы, парк. И всем этим могли пользоваться даже бедняки.
Капитолийская площадь, уникальна не только своими дворцами - их там три: Сенаторов, Консерваторов и Палаццо Нуово, но и необычайной мозаикой, покрывающей всю площадь геометрическими узорами самого Микеланджело. Так что, есть очень веский повод внимательно смотреть себе под ноги! Все здания на площади сейчас объединены в единый "Музей Капитолия". В самом центре узора расположена статуя императора Марка Аврелия верхом на коне. Капитолийская площадь находится на одном из семи холмов, на которых, собственно, был построен Рим. Нужно сказать, что после падения Римской империи, часть Капитолийского холма настолько пришла в упадок, что его стали называть "козьим", по причине выгула на нём коз.
В 1526-1538 годах Микеланджело разработал план её реконструкции, который претворялся в жизнь в течении последующих ста лет. Две совершенно потрясающие статуи Диоскуров венчают широкую лестницу, ведущую на Капитолий.
Площадь Венеции расположена, можно сказать, у самого подножия Капитолийского холма и недалеко от Римского Форума. В XV веке венецианский кардинал Пьетро Барбо построил в этом месте дворец, в котором чуть позже разместилось посольство венецианской республики. В 1660 году рядом построили палаццо Д,Асте, которое затем, было переименовано в палаццо Бонапарте, потому, что там поселилась мать Наполеона I Бонапарте.
Совсем недалеко расположена знаменитая колонна Трояна, выполненная из двадцати блоков знаменитого каррарского мрамора. Колонна имеет высоту 38 метров и построена в честь побед императора Трояна над группой фракийских племён, которых принято называть даками. Внизу диаметр колонны составляет 3.6 метра. Там находится дверь, которая ведёт в залу где помещались золотые урны с прахом Трояна и его супруги. Внутри колонна полая, в ней имеется винтовая лестница, ведущая к площадке наверху. Снаружи ствол колонны несколько раз огибает лента с рельефами, изображающими фрагменты битвы с даками. В XI веке был издан специальный указ, что любой, кто повредит этот монумент, даже неумышленно, будет без всяких выяснений обстоятельств сразу предан смерти.
Архитектурный комплекс Витториано расположен прямо, можно сказать, на площади Венеции.Он был построен в честь первого короля уже объединённой Италии Виктора Эммануила II. Строительство продолжалось 50 лет, с 1885 по 1935 годы. Перед ним расположена двенадцатиметровая конная статуя самого короля. Внутри комплекса расположены музеи и выставочные залы. Весь этот архитектурный шедевр, обильно украшен целыми ансамблями статуй и декоративных элементов. На внешнем плане Витториано можно насчитать 24 таких украшения, выполненных известными мастерами. Забавно, но многие итальянцы считают этот комплекс излишне помпезным.
Ещё одной легендарной достопримечательностью Рима является, конечно же, Пантеон.Слово пантеон, как, в общем-то и понятие - греческое. Оно обозначает изначально "всебожественный", а более расширенно, что и применяется к этому древнему строению - "Храм всех богов". Перед нами здание, построенное в 27-25 годах до нашей эры! Его, конечно, неоднократно подвергали переделкам и всевозможным дополнениям, но основа осталась прежней. Всем современным строителям, которые рекламируют свои постройки, не иначе, как "сделанные на века", нужно прежде обязательно побывать здесь, увидеть Пантеон, чтобы затем, у них появилось простое понимание, что же из себя должно представлять здание, построенное, и уже простоявшее на земле, эти самые временные промежутки, которыми они так легкомысленно бравируют!
Что же он из себя, этот Пантеон, представляет? Здесь есть, чему удивиться! Прежде всего, это крупнейшее в мире купольное сооружение из неармированного бетона! Диаметр перекрывающего его полусферического купола 43,2 метра! Его отливали из "римского бетона" - цемента, наполненного травертиновой крошкой. Остальное здание целиком построено из кирпича.
Дальше не будем углубляться в древние технологии и заставлять, тем самым, скучать далёких от строительства читателей. Но скажем, что существуют доказательства, согласно которым, Пантеон был построен на основе Пифагорейской нумерологии. Главный его вход ориентирован на север, что совершенно не типично ни для римских, ни для греческих построек. И такому "особому" расположению есть объяснение. Оно связано с полным отсутствием окон и проникновением дневного света только через окулюс - круглое отверстие в центре купола. Такое объяснение более, чем простое, но вполне точное. Также, при входе в храм сразу возникает ощущение гармонии. И этому тоже есть особые причины.
В Пантеоне находится прах многих, известных всему миру, итальянцев. Перино дель Вага, настоящее имя которого Пьеро ди Джованни Буонаккорси, Аннибале Карраччи, Рафаэль Санти, Джакомо да Виньола и некоторые другие, захоронены там.
Перед нами гробница величайшего итальянского живописца, который умер в 37 лет, Рафаэля Санти. На ней имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого, природа боялась быть побеждённой, а после его смерти, она боялась умереть".
Расположен Пантеон в самом центре Рима, на площади Пьяцца - делла - Ротонда. На ней также расположен фонтан Пантеона и египетская стела, из розового мрамора, покрытая иероглифами. Она была создана при фараоне Рамзесе II для храма бога Ра в Гелиополе. А вот вершину стелы украсили бронзовой звездой - символом с гербового щита Папы Климента XI.
Теперь, сделаем остановку, понимая, что за один раз, невозможно рассказать и показать даже малую часть достопримечательностей этого, невероятно красивого и богатого историей, города. Нашу прогулку мы обязательно продолжим. А сейчас, до следующих встреч!