Армен ДЖИГАРХАНЯН: "МЕНЯ РАДУЕТ ТО, ЧТО НЕ ОГОРЧАЕТ!"
Неповторимый голос Джигарханяна известен всем без исключения, поэтому,услышавего в телефонной трубке, я, естественно, заволновался.НоАрмен Борисович любезно поинтересовался, когда я хочу с ним побеседовать, и предложил перезвонить ровно через... час! Именно такой быстрой и положительной реакцией и был вызван мой первый вопрос к прославленному мастеру театра и кино:
--
Армен Борисович, я прекрасно понимаю, что для вас общение с журналистами давно уже превратилось в рутинную часть работы, но, возможно, оно иногда может быть полезным и для вас?
--
Здесь всегда происходит по-разному. Особой страсти, как вы понимаете, о чем-то рассказыватьу меня нет. Я даже цинично говорю о том, что общаюсь с журналистами только из-за того, что знаю, это - их заработок. Если говорить о серьезных проблемах, то я бы это сформулировал так: все, о чем я думаю, по моему ощущению, я уже сделал - и на сцене, и в кино. Я очень не люблю, когда мы что-то начинаем комментировать. При этом мы обязательно привносим неверную интонацию. Вообще, когда нет комментариев, меня это больше всего устраивает. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что общение с прессойнужно, в том числе, и для театра, ак журналистам я отношусь вполне терпимо!
--
С 1955 по 1967 г. вы проработали в Русском драматическом театре им. К.С.Станиславского в Ереване. Вспомните, пожалуйста, ваши первые шаги на профессиональной театральной сцене.
--
Я это очень хорошо помню, как сейчас: 25 января 1955 года я вышел на сцену Ереванского русского драматического театра имени Станиславского в спектакле "Иван Рыбаков" (автор - Виктор Гусев). И там у меня был следующий текст: "Товарищ капитан, вам телефонограмма!". Так произошло мое первое появление на профессиональной сцене.
--
И какие у вас при этом были ощущения?
--
Этого яуже, к сожалению, не помню, но вообще, вы знаете, пребывание на сцене (а я уже 53 года в театре) - это не очень нормальный акт. Это все равно, что, извините за грубое сравнение, заниматься любовью при народе. Помните такой гениальный роман Абэ Кобо"Женщина в песках"? Там была история, когда героя заставляли заниматься любовью при народе, и у него ничего из этого не получалось. Сравнение мое, конечно, весьма приблизительно, но в театральном искусстве всегда есть некое состояние - чуть выше, ниже, сбоку, - не знаю, но вообще пребывание на сцене - это не очень нормальное состояние. Я имею в виду - играть роль, так как просто выйти на сцену очень легко. Это - некий психофизический акт такого насилия над собой. Вот так можно коротко ответить на ваш вопрос, если попытаться все объяснить словами, хотя это почти невозможно.
--
В 1967 г. были приглашены А.В.Эфросом в Московский театр им. Ленинского комсомола, где играли в спектаклях "Мольер", "Снимается кино", "Дым отечества" и другие. Каким вам запомнился Анатолий Васильевич Эфрос?
--
Он был поразительный человек, можно даже сказать - великий режиссер, ав его театря попал совершенно случайно...
--
И каким образом это произошло?
--
Это довольно длинная история. Актриса театра, в котором тогда работал Эфрос, Ольга Михайловна Яковлева была в Ереване, увидела меня на сцене, рассказала обо мне Анатолию Васильевичу. Он очень заинтересовался, меня пригласили в Москву и т.д. Но это, в конце концов, не так важно, потому что намного важнее дальнейшее развитие актера - насколько это приносит плоды - вот очем действительно нужно думать! К моему несчастью или счастью, этого я точно не могу сказать, я всего несколько месяцев профессионально общался с Эфросом, но я все равно контактировал с ним, даже когда Анатолий Васильевич затем ушел в театр на Малой Бронной. Этот период был некой вспышкой, потому что Эфрос - великий режиссер, очень интересный. Для меня это все произошло неожиданно, и тогда я не мог понять, какое у меня на это есть право - вступать с ним с диалог. Взаимоотношения актера и режиссера - довольно сложное дело, особенно, если ты, как говорят в балете, "не у фонтана". Вы слышали такое определение?
--
Честно говоря, от вас слышу его в первый раз!
--
Это те исполнители, которые находятся сзади, даже не кордебалет, а так называемый миманс (Мимический ансамбль - группа артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок. Прим. автора).
--
С 1969 по 1996 гг. - вы один из ведущих актеров театра им. В.Маяковского. Главным режиссером этого театра долгие годы был Андрей Александрович Гончаров. Мне неоднократно приходилось слышатьрассказы о его непростом характере. Всегда ли вам удавалось находить с ним общий язык, не возникали конфликты с Гончаровым на творческой почве?
--
Как говорил один мой друг, - это не ваше собачье дело!Простите за грубое сравнение, но я 27 лет проработал в театре Гончарова и могу сказать вам без всякого пафоса: это были мои самые счастливые годы. Очевидно, к этому времени уже созрело и наше общее желание "родить", и все лучшее, что я сделал на театральной сцене - я сделал у Андрея Гончарова в театре имени Маяковского. Мы договорились, встретились и должны были с Андреем Александровичем "рожать детей". А если говорить о его непростом характере...Никогда не пользуйтесь в работе разными сплетнями и околотеатральными слухами!
--
Но режиссер, по сути, и должен быть диктатором? В противном случае у него ничего не получится...
--
Солнце мое, это нельзя рассматривать как пирамидон на все головы. В каждом случае речь идет о конкретном театре и режиссере. Мое глубокое убеждение заключается в том, что русский театр по своей сути - крепостной. Я в этом определении не вижу никакого оскорбления, а наоборот, это такой театр, в котором нужен крепостник - талантливый, сильный и умный. Вообще я должен сказать, что демократия - понятие весьма сомнительное, но в любом театре (а речь идет только о русском театре) демократия даже вредна. Великий Немирович-Данченко говорил по этому поводу: "Диктатура", причем, хитрец, добавлял - "Добровольная диктатура!" Понимаете?
--
Конечно! Переходим к кино: с 1960 года вы снимаетесь в кино, дебютировали в роли Акопа в фильме "Обвал", а известность вам принесла одна из лучших киноролей - молодого ученого-физика Артема Манвеляна из картины режиссера Фрунзе Довлатяна "Здравствуй, это я!". На сегодняшний день вами сыграно более 200 (примерно 222) ролей в кино- и телефильмах...
--
Злые языки утверждают, что мною сыграно около 300 ролей в кино!
--
... и в народе давно стало крылатым двустишье Валентина Гафта: "Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян!". Оно вас не обижает?
--
Ни в коей мере! Я замечательно отношусь к данной фразе. Это - остроумно и очень хорошо сказано!
--
Только в 2008 году вы уже успели сняться в девяти фильмах! Откуда такая необыкновенная работоспособность?
--
Я люблю сниматься в кино, это - моя профессия. От нее я получаю не только моральную, но еще и финансовую поддержку. Это - очень хорошееремесло, которое мне нравится. С годами, конечно, теряешь былую энергию и некоторую гибкость, но когда меня приглашают на съемки и снимают - я иду. Если мне предлагают роль, в которой, например, нужно прыгать с парашютом или плавать в Ниагарском водопаде, - я всегда отказываюсь и говорю: "Нет, ребята, для такой роли я уже старый!".
--
И часто вам за последнее время приходится отказываться от киносъемок?
--
Нет, сейчас мне стали меньше предлагать, они учитывают мой возраст. Я думаю, если я сам с собою буду разбирать свою жизнь, то смогу отметить, что прожил счастливую жизнь, поэтому я - очень сытый человек, естественно, в творческом плане. Я сыграл то, что хотел, много ездил по стране, так что жаловаться не приходится!
--
В 1996 году вами был основан театр Армена Джигарханяна. Как появилась идея создания своего театра?
--
Мы хорошо жили с нашими ребятами, и нам было жалко, что четыре года быстро пробежали (я имею в виду студенческие годы во ВГИКе, где я преподавал и вел курс), и мне показалось, что с ними можно продолжить творческую работу, тем более это было такое странное время, когда выделялись деньги на культуру, и каждый, кто хотел, этимзанимался. И я тоже ввязался в эту историю, хотя сейчас я очень многое понял - что такое создавать театр. Это -очень странное занятие. Даже сейчас я вам не смогу внятно сформулировать - что же это такое. В самом начале у нас не было ни помещения, ни труппы. Гораздо проще, когда ты приходишь в устоявшийся театральный коллектив, его можно "почистись" и т. д. Из подобных моему примеров можно назвать только театрыАлександра Калягина ("EtCetera") и Фоменко (Мастерская Петра Фоменко). Это очень трудно, и я до сих пор еще не понимаю - сформировались мы уж как театр или еще не до конца. Здесь есть проблема, о которой говорил великий скульптор Микеланджело - нужно отсечь все лишнее. Этотдлительный процесс продолжается до сегодняшнего дня...
--
Какую эволюцию театр прошел за 12 лет существования?
--
Эволюция связана только с возрастом актеров. Они ко мне пришли девочками и мальчиками, а сейчас это - мужья и жены, я говорю только о творчестве. Они что-то переосмыслили, у них изменилась жизнь - она стала иной. Вы знаете, артисты вырастают и умирают на этом возрастном переходе, потому что, в принципе, как кто-то утверждает, человек живет один возраст. Может быть, когда дети рождаются, в первый день мы сразу же видим, каким ребенок будет. Иногда он рождается уже стариком.
--
Есть ли в вашем театре какие-либо особенности репертуарной политики?У вас идут как классические пьесы ("Три сестры" Антона Чехова, "Ревизор" Николая Гоголя,"Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера Бомарше), так и современные ("Возвращение домой"Гарольда Пинтера,"Molly Sweeney"Брайана Фрила и"Сказки ученого кота" Родиона Овчинникова).
--
У нас нет каких-либо предпочтений, ведь театр всегда остается театром, когда сегодня тебе смешно, завтра - хочется есть, а послезавтра ты плачешь. Я не знаю, как его определить - как романтический театр или интеллектуальный. Я думаю, что такое искусственное разграничение ведет лишь к тому, что зрителю просто становится скучно. Я всегда привожу такой пример: Бетховен написал песню "Мой сурок со мною". Это был серьезный композитор, который писал великие симфонии. Или, к примеру, другой серьезный композитор Дмитрий Шостакович - автор знаменитой блокадной симфонии N 7 - написал единственную в жизни оперетту "Москва, Черемушки". Театр - это явление, когда сегодня - смешно, завтра - трагично, послезавтра - пошло, - это все живет и тесно переплетается в театре.
--
Ваш театр не так давно вернулся с гастролей из Армении - вашей Родины. Как прошла эта гастрольная поездка?
--
На мой взгляд, естественно, предвзятый и необъективный - просто блестяще! Нас встречали переполненные залы -мы провелидевять аншлаговых спектаклей и, самое главное, почувствовали, что интерес к театру шел по нарастанию, а кроме того, мы ощутили настоящий, неподдельный интерес со стороны зрителей: люди спрашивали, говорили, спорили, то есть наше творчество никого не оставило равнодушным!
--
Как Вас воспринимают в Армении - "своим среди чужих или наоборот- чужим среди своих"?
--
Вы знаете, такого нет. Это - придуманные категории, которые сочинили какие-то недобрые люди. Я - армянин Джигарханян, работающий в Москве. И этим все сказано! Повторяю: нужно быть очень недобрым человеком, чтобы в этом копаться.
--
Ваше жизненное кредо вы сформулировали так:"Я ни в чем не считаю себя обделенным. Очень люблю жизнь, хочу удивляться, радоваться..."Что сегодня может вас удивлять?
--
Если честно отвечать на этот вопрос, то скажу так: сегодня я удивляюсь лишь тому, чему хочу удивляться. На "чисто сливочном масле" меня очень удивляют дети и животные.
--
А чему вы можете искренне радоваться?
--
Меня радует то, что не огорчает, извините за невольную тавтологию!
--
Дорогой Армен Борисович, я вас сердечно благодарю за этот интересный разговор!