Я видел Махариши в Кембридже, штат Массачусетс, после того, как моя дочь попалась к нему на удочку, до того, как моя жена попалась к нему на удочку, и в тот самый день, когда Миа Фарроу попалась к нему на удочку. Миа Фарроу около года распускала о себе слухи, будто занимается трансцедентальной медитацией, но это оказалось более чем преувеличением. Просто ей очень хотелось стать сподвижницей Махариши. Без посвящения никто не может приобщиться к ТМ.
К тому же не каждый занимающийся ТМ вас может посвятить. Это должен сделать либо сам Махариши, что следует почитать за великую честь, либо один из немногих наставников, обучившихся у него. Миа Фарроу удостоилась великой чести в номере отеля, где остановился Махариши. Моей жене и дочери пришлось удовлетвориться услугами наставника на квартире одного бостонского художника и джазового музыканта, который занимался медитацией.
В самом посвящении нет ничего таинственного, хотя имеются личные моменты. Сначала нужно посетить несколько публичных лекций самого непринужденного нрава. Вам с любовью расскажут, что овладеть ТМ - проще пареной репы, что ТМ безотказно облагораживает, успокаивает и активизирует человека, при условии, что он верно ею занимается.
Итак, вы просите учителя о кратковременной встрече, в течение которой он немного расспрашивает вас. Ему нужно знать, принимаете ли вы наркотики или алкоголь, проходите курс психиатрического лечения или вы просто сумасшедший.
Если наставник сочтет вас пригодным, вам укажут адрес, по которому вы должены будете явиться в назначенное время и принести с собой в качестве подарков: носовой платок, немного свежих фруктов, цветы и 75 долларов. Если вы студент или домохозяйка - с вас 35 долларов. Собранные деньги идут на дорожные расходы Учителя и наставников. Живут они довольно скромно и имеют неплохую библиотеку, открытую для всех желающих.
На церемонии вашего посвящения в это таинство, которое его приверженцы стойко отказываются считать религией, присутствуете только вы и ваш наставник. Церемония проводится при свете свечей и воскуривании благовоний, в окружении маленьких фотографий Махариши и его покойного учителя - Свами Брахманады Саресвати Джагадгуру Бхатван Шанкарачарья.
Наставник ваш, скорее всего, окажется американцем, облаченным в деловой костюм. Он снабдит вас личной мантрой. Мантра это звук, при сосредоточении над которым вы начнете погружаться в глубины собственного сознания. Вот такая раздача звуков (обычно слов на Санскрите) является особым искусством наставника или, прошу прощения, НАУКОЙ.
Моя жена спросила наставника, откуда он знает, какой звук давать, и он ответил, что объяснить это очень сложно. 'Но поверьте мне', добавил он, 'это целая наука'.
Наука на мою жену подействовала. Едва услышав в первый раз свою мантру, она полетела в свободном падении вглубь собственного сознания. В тех глубинах вас охватывает состояние восторга, это утверждают все, кто там побывал. А многие, погружавшиеся по методу Махариши, утверждают со всей определенностью, что это состояние более прекрасно, чем состояния, вызываемые всевозможными наркотиками. И при этом вам совершенно нечего опасаться полиции.
Это новая религия, которая-не-религия-а-метод, предлагает колоссальное удовольствие, не противоречит существующим общественным институтам и сложившимся убеждениям, не требует жертв или праведного образа жизни и совершенно безвредна.
Новому движению сопутствовала умопомрачительная реклама. В январе прошлого года, когда я попросил разрешение на интервью у Его Святейшества (так следут правильно обращаться к Махариши) его секретарь ответил, чтобы я приехал в его отель 'немедленно'. Ему было наплевать на то, что я представляю из себя (если я вообще что-нибудь представляю). Просто я тоже стал рекламой. Радетели ТМ хватаются за любую возможность рекламы своего движения, потому что искренне убеждены, что этот метод может спасти Мир. Как?
Умиротворение человеку может принести только счастье (утверждает Махариши в труде 'Наука бытия и искусство жизни'). Все благородные акции ООН лишь слегка касаются проблемы мира во всем мире. Если бы все умы государственных мужей во всех странах можно было использовать для популяризации и внедрения в жизнь людей практики ТМ, лицо Мира изменилось бы за одну ночь. До тех пор, пока политики остаются в неведении относительно возможности улучшить жизнь человечества изнутри и тем самым принести ему вечный мир, счастье и расцвет творческих способностей, попытки обрести мир во всем мире будут обречены на провал, и на земном шаре по-прежнему будут идти холодные и горячие войны.
'А что делать с такими, как Линдон Джонсон или Джордж Уоллес?' спросил я одного правоверного в отеле, где остановился Махариши. В коридоре перед закрытой дверью номера Махариши я оказался в гуще толпы, по большей части, белых молодых людей. Парень, которому я задал вопрос, оказался студентом Бостонского университета и любил играть на гитаре. 'Вы рассчитываете, что они тоже будут медитировать?' 'Даже если и не станут', ответил он, 'все равно они будут изменяться к лучшему', поскольку окружающие их люди будут меняться к лучшему, практикуя ТМ'.
Итак, еще один приятный аспект новой религии: всякий раз ныряя вглубь себя, вы проявляете здоровую социальную активность.
Закончив медитацию, Махариши вышел из своего номера. На личное интервью с ним рассчитывало такое количество репортеров, что ему пришлось устраивать чудовищную пресс-конференцию в танцзале отеля.
Итак, мы спустились в зал, на сцене постелили оленью шкуру, а Махариши на ней уселся. Поигрывая букетом хризантем, он пригласил собравшихся задавать ему вопросы на любую тему.
Сирил Данн в лондонском 'Обзервере' написал, что Махариши учился на физика в университете Аллахабада и пролучил ученую степень бакалавра наук. Сразу после окончания университета он стал монахом и выучился у своих наставников простому методу медитации. Учитель Махариши на своем смертном одре приказал Махариши идти в мир и учить людей простому способу. И Махариши занимался этим десять лет. Говорят, он собрал четверть миллиона последователей, разбросанных по всему свету. Среди них есть и наставники, которые будут обращать в веру все новых и новых людей.
Итак, я уселся в кресло в танцзале. Позади меня разместилась пара сотен верующих в ТМ. Я закрыл глаза в ожидании, что сейчас на крыльях поэзии этого святого человека я перенесусь в загадочную далекую Индию.
'Махариши', задал вопрос репортер, ' вы не ощущаете угрожающего состояния мира, в котором мы живем? Вам не кажется, что мы все быстрее и быстрее приближаемся к неотвратимой тьме конца?'
'Нельзя назвать комнату истинно темной', сказал Его Святейшество, 'если вы знаете где включается свет и как его включать'.
'Вы говорите, разуму свойственно естественное стремление к счастью. Чем вы это подтверждаете?'
'Если человек сидит меж двух приемников, настроенных на разные станции', сказал Махариши, 'его внимание, естественно, остановится на той программе, которая ему понравится больше'.
'Ваше мнение о гражданских правах'.
'А что это такое?'
Ему объяснили, что такое гражданские права, на примере чернокожих, которые из-за цвета своей кожи не могут получить приличное образование, работу или дом.
Махариши ответил, что любой угнетенный человек может восстать при помощи ТМ. Он автоматически станет лучше выполнять свою работу, экономика позволит ему лучше зарабатывать, и он сможет купить все, что только пожелает. И он перестанет быть угнетенным. Одним словом, ему следут перестать хныкать, начать медитировать, засучить рукава и занять командное положение на рынке, где, как известно всем, ведется честная игра.
И тут я открыл глаза и внимательно пригляделся к Махариши. Он не перенес меня в далекую Индию, он перенес меня в Скенектеди, штат Нью-Йорк, где много лет назад я работал агентом по внешним сношениям фирмы Дженерал Электрик. Именно там мне доводилось слышать, как сотрудники фирмы с энтузиазмом рассуждали об условиях человеческого бытия языком переключателей, радиоприемников и рыночной честности. Они также считали нелепостью чувствовать себя несчастными, когда существует столько простых способов улучшить свое положение. Они также имели ученые степени бакалавров наук. Махариши проделал долгий путь из Индии только для того, чтобы выступить перед американцами на манер инженера фирмы Дженерал Электрик.
Махариши спросили что он думает об Иисусе Христе. У него нашлись кое-какие мысли. Он предварил их условным придаточным предложением: 'Если верить тому, что мне о нем рассказывали...'
Перед нами сидел человек, который самоотверженно провел годы своей жизни в американских и североевропейских гостиницах, поучая христиан, как спасти мир. В большинстве номеров таких гостиниц администрация обычно оставляет для постояльцев по одной библии. Но Махариши не удосужился открыть ни одной из них, чтобы узнать в точности, чему же учил Христос.
Вот это я называю пытливым умом.
Он высказал предположение, что Иисус, возможно, имел в виду нечто подобное ТМ, но его последователи извратили и утеряли истинную суть его учения. Подумав несколько минут, он добавил, что Иисус и ранние христианские святые совершили ошибку: позволили себе впасть в мечтательность. 'Себя следует контролировать', сказал он. Мечтательные умы Иисуса и святых привели к тому, что Махариши охарактеризовал, как абсурд, а именно: к упованию на веру.
'Вера, в лучшем случае,' заявил он, 'может позволить человеку жить и умереть с надеждой. Люди покидают церковь, потому что это все, что она может им предложить'.
Итак, мы снова вернулись на рынок: церковь предлагала сладенькие пилюли, а Махариши - наркотик, сравнимый по убойности лишь с прямым попаданием гаубицы. Что бы вы предпочли?
После этого я вышел из отеля. Мною овладело такое чувство любви к Христу, какого я никогда раньше не испытывал. Мне хотелось увидеть распятие и сказать ему: 'Знаешь, почему ты там оказался? По своей же вине. Тебе следовало бы заняться трансцедентальной медитацией, это же просто, как дважды два. И, кроме того, благодаря ей ты повысил бы свои профессиональные навыки плотника'.
И тут я встретил одного декана из Гарварда. Я знаю только одного декана из Гарварда, именно его я и встретил. Предыдущим вечером на лекцию Махариши в театре Сэндерс собралась огромная толпа, так что в Гарварде уже знали об Учителе, и я сказал декану, что ТМ станет, по-видимому, новым повальным увлечением студентов.
'Если вы заметили, многие студенты ушли с лекции, не дослушав до конца', сказал он.
'Моя жена и дочь приняли это очень близко к сердцу', сказал я.
'Студенты, чьи рассуждения о Махариши мне довелось услышать, считают себя несколько выше его учения', продолжал он.
'Мне кажется, это прекрасная религия для людей, которые в трудные времена не хотят никаких трудностей', сказал я.
'Один гарвардский прыгун с шестом утверждает, что благодаря Махариши он прыгает все выше и выше', сказал декан.
'И толпа в восторге'.
Моя дочь, которая всегда была хорошим художником, говорит, что стала еще более хорошим художником благодаря Махариши. Моя жена, которая в студенчестве неплохо писала прозу, снова собирается заняться сочинительством. Мне они говорят, что я стал бы лучше писать и значительно улучшил бы свое расположение духа, если бы дважды в день нырял в собственное сознание.
От занятий медитацией меня удерживает лишь собственная лень. Мне пришлось бы выйти из дома, поехать в Бостон и пробыть там несколько суток. К тому же я сомневаюсь, что обладаю достаточной отвагой и настолько лишен чувства юмора, чтобы явиться к кому-нибудь в дом с фруктами, цветами, чистым носовым платком и даром в размере 75 долларов. Поэтому я предпочитаю говорить колкости своей жене: 'Что это за святой старец, который проповедует экономику, как разъездной секретарь Национальной Ассоциации Промышленников?'
'Об экономике его заставляют говорить люди. Сам он о ней говорить не хочет. Это не его область', отвечает она.
'А как получилось, что его освистали в Индии, на родине медитации, а потом он добился огромной популярности у средних слоев населения Скандинавии, ФРГ, Великобритании и США?'
'По многим сложным причинам, без сомнения'.
'Может из-за того, что он проповедует экономику, как разъездной секретарь Национальной Ассоциации Промышленников?'
'Думай, что хочешь', говорит она мне с любовью, с любовью, с любовью. Она улыбается.
'Если его метод так хорош', говорю я, 'почему Махариши не проповедует его в трущобах, где люди действительно страдают?'
'Потому что он хочет как можно скорее поделиться своими знаниями с миром, а лучше всего это сделать, начав с влиятельных людей'.
'Таких, как "Битлз"?'
'Их и других'.
'Я понимаю в каком плане Махариши импонирует влиятельным людям больше, чем Иисус. Ведь если бы "Битлз" и Миа Фарроу обратились к Иисусу, он велел бы им раздать свои деньги беднякам'.