|
|
||
Для тих хто знає Марiуполь. |
(из цикла Картинки с улицы)
...берет свое начало как самый обычный проспект советского периода от здания заводоуправления меткомбината "Азовсталь". Здания, которое каких-нибудь сорок пять лет назад было совершенно новым, а теперь стыдливо утыкано сочащимися фурункулами персональных кондиционеров.
Между рядами стройных елей, посреди по-английски ухоженного несимметричного скверика со скромным фонтаном, стоит, обратясь лицом к проспекту, памятнозадумчивый Серго Орджоникидзе. Кажется - ему есть, что сказать нашим современникам. И очень многое...
Асфальтовое покрытие проспекта, после недавнего частичного капитального ремонта, уверенно приближается к своему естественному состоянию: одной из двух извечных описанных Гоголем бед.
Однако, можно с полной уверенностью утверждать, что дороги, в смысле беды, ничего не значат по сравнению с пешеходными тротуарами, пространство которых в последнее время интенсивно эксплуатируется всевозможными транспортными средствами, причем - совершенно безнаказанно. Становится совершенно ясно, что начальники предпочитают по тротуарам не передвигаться.
Обе стороны проспекта - под охраной двух стройных рядов акаций.
По четной стороне проспекта возвышается школа Љ6, на фронтоне которой юные пионер и пионерка, старательно дуя в трубы и, стиснув кулачки, привлекают внимание к некоему скрижалю, на котором начертано:
"УЧИТЬСЯ,
УЧИТЬСЯ
И
ИТЬСЯ"
Ленин
Поколение постарше, несомненно, помнит окончание высказывания вождя мирового пролетариата, а вот новое поколение, не обремененное идеологической заботой партии, может трактовать это самое "иться" совершенно по-разному: например, от митрофанушкиного жениться до нынешнего, так сказать, париться.
За многострадальным зданием бывшего кинотеатра им. Жданова, с установленной вывеской "Театр кукол" и памятной табличкой, поясняющей происхождение названия проспекта, расположился районный Центр юношеского и детского творчества.
А по нечетной стороне, прямо напротив, так сказать, очага культуры, расположились домики барачного типа с прячущимися в тени деревьев учреждениями и учрежденьицами, а также с нагло вылезшими на тротуар гэндэлыками игорного и разливопитейного типа. Кстати сказать, нечетная сторона более тяготеет к торговле, и создается мимовольное впечатление, что на нечетной - пьют, на четной - спят.
На здании дневного стационара для чернобыльцев прежде была табличка с - "Осовиахима, 3". Теперь же кто-то обозначил - "Коксохима, 3". О том, что такое Осовиахим подавляющая часть нынешних молодых (и не очень) просто не подозревает.
Тротуар возле гэндэлыков умощен тротуарной плиткой. Конечно, красиво, но как всегда: мощение особое, можно сказать, вертикальномеандровое - то есть тротуарная плитка ложится прямо поверх остатков асфальта и исключительно в рамках своей торговой точки. При этом образуется ступенька и пешеходу, следующему вдоль магазинчиков, волей-неволей приходится неоднократно подниматься и опускаться на одну ступеньку.
Слева по ходу - "Мелодия". Недопетая песня советской, перестроечной и новобуржуазной эпох. Бывший ресторан, бывший магазин ждет своего отца Федора с новой торговой инициативой.
А справа - довольно длинная зона парка "Азовсталь" с полуприкрытыми следами перманентных разрытий, создающая или впечатление полной заброшенности, или попытки воссоздания первобытной природы. Впечатление заброшенности значительно усиливается в августе, когда - всегда в одном и том же месте - сразу за мостом, с акаций свисают на тонких паутинках черви, поедающие всю листву и преобразуя место в подобие зоны для сталкеров.
Мост со скромными архитектурными излишествами пятидесятых, в виде четырех портиков о четырех колоннах каждый, регулярно красят малярной краской. Из всех известных миру цветов выбран почему-то розовый. Но, несмотря на розовость, мост Четырех портиков можно смело причислить к достопримечательностям, поскольку, вероятно, он один такой на несколько десятков километров в округе.
Вновь возведенное евроздание современной торговли блестит, возвышается, и подавляет своей мощью близлежащие строения автозаправок. Правда, это возвышение стоило жизни нескольким десяткам сосен, елей, акаций и сирени. Интересно, возмещена ли утеря зеленых насаждений в каком-нибудь другом месте нашего города.
Но даже над этим евромаркетом доминирует здание гостиницы, нержавеющее название которой, в противовес легкому пластиковому на сооружении европейской торговли, весьма солидно, но довольно опасно нависает прямо над входом.
Неподалеку от гостиницы довольно уютно расположилось здание районных властей.
Сторожевая акациевая тема в этом районе немного разнообразится ивами, елями, соснами и березами.
После улицы Миклухо-Маклая собственно проспект заканчивается, и превращается в элегантный бульвар, аллея которого выдержана в кленово-елово-березовых тонах.
На четной стороне прихорашиваются здания бывших общежитий, приобретая европейские черты образца шестидесятых годов. Не отстает и нечетная сторона: здание районного управления внутренних дел также европеизируется.
Заслуживает особого упоминания небольшая аллейка в направлении четвертой городской больницы. На входе в аллею установлена глыба гранита с табличкой:
АЛЛЕЯ
ВДОВ ВОВ
И ТРУЖЕНИЦ ТЫЛА
Опять-таки, возникает предположение, что через пару десятков лет поколение, выбирающее настойчиворекламируемые напитки, будет напряженно гадать: почему именно ВОВ, а не РОМ, САШ и ПАШ; и, вообще, причем здесь труженицы тыла.
Жилой сектор, по-видимому, надолго обезображен шрамами перестройки: первые этажи домов зарешечены и по четной "сталинской" стороне, и по нечетной "хрущевской". И еще две приметы времени. Первая - это свисающие с крыш большинства домов коаксиальные кабели, своевременно поставляющие зрелища индивидуалистам: рекламные, слезливосериальные, чернушные, информационные. И вторая - это писающие прямо на улицу кондиционерчики. Ну чем не Брюссель?
Отметим, что при приближении к площади дома становятся выше ростом.
Площадь.
Мнения местных жителей по поводу ее названия расходятся: то ли Ленина, то ли Победы. Большинство же вообще называет этот район Третьим участком. Названием, являющимся загадочным для многих других жителей города. Добавим, что местным жителям известны еще Второй и Шестой участки, и для большинства из них не меньшей загадкой является месторасположение Первого, Второго и Пятого.
В центре площади установлен памятный знак в виде колонны, увенчанной глобусом, издалека похожим на глобус Сатурна, но при ближайшем рассмотрении оказывается глобусом Земли, обернутым, по всей вероятности, изогнутым рельсом. Кстати, один мой знакомый определил стиль творения довольно просто - шайба Гровера.
Памятник В. И. Ленину находится в весьма плачевном состоянии. Что, впрочем, и понятно - от произведения искусства он весьма и весьма далек. Когда-то за памятником возникла временная торговая точка и, судя по всему, обосновалась всерьез и надолго. По будням вождь мирового пролетариата указывает на автобусную остановку, а по праздникам довольствуется задней частью балагана.
Движемся дальше. Почти сразу за площадью - по четной стороне - тоже своего рода достопримечательность: неухоженная, но кованая ограда.
Дома, в смысле этажности, снова мельчают.
В районе одного из переулков обращает на себя внимание дорожный знак:
ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА
Все бы ничего, но ниже имеется скромная приписка:
ОФIС 150м
Офис Церкви Христовой - это оригинально.
Перед кинотеатром "Союз" справа - вполне порядочное с виду футбольное поле, слева - детский парк. Кстати сказать - посещаемый.
После "Союза" проспект, то есть бульвар, превращается в самую обыкновенную улицу.
Трогательные дикие яблоньки и солидные акации сопровождают пешехода от здания райсуда до линии Ленинградского проспекта.
На этой улице почему-то по-теплому вспоминаются времена тридцатилетней давности: здесь почти ничего не изменилось - неброские вывески мелких магазинчиков и тихий советский уют. Правда, пластиковые окна и коробки кондиционеров свидетельствуют о возросшем благосостоянии некоторых граждан.
Теплый образ несколько омрачается отсутствием стандартных железных люков на канализационных колодцах четной стороны. Бетонные латки разнообразных фасонов не спасают: попахивает.
Белый ЗАЛ ЦАРСТВА на нечетной стороне резко выделяется на фоне небольших гаражиков и мусорных баков, которые нелишне было бы прикрыть небольшим заборчиком.
После райсуда следуют пятиэтажки самых разнообразных фасонов, а первая девятиэтажка скромно появляется на улице Панфилова.
Перед бетонной массой девятиэтажек прогулка по проспектобульвароулице Победы заканчивается.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"