Мой интерес к Мусоргскому и его музыке появился зимой 1952 года, когда я впервые увидела портрет композитора кисти Репина в Третьяковской галерее. Меня поразил проникающий взгляд умного человека. В этом же году я приобрела буклет об опере "Хованщина" в Большом театре, а позже удалось послушать эту оперу в Театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде с великолепной Преображенской в роли Марфы.
Оперу "Борис Годунов" в Большом театре я слушала дважды: в 1975 году, когда партию Годунова исполнял Иванов (Краузе), которого считали вторым Шаляпиным, и в 2011 году вмести с дочерью и внуками. В моей домашней библиотеке восемь монографий, посвященных Мусоргскому, много видио и аудиозаписей его произведений. Самыми информативными я считаю две книги известного великолукского краеведа и писателя Н.С. Новикова, они написаны на основе уникальных документальных данных, скурпулезно собранных автором.
Оказавшись жительницей Великих Лук, я всегда читала местную прессу. В 1972 году появилось сообщение об открытии музея Модеста Петровича Мусоргского в Наумово с постоянной экспозицией во флигеле усадьбы Чириковых, из рода которых происходила мать композитора. Первая моя поездка в Наумово состоялась в 1975 году. Первая остановка - Карево. Тогда в Кареве, родовой усадьбе Мусоргских, расположенной в трех километрах от Наумова уже не было жителей, но был расчищен фундамент барского дома, и стояла стела, появившаяся в 1971 г. На плите первого памятного знака композитору было написано: "Здесь, в селе Карево 21 марта 1839 года родился великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский".
Идея установки принадлежала Полине Ефимовне Ивановой, секретарю местного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Она, несмотря на отсутствие поддержки местных органов власти, идею осуществила, обратившись в мастерскую по изготовлению памятников в Великих Луках. По эскизу скульптора С. Н. Тарасова была изготовлена стела, художник Е. Минин сделал на ней барельеф. За гражданский поступок П. Е. Ивановой был объявлен... выговор.
После осмотра экспозиции наша группа отправилась осматривать парк. Дом Чириковых был в лесах, полным ходом шла его реставрация. Дело это было не простое. Работали реставраторы из Пскова, бригада плотников под руководством Михаила Александровича Жукова. Интересно, что его дед строил этот дом. Дом сначала разобрали для определения масштаба реставрации, бревна оказались крепкими, и сменить пришлось только четыре нижних венца. Плотников сменили кровельщики, столяры, штукатуры.
Помогали реставраторам и местные жители.
Перед домом уже стоял бюст композитора работы московского скульптора А. Извекова. Одновременно с усадебным домом расчищали и приводили в порядок парк. Одной из достопримечательностей парка был старый дуб, возрастом от 300 до 400 лет.
Поездка оставила много впечатлений, главное, это восхищение богатством России талантами и энтузиастами, умеющими создавать прекрасное и хранить культурное наследие.
Следующее мое посещение было зимой 1980 года. Был ясный солнечный день, снег искрился под солнцем и скрипел под ногами. Экспозиция была перенесена уже в барский дом и представлена более объемно и интересно. Я подарила музею буклет о постановке "Хованщины" в Большом театре. В этот зимний день особенно приятно было погреться у огонька русской печки в людской. Летом этого же года моя дочь побывала на первом музыкальном празднике в музее, о чем я рассказала в статье, опубликованной в "Великолукской правде" в этом году.
В 1994 году в музей я поехала в сопровождении дочери и подросших внуков, Кате было12 лет, а Ване 9. Поездом доехали до Кадосно, а далее шли пешком. Природа нашей средней полосы завораживает, на лугах паслись лошади и стадо коров, вдали важно шествовали красавцы-аисты. Еще издали мы увидели стоящий на холме величественный памятник композитору, созданный скульптором В. Думаняном и архитектором А. Степановым. История его создания подробно рассказана в книге Н. С. Новикова "У истоков великой музыки". Поднялись к подножью скульптуры. С высоты холма открывались живописные виды окрестностей, особенно завораживали просторы Жижицкого озера. К большому сожалению, памятник облюбовали аисты для своего отдыха. Вот, что по этому поводу писала директор музея Лидия Дмитриевна Николаева в 2016 году: "Семиметровое скульптурное изображение композитора привлекает внимание проезжающих местных жителей, туристов находятся любители у памятника отдохнуть, распить спиртное, оставив после себя пустые бутылки. После зимы работники музея ими наполнили пять мешков. Птицы оставляют помет на голове, плечах скульптуры, вымыть памятник без вышки невозможно. В этом нам оказали помощь руководство и работники ЗАО "ЗЭТО" г.Великие Луки. Генеральный директор завода А.Н. Козловский предоставил вышку, активное участие в этом принимал С.В. Горлин, управляющий по строительству Д.Ф. Вайс. Памятник мыли рабочие завода Ольга Яцына, Козлов Александр, водители Кириллов Юрий и Коробов Петр. Для музея эта помощь имеет важное значение. Несколько лет назад с надписи "Мусоргский" вандалы спилили букву "М". на мою просьбу помочь восстановить букву на памятнике откликнулось руководство завода. Все расходы по изготовлению и установки буквы предприятие взяло на себя. Но не только за эти добрые дела благодарен музей администрации завода. Два года назад их усилиями устранено протекание металлической крыши главного здания музея в поселке Наумово. Радует, что в музее есть такие помощники. Я благодарю руководство и коллектив завода за участие, неравнодушие и добрые дела."
От памятника мы спустились в Карево. Над стелой потрудились вандалы, оторвали памятную табличку. Фундамент барского дома не был виден из-за высокой травы, пруд зарос травой. В Пошивкине, по дороге от Карево до Наумово, мы увидели памятный камень. Надпись сообщала о будущем восстановлении церкви иконы Божьей Матери Одигитрии, где венчались родители композитора и памятной плиты на могиле его матери. В 2001 году на месте церкви поставлена часовня, а на могиле матери Мусоргского в 2007 году установлены плита и крест. Но вот мы и в усадьбе в Наумово. Табличка, что в этот день музей не работает, нас огорчила. Но сотрудница музея, проходившая мимо, сообщила, что в музее будет экскурсия для учащихся профессионального училища из Калинина, и мы можем к ней присоединиться. Экскурсовод нам разрешила присоединиться к экскурсии, мы услышали интересный рассказ и посмотрели на умело представленные экспонаты. В одной из витрин лежал подаренный мной буклет об опере "Хованщина". Экскурсия закончилась беседой в белой гостиной и экскурсовод спросила, если есть желающие сыграть на белом рояле. Этот инструмент по инициативе Евгения Нестеренко передала музею Софья Павловна Калужская - родственница профессора Ленинградской консерватории Василия Михайловича Луканина. Мой девятилетний внук Иван исполнил на нем несколько произведений и заслужил аплодисменты. А в людской, где расположилась выставка крестьянского быта, экскурсоводом уже была я, большинство предметов мне знакомы с детства. Экскурсия продолжилась по территории. Нас поразила оранжерея, в которой росли ананасы. С грустью мы смотрели на пень с сохранившейся трухлявой частью ствола. Это было все, что осталось от знаменитого дуба, столетиями украшавшего парк. Дуб тяжело болел. Вот как об этом говорится в книгах Н.С. Новикова: "Лечить дуб-великан взялся преподаватель Великолукского сельскохозяйственного института Владимир Яковлевич Мамичев. Вместе со своими студентами он сделал удачную операцию дубу, и через год крона стала оживать". Его укрепили изнутри и снаружи. Крона полностью восстановилась и радовала музейных работников и посетителей музея. Но неожиданно в восьмидесятых годах в ясный солнечный день дуб упал. Даже укрепленный ствол не выдержал тяжести кроны.
У моей внучки экспромтом родились строчки об этом величественном дереве:
Заросший старый барский сад.
Наверно, долго жить он будет,
И звуки музыки разбудят
Его, как много лет назад.
И дуб огромный вековой,
Что помнит музыканта детство,
Его великое наследство
Нам передаст, шумя листвой.
Следующее посещение Наумово состоялось в 1997 году, с нами поехал артист Ленинградской камерной филармонии Владимир Владимирович Ромашин, мой двоюродный брат. Он возложил полевые цветы к памятнику Мусоргскому на холме. Стела в Кареве уже не существовала. В Наумово в это летнее время было тихо, не толпились экскурсии, ведь подъезд к музею сложный. Об этом и сейчас горюет директор музея. Студенты техникума разъехались на каникулы, жители заняты летними работами. Поэтому на концерте Владимира Ромашина после экскурсии присутствовали только сотрудники музея. Голос у этого певца был уникальный и белом зале звучал особенно завораживающе. Аккомпанировал ему мой внук Иван Кулаковский, которому в эту поездку во второй раз представилась возможность поиграть на белом рояле.
Музей Мусоргского, единственный в мире посвященный композитору, скоро отметит полвека своего существования. В нем работают женщины - энтузиастки, благодаря им, несмотря на финансовые и хозяйственные трудности, музей не только живет, но активно развивается, осуществляет интересные программы. Пожелаю коллективу здоровья и творческих успехов.