Раввин (венок сонетов)
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: В основе сюжета поэмы притча Мартина Бубера "Ошибка", которая кратко излагается в авторском комментарии в конце поэмы вместе с некоторыми пояснениями к сонетам. Это окончательный вариант венка, написанного ранее, первый вариант его смотри ниже. Он оставлен, чтобы сохранить комментарии читателей.
|
Раввин (венок сонетов)
Сюжетный план:
притча Мартина Бубера "Ошибка": рабби Элимелекл, ужиная с учениками, неожиданно пролил похлёбку, и один из учеников в ужасе воскликнул: теперь всех нас отправят за решётку! - Не бойся, сын мой, успокоил рабби...
Вскоре стало известно, что в тот день императору подали на подпись указ против евреев и он после колебаний его подписал. Однако, потянувшись за песочницей, чтобы просушить чернила, он по ошибке взял чернильницу и залил свою подпись. Тогда он велел никогда больше не приносить ему этот указ.
Авторские комментарии к сонетам в конце венка.
1
По имени назвав, запрет нарушив, Б-га -
забавным показалось бы уму,
в гордыне склонном отрицать с порога,
во что почти уверовал... Кому
не повод для раздумья, скажем, связь
судеб второго Храма и Помпеи?
В повествовании Эстер событий вязь
как парафраз навета на врачей?
И в прошлом собственном, отнюдь, немало
черт странных, словно радужные гало...
Истории присуща пестрота,
которой суть божественный порядок,
включая еле видимый остаток -
что скажет нам людская простота.
2
Что скажет нам людская простота,
в том, знаю я, судьёю мне не быть.
Пред нею я теряюсь: пустота
и простодушье будут говорить
безумолку, не слыша возражений,
пока не обнаружу вдруг в самом
себе, увы, усталость и сомненья,
чтоб оправдать почти что и Содом
или "Догвилль", когда б не К.Николь,
как с Библией сошедшая на роль
и тем нам послужить уроком.
Боюсь толпы, быть в ней всегда претит,
она же мне за этот страх и мстит.
Ей априори выглядеть убого.
3
Ей априори выглядеть убого -
той жизни, что навязана. Ничьё
суждение не защитит от шока
перед Иудою, что выбрал смерть. Чутьё
толпы на запах своего: в капкане
ты чувствуешь себя, когда в тебе
дефект, что обнаруживают в бане.
К народу ближе быть, живя в избе?
Довольствуясь, как все, ничтожно малым,
и в будущее сказкам верит старым?
Лишь совесть утешает, что чиста,
лишённая иллюзии порока,
и ты перед петляющей дорогой
в попытке замысел Творца понять с листа.
4
В попытке замысел Творца понять с листа -
сегодня чаще слышится on line,
когда живёт картина вне холста
иль музыка вне нот. Так полных тайн
деяний Музы в творческом процессе
ты не поймёшь без веры в аксиомы
астрального - от СИ-бемольной мессы
до пастбища божественной коровы.
В концертном зале в бархатном сиденьи,
застать себя в пришедшем озарении
о замысле Его, вплоть до последней точки
в мелодии души, хотя б в антракте,
когда тебя в живом контакте
читает музыкант, добавив строчки...
5
Читает музыкант, добавив строчки,
изменит музыку, но есть оригинал...
Так словно б зритель попросил отсрочку,
пред Чеховым сняв шляпу, за провал,
и так, Вишнёвый сад не спасший, Гаев,
найдёт в спасенье Елисейские поля,
где Лебединую дождётся стаю,
где много раньше был убит Золя.
"А был ли мальчик", был ли эталон -
священный текст, иль это только сон?
Иль от отцов в наследство каждый сын
не получил его?... По чьей вине ?
Кто воссоздаст?... Скорей уже и не
поэт с подсказки Музы, а раввин...
6
Поэт с подсказки Музы, а раввин
в раздумии над Книгой по прочтенью,
в словах придут к гармонии, чтоб сплин
в душе твоей рассеять иль сомненья.
Шекспира воссоздать простой рецепт
известен, без участья Музы даже:
не в шутку кибернетики адепт
мартышек усадил как слова стражей
к компьютеру по клавишам стучать,
чтоб позже некто мог сортировать
мартышкин труд весь до последней точки,
как моют золото, ища в лотке осадок.
Не так раввин, слов уяснив порядок,
изменит смысл, тасуя букв цепочки
7
Изменит смысл, тасуя букв цепочки -
когда не против Б-г, - колдун и тот,
к примеру, Валаам. Так знаком почки
Джойс наделил 4-й эпизод
как парафраз Гомерова Уллиса,
Так, уходя за образ зазеркальный,
себя находит девочка Алиса,
так отражает судьбы мир астральный:
сегодня, кто не верит в гороскоп,
тот, как Фома не верящий, как сноб
из Андерсена сказки - гусь Мартин...
Скрывают груз наивных представлений,
духовных поисков, смешений и смещений
собрания божественных картин.
8
Собрания божественных картин.
что ждут нас в будущем, как ждали в прошлом,
где в памяти наследует их сын,
чтоб также сыну передать. Дотошный
историк в каждом сыне рад бы жить,
неся в себе свидетельство прямое.
Об Атлантиде так свидетельств нить,
где не нашлось ни Лота и ни Ноя,
порвалась и распалась связь времён.
Возможно, карканье зловещее ворон.
трагедий голос, сыгранных всерьёз,.
где зритель и актёр в одном лице (билет
для них судьбой хранился сотни лет!),
от коих по спине бежит мороз.
9
От коих по спине бежит мороз -
ошибок ключевых. Там словно рок
срывается с цепи - беснующийся пёс -
преследует как будто знает срок,
что задан головной программой свыше...
и, кажется, нет выхода порой...
Скрипач же, знай своё, играть на крыше
по вечерам, когда спадает зной,
и растворяет вечер дня детали,
чтоб в голову их попросту не брали.
Нелепость кажется, игра, курьёз -
перешагнуть и думать-то не стоит,
но в страхе сердце вдруг заноет,
когда в детали всмотришься всерьёз.
10
Когда в детали всмотришься всерьёз
поступка, мысли иль взглянул в окно,
то иногда захочется до слёз,
стать как и все! - Иначе, - лечь на дно,
как некогда Высоцкий пел и как
вещал Лука под Горького сурдинку:
стремиться к простоте, работать за пятак,
где можно и нельзя - тянуть волынку.
Так Дулитл, служивший при отбросах,
когда-то проповедывал, философ.
А если долг: Сусанин Михаила,
простой крестьянин, спас, сомнений вроде нет...
Откуда ж силы брать, кто может дать совет? -
В стереотипе жизненная сила.
11
В стереотипе жизненная сила
нести бессменно и безропотно свой крест,
как долг несёт свой стёртое точило,
как не меняет курица насест.
Беда невелика пролить кому-то суп.
К примеру, мог сказать под руку кто-то:
"Будь осторожен, кто-то видел труп,
где на учении солдат стояла рота!"
А он: "Указу следуя?... Который
на подписи?... Тот, на решенья скорый,
уж подписал к печати свой трактат
о выеденных яйцах Фаберже?
Стереотипа - чувство в неглиже -
и я в пролитом супе видел факт...
12
И я в пролитом супе видел факт,
как видит Борхес с Бубера подачи,
сознательной раввина воли акт,
повидимому, он не мог иначе.
В рассеянности был, как никогда,
о чём-то думал, в руку взяв тарелку,
была ли в голове его еда,
её вдруг опрокинул, словно сделку
он с кем-то заключил - всё делать невпопад
иль выполнить в любое время рад
абсурдным действием абсурдный акт -
подписанный указ похлёбкою залить!
Не стоит в обяснение входить
неловкости, царя здесь усмотревши такт..
13