Кулесский Роланд : другие произведения.

По следам цивилизаций

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   По следам цивилизаций
  
   В этих кратких путевых записках автор комментирует наиболее впечатлившие его объекты, запечатлённые в фотографиях. При этом, по замыслу, каждый комментарий завершается стихотворением, несущим в себе основную авторскую мысль. В этой серии комментариев три объекта: Асклепион, Шивта, Ликийские гробницы.
  
   Асклепион в Пергаме
  
  
  
   склепион в Пергаме [Р.Кулесский]
   Северная колоннада храма. Змея над чашей с ядом
  
   Вблизи турецкого города Бергама, лежат руины Пергама, одного из самых знаменитых городов античного мира.
   После смерти Александра Великого. Лисимах, один из полководцев Александра, получив в результате раздела западную часть Анатолии, выбрал для хранения своих несметных сокровищ обрывистую неприступную скалу, где впоследствии был построен Пергам. Позднее Пергамское царство было приобретено Римским сенатом и под властью Рима город обрел новое дыхание. В частности был построен Асклепион, включающий в себя собственно храм Асклепия и Медицинский центр. (1в.до н.э. - 2в. н.э.), характеризующих уровень развития римской цивилизации
   Асклепион в своё время являлся раскрученным античным курортом, куда приезжали поправлять своё здоровье богатые пациенты, страдающие астенией, переутомлением, нервным истощением, а методы лечения напоминали современную психотерапию. Среди пациентов были императоры, сенаторы и прочие выдающиеся личности. Пациенты занимались медитацией, принимали ванны, гуляли, беседуя, в галереях, обрамлённых колоннадами, посещали одеон (репертуар непременно "лёгкий"), стремились "услышать" богов/жрецов в уединении храма и тоннелей, - и всё это под наблюдением и постоянным контролем персонального врача, жреца храма. Важным лечащим фактором был сон, а сновидения открывали жрецам источники душевных заболеваний.
   Принятый сегодня символ медицины, змея над чашей, пришёл отсюда (правое фото вверху). Интересно отметить, что библиотека Пергама соперничала с Александрийской, а рукописи выполнялись на пергаменте, здесь изобретённом.
   Асклепион
  
   Обязан Августу богатством многим.
   Тогда же, кстати, родился слух,
   что подсознанья законам строгим
   жрецы привержены. Меньше двух
   тысячелетий пройдут парадом,
   чтоб гениальный родился Фрейд.
   Но лишь змея, что над чашей с ядом,
   найдёт здесь символ, оставив след.
   В ночи тоннеля, жрецом ведомый -
   сановник - лёгких любитель пьес,
   наложниц ласк, ощущений новых
   и медитаций, твой дух окрест...
  
   Под колоннадой с богатым фризом
   Асклепиона, гнезда фрейдизма.
  
   Дорога благовоний. Шивта
  
  
   _Шифта, Израиль [Р.Кулесский]
  
   Терновник на фоне руин Шивты
  
  
   Путь благовоний от Петры к Средиземному морю, к Газе, шёл через Набатейское царство, упоминаемое в ТАНАХЕ и в сочинениях Иосифа Флавия. На пути следования караванов с благовониями и пряностями возникли города-крепости, в том числе на территории Израиля - Шивта, Авдат, Мамшит, Халуца, В них строили огромные конюшни, постоялые дворы, храмы и именно за счёт обслуживания караванных путей образовалась своеобразная цивилизация пустыни. Столицей Набатейского царства по одной из версий была Петра, однако, возможно, Петра лишь грандиозный некрополь, который набатеи посещали во время своих странствий.
  
   Находясь несколько в стороне от торговых путей, в сравнении с другими набатейскими городами, Шивта в большей степени была связана с сельским хозяйством. Среди руин - гигантские резервуары для сбора и хранения воды, давильни винограда, остатки церквей византийского периода. Дома и улицы планировались так, чтобы торцы крайних домов образовывали сплошную стену, защищающую город.
   Шивта была основана в 1 веке до н.э., её расцвет пришёлся на IV-й век н.э., т.е. на конец византийского периода. В 106 г. римляне захватили Набатейское царство и присоединили его к Римской империи. С приходом ислама. набатеи покинули свои города, "растворившись" в пустыне.
   Терновник, один из немногих наследников, которым досталось хранить воспоминания о прошлом этих мест:
  
   Терновник
  
      Ты вырастал из ям и вмятин,
      следов ступней, следов копыт, -
      из старости пигментных пятен,
      тёрн дикий. Ты по горло сыт
      стенаньем древнего маршрута,
      где благовоний караван
      с неторопливостью верблюда
      чрез Петру плыл из дальних стран...
     
      Стенанием о том, что время
      изжило пряностей кураж
      и занесло безродно семя,
      в колючках ждущее сейчас
      плодов убогой сливы. Всюду
      из утрамбованной земли
      кротовых нор следы и груды
   камней разрушенной стены...
      Жилья? Языческого храма?
      Что археолог ищет в ней?
     
      В ней видится мне символ драмы -
      как мало нам досталось дней...
  
  
   Ликийские гробницы
  
   Кто знает, может быть , жить -
      это значит умереть, а умереть - жить
      Эврипид
  
  
   Ликийские гробницы [Р.Кулесский]
   Ликийские гробницы в Мире
  
  
   Ликия, в древности страна на юге Малой Азии, находилась на территории современной провинции Анталия в Турции. На протяжении первого тысячелетии до н. э. отличалась самобытной культурой: языком, письменностью, архитектурой. На территории Ксантоса, древней столицы Ликии, можно видеть стелу, где на одной стороне текст на ликийском языке, а на другой - на греческом.
   Ликийские гробницы - главная достопримечательность Миры, ликийского города (современный город Демре в южной Турции). Гробницы датируются IV веком до н.э. и характеризуют некоторые ритуальные традиции ликийской цивилизации
   Ликийцы верили, что души умерших переселяются из гробниц и превращаются в крылатых сиреноподобных существ, поэтому они зачастую размещали гробницы на вершинах скал. В скалах камнетесы вырубали портики по типу древнегреческих, которые пышно украшались барельефами и резьбой Как и многие гробницы западной Турции, ликийские гробницы сохранились благодаря тому, что находились в местах, где редко ступала нога человека. Карианские гробницы (аналогичные ликийскимя) хорошо видны на скалах Кауноса, столицы древней Карии, когда сплавляешься по реке Дальян.
   Верования этих народов позволяли им "не дорожить земной жизнью". Известны трагедии, в которых мужчины Ксантоса убивали всех близких, детей, жён, а затем себя, когда не могли противостоять осаде города, что характеризует этот народ как бескомпромиссный и воинственный. Интересно, что в период Троянской войны ликийцы находились рядом с троянцами.
   Ликийские гробницы  
     
      Где те сейчас, кто эти кружева
      фасадов и орнаментов сплетенья,
      и пышностью подобные жабо,
      ведущих в мир покоя и забвенья,
      оставили? Чем заняты умы
      их были лучшие? Иль в заблуждении
      скорей потомки? Пустоты, и тьмы
      иллюзии привержены... и тленью?
      Вот фриз, на нём быка терзает лев,
      так трезвость мысли борется с химерой.
      Но, если ум не тронет довод веры,
   мысль умирает, так и не созрев.
     
   Как ночи вслед приходит ясность дня,
      так от иллюзии, Господь, храни меня!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"