Аннотация: Пример агитационного урока (подробная схема).
--
Мотивационная часть
"Здравствуйте, уважаемые старшеклассники! Мы - психологи, хотим представить вашему вниманию факультет психологии Сургутского Государственного Университета и пригласить вас к нам учиться. "Что такое психология?" - спросите вы, - "Что делает психолог?". Мы постараемся не просто ответить на эти вопросы, но и показать все на примерах. От вас потребуется лишь внимание и участие.
--
Разыгрывание сценок
"Как вы думаете, какая основная работа у психолога? Конечно это консультации! Чтобы показать вам как они проходят, и дать вам возможность почувствовать себя психологом, нам нужны три психолога и три клиента (вызываются несколько человек, им раздаются миниатюры и предлагают их разыграть)".
Миниатюры:
Психолог (П): - Как у вас дела?
Клиент (К): - Хорошо.
П: - А чё пришли?!!
"О чем говорит эта миниатюра? Правильно! О том, что к психологу обращаются люди в сложных ситуациях и не приходят те, у кого нет проблем".
П: - Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне о своей жизни, с самого начала.
К: - Так вот, сначала я создал небо и землю..
"А эта миниатюра о чем нам говорит? Да, у психолога очень сложная работа и часто ему приходится сталкиваться и с такими людьми".
К: - По мне какие-то крокодильчики ползают! *с выражением брезгливости стряхивает с себя*
П: - Ну что ж вы на меня-то их стряхиваете?! *с выражением брезгливости стряхивает с себя*
"Что вы можете тут сказать? Конечно! Психолог не может оставаться обычным человеком, ведь если он будет примеривать каждую ситуацию на себя, то что от него останется?"
Говорят, что "Психолог - это лекарь души", вы согласны с этим утверждением?" (выслушиваются ответы детей, обсуждаются)
--
Шуточный проф. тест
"Но какой же психолог не проводит тесты? (двое других психологов в это время показывать миниатюру: П (механическим голосом): 1029 вопрос... К (стонет): О, боже!.. П (строго): Не отвлекайтесь! Мы еще до середины не дошли!) Поэтому и мы предложим пройти вам небольшой тест, но интересный тест на профессию, подходящую именно вам. Возьмите листочки (другим голосом) Задумайте число от 0 до 9, прибавьте к нему 5, результат умножьте на 2. От того, что получилось, отнимите 15. Если у вас двузначное число, то отбросьте десятки. Запомните ответ (другим голосом). А теперь узнаем результаты тестирования (зачитываются результаты):
"А теперь скажите мне - с помощью теста можно узнать кого-то? Тебя можно? А тебя? Тест дает всего лишь какую-то общую информацию, будем ли мы относиться к ней серьезно?"
--
Метафорическая игра
Итак, консультантами мы побывали, тесты провели, а как на счет того, чтобы поучаствовать в тренинге? Кто у нас получился психолог? Выходите сюда. Вам теперь задание - разделиться на 4 группы и набрать себе команду из 4-5 человек. Садитесь все рядом. Знаете ли вы сказку про Ивана Царевича и Царевну Лягушку? Я сейчас вам напомню (кратко рассказывается до момента встречи двух героев). И вот Иван Царевич столкнулся со сложной задачей - брать или не брать ему Лягушку в жены. И он решил выдвинуть ей условия, при которых он возьмет ее в жены. А Лягушка в свою очередь должна доказать ему, что она - достойная и самая лучшая жена за счет своих качеств, талантов и прочего. Одной из команд надо представить позицию Ивана Царевича, другой - позицию Лягушки (3 - лягушка, которая хочет быть лучше Царевны, 4 - брат Царевича, который хочет переманить Царевну к себе). У вас есть 5 минут на обсуждение, запишите все ваши условия и таланты на листе.
Так, а теперь выберите представителя вашей команды, который запишет все на доске и все озвучит. Вы знаете, что психологи очень любят метафоры? А если представить, что Иван Царевич и его брат - работодатели, а Лягушка Царевна и вторая Лягушка - ищут работу, то, как все можно объяснить? (далее идет обсуждение)
Итог задания - определение качеств, которые востребованы работодателями, и определение качеств, которые необходимы им, как будущим специалистам. Следовательно - определение целей саморазвития для каждого (самостоятельно).
--
Анкеты
"Анкетирование - это тоже часть работы психолога. Поэтому возьмите листочки, пожалуйста. Мы попросим ответить вас на следующие вопросы:
1. Понравилось ли вам? 2. Какие остались у вас ощущения после нашей встречи? 3. Захотелось ли вам больше узнать о психологии и работе психолога? 4. Подумаете ли вы о том, чтобы поступать на факультет психологии? 5. Хотели бы вы поучаствовать в психологическом тренинге?"
--
Завершающая часть
"Вот мы вкратце постарались расширить ваши представления о нашей работе.
А теперь давайте разделимся на две группы. Одна должна защищать работу психолога и приводить аргументы о том, что психологи нужны, а вторая будет приводить аргументы о том, что психологи не нужны. Вам 5 минут на обсуждение. Готовы?
Наш факультет приглашает вас не только в качестве студентов, но ждет всех желающих принять участие в Школе юного психолога. Если у вас возникли трудности с выбором профессионального пути, то проф-консультант поможет вам уравнять "Могу", "Хочу" и "Надо", такие необходимые при решении о своей будущей профессии. Также, если у вас есть какие-то личные проблемы или сложности, то вы можете обратиться за консультацией к психологу. Запишите адрес и телефон - ул. Энергетиков 8, тел. факультета психологии - 240-280. Проф-консультант - Гузич Майя Эдуардовна (спросить по этому телефону). Консультации по личным вопросам - это же здание, 308 кабинет. Школа юного психолога и психологические тренинги - информация по тел. 240-280. Есть ли у вас вопросы? (ответы на вопросы)".
"Завершая нашу встречу, хочется сказать: конечно, вы понимаете, что мы несколько утрировали ситуации, представленные здесь. Люди приходят к психологу с проблемой, с которой сами не могут справиться. Есть два способа решения проблем, я скажу про них метафорически - "Можно наловить рыбу" или "Можно научить ее ловить". Какой способ выберет психолог?.."
Доп. задание, если осталось время
"А теперь давай поиграем в Ассоциации. Я буду говорить вам слова, а вы запишите то, с чем они у вас ассоциируются в виде 1-2 предложений. Итак, 1. С чем у вас ассоциируется понятие "лес"? 2. С чем у вас ассоциируется понятие "море"? 3. С чем у вас ассоциируется понятие "кошки"? 4. С чем у вас ассоциируется понятие "лошади"? Записали? Передайте листочки, пожалуйста. По мнению американских психологов, лес ассоциируется с жизнью, море - с любовью, кошки - с женщинами, лошади - с мужчинами. Сейчас мы узнаем, что у нас получилось (зачитывается несколько самых смешных ответов).