Это было просто семечко. Только размером с двадцативёсельную галеру и твёрже иных камней.
- Здесь тебе быть, и здесь тебе стать, - неуверенно сказал человек, положив замёрзшую ладонь на поверхность коричневого валуна. Слова казались почему-то смешными, а простуженный голос - тонким, тихим...Неправильным.
Ветер свистел, наплевав навсеплохие приметы. Спали в блаженном неведении горожане.
- Колосом, корнем, деревом, цветком и плодом. Пристанищем и крепостью.
Мягкий холм, не выдерживая тяжеленной глыбы, немного просел. Человек в отчаянии закутался в рваный шерстяной платок и обречённо продолжал свой глупый, глупый монолог.
- А я тебе буду...
Холм загудел и поплыл. Столб воздуха сгустился над семенем и вдавливал, вдавливал, вдавливал вглубь. Валун уходил в стонущий разлом медленно, будто не в замёрзшую землю, ав зыбучие пески, и у съёжившегося человека оставалось лишь несколько мгновений, чтобы произнести последнее, главное. "Хозяином", - шептали губы, выбирая, - "Слугой...сердцем, голосом...братом..."
- А я тебе буду...
Семя стремилось глубже и глубже...
- Я тебе буду...никем, - завершил человек и горько заплакал, оседая на сомкнувшуюся землю.
Вот и первый полив состоялся...Пусть ивсеостальные льют слёзы, а не кровь.
В глубине памяти протестующе взвыли хищно распахнутые глотки алтарей, дрожащие лепестки ступеней...
- НЕТ!- крикнул человек.- Нет, нет, нет!!! Никогда! Кончено!
Ровно и мягко вибрировал холм, проглотивший семечко.
Всё будет по-другому. Правильно.
Часть первая.
Фархад Одноухий. Кочевник.
Орда смертоносной саранчой растекалась по городу. Пламя и сталь. Крик и слезы. Тонкие щупальца протянулись во все кварталы, уже пылал ограбленный базар, уже наскоро связанные вереницы пленников сворачивали себе шеи, пытаясь в чёрном дыму увидеть и запомнить родные дома ещё не рухнувшими...
Паршивая овца рода (овца, ещё в юности перегрызшая всю отару), Фархад Одноухий, темноглазый варвар, с равнодушием змеи взирал на мраморный купол чужого храма. Мрамор не горит, и некого пока выволочь за волосы из прохладной темноты обители, - двое стариков и так вышли ему навстречу и стоят у ступеней, из мглистой синевы их не прищуренных очей хладнокровно глядит на завоевателя иная вера. Возможно, какие-то горожане успели спрятаться в своём храме, под защитой местного бога. Это допустимо. Боги Фархада лежали в его кожаной сумке, - три костяные фигурки, символизирующие предков, и одна - Айя-Молния. Они защищали его. И справлялись с этим неплохо. Бедный бог чужеземцев одинок, он никак не может защищать сотни бездельников, которые ему даже не родственники. Можно сломать его идола и освободить божество от дурацкой повинности, всё равно город разграблен, людей осталось мало, вряд ли ждут его скоро сытные приятные жертвы. Фархад усмехнулся... Раньше он не стоял бы тут и не раздумывал о вещах, которые приличествуют шаманам. Раньше он носился бы молодым голодным волком и тащил добычу.
Но теперь, когда его доля добычи никуда не уйдёт, можно оглядеться вокруг и оценить трудолюбие будущих рабов: красивое, сложное сооружение... Старцы (разумеется, местные шаманы), молчат и взирают на варвара. Фархад не медлил бы, если бы не помнил рассказ о том, как сюда, в Байджан-Рик, приходил много-много лет назад за рабами и товарами атаман Мурат. И он, тоже гордый своей удачей степняк, стоял, подбоченясь, перед белым куполом, так же, как и Фархад, не слезая с коня. Так говорили бродячие рассказчики, но не было смысла им не верить.
И спросил тогда беспокойный атаман: Здесь храм, а где бог?
Ответом ему было: везде и нигде
И переспросил беспокойный атаман: Вот храм, а что - бог?
Ответом ему было: всё и ничего.
Витийства мудрецов очень расстроили атамана, никогда не отличавшегося склонностью к философии (если бы он слышал это слово, то расстроился бы ещё больше), и потому Мурат Беспокойный, прозванный ещё за глаза Муратом Беззаконным, быстро излечил свои истрёпанные нервы великолепным зрелищем казни негодных умников. Потом в поисках спрятанных сокровищ атаман въехал в храм прямо на своём коне. Через несколько долгих капель времени из дверей, спотыкаясь на ступеньках, вылетел скакун без седока, - и рванул прочь, оглашая улицы безумным ржанием и разбрасывая хлопья пены с задранной в ужасе морды. Самого же атамана больше никто никогда не видел. Орда вернулась с хорошей добычей, но опустив знамена.
Фархад миновал по дороге сюда курган Мурата, и знал, что курган этот - пуст. Ни живым, ни мёртвым не нашли Беспокойного. Чужой бог обиделся и наказал человека? Это бывает. Фархад не так вспыльчив и самолюбив, он не станет трогать шаманов. У Одноухого глаза сокола - он смотрит на тысячу взглядов дальше, чем обычный грабитель. В его войске уже столько хороших воинов, что в обширных степях не хватает корма их лошадям! Надо оставлять отряды в захватываемых городах, надо собирать все племена и сжимать их в огромный, страшный кулак, перед которым задрожат земли, лежащие за Синей Рекой. Но, чтобы отряды, ищущие поживы, стали армией, мало его силы и звериного чутья, нужна легенда, которую будут нести из уст в уста, легенда, которая сделает Фархада героем в воображении людей, чуть ли не сыном самой Айя-Молнии, богини грозы и удачи.
Все, кто вскормлен молоком кобылиц, пойдут за атаманом, не устрашившимся идола белого храма в Байджан-Рике.
Фархад зайдёт туда, разумеется, пешком и без оружия, и выйдет невредимым.
И ему достанутся не жёлтые блестящие побрякушки, а весь мир!
Старцы, будто уснувшие, ничего не сказали, когда варвар, легко соскользнувший с седла, взбежал по ступеням. Щель между створками поглотила его. Личные охранники, гиганты-уткеры, погрузились в недвижное ожидание. Хранители могли бы злорадно улыбнуться, потому что ни единого звука не доносилось изнутри (металл на каблуках степняка, мозаичная плитка пола - ?!), но эта эмоция уже давно не была им интересна.
Фархад мало чему удивлялся в своей жизни, мир в его тёмных глазах представлялся очень простым и объяснимым. Если что-то существует, это можно принять или нет, можно попытаться изменить... Делай что считаешь нужным, и принимай последствия как должное. Вот сейчас он следовал своему решению, а не бездумному порыву, и шаг его в прохладе храма был очень уверен, но не слишком быстр. То, что казалось снаружи тьмой, было лишь приятным полумраком. Да, по сравнению со знойным воинственным полднем тут отдыхали и глаза, и уши, свежесть обнимала кожу. Внутри было очень пусто - просто огромное пространство. И никого! Да тут весь город можно было спрятать! Но нет - даже женщины и дети остались в своих домах. Конечно, орда налетела внезапно, не успели добежать, - а те кварталы, которые почти вплотную примыкают к храму?
Варвар поискал глазами что-либо, похожее на идола. Хм. Эти не лепят из глины, не режут из кости или дерева, - а рисуют на коре разными красками и вешают плоские, ничуть не похожие на настоящих богов лица, да ещё так, чтобы не достать. Какие идолы, такая и защита, не удивился в очередной раз Фархад. Он спокойно обошёл весь зал, потом приблизился к стенам вплотную, чтобы рассмотреть рисунки, покрывающие их до самого пола. На ощупь интересные картинки оказались не рисованы, а сложены из множества цветных кусочков. Фархаду пришла в голову мысль опросить пленников: есть ли среди них мастер, способный на такое, или то были приезжие? Если есть, его нужно беречь и хорошо кормить, он очень дорого стоит.
На рисунках были те же лица - не по-человечески большеглазые, многие светловолосые и светлокожие, торжественно-печальные, воздевающие тонкие руки с удлинёнными пальцами. У некоторых были крылья. Эти выглядели особенно печальными.
Несколько шагов занимали выложенные кусочками звёзды. Полюбовался и на это. После звёзд Фархад увидел на стене напротив рисунок поинтереснее - множество людей на лошадях, не оставалось сомнения в том, что это степняки, ордынцы. Неузнаваемые, но, в общем-то, знакомые лица. Да, это всё изображает происходившее здесь (но сколько веков грабится и разоряется Байджан-Рик). Алые камешки, переливаясь всеми оттенками, означали, скорее всего, кровь. Ну ясное дело. Фархад продолжил смотреть. Луч солнца позолотил рисунок - и бросилась в глаза оскаленная морда огромного пятнистого коня, вставшего на дыбы. Повод реял по ветру, в седле пусто... на лоснящемся боку тавро - треугольник и молния.
Так метят свои табуны родичи Мурата Беспокойного. Фархад оценил мастерство художника и ремесленника, а также хорошую память и честность сказителей. Конь был, значит, где-то рядом и его хозяин. Разумеется, - вон он, Мурат, он ведь был высок (даже и не для кочевника), Фархаду придётся поднять подбородок повыше.
Тут у местного умельца разыгралась фантазия и жажда мести: захватчик был изображён в реальный рост, детально, только прикованным за руки и ноги. От шеи цепь шла куда-то вниз, а распоротый живот наглядно предъявлял внутренности. Да, и врачевателей у них можно взять, подумал Фархад. Татуировка в виде рогов круда на глянцевой от пота груди тоже отлично смотрелась. Одноухий степняк не устоял перед искушением потрогать мозаику.
Потом посмотрел на подушечки пальцев: они заблестели нежно-розовым. Тронул ещё - и капли пота (или сукровицы) оставались на руках, а на их место выступали новые, и стена была такой теплой...
Фархад вздрогнул, отступил на пару шагов, встряхнул головой. Шаманы могли окуривать храм какими-нибудь растениями, и может привидеться странное. Он проморгался и поднял взгляд к лицу Мурата. Блестящие от муки чёрные глаза, сжатые зубы.
Атаман орды стоял и точно очарованный смотрел на одинокую слезу, текущую от внутреннего уголка правого глаза рисунка. Стена взбугрилась, дрогнула, пошла волнами и рывком выделилась из неё высокая фигура, мозаичное чудовище, обклеенное разноцветными квадратиками, выпуклое, силящееся вырваться, но это никак не удавалось ему. На шевелящемся тысячью стекляшек лице жили умоляющие, не рисованные, а человеческие глаза, и Фархад никак не мог отвести своих собственных глаз... Рисунки вокруг пришли в движение, тишина храма разбилась многими голосами... Кочевник слышал, как плачут и стонут люди, как потрескивает пламя, как даже не ржёт, а визжит конь, но смотрел по-прежнему в глаза Мурату Беспокойному.
- Я... жив, - прохрипела мозаика. - Скажи им... пусть... убьют. Простят... и убьют... Не могу... больше...
Как стрелу из раны, выдернул Фархад из своего взгляда взгляд мозаичного ужаса, и, не оборачиваясь, побежал к выходу, потом перешёл на шаг, но всё ещё смотрел только вперёд. А вслед ему выли собаки, и что-то выкрикивали погибшие много лет назад, и надрывался живой, мертвец, давно лишившийся и дерзости и храбрости: "Смерть! Я жду смерти! Скажи им! Скажи!!"
Фархад протянул вперёд руки, толкнул створки и дневная жара спасительно окутала его. Солнце, маленькая площадь, двое уткеров, двое старцев.
Тишина, мгла, прохлада за спиной.
Фархад запрокинул голову, почесал шрам на месте левого уха, и сказал, ни к кому конкретно не обращаясь:
- Он просит о смерти. Он больше не может, просит простить его и убить.
Взлетел в седло, тронул бока коня пятками, - и тут один из стариков разлепил тонкие губы:
- Мы не можем. Прощает или не прощает обитель. Мы просили. Храм не убивает его.
- Его можно заставить? - отчаянно раздул ноздри кочевник. - Таких наказаний не бывает! Наши боги умеют дарить мучительную смерть, но после этого дают покой.
- Строитель мог бы приказать. Мы не знаем, где строитель.
И больше не произнёс ни слова.
А молва людская уже бежала вперёди Фархада ловкой куницей. Он добился своего, выйдя невредимым из белого храма Байджан-Рика. Всего лишь три года спустя его уже назовут Фархадом-Молнией. Ещё через пять под стены богатой крепости Ильярра несметные полчища приведёт человек со шрамом на месте левого уха, которого воины почтительно именуют Адан-Малик, Господин Мира. Его много раз пытались убить, тайно или явно, но у него преданная охрана, сверхъестественное чутьё и очень мало слабостей: не пьёт вина, равнодушно меняет женщин, безразличен к роскоши. У великого и могучего повелителя орды только две странности: абсолютно каждому пленнику, каждому жителю захваченных городов, всем, он или его воины задают один и тот же вопрос: "Где строитель белого храма Байджан-Рика?" И вторая: в землях Адан-Малика запрещено рисовать людей и животных - под страхом жестокой смерти.
Силе не задают вопросов, ей повинуются.
Тот, кто сказал, будто невозможно отыскать серёжку, потерянную красавицей, в пустыне, просто не имел в подчинении тысяч людей, которые просеют сквозь решето бархан за барханом.
Фархад вовсе не красавица-растеряша, да и человек не серёжка. Наступил день, когда в расшитый шатёр медленно зашёл охранник и доложил, что к великому Господину Мира просится иностранец, знающий ответ на его вопрос.
Чужеземец был не слишком высок, худ и гибок. Сероглаз, темноволос. Довольно длинный нос... Серёжка в одном ухе. Как раз в том, в котором Фархаду ничего не носить.
- Ты знаешь, где он? - сразу перешёл к делу атаман. - Говори!
Чужеземец почесал кончик носа и развёл руками. Фархад правильно оценил его колебания:
- Всё, что хочешь, будет твоим. Я могу всё!
- Видимо, не всё, - как-то медленно проговорил тот, и скептически приподнял бровь.
И прежде чем Фархад осознает размеры наглости чужака, сразу же уронил:
- Я, Теннер Стайр, и есть Строитель, которого вы ищете. Храм в Байджан-Рике - одна из моих работ.
Кочевник запрокинул голову, как конь, пятящийся от уздечки, и в самом деле отступил на шаг. А потом с быстротой хищника кинулся на иноземца и прижал к опоре шатра, удерживая за горло.
- Теперь спроси, что мне не даёт убить тебя прямо сейчас?
- Наверное, - прошептал Теннер, - ты хочешь сделать это медленно и с наслаждением? Возможно, даже привселюдно?
Фархад совладал с собою, и отшвырнул легкокостного, изящного противника на пол, прямо на затоптанные ковры.
- Так и будет, о великий иностранный шутник. Но сначала мы поедем в Байджан, и ты сделаешь так, чтобы Мурат Беспокойный наконец встретил свою Смерть.
- Я сорок лет не был в Байджане, - глухо проговорил Теннер, поднимаясь и глядя в глаза Фархаду.
Но на вид ему нет и тридцати! О, боги...
- Я положил в эти горячие пески мраморное семя будущего храма, и через пару лет уехал оттуда, и больше ничего о нём не знаю. Постараюсь сделать то, что вы хотите, но я пока абсолютно ничего не понял.
Ночь, звёздная ночь нежно дышала ветром в полог шатра Властелина Мира, дымились две чашки с чаем, и душистым варевом кочевник Фархад то и дело запивал комок в горле, который упорно перекрывал дыхание. Он и так был плохим сказителем, поэтому История О Живом Мертвеце и Мозаичном Ужасе была краткой и сухой. Только то, что видел.
- Он молил о смерти! - прорычал Фархад и раздавил в руке тонкий фарфор чашечки. - Я смотрел ему в глаза, и они снятся мне каждую ночь!
Если наблюдать за лицом строителя, то можно сделать выводы, что история вовсе не произвела никакого впечатления. А если наблюдать за тем, как мерно капает из накренившейся чаши крутой кипяток на его колени...
- Да, он уже тогда был таким... Очень... обидчивым, - прошептал Теннер.
Фархад осёкся:
- Ты знал Мурата?! Сколько же тебе лет?
- Лет мне много, о Великий, и я говорю не о твоём родственнике, я говорю об Исмиллоре, - и, видя недоумение кочевника: - О Храме.
- Который ТЫ построил!
- К сожалению, да... Говорю же, он весьма обидчив. Здания, особенно такие молодые, очень похожи на детей. А дети такие разные. Исмиллор обидчивый и злопамятный. То, что я услышал, уверяет ещё в том, что справиться с ним вовсе не просто. Но я справлюсь.
- Ты собираешься его разрушить?
- Беспокоишься? Нет, разрушить вряд ли, понимаешь, это всё равно, что оторвать себе палец, причем буквально.
- Я не беспокоюсь. Только скажи мне, куда девается потом бездомный идол?
- Бог? - Строитель помолчал и жёстко закончил: - Туда, откуда пришёл. Меня это не интересует.
...
У Пустого кургана, последнего привала перед прибытием в Байджан-Рик, Теннер, откинув с нижней части лица ткань, осведомился у Фархада:
- А если я самозванец? Если я вовсе не Строитель? Почему ты сразу поверил мне, и привёз сюда? Вдруг я просто охотник до богатств?
Фархад пожал плечами:
- Если ты способен избавить и упокоить Мурата, мне всё равно, кто ты такой. А если ты и вправду Строитель, но ничего не сделаешь - что толку с твоей подлинности?
Белый, как головка сахара, купол было видно даже отсюда. Небольшой отряд всадников устремился прямо к нему.
Первое, что сделал Теннер - это обошёл по периметру здания пешком. Не уставая странновато улыбаться и покачивать головой. Потом зачерпнул горсть песка и потёр им внешнюю стену. Та заблестела.
- Что ты его оглаживаешь? - раздраженно проговорил Фархад. - Думаешь сидеть тут пятнадцать лет?
Теннер игнорировал всё это, превратившись в глухого. Потом быстро пошагал и исчез внутри храма. Абсолютно не обращая внимания даже на вышедших изнутри старцев. Их по-прежнему было двое, они заняли свои позиции молчаливых привратников, и ничто в их морщинистых лицах не выдавало, что они уже видели Фархада. Одноухий же превратился в тёмную статую ожидания. Воины тоже не задавали вопросов, были рядом - и всё. Их не интересовало, зачем приехали сюда, кто такой чужеземец, с которым вождь едет бок-о-бок, - так хочет Адан-Малик, и этого достаточно для объяснения любых вещей.
Из створок вдруг высунулась рука и поманила. Фархад неуверенно подъехал.
- Мне нужна вода, много воды, - сказала тьма храма голосом Теннера, - горячей воды, если это возможно.
- Сколько?
- Двести вёдер.
И это в краю, где вода и золото порою равноценны!
Белобородый привратник снова спас Фархада от колебаний.
- МаллА! - чётко выронил одно слово и снова сомкнул губы.
Малла! Место, где горожане за плату могут вымыться, постричь ногти и волосы, даже полечить зубы... Фархад слышал, что такое существует, и что там день и ночь греют огромные котлы с водой. Ай да шаман, ай да старик!
- Малла! - выкрикнул Одноухий, повернувшись к своим воинам. - Всю воду, которая есть, везти сюда!
Они не спросили - куда, как, а развернулись и поскакали... Ранний, сонный город был переполошен дикими гортанными криками ужасного вида всадников, несущихся по извитым улицам: "Малла! Малла!". Им и вправду по виду не мешало бы помыться, только зачем так орать? Чесотка замучила, что ли? Пекарь указал им правильную дорогу, и уже банщики, вышедшие на шум, никак не могли взять в толк, что пытаются сказать им узкоглазые степняки. Их послал сюда Адан-Малик... Хорошо. Пожалуйте войти, обслужим, денег не возьмём... Сколько воды в малле? О, три больших котла, можно вымыть не только вас, но и два квартала сразу. Горячая? Как песок в полдень! Вам её давать СЮДА? Но, уважаемые!
Двое обнажили изогнутые клинки. Ещё двое швырнули в ноги банщикам тяжёлые мешочки, сладкозвучно звякнувшие от прикосновения к земле.
Какой там спать! Люди гроздьями висели в открытых окнах, шумно обсуждая невиданную ранее картину: три сколоченные наспех из брёвен волокуши, в которые впряжены по четыре покорных сильных вола, везут громадные чаны, никогда ранее не покидавшие подвалы маллы. Над водой клубится пар, а всадники громко и хрипло торопят погонщиков. Волокуши следовали к Храму. Завоеватель Мира решил вымыть Исмиллор!
Воины зачерпывали вёдрами, кадушками и тем, что нашли, - и точно пчёлы таскали воду внутрь белого купола. Потом вышли и организованно-почтительно остановились...
- Что он делает? - спросил Фархад своего человека. - Что делает чужеземец?
- Он плещет воду на стены, о великий.
- И всё?
- Нет, о Великий. При этом он выкрикивает разные слова. Я не очень понял, но в основном это что-то о женской линии чьего-то рода. Молится, наверное, Изначальной Матери.
Фархад усмехнулся. Юноша слишком уж наивен. Чужестранцы настолько глупы, что обычно используют имя Матери в оскорблениях. Потому-то их так легко завоёвывать, - какую силу имеет род, постоянно и изобретательно порочащий вслух своих матерей?
Далее раздумывать не пришлось - изнутри раздался вопль такой силы, что Фархад забыл, как вовсе не собирался вновь посещать жуткий храм. Он вбежал туда со скоростью догоняющего добычу барса, выкрикивая имя иноземца. Впрочем, тот обнаружился перед знакомой стеной. И Фархад изумился: огромная площадь стены, ранее вся в рисунках, была пустая и белая. По полу разливалась лужа и лежали груды разноцветных стёклышек. Теннер резко, со свистом дышал, его руки были красными до локтей.
- Это ожог, это быстро пройдёт, - откомментировал он сразу же. - Спасибо за воду.
- Ты так орал, что я думал, тут всё рухнет.
- Это орал не я.
- А кто же?
Вместо ответа Теннер повёл взглядом из стороны в сторону.
- Видишь, ему не понравилось. Но что было делать? Мозаика креплена на сахарный клей.
- Мурат! Где он!
- То, что его держало, растворилось, - в каком-то смысле он теперь лежит у твоих ног. Но это только материал. Предполагаю, что истинная сущность его на свободе, во всяком случае, проверить это можно лишь одним способом.
- Курган, - прошептал Фархад.
- Да, мы должны разрыть курган. И хватит болтать, идём отсюда. Он оправится от шока и не ясно, как поступит дальше.
- Подожди, - Фархад схватил Строителя за руку.
- В чём дело?
- Я не могу оставить здесь коня.
И кочевник, схватив ближайшую кадушку, окатил горячей водой рисунок вставшей на дыбы пятнистой зверюги. Понадобилось три захода, чтобы и эта картина стекла в вязкой сахарной массе на пол перед сапогами Адан-Малика. Пол дрогнул.
- А вот теперь мы его разозлили, - сообщил Теннер. - Бежим!
Сопровождаемые угрожающим гулом, они выскочили наружу. И тут же захлопнулись двери, и прямо на глазах швы стали заполняться чем-то белым и плотным.
- Обидели мышку, написали в норку, - издевательски произнёс чужеземец, а во взгляде его плескалась такая горечь, одной капли которой достаточно, чтобы отравить целый колодец.
Отряд рванул к кургану. Вперёди всех нёсся молодой жеребец Теннера, опьянённый свободой - обожжённые руки Строителя не могли держать повод, и мужчина его просто бросил. Но в нескольких шагах от холма лошади шарахнулись испуганно, чужеземец совершил плавный полёт прямо в мягкие заросли травы.
- Можно, я тут полежу, - простонал он, глядя на Фархада снизу вверх. - Лопата всё равно не для меня сейчас.
- Вставай, одалиска, - ответил Одноухий. - И дай мне всю свою наглость для того, чтобы я совершил осквернение.
Маленькие лопатки степняки всегда возили с собой. Глинисто-песочная смесь, потом более твёрдая, сухая земля... Палящее солнце и молчаливый труд двух десятков человек. Наконец, лопатки стукнулись о деревянный навес на нескольких столбах.
- Поднимай! - громко велел Фархад, зная, что лишь на легенде и уважении держатся сейчас шокированные воины.
Настил был приподнят и сдвинут в сторону
- Айя!! - выдох двадцати глоток. - Айя...
Если бы они только что не разрывали своими руками долгое время нетронутую плотную землю, не поднимали обветшавший настил, они бы не поверили в увиденное: на алой, расшитой подстилке лежал огромного роста мертвец, но ткани ещё не тронуло тление, будто он погиб вчера или даже только что, - и упруго-алыми были внутренности в жутком вспоротом животе, и ожоги по всему телу, хотя на окровавленной груди угадывалась татуировка в виде рогов круда.
Но они воины, видели битвы и видели раны. Не вываленные кишки поразили их, а счастливая улыбка трупа, будто всё сотворенное с ним доставило ему огромное наслаждение, - улыбка без шести зубов, и открытые глаза.
Фархад спрыгнул в яму и решительно опустил веки мертвецу. Потом отстегнул свое оружие и положил рядом. Подтянулся на руках, вылез.
- Настил!
Поспешно надвинутые доски.
- Засыпай!
Курган навалили быстрее, чем разрывали. Теннер всё это время угрюмо созерцал работы.
- Ты убедился? - спросил потом у Фархада. - Мурат теперь погребён.
- Интересно, где конь?
- Где-нибудь в степи, лежит сейчас такой же радостно-нетленный.
Фархад оглянулся на храм, словно у купола были глаза, и он мог их видеть.
- Значит, ты действительно Строитель. И давно это с тобой?
- С рождения.
- Угу. И много ещё ТАКИХ штук ты возвёл?
- Много. Около сотни. Я строю только храмы. Правда, ТАКИХ обидчивых, пожалуй, и нет.
Тень, словно вверху пролетал коршун, - странная тень на лице у кочевника, и резкий, жадный отблеск вызвала она в глазах Строителя.
Мерно покачиваясь в сёдлах, они двигались к следующему привалу, где решили остановиться на ночь. Костёр, скудные подстилки, еда в котелках... неспешный говор.
Теннер стоял далеко, его не было видно, он жевал травинку и, не мигая, смотрел в темноту. Мягкие шаги Фархада он скорее угадал, чем услышал.
- Быстрее, - сжав зубы, прорычал, - сколько можно тебя ждать? Или напивался прокисшего молока для храбрости? Я давно искал такого, как ты - не заставляй меня разочаровываться, о Великий!
- Если ты понял - так прости меня, Строитель. Это не ненависть. Это восстановление порядка. Прости, что ты стоишь спиной...
Степняк запрокинул голову Теннера и в одно мгновение перерезал ему горло.
Воины по прежнему не сказали ни слова, когда их предводитель вернулся к костру один. Сегодня они воочию убедились, что Фархад и в самом деле герой легенд, что он творит легенду каждую минуту жизни, и готовы были служить ему даже в следующем рождении. Сейчас было ясно, что чужеземец, выполнив желание Адан-Малика, обнимает землю в вечном сне, - так, значит, было нужно.
Фархад тяжело молчал и вертел в испачканных пальцах маленький кожаный мешочек. Этот порошок ему недавно продал один ушлый, но умный купец, - сказал, что в известной ему местности такой порошок составляет старый горный мастер, придумавший эту вещь для крепких пород в рудниках.
На сухую, мозолистую ладонь Адан-Малик высыпал несколько крупинок и без замаха швырнул в костер. Резкий хлопок, вспышка, несколько углей вылетело и прочертило свой путь падения красной строчкой.
Фархад думал.
Строитель изначально пришёл к нему, потому что надеялся умереть. Сам он вовсе не плох, но его творения чудовищны. Сколько - сто или больше? Неважно. Сегодня кочевник увидел, что Исмиллор уязвим. Главное, найти слабое место.
И одновременно он нашёл свою великую цель. Потягаться с чем-то большим, чем просто войска не желающих повиноваться его власти и новому порядку. Господин Мира должен сделать что-то великое. Фархад хорошо запомнил тот трепет, в который вверг его Исмиллор. До этого он ничего в жизни не боялся. И начинать - не будет.
Людям - земли, богатство... Его приближённым - власть (но не слишком много).
А ему самому, паршивой овце рода, овце, которая отрастила себе орлиные крылья и когти - борьба с могучим и пока ещё непонятным противником.
Фархад найдет их всех. И - (ещё щепотка порошка в огонь) - избавит от них землю. Пусть Строитель знает, что Адан-Малик способен на великую благодарность.
Фархад Одноухий... Несколько лет спустя...
У Фархада были отличные воины, но ему стало не хватать такого сорта людей, которого в степях не сыщешь. Лазутчиков. Шпионов. Во-первых, природного степняка трудно не отличить в толпе, дело ясное. Во-вторых, как-то не было надобности. Фархада же ни на секунду не оставляла мысль о храмах Строителя. Нужно было узнать, как они называются, где стоят, как выглядят и ещё много чего. Строитель, конечно, был не в восторге от своих детищ, но наверняка не стал бы рассказывать Одноухому так много.
Исмиллор стал тренировочной площадкой. Вспыхивающий порошок и горячая вода сослужили отличную службу кочевнику. Он сравнял сахарный храм с землёй. Хотя битва и не была лёгкой.
С особым наслаждением Фархад смотрел, как смывается мозаика. И людские потери его не особо взволновали. Главное - он понял - мощные здания тоже уязвимы.
Разрушить можно всё.
И ещё: если долго и упорно искать, перерывать людей с таким же упорством, с каким птица роет землю в поисках малого зёрнышка - тогда можно обрести многое.
Адан-Малику сказали, что один из торговцев рабами часто упоминает Строителя в своём разговоре. Это могло абсолютно ничего не значить. Но Фархад решил лично поговорить с этим торговцем. Лично и незаметно для остальных.
Сойтись не составило труда. Неужели не найдётся для самого Господина Мира пара десятков таких рабов, при виде которых любой купец встанет на уши и исполнит танец угождения? Если он, конечно, настоящий проныра, чующий прибыль.
А он именно таким и был! Правда, удивительно молодой для своего занятия и капитала, который удалось уже сколотить. И удивительно болтливый. Фархад очень не любил болтунов, но в такой ситуации...
Торгаш жил широко и богато. Одноухий, сопровождаемый целой вереницей повозок (проявлял настоящую заботу о драгоценном "товаре") прибыл в имение рано-рано утром.
Лучший способ не выказать неумения торговаться Фархад выбрал интуитивно - отвечать на предложения улыбкой и молчанием. Дескать, смешно даже говорить об этом, уважаемый. Может, я раскрою рот, когда вы наконец перейдёте от шуток к приличному торгу.
Сделки завершились к обоюдному удовольствию. Одноухий выручил весьма приличную сумму и продал в придачу к рабам ещё и сами повозки с быками. Крупное соглашение прилично отмечать хорошим обедом, на это Фархад и надеялся. В одном интересном пузырёчке у него давно уже томилось одно интересное зелье. Правда, хозяин и без зелья оказался вполне словоохотлив, но лучше подкрепить свои действия волшебным отваром. Тогда уж точно услышит правду. А болтать можно полную чушь.
- Я потомственный коллекционер, если хотите знать, - вещал между тем щеголь. - Это для души. Понимаю, о чём вы подумали. Нет, работорговля - это так, на пропитание. Тупое неинтересное занятие. Зато здесь - вся моя жизнь. Глядите!
Да, зрелище заслуживало внимания! Огромный особняк с кучей комнат был одной нескончаемой выставкой. Кое-где было много вещей, кое-где мало - но что это за вещи!!
- Вы не представляете себе, наверное, сколько Мастеров живут рядом с нами! Причём самых разных. Вот бы их собрать на одной территории, а?
- И продать, - угрюмо вставил Фархад.
Молодчик остановился и визгливо хохотнул:
- Я оценил! Шутка! Да!.. Их так много... Ювелиры, швеи, оружейники. Даже кукольники! Вот, смотрите!
Быстрые нервные руки в кольцах сняли с подставочки большую, отлично выполненную куклу. Она изображала человека в возрасте, седоватого, с аккуратной бородкой. Удивительные, небесно-голубые глаза, (краска? инкрустация камнями?) были... Фархад даже замялся, но не нашёл иного определения... добрыми.
- Что это? Ну?
Гость пожал широкими плечами.
- Это кукла-исповедник! Здорово?
Пришлось признать, что и правда, здорово. Душевная куколка.
- Мастер Хэшем! У меня ещё есть его Нянюшка (младенцы спят рядом с нею всю ночь, даже есть не просят!), Шут (его я убрал подальше, а то гляну один раз - и весь день смеюсь, как идиот), и скоро договорюсь о Балеринке. Дорогая, стокопытный бог!
Коллекционер перешёл на липкий шёпот:
- А есть парочка изделий Мастера Тива... для особенных, деликатных целей. Одна в полный рост - вторая карлик!
- Карлик Нос, - машинально сказал Фархад.
Парень вылупился, как василиск из яйца:
- Вы её видели раньше?!
- Нет. Сказка такая есть. Карлик Нос.
- Аааа... а я-то подумал... Ну, вообще там не только нос, хотя и нос тоже... удобно же очень... на уровне пояса сразу... как бы, для потехи.
Гость дернул плечом, и парень сменил тему:
- Оружием интересуетесь? Такие штучки! Они все в одном зале - компанию любят. Иногда всю ночь звенят, звенят о чём-то своём... О, это вещи одного хозяина. Я в основном скупал у мародёров, знаете, с поля боя прямо - не люблю воров. А так... Имею, к примеру, лук Вдову от Мастера Зелона. Уникальная вещь! Был из белого тиса - после смерти владельца почернел. И теперь стреляет только мимо. А? Любовь! Вот музыкальщина всякая на такое не способна. Они полегкомысленнее. Ну, понимаете же, кровью не связаны. ...Вы умеете играть на флейте?
Фархад выглядел именно как человек, который умеет играть на флейте!
- Вот и я... Жаль. Мастер Окайи. Великий мастер! Такая красавица... А на озере у меня, пойдёмте, лодочка! Мелочь, знаете, но - тоже... одна из ранних работ Корабельщицы.
Молодчик горько вздохнул:
- Жаль, имение маленькое. Хоть бы одну штуковину покрупнее завести! Я бы фрегат Ателя выкупил! Пусть бы стоял!
Пусть бы стоял? Самодовольное жестокое животное! Живой фрегат приковать на суше? Пусть торчит под палящим солнцем, как надгробие? Обречь творение мучиться, медленно умирать... кретин! А куклы? А скрипки и лиры? На них должны играть! Коллекционер чёртов! Дикобраза тебе в постель, а не фрегат!
- Вот, думаю, может, жениться? У соседей столько земли! Я бы отыскал Мастера-Строителя... Это непросто, конечно... те, кто продаёт свои вещи, живут в основном оседло, но ведь строителю нужны новые места, большие площади. И он, знаете ли, не ставит клеймо. Это затрудняет. Опять же, как понять - один он или несколько? Правда, он возводит церкви... У меня есть полный перечень этих работ.
- Что ж не женишься? - сквозь сцепленные зубы бросил Фархад.
- Так у соседей не дочь, а сын!
В самом деле, причина.
- И много он настроил? - попытался помягче подобраться к вожделенной теме.
- Сейчас покажу!
Собственно, на этом судьба коллекционера была решена. Едва он достал нужную бумагу, как временно утратил способность стоять на ногах и смотреть по сторонам.
Фархад отволок бессознательного парня в сторону, в тень, и, конечно, не стал ждать, пока тот очнётся.
Теперь у него был список. Собственно, нужно только сверить - ничего ли он не пропустил?
От озера нужно было опять выйти через особняк. Фархад шёл быстро, но равномерно, а не торопливо. Он ведь не сбегает? Да и хозяин ещё проваляется пару часов. Наверное, чтобы эти комнаты, в которых не живут люди, нормально проветривались, и были устроены двери: одна за другой. Незакреплённые, они сейчас покачивались от мощного сквозняка. Фархад продвигался навстречу ветру и щурился. Вдруг раздался громкий лязг и звон - наверное, ветер сбросил какую-то очередную безделушку, но человек машинально оглянулся... На полу, покачиваясь влево-вправо, как стрелка компаса, лежал короткий обоюдоострый меч, видимо, сорвавшийся с креплений на стене. Опустевшее место зияло серебристым бархатным пятном. Звон, больше похожий на звон разбитого бокала, чем на звук встречи камня и металла, повис в воздухе.
Фархад подошёл, поднял меч и попытался подвесить обратно на крепления.
И чем выше поднимал руку, тем тяжелее становилось оружие в ладони. Опускал - как бабочка крыло, а стоило потянуться к бархатной стенке - аж сустав ломило. Кочевник посмотрел на меч повнимательнее. Ничего необычного: металл какой-то зернистый на вид, гравировка присутствует. Рукоять удобная, правда.
- Вещь одного хозяина, да? - обращаясь к коллекционеру, валяющемуся под деревом без задних ног, хмыкнул Фархад, - ну-ну.
Снял с экспозиции подходящие по размеру ножны, и меч легко нырнул в них, а после того, как был размещён на поясе, по ощущениям стал вообще весить, как игрушка.
Больше Фархад не останавливался.
Ради листика, отобранного у работорговца-коллекционера, Фархад на сороковом году жизни учился читать. Это было ужасно. Но поручить тайну списка храмов он больше не мог никому. Да, ничего не мешало бы казнить чтеца сразу как только информация будет вызубрена на слух.
Но в последнее время Фархад не доверял и мёртвым.
Приходилось учиться разбирать говорящие рисунки. Буквы издевались над кочевником, огненные письмена будили его среди ночи, и в завитушках плясали злорадные ухмылки. Он терпел этот произвол, как терпят прорыв врага на фланге, чтобы потом разбить из засады. Всё, что хотел уметь разбирать Фархад - это имя храма и название местности. Но для этого буквы должны были приобрести смысл. Кочевник и не предполагал, что на обучение уходит столько сил.
И вот листок был наконец расшифрован. Фархад пожертвовал свою тайну богине-молнии... и над пеплом сожжённого листика, сыто зажмурившись, будто степной кот, кочевник признал себя счастливым человеком: перед ним есть Цель.
И она будет достигнута.
Королевство Пинор. Корсонна.Утро.
Человек смог подняться с кровати - он потратил на подготовку к этому простому действию последние два дня. Что происходило до пары наполненных усилиями дней, ему пока было неведомо. Итак, он поднялся, и обнаружил, что тело вроде бы слушается: ноги шли, руки при случае придерживались за всё, что встречали по пути, глаза - смотрели, уши слышали. Глотать было ещё больно, наверное, не прошла лихорадка. То есть человек думал, что это лихорадка. Он стремился наконец выйти из маленькой комнатки, при виде скудной обстановки которой на ум приходило только слово "келья". Причём даже без окон! Подвал, наверное. Если бы на лежанку приделать бортики, то келья легко преобразовывается в "склеп". Прохладно, даже сыро...
Человек изо всех сил толкал дверь, - руками, ногами, наконец, она подалась. Направо был изогнутый коридор, сразу же теряющийся в крутом повороте, налево - пусто! Нет, там лестница, неширокая, уходящая вниз. Вниз? Видимо, не подвал. Он прислушался к себе - и повернул направо. Коридор игривой змеёй вильнул раз и ещё раз и окончился дверцей. Что за построечка такая? Раздражение прибавило силы и эту дверь человек открыл всего с четвёртого пинка.
И схватился за первое, что попалось под руку - за узкие перильца на уровне пояса. Крикнула что-то нелестное ласточка, вспарывая хрустальный утренний воздух прямо перед носом перепугано задохнувшегося, полуживого человека, вцепившегося в поручни смотровой площадки высокой башни.
Он опомнился, отдышался и выругал себя. Ожидал подвал, оказалась громадной высоты башня, ну и что? Удобный случай оценить картину целиком. Там, внизу, лоскутной пестротой расстелился город, и есть ещё большие здания, но это - самое высокое. Глянул налево и направо: ещё несколько башен, и вон тянется спиралевидная галерея. Ему понравился вид, и даже показался каким-то знакомым. Очень, очень далеко внизу ступени, и ограда, но там, где площадь - ограда заканчивается.
Ему захотелось спуститься вниз. Вполне нормальное желание. Человек вернулся к двери кельи, и на этот раз проведал лестницу. Спуск занял приличное время. Ощущая противную слабость, он несколько раз присаживался и отдыхал, потом поднимался, дрожа коленями и обливаясь потом, и продолжал свой путь. Наконец, спускаться стало уже некуда. И двери тоже нет - лишь высокая арка, наполненная неярким светом, чтобы из полумрака сразу не попадать на солнце и не слепнуть. Толково построено, ещё раз отметил человек. Подождал чуть-чуть и шагнул в росистое ветреное утро. Сад. Зелень, клумбы... Всё очень ухожено, радует глаз. Журчат чаши-фонтаны. Красиво.
Человек поборол искушение остаться в саду и двинулся, опираясь на стену, по протоптанной земляной дорожке вдоль здания. За углом ожидал сюрприз: ограда высотой в два человеческих роста и калитка на щеколде в ней. То есть, чтобы попасть на площадь через центральный вход, надо идти по каким-то другим лестницам и коридорчикам, в главную часть здания. Но неважно. Мало ли кто там, - это сооружение огромно! А мы сейчас откроем калитку, и благополучно выйдем.
Щеколда, явно отлично смазанная, легко подалась. Человек постоял перед проёмом, пережидая нахлынувшую тошноту. Несколько глубоких вдохов - всё, порядок. Сделал первый шаг наружу - и обнаружил, что не видит своих ног. Только что видел - уже нет!
Со вскриком страха попятился обратно, за ограду.
Вот же они, ноги! В ботинках, в каких-то не очень чистых штанах. Что за наваждение? Человек подошёл вплотную к калитке и по-чуть-чуть стал выносить ногу наружу. Как только носок ботинка пересёк условную границу, он... нет, не исчез. Просто стал прозрачным-прозрачным, будто сотканным из тумана. Не дыша, человек вытягивал ногу всё дальше, и происходило то же самое: конечность как бы размывалась, сквозь неё можно было спокойно смотреть на траву и булыжники мостовой.
Выходя за ограду этого здания, он не переставал быть, но он становился прозрачным.
ПРИЗРАЧНЫМ.
Дикая мысль посетила человека. Он схватил острый камень и поцарапал руку... Да, царапина, боль, - и ссадина тут же затянулась! Заставив его похолодеть. Но человек продолжил: вынес две руки по локоть за границу ограды и попытался снова нанести себе малую толику повреждений.
Камешек прошёл сквозь туманную плоть без всякого видимого сопротивления, потом упал на землю. Человек отдёрнул руки, повалился на спину и долго лежал, уставившись в яркое небо. Встать уже не было сил. Боже правый, что происходит?
Щебет птиц и стрекот насекомых в траве сливались в один убаюкивающий звук, но он запретил себе спать, хотя сладкая истома слабости и дремоты уже заполняла вены. Человек решил вернуться в здание, чтобы найти хоть одно зеркало и посмотреть на себя со стороны. А вдруг он вообще не отражается? Нет, глупости, ведь внутри строения он вовсе не призрак, - только за оградой.