Среди множества представителей современной русской эстрады, в большинстве своём, к сожалению, имеющих мало общего с музыкальным и поэтическим искусством, и существующих исключительно ради материального достатка, а не ради эстетики, мало найдётся людей, которые действительно занимаются творчеством, при этом обладая большим талантом и неограниченным творческим потенциалом. К таким немногочисленным деятелям искусства относится группа НОМ (Неформальное Объединение Молодёжи)
Музыкальный коллектив НОМ образовался в Ленинграде двадцать лет назад. Тогда в состав группы входили Сергей Кагадеев (вокал), Андрей Кагадеев(бас-гитара), Дмитрий Тихонов(клавиши, аккордеон) Юрий Салтыков(шоу), Сергей Бутузов(гитара) и Николай Родионов(ударные)
Дебютом группы НОМ стало выступление в Ленинградском Дворце Молодёжи 28 февраля 1987 года на конкурсе молодых талантов. С этого концерта и началась их известность. Спустя ещё два года группу приняли в Ленинградский рок-клуб. Поле смерти барабанщика Николая Родионова его место в группе занял В. Постниченко. Пик популярности НОМа - 90-е годы. В то время о них писали много музыкально-критических статей, показывали по телевидению. Тем не менее, в 1998 году из состава группы уходит солист Сергей Кагадеев. С уходом солиста состав группы кардинально изменился. И в итоге остались только Андрей Кагадеев и Юрий Салтыков. Конечно, в этот критический для группы период её участникам было нелегко, и для записи очередного альбома был приглашен Николай Гусев из уже не существующей к тому времени, дружественной им группы АВИА, который впоследствии остался работать с ними. В данное время они играют втроём, и иногда к ним присоединяется известный в Санкт-Петербурге художник Николай Копейкин и живущий сейчас за границей Дмитрий Тихонов
Современная рок-музыка изобилует множеством направлений и стилей так или иначе связанных с характером исполнителей. В своём творчестве НОМ предлагает взглянуть на мир с точки зрения абсурда, порой очень остро показывая всю параноидально-шизофреничность идеалов и ценностей, диктуемых человеку современным обществом. И за шуточной формой изложения зачастую скрываются глубочайшие проблемы. Многие песни действительно заставляют всерьёз задуматься над образами представляемых персонажей. Впрочем, свой стиль участники группы НОМ не определяют, и себя не ограничивают рамками "потребительского искусства", не боясь экспериментировать со словом и звуком. Характерной особенностью НОМа является яркая индивидуальность, несмотря на свою эксцентричность, они никогда не стремятся кому-то подражать или следовать модным тенденциям рок-музыки. НОМ - одна из немногих современных рок-команд, чьё творчество является актуальным и, не теряя индивидуальности, они продолжают создавать концептуальную музыку.
Тексты НОМа (в основном их пишет Андрей Кагадеев) написаны богатым, образным языком, что теперь в русском роке встречается всё реже, хотя на мой взгляд, должно быть нормой. Поэтическое творчество НОМа можно сравнить с поэзией Даниила Хармса или с ранним Заболоцким, но всё же их стиль более самобытен и современен. Музыкальный ряд (автором почти всей музыки является Дмитрий Тихонов), используется для достижения наибольшего эмоционального воздействия на слушателя, задача заключается ещё в том, чтобы донести первоначальную идею автора текста, не искажая вложенного в него смысла. Также восприятию текстов помогают элементы шоу, используемые на концертах в качестве важнейших выразительных средств. Причём, каждое выступление НОМа всегда так или иначе отливается от предыдущих. Для того чтобы понять и увидеть цельность музыкальных и поэтических образов необходимо побывать на их концертах, поскольку их творчество трудно воспринимать в отрыве от шоу, где все основные акценты приходится расставлять шоумену и солисту группы Юрию Салтыкову. За всё время существования группы, концертные выступления НОМа всегда отличала зрелищность и театральность. В этом их можно сравнить с такими коллективами, как АукцЫон и вышеупомянутой группой АВИА.
С середины 90-х годов участники группы НОМ открылись в новом для себя качестве. Они освоили новый для себя жанр - кинематограф. В результате творческого эксперимента родилось объединение НОМфильм. Целью объединения стали съёмки альтернативного кино. Такие фильмы создаются только ради замысла, не предполагая материальных доходов. Но, несмотря на свою малобюджетность, фильмы НОМа не превращаются в любительское видео, поскольку сняты на высоком профессиональном уровне и отличаются блестящей игрой актёров.
Своеобразные комедии, не похожие на те плоды беспринципного кинематографа, обилие которых мы можем наблюдать на телевидении, по сути подчинены той же идее, что и музыка группы НОМ, так как к слову и звуку добавился новый изобразительный язык - видеоряд. Отчётливо можно проследить, как из фильма в фильм совершенствуется мастерство коллектива в этом жанре. В кино авторами сценариев стали Андрей Кагадеев, Николай Копейкин и Сергей Кагадеев (до ухода из группы). Первой их кинематографической работой стал двухсерийный короткометражный фильм "Слонёнок Гобо", повествующий о слонёнке-убийце, который хочет всех "раздавить". А ведь за таким, казалось бы, до абсурда нелепым персонажем скрывается нешуточный человеческий образ.
Интересной находкой была собственная трактовка некоторых исторических событий, представленных в снятой позже серии состоящей из четырёх короткометражных фильмов под названием "Геополипы". Главные роли - Ленина, Кимерсена, Гитлера и, наконец, Путина превосходно исполнил шоумен НОМа Юрий Салтыков, великолепно передавший образы созданные авторами сценариев. Также, крайне необычно, с точки зрения общеизвестной истории, смотрится фильм "Кот Васька", главным героем которого является В.Ленин с соратниками. Фильм представляет собой весьма своеобразную интерпретацию рассказов Бонч-Бруевичей о "великом вожде".
Самой крупной кинематографической работой НОМфильма на сегодняшний день является полнометражная картина "Пасека". По сюжетному замыслу фильм "Пасека" является триллером с элементами чёрной комедии. "Пасека" сильно отличается от предыдущих произведений не только размером, но и широтой художественного замысла. Поражает продуманность сценария рождающего в голове целый мир необычных ассоциаций.
На протяжении всего своего творческого пути группа не перестаёт радовать своих поклонников чистотой и искренностью своих произведений. Было бы неправильно рассматривать творчество коллектива НОМ в одном контексте с представителями псевдоискусства, так как оно является уникальным явлением современного искусства и способно через свои музыкально-поэтические и кинематографические образы подвигать человека к реальному пониманию смысла жизни.