"История - прекрасный учитель, но не её вина, что у нее отвратительные ученики".
Предупреждение!
(Для учителей и взрослых читателей.)
В отличие от всех остальных учебников, дебилизирующих учеников, данный вариант учебника истории носит не фактологический, а концептуальный уклон.
Упор в данном учебнике сделан на объяснение того, что происходило в нашей истории. Объяснение через показ причин тех событий, что происходили. Причин идеологических, политических, экономических. Показ общих закономерностей и процессов, происходящих в недрах общества.
Ведь факты и события лишь "листики" на едином древе глубинных процессов что "ведут" историю. Ведут по тому пути, что предначертана не идеологическими установками правящих классов, а по пути, определяемом своей внутренней логикой. Поэтому, часто вся та масса фактов и фактиков истории, что приводятся в нынешних учебниках есть ничто иное как информационный мусор, заслоняющий отдельными "деревьями" тот "лес" что существует в реальности.
С этой точки зрения, факты могут служить только как иллюстрация или фундамент для выведения всё тех же закономерностей. Закономерностей руководящих магистральными процессами истории страны.
Если понимать сущность этих процессов, то можно "просчитать" и то, что будет далее.
И это понимание процессов даёт не только возможность легко запомнить то, что было, но и понять то, что происходит ныне. Понять и предсказать то, что будет уже в самом ближайшем нашем будущем.
Именно от этого понимания, понимания угроз и тенденций развития страны и всего мира так сильно нас охраняют. Охраняют для того, чтобы мы не могли спохватиться до того, как станет совсем поздно, и останется только лишь умереть.
Так же этот учебник есть правда народа, а не клевета его исконных врагов ныне преобладающая на страницах учебников истории. Пора прервать процесс отравления ложью душ наших детей и соотечественников всех возрастов, ибо эта ложь смертельна.
Только сейчас начинает доходить до "широкой общественности" то, что нас убивают, и убивают преднамеренно, организуя систему геноцида населения на территории России. И организуется вся эта система геноцида, не только созданием совершенно невыносимых для существования условий. Создаётся она также и чудовищной системой тотальной клеветы на наш народ и нашу историю. Клеветы, призванной уничтожить, прежде всего, дух народа. Уничтожить через развитие стыда и ненависти к себе и собственной истории. А без духа народ уже не народ, а стадо. Стадо, которое если не само себя уничтожит, но которое можно погнать куда угодно - хоть к пропасти, хоть на мясокомбинат.
Что ныне и делается нашими врагами.
НО,
Времена негодяев заканчиваются,
Настают времена героев.
А это значит, что на первый план выходит не пустая "правда" кабинетных затворников, никогда и никак не понимавших собственный народ. На первом месте ныне ПРАВДА НАРОДА.
А в этой Правде - клевете не место!
Вступление
Так как ныне очень много клеветников изощряются в "доказательствах" полной несостоятельности советского военного руководства, несостоятельности русского народа как хорошего воина, то во всех описаниях войн и военных операций, по возможности будут приводиться точные данные по количеству задействованных войск и их потерь с обеих сторон.
Ложь и клевета на нас, как народ очень хорошо становится видна из сопоставления этих величин. И если какой-нибудь клеветник вам будет заявлять что мы-де в какой-то войне кого-то там "завалили трупами", воевали кое-как и "советские военачальники отличались от противника полнейшей некомпетентностью" из-за чего "соотношение потерь армий было 1 к 10 не в нашу пользу" - достаточно посмотреть и предъявить ему действительные цифры, чтобы поставить на место.
К сожалению, данная статистика становится особо важной. Важной, так как нас пытаются лишить исторической памяти, оклеветав наше прошлое и этим уничтожить как народ. Эта статистика - оружие в войне против наших врагов. Врагов нашего народа.
Также важным становится показать действительное положение в стране и действительные цели и руководства страны и мотивы его поведения. К великому сожалению, абсолютное большинство (если не все) школьные учебники делают упор на малозначащих деталях, вместо того, чтобы показать истоки всех бед и побед нашего народа.
Мелочность и ненависть к собственному народу у некоторых авторов учебников проглядывает особо сильно, когда их учебники пишутся с применением "тяжёлых" методов манипуляции сознанием! Методов, призванных на показе мелких деталей создать омерзительное впечатление и о нашей истории и о народе, и, что главное, создать совершенно дикое и прямо не соответствующее действительности представление о мотивах, следствиях и целях деятельности руководства Советского Союза, о мотивах, целях и деятельности народа.
Да, в нашей истории очень много мрачных страниц, но
во-первых: они ни в какое сравнение не идут с тем чудовищным мраком и мерзостью, что всю жизнь сопровождает наших главных геостратегических врагов - Запад;
во-вторых: эти мрачные страницы не дают никакого права никому клеветать на собственный народ и собственную историю, тем самым, работая на наших же извечных врагов;
в третьих: абсолютное большинство чернушной пропаганды против России и Советского Союза призваны обелить вполне конкретного мирового людоеда - Западную цивилизацию, на совести которой реально сотни миллионов замученных человеческих жизней. Цивилизацию, являющуюся прямым виновником всех мировых войн, и всех мировых цивилизационных катастроф последних столетий.
и последнее: времена негодяев, предателей собственного народа - заканчиваются, а это значит, как и было сказано выше, что правда народа становится на первое место.
Россия на рубеже веков
Структура русского общества до эпохи революций
Русское общество эпохи до Октябрьской Революции 1917 года было сословным - делилось на сословия по роду деятельности подданных. К сословиям принадлежали от рождения и, хотя переход между ними был возможным, но, как правило, трудно выполнимым в реальности.
Во главе общества и Государства стоял Царь, который обладал абсолютной властью и был высшей инстанцией, являясь одновременно главой Православной Церкви (со времени Петра I). Власть Царя, согласно идеологии тех лет, была от Бога - он так и назывался - "Помазанник Божий". Царю, воплощению Русского Государства должны были служить все.
Дворяне (помещики) обязаны были защищать Отечество по первому требованию Государя - по сути, они были военным сословием.
Жители городов - торговый люд, мастеровые, государственные служащие в своей массе составляли сословие мещан.
Крестьяне, трудящиеся на земле, должны были через налоги и повинности (трудовые обязанности) обеспечить Государство продовольствием, освободив воинов от надобности "в труде добывать хлеб свой насущный".
Сословие крестьян было самым многочисленным (около 85%) и служило фундаментом всей системы, но оно же было и самым бесправным.
В процессе зарождения капитализма в России образовалась небольшая прослойка рабочих, которые поначалу были ни чем иным, как крепостными крестьянами. С отменой крепостного права, они стали "классическими" полноправными рабочими, но в большинстве своём сохранили чисто крестьянскую психологию и культуру. Нередко такие рабочие имели небольшой участок земли и вели полукрестьянский образ жизни. К крестьянам по мировоззрению и образу жизни примыкала значительная прослойка тех, кто вел "полукрестьянский" образ жизни - часть рабочих, мещан и бедного казачества - сословия крестьян-воинов.
В России, в отличие от Запада, не произошло длительного "раскрестьянивания", сгона крестьян с земли и превращения их в потомственный городской пролетариат, для которого не было иной возможности выжить, как продавая свою рабочую силу.
В 1877 г. в частном владении было 23,8% земли (80% владельцев были дворяне), надельная общинная земля составляла 33,6%, казенная, удельная, церковная и т.д. земля - 42,6%. Земля, которая находилась в частной собственности небольшого числа зажиточных крестьян, составляла всего 3,8% надельной общинной земли. К 1905 г. положение существенно не изменилось: в частном владении 26,1%, надельная общинная земля составляла 33,8%, казенная - 40,1%. Разница лишь в том, что среди частных владельцев дворяне имели теперь только 52,3% - они распродали с 1877 г. 30% своей земли.
Подавляющее большинство населения России подошло к революции, соединенное в огромное сословие крестьян, сохранивших особую культуру и общинное мировоззрение.
Климат России
Климат России кардинально отличается от климата даже ближайших соседей - стран Западной и Центральной Европы, несмотря на то, что он тоже относится "умеренному климату" на географических картах. Русский климат всегда накладывал серьёзнейшие ограничения на развитие государства и на формирование культуры народа.
Географическое положение
Если рассмотреть температурную карту Европы, то очень хорошо видно, что потепление климата наблюдается не с севера на юг, как у большинства других местностей северного полушария Земли, а с востока на запад. Причина этого в том, что Европу омывает мощнейшее тёплое течение планеты - Гольфстрим, текущий с запада на восток.
Гольфстрим несёт не только тепло, но и огромные массы теплой влаги, которые затем в виде дождей орошают земли Европы. По мере продвижения масс воздуха от океана дальше на континент, они все более охлаждаются и теряют влагу. До России они иногда доходят в виде циклонов, несущих оттепели и дожди - так называемые "атлантические воздушные массы". Следовательно, чем дальше на запад, тем холоднее, и засушливее климат Европы.
Например, в Англии никогда за ее историю не было засухи, напротив ее символ - теплый туман (Туманный Альбион!), в Англии никогда не было морозов в минус 10о С - на Трафальгарской Площади в Лондоне свободно растут пальмы! В то же самое время, на той же самой широте в России обычны морозы ниже тридцати, с повторяющимися раз в 3-4 года серьёзными засухами.
То есть в Европе складывается уникальная и исключительная для нашей планеты ситуация - климат становится теплее не с севера на юг, а с востока на запад. Например, в Ленинграде теплее, чем в Москве, хотя "Питер" и находится гораздо северней.
Как видно из климатической карты Европы, климат Скандинавского полуострова, вдоль побережья которого проходит Гольфстрим, во многом соответствует климату нашей Кубани. Так на юге Швеции вызревает виноград. Но это если брать в расчет среднегодовые температуры, в реальности климат Кубани намного суровее Шведского. В степных областях там обычны жестокие засухи и нередки тридцатиградусные морозы. Даже в курортной Анапе в 2005 году зимой была зафиксирована температура минус 32. В Швеции и Дании этого не бывает никогда.
Влияние Географии на Экономику
Более холодный климат России имеет очень серьёзные следствия для нашей экономики.
Нам, в отличие от западноевропейцев, жизненно необходимо отапливать помещение не менее 6-8 месяцев в году, тогда как в Европе отопление обычно необходимо только 3-4 месяца и бедняки могут обходиться без него - по большей части отопление для них есть вопрос комфорта, а не выживания. В России без отопления не выживет никто. Россия без преувеличения является самой холодной страной мира.
Это всё означает, что просто для элементарного выживания, русскому человеку необходимо тратить намного больше средств, нежели западноевропейцу. Русский вынужден тратить на:
--
Отопление жилища.
--
Утепленную конструкцию дома, которая должна быть гораздо более капитальной, чем западноевропейская: более толстые стены, для уменьшения теплопотерь требуют мощного фундамента ниже уровня промерзания почвы иначе любая каменная конструкция после первых морозов пойдет трещинами. Стоимость фундамента иногда составляет до трети стоимости всего дома. В то же самое время, в Западной Европе часто дома строятся вообще без фундамента - на забетонированной площадке. Все это значит, что стоимость строительства любых зданий в России в разы больше, чем на Западе.
--
Особую конструкцию и отопление промышленных строений, иначе в них будет невозможно работать. Даже крыши должны конструироваться с учетом тяжести снега. Это очень серьёзно откладывается в себестоимость производимой заводом продукции.
--
Тёплую одежду, способную согреть человека при температурах в десятки градусов мороза.
--
Жизненной необходимостью является гораздо бСльшее количество калорийного пропитания. Организм должен иметь "топливо" для своего "отопления". Отсюда высока доля жирной пищи в рационе питания русских - сало, масло и пр. Производство высококалорийной пищи всегда было самым дорогостоящим.
--
Значительные транспортные издержки дает и малое количество незамерзающих портов. Давно известно, что самый дешёвый транспорт - речной и морской. По воде можно с наименьшими затратами перевозить наибольшие количества грузов на наибольшие же расстояния. В нашей стране, такие незамерзающие порты есть на Чёрном, Азовском морях, На Балтике, западной части Северного Ледовитого океана в районе Мурманска, а так же Владивосток и Находка на Тихом Океане. Речное же судоходство на всех реках заканчивается с осенним ледоставом. По этой причине, зимой большинство грузов перевозится более дорогим, сухопутным транспортом. В отличие от России все страны Западной Европы, имеющие морские границы или/и судоходные реки, имеют незамерзающие порты. У них море и реки никогда не замерзают. Отсюда же и неизмеримо меньшие затраты на транспортировку различных грузов в Западной Европе, нежели в России.
Все это складываясь, дают то, что себестоимость ЛЮБОЙ продукции, произведённой на территории России, при равной производительности трудав разы выше, чем на Западе.
Исключительные условия для Сельского Хозяйства
В русском климате общие расходы на сельское хозяйство всегда были самыми высокими в мире. Долгая зима требует создания больших запасов продовольствия и запасов для скота. Огромные площади отчуждаются под производства сена на зиму.
В Западной Европе, не говоря уже о теплых странах Азии и Америки условия несравненно лучше.
Во-первых, так называемый вегетационный периоддля большинства регионов России имеет протяжённость от 4 до 6 месяцев. В то время, как для Западной Европы это 8-10 месяцев, например, во Франции можно выпасать скот аж до декабря месяца. Русский сельскохозяйственный год ограничивается временем наступления первых заморозков осенью, проливными осенними дождями и распутицей с наступлением тепла весной. Вполне естественно, что чем меньше вегетационный период, тем меньшую массу растительного сырья можно собрать с одного гектара пашни.
Во-вторых, крайняя неустойчивость погоды весной в России, приводит к вероятности "несвоевременных" заморозков и проливных дождей, чего не скажешь о Западной Европе. Там морозы для сельского хозяйства практически всегда кончаются вовремя, и также вовремя и в меру поливаются пашни дождями, принесёнными Гольфстримом.
Это часто приводит в России либо к низким урожаям (что как правило), либо к гибели урожая из-за вымерзания посадок. По сравнению с Голландией, где урожайность зерновых сейчас порядка 70 ц/га, а на той же широте, урожайность в России, до 26 ц/га. Это при том, что только в СССР сумели вывести сорта пшеницы, которые можно выращивать в относительно северных районах. До этого основной культурой русских крестьян была намного менее калорийная рожь - урожай пшеницы обычно погибал.
По этим причинам сельскохозяйственный год в России всегда проводился с крайним напряжением сил. В Советское время это называлось "битва за урожай". И если это и было преувеличением, то небольшим.
Русскому крестьянину всегда требовалась намного большая сельскохозяйственная территория, чтобы просто выжить. Увеличение необходимой территории приводило к увеличению транспортных издержек.
Цивилизационно-культурные следствия из климатических особенностей России
Ясное дело, что эти очень суровые условия существования, намного превосходящие по суровости и трудности условия существования ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ сформировали культуру принципиально отличающуюся и от западной, и от какой-либо другой "незападной".
Один тот факт, что ни одна другая культура не смогла сформироваться и вырасти до уровня цивилизации в подобных климатических условиях, говорит о многом.Один из главных древнейших истоков государственности и цивилизации Руси - район города Ладога в устье Волхова, около другого древнего города - Новгорода (по всей видимости, это изначальный исток русского народа; Киев стал играть первостепенную роль много позже) расположен именно на 60-й параллели северной широты.
Здесь важно вспомнить, что западноевропейские "колонизаторы" внедряясь в страны Южной Азии и Центральной Америки (например, в Индию или Мексику), находили там высокоразвитые (хотя и совсем иные, чем западноевропейская) цивилизации, но, добравшись до 60 градуса (в Северной Канаде) заставали там даже в XX веке племена с поистине "первобытным" образом жизни.
Аналогичная картина наблюдалась и в Сибири, развитие которой началось только с прихода Русской Цивилизации в эти края. Угро-финны, которые долго обитали на значительной части современной России также ничем особым в этих краях не отметились. Никакие племена планеты, жившие в этих широтах с их климатическими условиями, не смогли создать сколько-нибудь развитую цивилизацию.
Постоянная необходимость на пределе сил бороться за выживание сформировали у народов России особую культуру коллективизма, основанную на представлении об обществе как о едином организме, где каждый человек - необходимая часть его, где выживание всех зависит от каждого. Взаимопомощь и поддержка людей в Русской Культуре не какой-то абстрактный принцип, который можно соблюдать или не соблюдать когда это "выгодно" (что есть в западной культуре), а насущное требование ОБЩЕГО ВЫЖИВАНИЯ. Паразитизм русскими исконно очень сильно осуждался вне зависимости от того, на ком паразитирует тот или иной человек - "на своих" или "на чужих". В этом принципиальное отличие Русской Цивилизации от Западноевропейской, для которой паразитизм - нормален и даже показатель "успешности".
Эти, и многие другие принципы вошли как составная часть в ту религию, что стала основой нашей нынешней культуры. И, кстати, не важно, что многие люди и у нас и на Западе уже давно не верят в Бога. Эта основа осталась и "там" и у нас. Основа культуры остаётся даже тогда, когда умирает тот институт, который его поддерживал. Культура гораздо более живучее образование, чем его некоторые хотят себе представлять. Только раньше она подкреплялась авторитетом церкви, а теперь подкрепляется традицией или "общественным мнением".
Вопросы и задания.
--
Где и на какой широте находится цивилизация-прародитель всех западных цивилизаций? Что это за цивилизация?
--
Проследите по карте вкратце распространение Западной и Российской цивилизаций.
Подсказка для второго вопроса.
Русская - с востока на запад, с севера на юг, и с запада на восток.
Западная - с востока на запад (Греки- Римляне) и на восток (Византия), с юга на север (Римская империя, и её приемники).
Традиционное Общинное Право и крестьянская культура
К эпохе революций крестьянство пришло с целостным представлением о том, каким должно быть общество и каким должно быть государство.
С точки зрения западного фермера абсолютное большинство освоенных русским крестьянином земель были совершенно не пригодны для сельского хозяйства. На тех землях западный фермер со всей его хвалёной "высокой культурой земледелия" не только бы разорился, но и умер с голоду. Его методы работы и стиль жизни совершенно не соответствовали и не соответствуют реалиям Российского климата.
Однако, русские не только выжили, но и создали цивилизацию там, где для других это было совершенно нереально. Это стало возможным исключительно потому, что была выработана целостная система ценностей и правил поведения обеспечивающая выживание максимального количества людей в этих, чудовищных, с точки зрения любой другой страны, условиях.
Если попытаться выделить какое-то особенное правило, которое должно было выполняться всегда в русском обществе то это Правило Обеспечения Жизни. Жизнь, в русской культуре священна, и её сохранению и приумножению посвящены все её законы.
По причине очень суровых климатических условий, крестьяне вынуждены были выработать такие законы, которые обеспечивали выживание максимального количества людей. Все эти законы были жёстко взаимоувязаны и подчинялись главному - обеспечению Жизни. Первым из них было объединение всех крестьянских хозяйств селения в Общину, "Мир".
Для выживания максимального количества людей и минимизации потерь "в лихую годину", всей Общине необходимо было соблюдать следующие правила.
Коллективный труд
Правильно организованный коллективный труд всегда был самым эффективным, а в России ему просто не было альтернативы. В отличие от стран Запада, т.н. вегетационный период в России очень короток, практически за четыре с небольшим месяца нужно посеять и убрать хлеб и овощи, запасти сена для скотины на 7 месяцев, а также выполнить немалое количество других хозяйственных работ. Если не успеть в срок, то крестьянин встанет перед лицом голодной смерти. По этой причине многие работы на селе делались всей общиной - "сообща".
Так коллективный труд был обязателен при постройке жилья для членов общины. Пережить зиму в России под открытым небом или в помещении, специально не приспособленном для жилья принципиально невозможно. Поэтому дом для отдельной семьи община делала сообща все вместе часто, за один-два дня.
Всё, что способствовало, по мнению членов общины, повышению выживаемости и/или благосостояния всех членов общины, подлежало обязательному выполнению.
Взаимопомощь и взаимоподдержка
Коллективный труд максимально эффективен только в условиях взаимопомощи и взаимоподдержки. Каждый должен был помогать каждому, если таковая нужда появлялась. Особенно это проявлялось когда кто-либо, попадал в беду.
Это правило распространялось не только на людей своей общины, но и на людей даже совершенно незнакомых. Нарушение этих неписанных правил считалось очень серьёзным грехом. Например, путника, постучавшегося в любой дом было немыслимо не пустить переночевать и обычно, не накормить. Оставить человека на улице в холодный период года в России обычно означало убить его.
Типичный для русских сказок сюжет - это когда нехорошие люди выгоняют девушку зимой в лес, чтобы погубить ее. Ее спасение же, как раз и начинало сказочный сюжет - спасти человека в России в таких обстоятельствах, человека без дома, могло только чудо.
Этому немало способствовало то, что все люди считались братьями и сёстрами членами великой Семьи. А поэтому, для русских типично обращение к незнакомым людям такое как: "тётя", "дядя", "дед", "бабушка", "отец", "мать", "брат", "сестра".
Крестьянский сход
Высшим законодательным органом в общине всегда был крестьянский сход. Решения, принятые на нембыли строго обязательны к исполнению для всех без исключения.
Решения, принимались в ходе свободной дискуссии между всеми, участвовавшими в сходе. Согласно русским традициям в ходе обсуждения участники должны были прийти к мнению, которое бы устраивало всех. Для этого каждый обязан был поступиться частью своих интересов для согласования с мнением других. После выработки устраивавшего всех решения иногда проводилось голосование, которое было ритуалом выражения общего согласия.Но голосовали далеко не всегда.Согласиебыло главнейшим принципом существования общины.
Аналогичная структура с аналогичными функциями была и в среде казачества.
Обязанность участвовать в сходе сформировала в крестьянах способность изучать и учитывать все нужды всего "Мира". Это привело к тому, что обсуждались и обдумывались свободно не только нужды внутриобщинные, но и политические проблемы государства.
"И что меня поражало, когда я слышал мужицкие рассуждения на сходках - это свобода, с которой говорят мужики. Мы говорим и оглядываемся, можно ли это сказать? А вдруг притянут и спросят. А мужик ничего не боится. Публично, всенародно, на улице, среди деревни мужик обсуждает всевозможные политические и социальные вопросы и всегда говорит при этом открыто все, что думает. Мужик, когда он ни царю, ни пану не виноват, то есть заплатил все, что полагается, спокоен. Ну, а мы зато ничего не платим" (А.Н.Энгельгардт, "Письмо шестое").
Примечание: А. Н. Энгельгардт - российский помещик, живший в середине 19-го столетия, оставивший подробные описания быта села того времени в своих "Письмах из деревни".
Земля и воля
У крестьян было уникальное понимание Воли, часто совершенно непонятное для человека воспитанного и обученного в по лекалам западной культуры. Воля, русским крестьянином, понималась как свобода от каких-либо препятствий по обеспечению Жизни. Обеспечить это для крестьянина могло только обладание землёй в достаточном количестве, чтобы на ней прокормить семью, а так же достаток средств для её обработки.
Воля ставилась крестьянами выше материального достатка. По их морали, лучше быть голодным и бедным, чем рабом. Рабом, по представлениям русских крестьян, был любой человек, не имеющий земли, кто работал по найму не на себя, а на кого-то другого.
Отсюда, всё, что способно привести к потере земли, считалось как покушение и на Волю, и на Жизнь. Именно поэтому, крестьяне всегда выступали против частной собственности на землю. Земля, по убеждению крестьян, могла быть в распоряжении только всей общины. Без права продажи и передачи кому-либо "на сторону".
По мнению крестьян, гарантом сохранения земли от превращения в частную собственность должно было быть государство, так как они главные кормильцы России и основа всего русского общества.
Собственность помещиков на землю, крестьяне никогда не признавали, считая её своей.
Они говорили барам даже в самые тёмные века крепостного права: "Мы ваши, а земля наша!".
Так как обеспечивалась Жизнь, то земля распределялась Общиной, в соответствии с размером семьи или "трудовой нормой", т.е. числом работников в каждой семье.
Воля была жёстко сцеплена с понятиями взаимопомощи, взаимоподдержки, так как главной Свободой, которая ценилась крестьянами превыше всего, была Свобода от Голода, Болезней, разорения Войной или "лихими людьми".
Из последнего, необходимости защиты от разорения нашествием Врага, складывалось и понимание государства, как главного защитника Справедливости.
Общественная польза и "Царь-Батюшка"
Привычка думать не только о своих собственных интересах, но и интересах других людей общины имело ещё одно следствие. Каждый в общине приучался учитывать интересы других, интересы всего государства в целом. В этом, государство российское воспринималось русским крестьянином как одна большая семья, где все и всё связано в единую систему взаимопомощи и взаимоподдержки.
Царь в этом был олицетворением государства. И если крестьянин говорил, что "царю выгодно" или "царю надо", то подразумевалось "выгодно Миру, стране", "надо для страны".
А.Н.Энгельгардт писал: "По понятиям мужика земля - царская, конечно, не в том смысле, что она составляет личную царскую собственность, а в том, что царь есть распорядитель всей земли, главный земляной хозяин. На то он и царь. Если мужик говорит, что царю невыгодно, когда земля пустует, что его царская польза требует, чтобы земля возделывалась, то тут дело вовсе не в личной пользе царя - царю ничего не нужно, у него все есть, а в пользе общественной. Общественная польза требует, чтобы земли не пустовали, хозяйственно обрабатывались, производили хлеб. Общественная польза и справедливость требуют равнять землю, производить переделы. Мужик широко смотрит на дело, а вовсе не так, как сообщают разные корреспонденты: отнимут землю у господ и отдадут крестьянам. Нет, это не так. Царь об общественной пользе думает".
Отношение к собственности и понятие о Справедливости
Идеал "отнять и поделить", что ныне приписывается российскими либералами-западниками крестьянам рубежа 19-20 веков, был для них вовсе не характерен, так как в корне противоречил главному принципу их культуры - понятию о Справедливости. По Справедливости, человек своим трудом(!) заработавший больше, чем другие, заслуживал большего. И никто не в праве на это большее посягать.
Обратите внимание на выделение "своим трудом"! Все, кто заработал большее не своим трудом, считался паразитом и осуждался.
Единственное, чем более успешный обязан был делиться - это своим опытом. Идеал "отнять и поделить" - т.е. грубая "уравниловка", был характерен не российским крестьянам, а как раз наоборот - городской, прозападно ориентированной интеллигенции, начитавшейся западных философов-утопистов.
Исключение из вышеприведённого правила, когда всеобязаны были делиться, - голод. Или необходимость спасти человека попавшего в беду. Нарушивший это правило выпадал из общей системы взаимопомощи и взаимоспасения. Он не только осуждался всем Миром, но и рисковал не получить всё ту же помощь когда ему она сама могла понадобиться. Так как в дореволюционной России, голод был вполне обыденным явлением, то и выполнение моральных обязательств пред ближними считалось само собой разумеющимся.
Страх перед голодом был одной из причин консолидации российского крестьянства в рамках традиционной поземельной общины. В течение столетий в условиях налогового гнета государства, помещичьей кабалы община обеспечивала минимальное приложение сил трудовых своих членов, удерживала массу крестьянских хозяйств от разорения.
Не в последнюю очередь соображениями борьбы с голодом диктовался и запрет на продажу и заклад земли.
Общинное право запрещало продавать и даже закладывать землю - это, конечно, стеснение. Почему же крестьяне его поддерживали? Потому что знали, что в их тяжелой жизни чуть ли не каждый попадет в положение, когда отдать землю за долги будет казаться наилучшим выходом. И потерянное уже не вернешь. Не вполне распоряжаться своим урожаем, а сдавать в общину часть его для создания неприкосновенного запаса на случай недорода - тоже стеснение. Но в каждой крестьянской семье была жива память о голодном годе, когда этот запас спасал жизнь (хотя бы память о страшном голоде 1891 г.). И это "тоталитарное" вековое общинное правило, обеспечивающее выживание, ценилось крестьянами выше глотка свободы. Как говорили сами крестьяне: "Если нарушить общину, нам и милостыню не у кого попросить будет".
Отличие западного общества от русского
Главное принципиальное отличие западного общества от русского состоит в том, что изначально вся западная культура и экономика основывается на антагонистических взаимоотношениях.
Главным поведенческим стереотипом западного общества является конкуренция или, как метко выразился главный теоретик западного общества Гоббс - холодная война всех со всеми.
При этом само государство понимается западным обществом как относительно нейтральный арбитр между свободно дерущимися в конкурентной борьбе индивидами. Арбитр должен не только следить за выполнением внешних правил драки, но и не допускать перехода драки в "горячую" фазу - применения орудий убийства.
В западном обществе по умолчанию считается, что человек изначально порочное существо, и поэтому улучшать его невозможно - можно только уничтожить.
Также считается, что всё общество должно делится на классы - классы трудящихся (раса рабочих) и класс господ (раса аристократов). Рабочие заранее относятся к порочным (неудачникам), а аристократия и буржуазия к элите ("удачники").
Так как неудачники по идеологии западного общества изначально порочны, то элита должна отделить себя от них социальными и политическими перегородками. Отсюда, считается, что между этими классами должна идти постоянная война. "Неудачники" никогда не смирятся со своей участью быть всегда последними и будут воевать за место под солнцем с элитой - классом эксплуататоров. Так как люди полагаются неизменяемыми, то и общество может эволюционировать только от плохого к худшему.
В результате вся жизненная философия западного человека проникнута страхом перед будущим, от которого не ждут ничего хорошего. Исходя из этого, главной задачей государства является сохранение социального равновесия и недопущение ухудшения ситуации.
В отличие от западного общества, русское изначально строится на уважении чужой жизни. Её сохранении, что прямо прописывается и в культуре и в религии православия. Человек, в противоположность западному представлению, полагается изначально чистым, но по стечению жизненных обстоятельств может изменяться в худшую сторону. Это означает, что человек может быть исправлен к лучшему.
Поэтому, согласно "коду" русской культуры, слово "неудачник" немыслимо в том смысле, который вкладывается в это понятие человеком запада. Для русского культурного кода это человек, попавший в беду, для которого роковым образом сложились обстоятельства, он вызывает сожаление и желание помочь и ни в коем случае не презрение и уничижение, как на Западе. Жизнь может повернуться к каждому своей жестокой стороной и тогда на месте "неудачника" можешь оказаться ты сам. "От сумы и от тюрьмы не зарекайся" - одна из самых популярных и глубоких русских пословиц.
Убеждение относительно будущего у русских - общество может изменяться и должно изменяться только к лучшему. Любые другие варианты, по культуре русских считается как следствие деятельности неправильных (корыстных или неумелых) людей на ответственных постах, что обязательно должно быть исправляемо. И каждый по мере сил должен прилагать усилия к такому исправлению.
Также, в противоположность западной конкуренции, главным стереотипом поведения русского человека является содружество и взаимопомощь. Отсюда и всё общество с государством, по культуре русского народа на принципах соподчинения и взаимопомощи, должно выстраиваться на принципах обеспечения всех Жизнью.
Русский человек видит идеальное государство как большую семью, где есть глава семьи - отец семейства, и есть члены семьи, которые ему подчиняются и должны заботиться друг о друге. Не зря крестьяне веками называли царя "царь-батюшка", что было немыслимо, например, в западных странах. Отец семейства является высшим арбитром и держателем справедливости. Такой тип отношений в государстве называется патерналистским.
Отсюда и ещё одно отличие: русский человек ощущает себя как личность, как Я, лишь тогда, когда включает в себя частицы своих близких, своих друзей и своих предков, частицы тела своего народа, а то и всего человечества. Вырви из него эти частицы - что останется? И его друг таков, какой он есть, потому, что вбирает в себя частицы духа своего товарища - их миры проникают друг в друга, их души соединены.
Поэтому, принять дух капитализма и идею человека-индивидуума, даже в самом гуманном ее варианте - для русского человека значит отказаться от идеи братства и любви, отказаться от христианства.
Кроме этого, существует ещё одно серьёзное отличие западного общества от русского.
Западное общество строит свои взаимоотношения на юридическом Законе. Мораль и нравственность являются по отношению к юридическому закону - вторичными, подчинёнными. Отсюда, если действия любого гражданина западной державы расходятся с понятиями нравственности и морали, но соответствуют букве Закона, то такое поведение считается допустимым и нормальным. Именно в этом смысл и дух так называемого правового государства.
В этом же смысле западное общество - аморальное общество, потому что Запад - общество юридического права, а не морали. Отсюда и шокирующие любого представителя незападной культуры особенности поведения западных держав и их граждан - "двойная мораль", а по-русски - подлость, двойные стандарты - лицемерие, патологическая жестокость, не виданная даже среди зверей, презрение к культурам, морали и чувствам других народов и т.д.
На Западе это - "нормально".
Русское же общество испокон веков строило свои взаимоотношения на верховенстве Морали и Нравственности. Юридический закон в нашем обществе всегда был вторичным и подчинённым Морали и Нравственности. Поэтому, наше общество, в противоположность западному, было обществом Морали, а государство, естественно неправовым, а именно Моральным! Отсюда происходит наше российское наплевательское отношение к Закону юридическому, так как по нашей культуре, если выполнялся закон морали, то следовать юридическому не имело смысла.
Вся мораль и нравственность в обществе поддерживалась Традицией, и традиционными отношениями. Именно в Традициизаключались и выражались все моральные и нравственные законы общества. Следовать Традиции в русском обществе считалось строго обязательным. Отсюда и тип русского общества носил название традиционного общества. Абсолютное большинство культур и обществ в мире - традиционные, а общества, принадлежащие к Западной цивилизации являются редким исключением в истории.
В незнании отличий сути русского общества от западного заключался корень непонимания собственного народа русскими апологетами "западного рая".
Воспитанные и обученные по западным стандартам и учебникам, они оторвались от собственного народа и воспринимали его как ещё один западный по психологии и культуре народ, что было в корне не верным.
К концу 19 века элита Российской империи взяла чёткий курс на "вестернизацию" страны - перестройку общества по образцу стран и народов Запада.
Однако регулярное демонстративное нарушение общественной морали властями Российской империи привели к тому, что в глазах собственного народа власть получила репутацию аморальной и безнравственной. Потеряв, таким образом, уважение и само право на власть.
Помещики и капиталисты
Помещики, как было сказано ранее, были основными владельцами земли. Указ 1861 года не поменял существенно их положение на селе - они остались главными владельцами земли и так же, как и ранее использовали труд крестьян на своих землях.
Помещиков полностью устраивало такое положение дел. Они также не были заинтересованы в каком-либо развитии сельского хозяйства, так как всё равно получали своё от подневольного труда крестьян на их землях. Отдельные помещики-энтузиасты, проводившие прогрессивные преобразования у себя в поместьях, развивавшие механизацию сельского труда, ситуации в масштабах страны не изменяли.
Более того, помещикам принадлежало много земель, которые не обрабатывались, что вызывало растущее возмущение крестьян.
Буржуазия была заинтересована в развитии капитализма. Но для его развития не хватало как средств, так и людских ресурсов, которые были в большинстве своём связаны в сельском производстве.
Выход был здесь для них один - развитие крупных хозяйств с индустриализацией сельского труда. При этом все мелкие производители, не выдерживая конкуренции с более крупными и механизированными хозяйствами, разорялись бы и пополняли армию наёмных работников в городах.
Так как совершенно нищий люд согласен на любую работу и любую оплату, то с них можно было получить максимум прибыли. Вполне естественным считалось и то, что значительная часть полностью обнищавшего люда попросту погибнет.
Такой путь прошли все западные страны, заплатив за индустриализацию людскую цену - в Англии, например, при этом погибло 1/3 тогдашнего населения, а в Германии 2/3, в Ирландии - до 3/4.
Также немаловажно было и отсутствие средств на индустриализацию. Царское правительство, желая исправить это положение, могло взять деньги только с того производства, что было наиболее широко распространено - с сельскохозяйственного производства.
Из-за неизмеримо худших условий в России для производства продовольствия, нежели на Западе, это приводило к гиперэксплуатации крестьян, в том числе и помещичьих хозяйств. Поэтому, дворянство недоброжелательно относилось к программам индустриализации как "выжиманию соков из сельского хозяйства".
Весьма важным является факт, что, российское дворянство, в отличие от западноевропейской аристократии, не было замкнутой кастой. Через целый ряд процедур в него принималось много недворянского элемента. Это, в частности, задержало развитие классового сознания буржуазии. Во многом буржуазия и дворянство были солидарны и выступали вместе против интересов трудового народа.
Интеллигенция
Интеллигенция в Российской империи была весьма немногочисленной, но из-за статуса интеллектуальной части общества имела непропорциональный своим реальным размерам авторитет в обществе.
Интеллигенция и крестьяне
Интеллигенция в общем не имела представления о самых главных сторонах жизни крестьян, и прежде всего об их питании. Это очень хорошо видно по содержанию статей в газетах той поры. Газеты пестрели передовицами о том, как лучше организовать подвоз зерна по железной дороге к портам и пр. Это поразительно, но русские интеллигенты судили о положении русских крестьян на основании положения Западноевропейских и американских фермеров.
Достоверная информация о реальной жизни крестьян всё-таки доходила до общества. Первыми забили тревогу военные из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян.
Будущий главнокомандующий генерал В.Гурко привел данные, что с 1871 по 1901 г. 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии. Генерал А.Д. Нечволодов в известной книге "От разорения к достатку" (1906) приводит данные из статьи академика Тарханова "Нужды народного питания", согласно которым русские крестьяне на душу населения потребляли продовольствия на 20,44 руб. в год, а английские - на 101,25 руб.
Также этим известны и статьи великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который прямо говорил, что "даже в самый благополучный год, сельская община балансирует на грани голода". В деревне стала складываться опасная ситуация.
Тем не менее, большинство интеллигенции не могло в это поверить.
Применяя для анализа ситуации в стране западные экономические теории они неизбежно получали то, что крестьянин не только не получал прибыли от своего труда, но и постоянно был в убытке. Получая такой "дикий" результат, они неизбежно подвергали сомнению и отбрасывали как ложную, реальную информацию о действительном положении на селе.
Капиталистическая индустриализация и крестьяне
После реформы 1861 г. положение крестьян поначалу улучшилось, повышалась урожайность. Но затем крестьяне стали ощущать наступление капитализма, который оказался применен в условиях России.
Железные дороги стали просто "высасывать" продукты сельского хозяйства. В Западной Европе и Америке, железные дороги способствовали быстрейшему вывозу излишков сельскохозяйственного производства. Но в климатических условиях России излишков попросту не было, и железные дороги стали средством полного выжимания из хозяйства последнего пуда, последней копейки. По железным дорогам было легко перебрасывать войска, чтобы выбить из крестьян недоимки.
Крестьянство было главным источником ресурсов для капиталистической индустриализации, и товарность их хозяйства искусственно повышалась денежными податями и налогами.
Выколачивать из крестьян средства взялись и государство, с его податями и денежными налогами, и арендаторы-помещики. Из этих средств они обеспечивали достаточно высокий уровень прибыли для западных акционеров. Примерно половина хлеба, произведенного крестьянами, шла на экспорт, превращаясь в твердую валюту, как сегодня нефть и газ (при этом сами крестьяне получали от экспорта в среднем около 10 руб. в год на двор). При этом хлеботорговлей из России опять-таки занимались в основном банки с западным капиталом (доля иностранного банкового капитала в экспорте хлеба составляла 35-40%).
В России регулярно возникал массовый голод, который раньше случался, но не с такой ужасающей частотой. Кстати, не знали такого страшного голода до капитализма ни в Европе, ни в Индии, ни в империи ацтеков.
До 1917 г. весь прибавочный продукт нещадно изымался из села, власти открыто говорили -"недоедим, а вывезем". Естественно, имелось в виду, что "недоедят", то есть будут голодать именно русские крестьяне, а не банкиры и помещики.
Все относительно развитые страны, производившие менее 500 кг зерна на душу населения, зерно ввозили. Россия в рекордный 1913 г. имела 471 кг зерна на душу - и вывозила очень много зерна - за счет резкого сокращения внутреннего потребления, причем именно крестьян. Даже в 1911 г., в год исключительно тяжелого голода было вывезено 53,4% всего зерна - больше и относительно, и тем более абсолютно, чем в годы предыдущего пятилетия. Ради прибылей русских капиталистов и западного капитала были убиты голодом миллионы крестьян.
Из села изымался весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта. Не удивительно, что часто при таком изъятии у крестьян оставалось зерна на уровне "голодной нормы". А иногда и ниже.
Пояснение:необходимый продукт, это тот, который нужен крестьянину для сева весной, плюс то, что ему необходимо для нормального питания до следующего урожая. То, что сверх этого количества - продукт прибавочный.
Голодная норма - минимальное количество продукта, необходимое для того, чтобы не умереть с голоду и дожить до следующего урожая. Сюда входит и посевной материал, и то, что пускалось в пищу.
Зарождение кулачества
Кулачество возникло как логическое продолжение общинных взаимоотношений на селе. Так как общинная земля распределялась по числу работников в каждой семье, то некоторые семьи, имеющие много детей-мальчиков, получали значительно больше, чем другие.
Мальчики же, вырастая, далеко не всегда стремились остаться "на земле". К концу девятнадцатого века начался экономический подъём и в городах появился дополнительный спрос на рабочую силу. Многие юноши уходили на заработки в города часто оставаясь там. Но земля, распределённая общиной по числу работников, должна была быть возделана, и оставшиеся "на земле" хозяева часто вынуждены были нанимать сезонных работников.
Получалось так, что эти самые семьи, с избытком мужских рук получали серьёзное преимущество перед другими: они получали доход от наёмного труда, плюс то, что приносили в семью те, кто уходил на заработки в город.
Очень скоро началось расслоение среди этих самых "крепких мужиков". Одни остались, как и все остальные, тружениками, которые наёмных работников привечали также как и своих домочадцев. Другие же, получив богатство, использовали его для ростовщичества. Последние и стали называться (в отличие от крепких мужиков) кулаками.
Ростовщичество на селе в то время осуществлялось так: остро нуждающийся крестьянин занимал у такого крепкого мужика зерно до нового урожая с обязательством либо вернуть с процентами, либо отработать, либо и то и другое вместе. Спустя некоторое время ростовщики превращались в настоящих паразитов сидящих на шее у общины ("Мира").
Они уже далеко не всегда работали, превратившись в слой сельских капиталистов, а на них работали задолжавшие им соседи. Ударившись в стяжательство, эти крестьяне попросту объедали Мир.- По этому их и назвали мироедами. С этих пор имя "кулак-мироед" стало нарицательным.
Другое, дополнительное значение слово "мироед" приобрело во время Столыпинской реформы.
Во времена Столыпина, "мироедами" их назвали за право отнять часть земель общины в "отруб", который выводился таким образом из оборота общины, в отруб обычно община была обязана отдать лучшие земли. Таким образом получившие самые первые отруба оказывались в намного лучшем положении, чем следующие их соседи. Если это приобретало характер панической эпидемии разбора земель, то миръ (община) разбирался на отруба, практически "съедался", отсюда и название - мироед.
Для успешного существования кулака ему нужно было как можно большее количество бедноты, так как только доведенный до отчаяния человек может согласиться на самое мизерное вознаграждение за собственный труд и самые кабальные условия займа. Поняв это, абсолютное большинство кулаков стремилось именно к целенаправленному искусственному разорению крестьянской общины. Разоряли для того, чтобы навсегда долгами привязать к своему хозяйству и при этом получить максимум прибыли.
Так как в условиях, когда голодные годы повторяются в среднем каждые 3-4 года, а вся община даже в "хороший" год балансировала на грани голода, откровенные паразиты на шее общины вызывали не только всеобщее осуждение, но и ненависть.
Развитие периферийного капитализма в России
Уже поражение в Крымской войне показало серьёзное отставание России от западных держав в промышленности, технологиях и военном деле. Россия опаздывала с развитием собственной промышленности на 100-150 лет и разрыв с каждым годом увеличивался. Это грозило России в недалёком будущем полным разгромом со стороны стран Запада, оккупации и раздела России между победителями, как это произошло с Китаем в 19 веке.
Как западные державы поступают со слабыми, было видно также на примере Индии и народов Америки, которые истребляли десятками миллионов.
Только современная промышленность позволяла государству производить современные вооружения, чтобы дать адекватный отпор агрессору. Чтобы не допустить развития ситуации по этому гибельному для себя сценарию, Россия должна была спешно развивать свою собственную промышленность намного более высокими темпами, чем западные конкуренты - просто для того чтобы их догнать. В противном случае, пока Россия будет ориентироваться на текущий уровень - потенциальный противник опять уйдет вперед в технологиях и производстве вооружений.
Но, как упоминалось выше, обученная в западных университетах и по западным стандартам интеллигенция и руководящая верхушка России, понимали процесс наверстывания упущенного исторического времени в рамках этих же западных теорий. Сейчас очевидно, что они не понимали того, что в этих областях Запад будет преследовать только свои собственные интересы и их экономические теории, суть, инструмент по навязыванию собственных, западных правил игры всяким прочим. Кроме того, думающим людям было очевидно, что используя западный подход нельзя добиться результатов много выше, чем достиг сам Запад, а требовалось именно это.
В результате первым, за чем стала гоняться элита России, так это за Западными инвестициями в экономику России. Кроме этого, они стали выстраивать в России, что также вполне естественно при слепом копировании, капитализм западного образца.
В результате в России, при активном содействии иностранных инвесторов и советников начала развиваться дополняющая Запад экономика. По своей природе эта экономика была ни чем иным как, так называемым, периферийным капитализмом.
Суть его такова:
Развивались не те отрасли производства, которые нужны для пропорционального развития промышленности страны и ее народа, а те которые приносили наибольшие прибыли западным инвесторам - "дополняющие" Западные производства. Отрасли, которые могли бы составить конкуренцию западным производителям либо подавлялись, либо ставились под контроль западному капиталу. Под такой контроль, при котором нанесение любого ущерба западным производителям исключалась.
При такой схеме торговля любыми товарами, а не только промышленными, происходила не по ценам выгодным российскому производителю, а по ценам, диктуемым Западом. Это особо ярко выразилось при торговле зерном.
Ныне хорошо известно, что когда западный капитализм вторгается в иную культуру и превращает ее в свою периферию, то происходит резкий разрыв между хозяйственной и социальной структурой общества. Ни о каком здоровом национальном развитии при этом не может быть и речи.
Так же было и в России - с одной стороны однобоко развивалась промышленность, а с другой стороны ускоренно разрушался традиционный уклад сельского хозяйства страны с мгновенным по историческим меркам образованием огромных масс обобранных до нитки, доведенных до отчаяния людей. Рост промышленности из-за того, что его определяли интересы не страны, а Запада, сильно отставал от роста армии нищих людей ("свободных рук"), которые не вбирались растущей промышленностью. В стране появились огромные массы бродяг - "босяков", перебивающихся случайными заработками, появилась армия поденных работников, резко выросла преступность.
Царское правительство, сознавая многие неприятности такого навязываемого развития, старалось скомпенсировать диспропорции развития. Составлялись и выполнялись пятилетние планы развития экономики. Но так как развитие всё равно шло по законам, навязанным Западным капиталом, этого было очень недостаточно.
Страна всё более скатывалась на путь, ныне полностью пройденный так называемыми "странами третьего мира". Современный исследователь этого вопроса В. Крылов пишет: "В экономической сфере традиционные уклады развивающихся стран исчезают так же, как это было и в Европе XIX века, но в сфере социальной происходит нечто иное. Разоряемые трудящиеся не вбираются во всей своей массе в современные сектора, но продолжают существовать рядом с ними теперь уже в виде все возрастающего сектора бедности, незанятости, пауперизма, социального распада. И это нечто более грозное, нежели обычная резервная армия безработных в бывших метрополиях. В перспективе капиталистический путь развития должен привести развивающиеся страны не к такому состоянию, когда капиталистические порядки, вытеснив прочие уклады, покроют собою все общество в целом, как это случилось в прошлом в нынешних эпицентрах капитала, но к такому, когда могучий по доле в национальной экономике, но незначительный по охвату населения капиталистический уклад окажется окруженным морем пауперизма, незанятости, бедности".
Внутриполитическое состояние Российского общества на рубеже веков
Кризис доверия к царской власти в конце 19 в.
Этот кризис был вызван несколькими причинами.
Первой причиной была новая волна модернизации.В конце 19 века Россия переживала развитие промышленности по образцам западного капитализма. Но это развитие происходило на принципиально иной культурной и социальной почве. Принципы организации общества, необходимые для капитализма, а именно конкуренция, то есть война всех против всех возведённая в принцип и возвеличивание стяжательства и обогащения любой ценой, были принципиально противоположны культурным стереотипам народа. Они воспринимались как сатанинские и неприемлемые для большинства народа.
Так как основным проводником такой модернизации была царская власть, то это неизбежно стало основной причиной серьёзного падения её легитимности в народе.
Легитимность - это уверенность подданных в том, что правящие слои имеют право на власть, что установленный в государстве порядок непреложен как выражение высших ценностей и он обеспечивает благо и спасение страны и людей. При наличии этой уверенности власть одновременно является авторитетом и государство прочно стоит на силе и согласии. Утрата любой из этих опор - начало краха государства.
Не идти на модернизацию Россия не могла. Иначе, как говорилось выше, она обрекалась на прогрессирующее отставание от всех соседних стран по уровню развития экономики, современным технологиям и, следовательно, по уровню военной мощи. Это создавало серьёзную угрозу захвата и уничтожения Российского государства её соседями, в первую очередь исконным врагом России - Западом.
Но и пойдя на модернизацию, Российская монархия этим подрывала свою власть в стране. Так как модернизация происходила на принципах чуждых русскому народу, то создалось такое положение, что те культурные силы, что поддерживали легитимность традиционных сил Российского государства, оказались оттеснены на обочину общественных процессов.
Убеждение в праведности государства стало подрываться с нарастающей интенсивностью.
Возник катастрофический резонанс между делами подрывающих государственность сил и действиями самого государства. Государство стало восприниматься как аморальное и враждебное собственному народу.
Все действия правящего класса уже нередко воспринимались как преступные и враждебные. Даже вполне разумные, примирительные и даже прогрессивные дела царского правительства стали интерпретироваться общественным сознанием как враждебные и только ухудшали положение. Александр II, осторожно и успешно проведший труднейшую реформу по отмене крепостного права, был убит народовольцами при одобрении целых общественных слоев.
Второй причиной была идеологическая экспансия Запада. Имевшими большой авторитет в общественном мнении западниками был создан ряд "светлых мифов" о Западе и одновременно ряд "черных мифов" о России. Все более широкими становились контакты русской интеллигенции с Западом, где с конца первой трети XIX века в общественном мнении стала господствовать русофобия - представление о Российской империи как деспотической тирании, душительнице всякой мысли и свободы. В этой установке удивительным образом совпадали идеологические противники - и консерваторы, и либералы, а потом и марксисты Запада.
С большим трудом добились европейские правительства участия России, в соответствии с ее обязательствами по Священному союзу, в подавлении революции 1848 г. в Австро-Венгрии - и тут же всеми газетами Россия была оплевана и названа "жандармом Европы". Такое представление о России "импортировалось" на родину, где благожелательно перепечатывали и комментировали модную на Западе книгу французского маркиза де Кюстина - гнусный и подлый пасквиль на государственное устройство России.
Не меньшим влиянием на русскую интеллигенцию обладали политические и экономические теории, разрабатываемые на Западе. Всё, что было произведено на Западе возводилось "западниками" в ранг абсолютной истины, а эти теории и их авторы получили в России исключительную популярность.
Крупнейшей теорией западного происхождения, получившей исключительное влияние на умы российской интеллигенции, стал