Эмигрантский опыт наполнен многими иллюзиями и разочарованиями, питавшимися, в частности, подсознательным стремлением навязать себе утопическую модель успеха на основе прочитанного и усвоенного умозрительно. И сегодня, перечитывая то, что когда-то формировало эту модель, многое, казавшееся бесспорным, видится иначе, о чём и идёт речь в статье..
Иногда возникает неодолимое желание поделиться впечатлениями о прочитанным, настолько оно переполняет тебя неожиданным взглядом на некое явление, новой трактовкой событий и фактов...
В русле каждого вероисповедания, верующие стремятся увидеть/запечатлеть в зеркале Иерусалима своё лицо, отстаивая своё понимание святости и "претендуя" на него как на личное "духовное наследство". Это стремление угадывается в сюжетах экскурсий, представляемых данной статьёй.
Читая роман Харуки Мураками "Страна Чудес без тормозов и Конец Света", трудно отделаться от ощущения, что его нравственная и философская проблематика - это парафраза идей Эмануэля Сведенборга. Разумеется, это лишь усиливает "мистический эффект", придавая ему как бы некую реальность и пробуждая интерес к собственно учению Сведенборга, о чём также идёт речь в нижеследующей статье.
Как представляется автору нижеследующих заметок, "Шоша" - роман об одиночестве человека, мистический по сути, и о поиске пути, чтобы жить человеку в его положении и быть в согласии с внешним миром и в ладу с самим собой.
В последние годы, в связи с развитием интернета, графоманство ширится, становясь, повидимому, одной из духовных потребностей, так что настаёт необходимость его переосмысления. Определение своего отношения к этому явлению актуально прежде всего для самих графоманов, к числу которых автор причисляет и себя.
Статья зародилась как расширенный комментарий к "Имени истины" (http://zhurnal.lib.ru/k/kotljar_i/istina.shtml) и является плодом приятных и плодотворных дискуссий с JIrin S. Kotlyyar, так что по-существу это наша с нею совместная статья. Приглашаем к содиалогу всех, кому небезразлична эта тема.
Многим, смотревшим ”Мастера и Маргариту”, бросается в глаза несоответствие поведения Воланда с образом сатаны, который сформировался в головах людей, живших и воспитывавшихся в Советском Союзе в прошлом веке. Эта несоответствие определило проблематику данной статьи.
Символика “Портрета Дориана Грея” загадочна и, вопреки некой устарелости (“усталости”) темы, продолжает волновать и искать разгадку. Вероятно, прав А.Аникст, говоря, что этот вымысел красив и что Уайльду этого было достаточно, так что любая разгадка будет правильной для того, кто её предложит...
Над семьёй Рафаэля Майера в романе М. Шалева "В доме своём в пустыне" тяготеет проклятие, определяющее как сюжетный план, так и некое важное знание о внутренней жизни героев. Ниже автор предлагает один из возможных выриантов частичной разгадки символики романа.