Крузенштерн Александр Иванович : другие произведения.

О пустоте

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  О ПУСТОТЕ
  
  Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, чего нет? Каким должно быть отсутствие чего-либо как таковое и может ли оно влиять на ход вещей?
  Конечно, искать то, что заранее формулируется как то, чего нет, может показаться абсурдным. Может ли иметь свойства и объективно существовать ничто, а если может, оно ли это самое?
  Согласно теории Большого взрыва, наша Вселенная расширяется, возникнув однажды из сверхплотного вещества. Куда она расширяется, что за гранью и есть ли грань? Как утверждает физика, она бесконечно увеличивается. Значит, есть куда, а что, если нет? Беспрепятственное движение возможно лишь тогда, когда путь свободен.
  Возьмем другой пример - вакуумная бомба в момент разрушения оболочки. Отсутствие сил противодействия силам внешнего давления провоцирует взрыв. Если место свободно - это всегда неиспользованная возможность. Отсутствие, небытие - широкая категория понятий, противоположность сущему, неразрывная с ним. Любые явления и реально существующие вещи фактически не бывают тождественны, но мы их можем отождествить друг с другом. И с точностью до наоборот: для нас имеет место разница между отсутствием разных вещей, хотя это одинаково отсутствие во всех случаях. Мы можем заполнить пространство всем, чем угодно, если оно пусто. Пока явление конечны, пустота всеобъемлюща и едина. Все сущее находится в движении, и пустота, отсутствие чего-либо, - неотъемлемое условие движения и часть этого процесса.
  Отсутствие чего-либо не может мешать нам принимать решение, и в то же время оно ограничивает наш выбор. Так же оно может создавать дополнительную возможность для того, чего есть.
  Если попробовать представить все сущее единым целым организмом, развитие которого обусловлено бесконечными причинно-следственными связями, можно ли выявить общие тенденции развития всего существующего как единого целого?
  Это будет невероятно сложно, потому что мы отождествляем одно с другим лишь гипотетически. Ибо нет в мире даже двух одинаковых вещей. В то же время отсутствие чего-либо, присутствуя как широкая категория понятий во всех сферах жизни и явлений, зачастую определяет развитие всевозможных систем, являясь фактически тождественным, так как не имеет места, формы, содержания и т.д., что могло иметь, - неодинаковость.
  Каждый предмет, общность, любой обособленный объект неповторим и существует по своим собственным законам. Имея общее с другими объектами, объект не может нести в себе все содержание других объектов. Если бы это было не так, то развитие достигло бы своего предела и стало бы единым сущим с общими свойствами, исчерпав себя. Так как единственное, что может одинаково объединить разного рода вещи, - конечность и отсутствие других исключенных природой предмета свойств. Это указывает на то, что отсутствие является неотъемлемой частью развития мира.
  Изложенные представления в чем-то родственны взглядам древней китайской философии и концепции единства противоположностей инь и янь. В нашем случае это сущее и отсутствие (пустота). У восточных мудрецов древности конечная реальность (наши представления о реальности) являла собой нечто неопределенное. Реальность же окружающего мира подчиняется единому закону, который также не может быть определен.
  Представим себе мир без отсутствия как такового, все явления в котором не могут быть обособлены и несут в себе все качества, имеющие место во Вселенной. В такой системе любое действие будет уравновешено его противоположностью, и система будет находиться в статическом равновесии. Развитие и движение не будут иметь место, всевозможные свойства не будут обособленными, не станут последовательно участвовать в развитии, являясь частью одного целого. Движение и вечное изменение остановятся, конечность свойств и вещей перестанут существовать. Как говорится, мир многообразия существовал бы сам в себе. Можно ли было выразить его и его свойства, того мира, в котором невозможно обособить ни одного его качества? Где тут могла бы быть разница между тем, что есть, и тем, чего нет, если все сущее было бы невозможно выразить?
  Делая вывод из всего вышеизложенного, нужно сказать, что все существующее и отсутствующее являются неотъемлемой частью одного бесконечного движения.
  Пустота - понятие абстрактное, тем не менее, косвенно необходимая часть любого явления. Равновесие, баланс между тем, что есть, и тем, чего нет, порождает все многообразие и красоту окружающего естественным образом, это можно назвать всеобъемлющим явлением многогранности мира и его проявлений.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"