Кухлич Наталья Ивановна : другие произведения.

К.Д.П. 2013 - комментарии к некоторым сказкам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Писать отзывы непросто, еще сложнее ставить оценки, поэтому последнего я делать не буду. Очень постараюсь быть корректной даже в случаях, когда высказываю критические замечания. Прошу не обижаться на меня и не принимать все близко к сердцу, тем более, что писатель я начинающий, но, как и любой читатель, имеющий право на симпатии и антипатии.
  (Мне и самой хотелось бы получить отзыв о своих сказках, но никто, к сожалению их не читает и не комментирует.)
  
  
  Список прочитанного постепенно пополняется.
  
  СПИСОК ПРОЧТЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  Надо сказать, что произведений я прочла намного больше, чем перечислено здесь, только отзывы к ним не писала, поэтому в данный список они не попали.
  (сверху - мой топ-9 на настоящее время):
  
  "Вовка и я"
  "Формула счастья"
  "Сегодня ты успеешь..."
  "Софийка и кот Хи"
  "Горжетка для мамы"
  "Любовь и мудрость"
  "Вчерашний день"
  "Снегодед"
  "Бабушкина тайна"
  "Город завтрашнего дня"
  "Приключения слоненка Лони "
  "Добро творит чудеса"
  "Никчемные истории"
  "Сборник детских сказок"
  "Радость дождя"
  "Сказочные сны"
  "Маленькая улыбка в большом городе"
  "Фосфин"
  
  
   КОММЕНТАРИИ
  
   В сказке "СЕГОДНЯ ТЫ УСПЕЕШЬ..." (автор Знобищева М.И.) мне понравилось все (кроме названия, пожалуй).
  Это добрая и поучительная сказка, написанная понятным и образным языком. История о мальчике Ване, который понял, что не следует откладывать все на завтра, иначе незавершенные дела не дадут уснуть, и придется пропустить все самые вкусные и сладкие сны (сливочно-ванильные, карамельные, шоколадные, банановые).
  Кроме этого, автору удается попутно донести до читателя и другие мысли. Например, что у взрослых тоже бывают проблемы и несбывшиеся мечты, что некоторые взрослые в погоне "за чем-то таким, чего никогда не догнать" не замечают радостей жизни. Автор напоминает читателю, что каждый день особенный, что вокруг много прекрасного, стоит только оглянуться. Первый пожелтевший клен во дворе - разве он не стоит внимания?
  А какие замечательные образы получились: крылатая звездочка, опустившаяся на подоконник; подружившиеся тучки-сны, сидящие в обнимку на крыше; мама, пожертвовавшая медовым сном, чтобы погладить рубашку Ване.
  
  
   "ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ", автор Клышевская И.А.
  Замечательная сказка, добрая, трогательная, но без излишней сентиментальности. Интересен взгляд на жизнь людей через призму воробьиного сознания. Как оказалось, не только характеры любознательных и озорных воробьишек похожи на детские, но и основные понятия о семье, добре и сопереживании у птиц и людей очень близки. Сказка не будет скучна детям, здесь достаточно теплого юмора, и назидательность подается не в лоб, а исподволь.
  
  
  "СОФИЙКА И КОТ ХИ", автор Груздева А.О.
  Начала читать несколько сказок разных авторов, но не дочитала. Настроения давать советы и указывать на недостатки что-то не было. Советы - дело неблагодарное, т.к. у авторов всегда свое виденье. Хотелось писать о том, что понравилось. И вот, наконец, нашла эти симпатичные истории-сказки о "необычной девочке, потому что про обычных девочек не пишут историй, да и вообще обычных девочек не бывает".
  Повествование ведется от третьего лица, но при этом передается взгляд ребенка на происходящее. Понимаешь, что Софийка старается быть мудрой и рассудительной, но заметна ее наивность, детская непосредственность и фантазия. Нарисованный Софийкой и неожиданно оживший кот тоже необычный: яркий (желтый в синие полоски) и сообразительный (даже немножко хи-трый).
  Я бы только посоветовала автору изменить последовательность эпизодов: сначала представить Софийку, и только потом вставить историю с появлением кота и его обучением. Так было бы логичнее, с моей точки зрения. (Ну вот, опять удержалась от совета, а собиралась.)
  
  
  "ГОРОД ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ", автор Иванова Т.В.
  Еще одна сказка о том, что ничего нельзя откладывать на завтра. Главный герой Вова попадает в "Город завтрашнего дня", где запрещены слова "сегодня" и "сейчас", а сам город находится в запущенном состоянии. Но своим примером и энтузиазмом Вове удается заразить жителей города, и вскоре даже полицейские приобщаются к труду. Благодаря общим усилиям город преображается, и его переименовывают в "Город Дружбы".
  Сказка динамичная и поучительная, но ее еще можно отшлифовать.
  
  
  Сборник из 4-х сказок "ЛЮБОВЬ И МУДРОСТЬ", автор Рябцева Н.К.
  Я люблю такие сказки: мудрые, глубокие, красивые и лаконичные. Автор прекрасно знает, что хочет сказать и как донести свою мысль. Каждое слово выверено, никаких лишних фраз (для увеличения объема) тут не найти. Лично мне очень понравилось, а насколько смогут понять и оценить эти сказки совсем юные читатели, сказать сложно.
  
  
  "ГОРЖЕТКА ДЛЯ МАМЫ", автор Котов В.
  Добрая зимняя история о помощи Николы Чудотворца мальчику Саше и его семье. Написано хорошо, повествование логично, автору удалось удачно встроить элементы сказки в казалось бы обычную жизнь современного ребенка. Понятно, что помощь пришла не просто так, что Саша и его мама были ее достойны. Саша, например, отказался от возможности купить себе замечательную игрушку, чтобы купить теплую горжетку маме, а потом отдал шоколадку незнакомой девочке, просившей подаяния. И самым большим подарком для Саши и мамы стало возвращение отца, два года назад пропавшего в горячей точке.
  
  
  Сборник сказок "МАЛЕНЬКАЯ УЛЫБКА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ", автор Козловская А.В.
  Последняя история кажется несколько чужеродной в этом сборнике, т.к. это Предрождественская история о котенке, в которой достаточно много (зачастую ненужных) подробностей и героев, в то время как остальные истории похожи на сказки-притчи, иллюстрирующие тот вывод, который приводит автор в конце каждой из них. Особенно мне понравилось это высказывание: "Не стоит забывать, что для мира вы - просто кто-то... А для кого-то ВЫ - целый мир".
  Но, в целом, я бы не назвала это сказками для детей. Я никак не могу представить такие фразы в детской книге:
  "Только полный идиот будет орать во всю ивановскую с началом рассвета!"
  "Пугало увидело ворону, которая во дворе сидела и ковыряла то, ... что корова послала..."
  "Я бы с твоим расположением извилин не умничал!- процедил попугай".
  Уверена, что тот же смысл можно передать иначе.
  И в последней Предрождественской сказке мне кажется несколько кощунственным, когда пес говорит котенку: "Нужно верить в чудо, малыш! Тем более послезавтра Рождество, Бог поможет тебе!" Мне это кажется неприемлемым, даже несмотря на то, что речь идет о поисках котенком своей мамы.
  
  
   "ПРИКЛЮЧЕНИЯ СЛОНЕНКА ЛОНИ", автор Штурнева Р.Б.
  В аннотации к этой сказке написано: "Добрая сказка для маленьких детей о дружбе, взаимопомощи и мечтах". И с этим вполне можно согласиться. Сказка о слоненке разбита на несколько историй, состоящих почти из одних диалогов, несколько затянутых и достаточно банальных, с моей точки зрения. Но, возможно, это как раз то, что подойдет детям лет пяти-шести. Первая из историй о слоненке казалась мне сначала познавательной, т.к. звери, с которыми встречался Лоня, желавший научиться прыгать, чтобы радоваться вместе с другом, обстоятельно сообщали о своих способностях и повадках. И вот, в конце достаточно длинной истории слоненок, так и не научившийся прыгать, возвращается к своему другу зебренку, и тут оказывается, что вывод в сказке такой: "Не обязательно уметь прыгать, чтобы радоваться вместе с другом, главное быть рядом и разделить с ним это чувство". Вывод правильный и хороший, но автор попытался решить в этой сказке несколько задач и перегрузил ее информацией (пусть и познавательной), но не имеющей отношения к выводу.
  
  
   "ФОСФИН", автор Селезнева Н.
  Я бы определила жанр этой работы как ужастик для детей. Я хотела бросить прочтение на абзаце: "Тогдашний вождь, племени ЧихУхАха, Баобаб в одиночку отправился изгонять Колдунью. Разозлившаяся Колдунья запустила в вождя необратимое заклятие. Но вождь Баобаб, мама которого была шаманкой, умел защищаться зеркальными щитами. Колдунья, не ожидавшая нападения от противника, не успела увернуться и осколки, оттолкнувшиеся от щита, пронзили её насквозь, отчего всё её внутреннее зло вырвалось наружу и застряло в трясине, превратившись в морской огурец."
  Я дочитала до конца лишь потому, что некрасиво оценивать произведение только по первым абзацам. Текст перегружен сложными предложениями, оборотами и заумными словами. Чтобы не быть голословной, приведу некоторые выражения из текста, список которых можно продолжить:
  -круг претендентов;
  -воздух, наполненный ароматами гнили и сероводорода и разлагающихся продуктов;
  -жертвы неосторожного знакомства;
  - смог плотным куполом накрывает водную гладь;
  - рогатые змеи-альбиносы, плюющиеся ядом;
  - свернувшись в клубок, покоилась тигриной окраски змея;
  - фиолетовые трубкозубы;
  -секундная вспышка боли;
  -трухлявый пень и болотная вода для поддержания естественной среды возле Фосфина;
  - болото, усыпанное ядовитостями и непонятностями.
  А задумка-то была неплохая: рассказать о взаимовыручке, о храбрости и о самоотверженности. Но воплощение очень разочаровывает.
  
  Недавно заглянула еще раз на страничку этой сказки. Не уверена, что автор прислушался именно к моим замечаниям, но произошла некоторая корректировка сказки в правильном, с моей точки зрения, направлении, и это порадовало.
  
   "СКАЗОЧНЫЕ СНЫ", автор Роля Е.О.
  Сказка для самых маленьких с очень незатейливым сюжетом. Во сне девочка Настя со своим плюшевым медвежонком попадают в страну "Эльфов, Фей и Троллей". Маленькие эльфы доставляют их в замок феи Розы, уснувшей уже очень давно (по неизвестной причине) в своей закрытой комнате. А без феи в стране не могут распуститься новые цветы. (Хотя это очень странно, ведь девочка по пути к замку пролетала над полями с прекрасными цветами. Цитата: "Затем они пролетели над прекрасными лугами цветов. Каких только цветов здесь не было!!! Незабудки, васильки, розы, маки, ромашки, колокольчики - все-все-все самые прекрасные цветы со всего мира собрались здесь..." )
   По непонятной причине помочь фее проснуться может "только человеческий ребенок". Настя собирает лепестки цветов и вдувает их в замочную скважину комнаты, в которой спит фея, и лепестки будят свою хозяйку. В честь спасения благодарная фея устраивает пир. Потом все кружится - и Настя открывает глаза в своей кровати.
  Вот собственно и все. Чему призвана научить эта сказка, так и осталось для меня загадкой. Кроме идеалистических картинок цветочной страны там, к сожалению, ничего не найти: ни преодоления себя, ни подвига ради дружбы, ни проявления смекалки, ни житейской мудрости.
  
   "СБОРНИК ДЕТСКИХ СКАЗОК", авторы Лапина Ю.В., Никульцова Ю.В.
  Включает две сказки: первая об упорном медведе, мечтающем летать как бабочки, а вторая - о неряшливом львенке, не желавшем убирать свои вещи. Медвежонок благодаря дружившим с ним бабочкам смог осуществить свою мечту, а львенок, побывав на потолке без игрушек, разбросав и собрав, в конце концов, хрусталики люстры, приучился к порядку. К сожалению, изложение несколько нелогично и сумбурно.
  Приведу отрывок из первой сказки:
  "Действительно, красота была невероятная. Посреди опушки стоял огромный медведь, весь покрытый жёсткой шерстью, с огромными когтистыми лапами. Его мокрый шершавый нос, то и дело выплясывал причудливые движения в воздухе, вздираясь то влево, то вправо, то вверх. Вокруг порхали бабочки, их было много, целый рой, даже сосчитать было невозможно. Все они были очень красивые, яркие, с разными рисунками. Облако из бабочек кружило вокруг косолапого зверя, размахивая тоненькими крылышками и создавая мелодичные звуки. Медведь, как дирижер палочкой, руководил облаком бабочек, проигрывая волшебную музыку на кончике шершавого носа."
  Получается, что "красивый медведь, весь покрытый жёсткой шерстью, с огромными когтистыми лапами" - это и есть "неописуемая красота". Почему именно носом, а не лапой дирижировал медведь, неясно. Как можно "проигрывать музыку на кончике носа" непонятно. Для чего между этими двумя предложениями вставлено предложение о том, что бабочки были яркие и красивые, тоже неясно.
  Еще одно предложение, вызвавшее мое недоумение: "Мишка был большой и тяжёлый, поэтому падал всегда на свой шершавый нос, от частых ранений нос становился красным, как малина, и ещё более шершавым." Получается, что все тяжелое и большое падает на нос. Есть такая закономерность? Но могу предположить, что это написано, чтобы детям было веселее читать.
  А вот еще отрывок, который стоило бы откорректировать: "Стружка, опилки, сучки и ещё много всего разлеталось в разные стороны. Работа кипела. В клубах пыли даже не видно было самого изобретателя. Догадаться о том, что медведь скрывается в этом хаосе, можно было только по облаку бабочек, порхающем вверху." Откуда там пыль? А щепки и стружки бабочек не задевали? Есть и другие нестыковки, поэтому авторам стоило бы еще раз проверить логичность повествования.
  
  
   "РАДОСТЬ ДОЖДЯ", автор Сычева Ираида
  Автор данной работы, как и многие другие (в том числе и я, порой), забывает, что пишет для детской аудитории. С этим связано употребление сложной лексики и сложных грамматических конструкций. Я бы посоветовала автору еще раз критично прочитать свою сказку и попытаться перестроить фразы, не меняя их смысл. Чтобы дети поняли ту мысль, которую Вы пытались донести, пишите проще и яснее. Из уважения к читателям было бы неплохо проверить знаки препинания. (Очень много запятых пропущено.)
  Фразы, которые стоит откорректировать в первую очередь:
   сезоны должны сопровождаться соответствующими осадками или их отсутствием;
   должность, которую он занимал была очень ответственная и требовала неустанного внимания за происходящим на Земле; (Это можно выразить проще, кроме того, не хватает запятой.)
   соблюдая все предписанные правила поведения; (Зачем так сложно?)
   привлечь интерес к работе всех желающих; (Смысл вообще не поддается пониманию!)
   при ближайшем рассмотрении были отчетливо видны;
   оправившись от первых эмоций, наконец спросил малыш; (Режет слух контраст: с одной стороны "малыш", а с другой - "оправившись от эмоций")
   в растерянном недоумении посмотрел на отца; (Масло масляное.)
   если где-то кто-то пытается изменить ход событий;
   сезоны приобретают свой первоначальный облик; (Что за первоначальный облик имеют сезоны, и о какой климатической зоне речь?)
   тихая безмятежность окутывала белые облака своим спокойствием и умиротворенностью; (Масло масляное, да и вообще к чему это предложение?)
   память вновь обрушила на него воспоминания уходящего дня; (Зачем столько драматизма?)
   Они были счастливы, наверное впервые в жизни, так искренне счастливы наступившему дню. (Получается, что все люди на земле благодаря желанию мальчика впервые искренне радовались наступившему дню. Очень смелая мысль! А как же те люди, которые до этого звонили и благодарили?)
  Сказка о скамейке понравилась мне чуть больше, но и там неясно, чем заслужила скамейка успех. Ведь она сама ничего для его достижения не сделала. Всем она обязана мастеру, композитору и средствам массовой информации.
  
  
  "ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ", автор Тараненко М.В.
  Мне опять повезло с прочитанной сказкой.
  Действие ее частично происходит в Королевстве Времени, куда попал Мальчик Миша и его одноклассница Лиза. Миша хотел попросить Короля времени вернуться во вчерашний день, чтобы исправить свой поступок, очень расстроивший Лизу, и стоивший ему самому участия в соревнованиях по баскетболу. Но Лиза простила Мишу без всякого волшебства еще до их попадания в Королевство Времени, так что там ребята использовали свою единственную просьбу к королю времени для спасения Королевства от войны между механическими и электронными часами. После возвращения в реальную жизнь ребята помогли прекратить войну между мальчиками и девочками в своем классе.
  В целом сюжет динамичный и достаточно логичный. Понять характер героев из их поступков тоже можно, да и сказочные герои любопытные получились: его Временное Величество король - нервный, но незлой сладкоежка; вытянутая в струнку Минутная Стрелка, охотно возражающая королю; опасающиеся рассыпаться от старости песочные часы.
  Но вот как-то уж чересчур жесток был Миша в своей диверсии. Он "начал кромсать розовое платье", да так, что по возвращении Лиза увидела "розовые ошмётки, разбросанные на парте вперемешку с остатками шевелюры Барби..." Кроме того, слишком уж явно Миша жалел в первую очередь себя. Он считал себя самым несчастным в мире, т.к. "мечта о поездке на соревнование рассыпалась вместе с причёской этой дурацкой куклы". Конечно, тогда он еще не знал, что кукла - подарок недавно умершей Лизиной бабушки, но все же.
  
   "СНЕГОДЕД", автор Риф Г.
  Добротная сказка о современном мальчике Глебе, не верящем в чудеса, и его встрече со снегодедом - белобородым крылатым старичком-волшебником, который посылает на землю снег, чтобы спасти ее от холода. Глеб убеждается, что чудеса существуют, и убеждает своего необычного гостя в необходимости его работы: "А как же снежные городки? Из чего горки будут строить? И Новый год без снега - скукотища, а не главный чудо-праздник.'
  Изложено все красиво, речь снегодеда колоритная и образная, но хотелось бы не просто волшебной сказки о зиме, а еще каких-то мыслей.
  
   "НИКЧЕМНЫЕ ИСТОРИИ", автор Никитинский Ю.В.
  Начала читать эти истории, и на ум почему-то пришли строчки из 'Телефона' Чуковского. Но затем эта ассоциация пропала. Я думаю, что не стала бы читать это произведение своему пятилетнему племяннику ни сейчас, ни в ближайшие годы. Отличить добро от зла и понять авторский юмор способен, с моей точки зрения, лишь подготовленный (взрослый) читатель, но никак не ребенок. Честно говоря, даже не представляю, какой вывод может сделать ребенок после прочтения следующего отрывка:
  На другой день ко мне в камеру подсадили Вора. Настоящего Вора.
   - За что срок мотаешь? - хриплым голосом поинтересовался он.
   Я ему все рассказал, как есть. Вор задумался. Через минуту сказал:
   - Слышь, писатель, чего ты будешь уродоваться - голову ему рубить? Давай я ее просто украду.
  
  
  "БАБУШКИНА ТАЙНА", автор Гамазкова И.
  Достоинство этих сказок в том, что они короткие, написаны с юмором, вывод в каждой достаточно прозрачен, язык повествования сказочный, но, вместе с тем, современный. Даже не являясь поклонницей такого несколько саркастичного стиля изложения должна признать, что некоторые сказки (про бабушку, например) запомнились, а это уже немало.
  
  
  "ДОБРО ТВОРИТ ЧУДЕСА", автор Надежда Эльпида
  Сказка о добром гномике, бабушка которого озвучивает две замечательные мысли: "Для счастья нужно не так много, но это действительно самое важное - чтобы родные и близкие были здоровы, чтобы они были добры, уважали, любили друг друга. Важно ценить и маленькие моменты радости. Ведь они тоже являются частичками БОЛЬШОГО СЧАСТЬЯ! Только находить эту радость нужно все-таки не в материальных вещах и бесконечном числе игрушек, в улыбке друга, лучике солнца после дождя, яркой звездочке в небе, песне сверчка летней ночью." Их потом еще раз в конце сказки по-своему повторяет гномик: "Я, кажется, все понял! Нужно быть добрым, честным, отзывчивым. Нужно доверять друг другу, поддерживать во всем, слышать и чувствовать! А самое главное нужно ценить, то, что у тебя есть!"
  Правда, что помогло ему придти к такому выводу, я не совсем поняла. По-моему гномик с самого начала был добрым и отзывчивым. И я ожидала, что гномик поможет детям научиться ценить то, что они уже имеют. А он пытался помочь детям исполнить все их желания, в том числе и материальные, а это как раз противоречит наставлению бабушки. Это ему удалось, так что дети получили и сладости, и собачку, и жирафа, бегали по радуге. Автор пишет, что "все, что было загадано, о чем так мечтал каждый, стало реальностью".
  Еще заметно, что автор старался писать именно для детей, но даже с учетом этого язык сказки (с моей точки зрения) слишком восторженный, я бы даже сказала, "сахарный", а все герои сключительно положительные. Вот некоторые цитаты из последних абзацев:
  -Все пребывали в невероятно радостном, приподнятом настроении.
  -Одно за другим распахивались окна в домах, восторгу и удивлению всех просто не было предела.
  -Необычайно красивые сказочные цветы распускались у всех на глазах, вокруг них порхали бабочки.
  -Ощущение праздника витало в воздухе. Все было настолько удивительным, чудесным и так хотелось, чтобы эта сказка никогда не заканчивалась.
  Мне кажется, если сказку несколько сократить и убавить избыток слащавости, то она только выйграет.
  
  
  
  ВОТ И ДО РАССКАЗОВ Я ДОБРАЛАСЬ
  
  
  "ВОВКА И Я", автор Карапетьян Р.А.
   Сборник рассказов включает 9 замечательных, увлекательно изложенных историй о закадычных друзьях, с добрым юмором и ненавязчиво преподнесенной идеей. Читаются на одном дыхании, в них слышится и детская непосредственность, и задор. Просто здорово написано! Уверена, что детям понравится.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"