Кулешова Ирина Александровна : другие произведения.

Интервью с Геннадием Гладковым

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью с моим любимым композитором Геннадием Гладковым, написавшем "Бременских музыкантов"

   Композитора Геннадия Гладкова любят все: и взрослые, и дети. Именно он написал музыку к нестареющему мультфильму "Бременские музыканты". В этом году (2000) Геннадий Игоревич отметил своё 65-летие, однако он не перестаёт радовать публику новыми композициями. Недавно вышел полнометражный мультфильм "Новые бременские", в котором звучат новые, ранее неизвестные песни.
  - Как появились "Бременские музыканты"?
  - Это случилось в 1967 году. Режиссёром была И. Ковалевская. Авторами были мы: Г. Гладков, Ю.Энтин, В.Ливанов. Так появилась наша команда, с которой я работаю с тех самых пор. Звукорежиссёром у нас был В.Бабушкин. Он сделал невероятную вещь: на довольно примитивной аппаратуре смог сделать великолепную запись. Волшебник! Конечно, после выхода мультфильма к нам пришла слава, посыпались разнообразные предложения. Появилось много работы и в театре, и в кино. Мы решили поставить спектакль "Трубадур и его друзья" по мотивам мультфильма на сцене ленинградского театра им. Ленсовета. Премьера вызвала настоящую бурю в зале. Во-первых, в течение первой минуты после поднятия занавеса были овации сценографии. Декорации Н. Серебрякова и А.Спешневой действительно были роскошными. Каждый номер сопровождался аплодисментами, а финальную песню вообще пели несколько раз. Причём вместе с публикой. Успех был невероятный. Однако после спектакля нас вызвали в дирекцию театра. Нам сделали множество замечаний. Допытывались, что это за жанр. Тогда ведь слово "мюзикл" не было в обращении: буржуазная культура всё-таки. Мы им показываем на афишу, где написано: "Музыкальная сказка", но ведь начальство не переубедишь! Я тогда очень разозлился. Мне казалось, что в Ленинграде люди всё-таки интеллигентные, разбираются в культуре. Конечно, и у нас было много замечаний к себе, но мы хотя бы знали, что хотели сделать. В спектакле по "Бременским музыкантам" переиграл, по-моему, весь состав Ленсовета. Был даже небольшой казус с Алисой Фрейндлих. Мы посчитали, что для такой большой актрисы здесь нет подходящей роли, а она обиделась. Потом она играла роль Атаманши. Мы ставили "Бременских" и за рубежом. Я регулярно ездил в ГДР, где мы репетировали, а вот на премьеру меня не выпустили. В "Союзе Композиторов", где я состоял в то время, я не вёл никакой общественной работы, поэтому меня там не любили. Так что благодаря им я не попал на премьеру в Германии.
  - А почему всё-таки спустя тридцать с лишним лет Вы решили сделать продолжение истории о бременских музыкантах?
  - Изменилось время. Жизнь стала совсем другой. И вот мы решили показать своё отношение к этой новой жизни. В нашем мультфильме появляется новый герой-Трубадур младший. Типичный "трудный" современный подросток. Учиться не хочет, не слушается родителей. Его заставляют петь "Ничего на свете лучше нету", а он не желает, ему бы что посовременней. Однако в конце он поёт свою песню, в которую вплетается старый мотив.
  - В мультфильме звучит много Ваших песен. Приоткройте, пожалуйста, тайну создания мелодии.
  - Вы правильно сказали. Это именно тайна. Мой друг, Марк Захаров, когда мы встречались, спрашивал меня: "Ну что, Бог дал?", имея в виду новую мелодию. Музыка-искусство божественное. И идеала в музыке достичь невозможно, ведь в голове она всегда звучит намного лучше, чем её играет оркестр. Рахманинов говорил: "Искренность выше таланта". Самая лучшая музыка это та, которая идёт из души. Нельзя просто садиться за письменный стол и сочинять мелодию. Получается неискренне, фальшиво. Я считаю, что всё пишется в состоянии возбуждения. Нельзя долго мусолить одну и ту же песню. Конечно, могут быть доработки, но основа появляется сразу.... Глупо также говорить о песне: "Сейчас меня не понимают, но вот через сто лет...". Для того чтобы публике нравились песни, они должны быть искренними, простыми. Тоже самое могу сказать и о стихах. Первый стихотворный вариант "Бременских музыкантов", написанный Ю.Энтиным нас не удовлетворил. Ливанов ещё сказал: "Юра, такие стихи могу написать и я". И Юрию пришлось писать второй вариант. И он получился на высочайшем уровне. Каждая фраза стала настоящим афоризмом. Часто вижу в заглавиях строчки из его стихов. Его тексты простые и краткие, очень легко запоминаются.
  - "Бременские музыканты" не единственная Ваша "звёздная" работа. Расскажите о других проектах.
  - Расскажу о "Тиле". Это один из самых ярких, на мой взгляд, спектаклей. Много раз его "закрывали": уж слишком он был необычный, не вписывающийся в рамки принятой модели. Мы были с "Тилем" на гастролях в Польше. Причём, играли этот спектакль не где-нибудь, а в Оперном театре. Успех был потрясающий. Каждый номер сопровождался овациями. Мы привыкли к бурному приёму "Тиля" уже в России, но всё же были немного растеряны. Ещё у меня был один "звёздный" спектакль-"Укрощение строптивой". Однажды после этого спектакля овации продолжались ровно 25 минут! Я вообще люблю театр. Но не современный. Конечно, встречаются и очень хорошие работы, но далеко не все.
  - А как Вы относитесь к эстраде?
  - Я не работаю в этой сфере, поэтому ничего не могу о ней сказать. Мои папа и дедушка много работали на эстраде, однако они никогда не "варились" в так называемых эстрадных тусовках, в которых современные "звёзды" так любят проводить время. Я предпочитаю работать и общаться с профессионалами, будь то музыканты, поэт, актёр...
  - Запись мультфильма "Новые бременские" закончилась. Чем Вы занимаетесь сейчас?
  - Выпустили пластинку "Новые бременские". Первого октября 2000 года была премьера спектакля "Сирано де Бержерак". Этот спектакль начал ставить Олег Ефремов, но не успел закончить работу. И во МХАТе решили назначить премьеру на день его рождения. Ещё мы работаем с Юлием Кимом над мюзиклом "Доходное место" в театре Геннадия Хазанова. А дальше? Дела найдутся!
  - А как же отдых?
  - Мне некогда! Отдыхаю только после завершения крупных работ. Летом езжу на Волгу к своим внукам Никите и Кате. Гуляю со своими собаками не установленной породы. Помесь боксёра с..кем-то. Они у меня такие сердитые: никого ко мне не подпускают в радиусе 10 метров! Помимо всего, у меня есть друзья, ученики, так что скучать не приходится! Самое главное, это не опускать руки, искать новые идеи и не обращать внимания на незаслуженную критику.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"