Георгий Игнатченко: "СЕРЬЁЗНЫЕ ЛЮДИ НА ЗАПАДЕ НЕ ХОДЯТ НА РОК И ЭСТРАДУ!"
Итальянская мафия, например, предпочитает оперу
Официальный портрет: Игнатченко Георгий Игоревич - ректор Харьковского института искусств, профессор, кандидат искусствоведения. Неофициальный портрет: возраст 47 лет, женат, имеет дочь 22 лет. По знаку Зодиака - Лев, хобби - литература.
--
Георгий Игоревич, конкурс в институт по-прежнему высок?
--
По музыкальному отделению - да. Если раньше в 1998 году конкурс составлял 2-2,5 человека на место, то сейчас мы выходим на цифру 2,2. так что конкурс остался в таком же диапазоне. Тут есть две причины: это уменьшение бюджетных мест почти в три раза и то, что музыкальное обучение носит сквозной характер, высшее образование хотят получить все, кто этому делу посвятил свою жизнь. Поэтому, хотя падение конкурса и есть, но оно не обвальное.
--
Институт искусств объединят и театральное отделение. С чем это связано?
--
Поскольку мы - украинский государственный ВУЗ, то эта традиция музыкально-драматического театра идёт ещё от истоков украинского искусства. И это уже доказывает правомерность существования такого симбиоза. Наши режиссёры - выпускники, например, работают с музыкантами. Кроме того, все театралы так ил иначе проходят вокал и историю искусства. То есть выпускники музыкального отделения обслуживают театральное и наоборот. Тут есть ещё и чисто организационный момент. Театральное отделение очень небольшое и вряд ли могло бы существовать самостоятельно, тем более, что театралы и сами этого не хотят.
--
Статус консерватории выше института искусств?
--
По западноевропейским меркам консерватория- это среднее учебное заведение (за исключением Hochschule - высшая школа (нем.). Во время аккредитации мы решили, что институт по статусу выше и может претендовать на третий уровень, приближаясь к университету.
--
А может, имело смысл назваться академией?
--
Киевская консерватория борется за то, чтобы стать национальной музыкальной академией. Но наш контингент не тянет на этот масштаб. Нам нет смысла бороться за конвертацию дипломов, поскольку они уже конвертируются.
--
В 1991 году состоялись выборы ректоры, институт бурлил, было несколько претендентов...
--
Мне приятно, что за меня проголосовало 89% коллектива.
--
А что изменилось в связи с вашим приходом?
--
Основа моей предвыборной программы - это сохранение традиций и внимательное отношение к новым веяниям. Я считаю, что те традиции, которые на кафедрах есть, могут обогащаться за счёт талантливой молодёжи, и желательно, чтобы она являлась носителем этих традиций.
--
Хотелось бы знать, как происходит преемственность поколений*.
--
Среди педагогов мы имеем молодую генерацию - это наши выпускники. У нас есть музыковедческая школа (традиции С. Богатырёва), струнно-смычковая, связанная с именами Лещинского и С. Кочаряна.
--
За последнее время омолодился преподавательский состав**?
--
В общем, да. Мы сейчас открыли аспирантуру. И те, кого мы хотели бы видеть своими приемниками, могут попасть к нам через неё. Хоть процесс омоложения кадров нельзя инспирировать. В нашей области люди даже пенсионного возраста работают на уровне, и совет таких профессоров как, например, Т. Веске или С. Кочаряна стоит пятичасового занятия молодого педагога.
--
Раньше существовала система распределения. Как сейчас решается данная проблема?
--
Это вопрос государственного уровня, но я считаю, что профессионал всегда найдёт себе дорогу. Тут есть ещё одно условие - надо уметь сделать себе имя. Мы обеспечиваем почти 90% распределения.
--
Я знаю, что у вас музыкальная семья - и жена-музыкант и дочь пошла по вашим стопам. Ей, возможно, в связи с этим легче будет с работой?***
--
Я так не считаю. Труд музыканта - это труд тяжелый. Она занимается на двух факультетах (историко-теоретическом и фортепианном), стала лауреатом международного конкурса...
--
А ей помогает то, что её отец является таким высокопоставленным лицом?****
--
Я могу сказать, что это ей мешает. Ведь она постоянно находится на виду и не имеет права "упасть лицом в грязь". Обычный студент может "проскочить" на экзамене, а она - нет, ей уделяется повышенное внимание.
--
Ваше отношение к заочному обучению.
--
Тут есть разные мнения. Но я думаю, что оно всё-таки правомерно. Потому что есть много производственников, которые уже работают и, имея большие достижения, хотели бы повысить свою квалификацию, не теряя при этом места работы, существуют же стажировка, майстер-классы и т.д.
--
Как вы отдыхаете?
--
Я уже практически не отдыхаю 2-3 года. В прошлом году отдыхал в Старом Салтове в "Соиче" вместе с семьёй. В этом году, когда я находился в отпуске, моя дочь выходила замуж, так что я был занят свадебными приготовлениями.
--
А удаётся ли вам посещать концерты, театры, выставочные залы?
--
Я прихожу туда чаще всего по приглашениям, если мне, конечно, интересно. Всё, что связано с именами настоящих, больших музыкантов, я посещаю всегда.
--
Ваши литературные пристрастия.
--
У меня в разные периоды жизни были различные увлечения. В своё время занимался изучением русской литературы. Сейчас мы с женой перечитываем Шекспира и литературу о нём.
--
Считается, что музыканты - серьёзные люди. А как у вас с чувством юмора?
--
Я считаю, что нормально. Правда, музыковеды, бывают разные. Но я, например, считаю, что не похож на теоретика.
--
У вас есть друзья из других сфер, далеких от искусства?
--
Да, мы общаемся семьями. Это мои одногодки, раньше они были инженерами, а сейчас занимаются бизнесом.
--
Как ВУЗ выживает в сегодняшних тяжёлых условиях?
--
Очень много времени занимают хозяйственные проблемы. Мы - бюджетная организация и делам всё, что можем: привлекаем некоторые средства, например платное обучение, 20% от набора, не прошедших по конкурсу, мы взяли за плату.
--
И какова сумма за обучение?
--
На стационаре до подорожания она составляла 9 млн. карбованцев за полугодие. Сейчас мы уровняли ставку профессоров и доцентов - подтянули низкооплачиваемым. И концертмейстер на 1,5 ставки получает примерно такой же оклад, как ректор. Что касается выживаемости...В первую очередь меня интересуют люди. Понятно, что почти никто не работает только в институте искусств. Все имеют совмещения в институте культуры, в музучилище и спецшколе-десятилетке - я и сам там работаю на полставки.
--
Давайте закончим наш разговор на высокой ноте. Как вы считаете, найдет ли классическая музыка место, которое она обязана занимать в цивилизованном обществе?
--
Я в этом не сомневаюсь. Если в последнее время мы берём за образец западную модель, то серьёзные люди на Западе не ходят на рок и эстраду. Зато в каждом небольшом городке есть по несколько оркестров. И при 20 тысячах населения залы никогда не бывают пустыми. Даже итальянская мафия ходит на оперу.
--
Правда?
--
Ну, так мы читаем об этом в прессе. Это настоящее искусство, а не суррогат. Я ни хочу ничего плохого сказать о роке. Но сейчас уже проявляется интерес к классической музыке и у нас. Например, на презентации бизнесмены приглашают квартеты, пианистов, вокалистов, хотя бы с романсами, а это уже хорошо. И я думаю, что мы не пропадем!
Беседу вёл Евгений Кудряц
Это интервью было опубликовано 20 января 1995-го года в харьковской газете "Теленеделя"
Необходимое послесловие
Это интервью я взял по просьбе редакции "Теленедели", когда главный редактор Елена Скачко узнала о том, что я являюсь выпускником Харьковского института искусств. Эту же мысль ещё в самом начале я пытался внушить моему собеседнику, но он так был увлечен "вешаньем лапши", что просто не обратил на эту "мелочь" никакого внимания. В процесс подготовки материала к печати я сделал несколько острых примечаний, но мне не было разрешено их поместить, под видом того, что формат интервью подобных вольностей не предусматривает. Теперь я с чистой совестью смело могу это сделать, тем более, что мой "герой" уже не является ректором моего бывшего ВУЗа, который теперь называется Университетом искусств. (Привет от университета Марксизма-ленинизма!)
Примечания:
*- Мой вопрос задан не случайно, так как возраст преподавательского состава, мягко говоря, далеко не юн.
** - ректор уходит от ответа на вопрос, поэтому приходиться переформулировать вопрос, но это, по сути, ничего не меняет: Г. Игнатченко не хочет признать очевидное - молодёжь с трудом может пробиться в ряды преподавателей.
***- аналогичная картина, Георгий Игоревич не хочет отвечать на мой вопрос, а лукавит.
**** - я вынужден спросить, что называется "в лоб", но этот ответ не выдерживает никакой критики: какой преподаватель в твёрдой памяти и здравом рассудке будет придираться к дочери ректора?
В заключение, без комментариев, привожу текст с сайта Университета искусств:
Татьяна Борисовна Веркина, став ректором, приняла на себя тяжелый груз обязательств вывести Вуз из разрухи, в которой он оказался благодаря действиям предшественника - Георгия Игоревича Игнатченко. Начиная с 1994 года "привлекательные" помещения университета в самом центре города начали сдавать в аренду по смехотворным ценам (от 2,8 до 20 грн. за квадратный метр). В результате вместо учебных аудиторий, спортивного зала, столовой Вуз получил магазины (ювелирный, антикварный, цветочный), бильярдный зал и ..... навязчивых гостей, мечтающих превратиться в собственников.
Сегодня даже самые заядлые скептики не могут не оценить разительных перемен, произошедших с приходом 6 октября 2003 года Татьяны Веркиной: развернувшиеся широкомасштабные ремонтные работы, резко изменившийся психологический климат; курс на поддержку талантливой творческой молодежи, создание благоприятных условий для работы профессорско-преподавательского коллектива, рост международного признания.
За всем этим - Татьяна Веркина, ректор, народная артистка Украины, председатель комиссии по гуманитарным вопросам при горисполкоме, выдающийся музыкально-общественный деятель, яркая, волевая личность, для которой власть - не способ достижения личных благ, а возможность служить высокому искусству, не на словах, а на деле возрождать духовность в Украине, в Харькове. Только такая личность, по нашему убеждению, может и должна возглавлять именитый творческий Вуз. Другой кандидатуры на этот пост не видим еще и потому, что именно с ней мы связываем надежды на возвращение потерянных аудиторий.