Глава 7
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Обновление 10/02/2008.
|
Глава 7. Ритуал.
После случая с москитами Александр сначала хотел отомстить учителю, разрушив еще пару таких же хлипких заклинаний, но передумал. Неразумно пилить сук, на котором сидишь. Он ведь сам живет здесь и пользуется результатами этих хлипких, но все же работающих заклинаний. Да если подумать, то он сам же и виноват в случившемся - надо было быть поосторожней.
Харас прекрасно видел метания ученика, и в целом был доволен, что тому хватило одного урока, чтобы понять очевидное.
Александр очень быстро прогрессировал и уже через пару недель орк решился попробовать научить его первому заклинанию.
- Ты быстро учишься, - решил начать разговор издалека орк.
- Какое быстро? Я же даже первый раз впитал ману только после целой ночи попыток, и то чудом.
Такое заявление слегка ошарашило орка, так что он решил объяснить ученику реальное положение дел:
- К твоему сведенью этот первый раз случается в среднем через полгода-год постоянных попыток. У некоторых это занимает даже больше времени. А пока не произойдет этот первый прорыв, их обучают теории. Второй прорыв наступает тогда, когда ученик достигает в контроле маны такого уровня, чтобы сотворить хотя бы простейшее заклинание. До второго прорыва в среднем проходит от полутора до двух лет.
- Так как же тогда я? - растерялся после такого объяснения ученик.
- Ты, по сути, первый кто прошел Испытание прежде чем начать обучение магии. Тот желтый цветок, после того как я его определенным образом добавил его в порошок для татуировки, простимулировал твои магические способности. У меня ведь тоже мои способности сильно увеличились после него, но я тогда уже был обученным шаманом. Так что я ожидал от тебя быстрого результата. Ничего удивительного в произошедшем нет.
- Серьезно? - решил уточнить ученик.
- Серьезно. И по моему ты уже готов к своему первому заклинанию.
На это у Александра не нашлось никаких возражений. Он стал внимательно впитывать новые знания, слушая каждое слово учителя. Тот объяснял ему способ простейшей трансмутации. Как объяснил орк трансмутация - это преобразование одной материи в другую, а заклинание 'изменение цвета' простейший его вид. Это заклинание изменяет лишь поверхностные свойства материала, отвечающие за отражение света.
Научное объяснение процесса ученик не совсем понял, но учитель не стал заострять на этом внимание, а перешел сразу к демонстрации. В первый раз ничего не было понятно, просто часть лавки была обычного светло-коричневого цвета и вдруг стала зеленой. Учителю пришлось объяснять, что следует следить за ним не столько глазами и прочими органами чувств, сколько тем чутьем, которым он ощущает магию.
К слову сказать, во время своих тренировок по впитыванию маны Александр постепенно начал ощущать, где и сколько есть ее скоплений. А со временем даже научился различать, где 'свободная' мана, а где она задействована в активном заклинании. Как объяснил учитель, способность ощущать результаты магии не связано напрямую с возможностью впитывать ману и встречаются маги абсолютно 'глухие' в этом смысле.
Для того чтобы выучить новое заклинание нужно понаблюдать за тем как оно создается, запомнить ощущения, воспринятые своим магическим чутьем, и попробовать самостоятельно их воспроизвести. Когда маг самостоятельно создает заклинание, он не может посмотреть на это как бы со стороны и запомнить ощущения, исключение составляет случай, когда для создания заклинания он использует полностью предметный способ. Поэтому этот способ и считается каноническим видом заклинания.
Когда учитель повторил свое заклинание, Александр следил более внимательно и смутно что-то почувствовал, но запомнить все же не успел. Правда он еще успел заметить что в руке у орка зажата небольшая палочка и она засветилась когда тот создавал заклинание. Про нее он первым делом и спросил.
- Помнишь, я тебе рассказывал о способе записывать 'тонкую структуру' заклинания? - начал ответ орк. - Так вот, если маг владеет каким-либо заклинанием и умеет записывать 'тонкую структуру' заклинаний, то он вполне может нарисовать на поверхности предмета рисунок вместе с 'тонкой структурой' этого заклинания. Ты ведь когда сам создаешь заклинание, по сути, сначала создаешь его 'тонкую структуру' и наполняешь ее нужным количеством маны. Это конечно грубое приближение, но примерно так все и есть. Вот на эту палочку мне один маг и нанес структуру этого заклинания, а я просто сейчас использую эту структуру как каркас, наполняя собственной маной. Правда, если ты создаешь заклинание таким образом, то ты не сможешь его запомнить, как если бы ты его создавал сам.
- Тогда можно записать заклинания в книгу и пользоваться нужным при необходимости, - загорелись глаза у ученика.
- Так их и записывают, - подтвердил догадку Александра орк, - но пользоваться книгой для сотворения заклинаний ненадежно. Стоит ее отобрать, и ты будешь абсолютно беспомощным.
- Ну, так можно записывать заклинания прямо на тело, - тут же нашелся ученик, - его то никто не отберет.
- Ты прав, это самый распространенный способ, но надежным его тоже не назовешь. Эту 'тонкую структуру' заклинаний можно стереть, это может сделать каждый, кто обладает умением такую структуру наносить. Поэтому серьезно к такому способу никто не относится.
- А мои татуировки, они тоже этим способом нанесены? - пригорюнился после таких известий Александр. Ему не хотелось лишиться с таким трудом добытых способностей.
Харас сразу догадался о причине расстройства ученика и поспешил его успокоить:
- В том то и дело, что немного другим. Ты же наносишь татуировку с помощью своих естественных способностей, и тут происходит все иначе, чем при осознанном нанесении 'тонкой структуры'. Порошок тоже играет совою роль. Все подстроено так, чтобы все изменения происходили прямо с твоей душой, а из нее никому стереть ничего не удастся. То, что изображено у тебя на теле, лишь внешнее проявление. Эту татуировку ты можешь стереть, но ничего, что она тебе дает, ты не лишишься.
- Тогда так же можно и заклинания записать, и стереть их никто не сможет, - тут же воспрянул духом Александр, выдавая на-гора новую идею. Отступать со своих новых позиций он явно не собирался.
- Если ты придумаешь такой способ, то ты станешь величайшим шаманом, - растянул губы в улыбке орк, наблюдая как горячится ученик.
- А почему шаманом? - искренне стал недоумевать Александр, и вдогонку задал давно волновавший его вопрос: - И какая вообще разница между предметным способом колдовать и шаманством?
- Никакой. Разница есть только между шаманством и каноническим видом заклинаний других школ. И то и то относятся к предметному, но в заклинании сотворенном каноническим видом маг самостоятельно осуществляет подпитку маны заклинания и , таким образом, сам делает результат, а шаман лишь 'говорит' при помощи 'условных знаков' что ему нужно. Всю полезную работу за шамана делают внешние силы.
Главное запомни, шаманство всегда сильнее обычной магии. Заклинание еще можно разрушить, но шаманство отменить сможет только более сильный шаман, и то если он будет знать, что именно надо изменить. Заклинание удачи будет работать, пока хватит вложенной в него маны, а если тебе шаман сделает удачу, то ты иногда будешь выигрывать, даже изо всех сил пытаясь проиграть. Так что к шаманству надо прибегать очень осторожно и с умом.
- А ты что-нибудь такое умеешь?
- Как тебе сказать, - замялся орк, - шаманить с очень большими силами сложно, так что опытным путем создать хороший ритуал просто нереально. По большому счету все известные ритуалы имеют очень ограниченные последствия. Татуировка Клана и Татуировка Существа - это два самых великих ритуала в истории шаманства.
Это известие, почему-то очень расстроило ученика, поэтому Харас нехотя добавил:
- Я большую часть жизни прожил отшельником, так что у меня было много свободного времени, чтобы составить еще один ритуал, который может претендовать на звание великого.
- А ты его испробовал? - тут же заинтересовался ученик.
- Конечно, нет!
- Почему? А что он делает? Может, сейчас попробуешь? - завалил своего учителя вопросами Александр.
- Этот ритуал помогает в случае опасности уйти от смерти, а если тебя куда-нибудь заточат надолго, то он поможет выбраться из заточения. Я очень долго подбирал все необходимое для такого ритуала.
А почему я его не испробовал: во-первых, я не могу его провести сам над собой, а, во-вторых, я не уверен, что результат будет именно таким, каким я его задумал. Он может вообще оказаться противоположным, - чуть тише добавил орк. Харас говорил все это неохотно, но по нему все равно было видно, что испробовать свой ритуал все же хотелось.
- Так, может, на мне попробуешь? - нерешительно высказал, напрашивающееся само собой, предложение Александр.
- Знаешь, - задумался Харас, - может с тебя хватит Испытания? Ты и так вляпался в него по уши, а теперь хочешь залезть еще в один ритуал не закончив предыдущего. Я даже не могу предположить, чем это может обернуться.
- Так Испытание вроде закончилось успешно. Я целый и невредимый вернулся. Или нет?
- Целый... Ладно уболтал, - махнул рукой Харас, - Но Гром меня раздери, если с тобой, что-нибудь случиться, то запомни, что сам это выбрал. Ты, кстати, еще не передумал изучать свое первое заклинание, - заметил в своей руке палочку с записанным на ней заклинанием орк.
- Нет, - коротко ответил ученик, и они принялись за прежнее занятие - орк раз за разом повторял заклинание, а Александр пытался его запомнить. Когда ученику показалось, что он хорошо запомнил заклинание, орк отправился подготавливать свой ритуал. Александр же остался пробовать создать самостоятельно первое свое заклинание.
Подготовка обещанного Александру ритуала заняла пять дней. За это же время удалось завершить и работу над новой одеждой ученика:
Из шкуры тигра ему был сделан плащ, а шкура леопарда пошла на рубаху и исподнее. Больше всего орку понравилась кожа аллигатора. Из нее изготовили сапоги, плотные штаны, ремень и сумку. Из рогов буйвола для всего этого были вырезаны различные крючки, застежки и широкая расписная пряжка для ремня. Последнюю вырезал сам Александр, на ней он изобразил так понравившегося ему феникса с клановой татуировки.
Все обновки было решено зачаровать. Александр хотел даже сделать это сам, но Харас его отговорил. Орк все сделает с гарантией качественно, а ученик еще может чего напортачить. 'Лучше наблюдай и запоминай', напоследок посоветовал Александру учитель. Зачаровывать одежду пришлось при помощи ритуалов, так как орк все равно не умел иначе, да и надежнее так. Все необходимые ритуалы оказались личными разработками Хараса, придуманными в годы отшельничества. А чтобы не растягивать процесс, все ритуалы планировалось провести вместе, один за другим.
Первым делом на одежду должны будут наложены чары, позволяющие ей самой восстанавливаться к прежнему виду, если от нее остался хоть один клочок. За этот ритуал Харас испытывал особую гордость, в результирующих чарах использовалась магия времени, а со временем мало кто умел работать. У этого ритуала было только одно ограничение - он должен проводиться над вещью раньше, чем на нее будут наложены другие чары, иначе результат ранее наложенных чар мог оказаться непредсказуем. В этом ритуале дополнительно определялся 'хозяин' вещи, чтобы можно потом было наложить на нее и другие чары.
Дальше надо было наложить почти стандартное заклинание для одежды людей, позволяющее одежды изменять размер вместе с изменением ее хозяина. Этим заклинанием широко пользовались многие дворяне, так как на одежду нередко накладывали еще много разных чар, а делать новый набор, каждый раз, как изменятся твои размеры вообще то накладно. Модификацией этого же заклинания пользовались и поголовно все военные имеющие деньги на мага, они накладывали его на доспехи. Так что о размерах обмундирования обычно люди не волновались. Через доспехи это заклинание и перекочевало к оркам, которые по достоинству его оценили.
Надо заметить, что применение заклинаний в портняжной сфере весьма разнообразно и изобретательно у людей. Однако в полной мере этим могут пользоваться только властьимущие и состоятельные люди. У дворян чаще других используются заклинания позволяющие носить вещи, лишь представителям данного рода. Правда, от дрязг из-за наследства это нововведение не избавило. Когда такими заклинаниями снабдили почти все королевские регалии, количество интриг и попыток переворотов уменьшилось лишь на пару столетий, потом вся знать опять перероднилась и началось все по новой, но мода на 'родовые' вещи не прекратилась, а лишь усилилась.
Но все нововведения в людской моде, мало затрагивали орков, так что Александру пришлось обойтись лишь двумя заклинаниями на своих вещах.
Сверх этих двух Харас добавил только одно - увеличение объема его сумки из кожи аллигатора. Теперь у него будет точно такая котомка, как у учителя. Этот факт примерял его с разочарованием, насчет небольшого количества полезных чар на одежду.
Так что перед 'экспериментом' надо было провести еще три ритуала. Александр должен будет следить за ними очень внимательно - это будет его почти единственный шанс расширить свой кругозор в дисциплинах, добавив к своему списку такие редкие дисциплины как магию времени и пространства.
Трансмутацию Александру 'изучить' все-таки удалось, так что перед зачаровыванием своих обновок он старательно их разукрашивал. Он закончил этим заниматься как раз тогда, когда орк закончил последние приготовления.
- Ну, вот я и маг, - вздохнул Александр, разглядывая результат своих трудов.
- По человеческим меркам ты звания мага еще не заслужил. По орчьим шамана - тоже не заслужил, - с некоторым сомнением сообщил учитель.
- А кто я тогда?
- Ученик, конечно. У людей те, кто начал изучение магической дисциплины - ученики. Те, кто изучил теоретические основы магической дисциплины, и могут творить заклинания при помощи магических предметов, называются подмастерьями. Подмастерьем может стать каждый, так что они не особо ценятся. Те, кто имеют магические способности в определенной дисциплине, получает статус мага в ней. Правда, иногда этих способностей хватает лишь на простейшие заклинания.
Большинство магов у людей достигли этого звания только в одной магической дисциплине, а остальные изучили только на уровне подмастерья. Магу еще дозволяется использовать в заклинаниях некоторые ингредиенты, напрямую не связанные с задачами, которые должны реализовываться в рамках магической дисциплины.
Те, маги, что могут обходиться не только без ингредиентов, но и без длинных словесных форм, а так же сложных движений называются мастерами.
Еще есть магистры, ими называют, открывших новую магическую дисциплину, или тех, кто внес вклад в теорию уже существующей. Магистрами еще называют иногда тех магов, что в основном занимаются обучением.
Если достигнуть звания мага в нескольких дисциплинах, то ты получишь звание архимага.
Маг в обществе приравнивается к рыцарю, а архимаг к виконту
[1].
Все это для любого человека этого мира является прописными истинами, так что запоминай.
- Но я же умею творить без всяких вспомогательных средств заклинание. Значит я - маг, - сделал логичный вывод ученик.
- Этого заклинания хватило бы, чтобы убедить в том, что ты маг любого деревенского увальня. Но скажи, я на такого похож, ученик? - повысил голос Харас.
- Может, начнем с ритуалами? - перевел на другую тему разговор Александр, смотря на учителя честными глазами.
- Куда ж мы денемся? - задал риторический вопрос орк и остановился в задумчивости, выбирая с чего начать. Особой разницы не было, и он выбрал среди лежащих перед ним вещей самую большую - плащ. Потом достал из своей котомки ритуальный нож и стал им рисовать фигуру вокруг лежащего на земле плаща. Все свои действия орк пояснял:
- Для большинства видов ритуалов необходимо заранее очертить границы пространства, над которым они должны проводиться. Если маг очерчивает специальным способом границы для заклинания, то на само заклинание расходуется в разы меньше маны. Иногда без очерченных границ ритуал вообще может не сработать.
Границей может послужить любая замкнутая линия. Иногда требуется нанести несколько таких линий. Чертить можно чем угодно, лишь бы это оставляло след. На песке можно чертить хоть пальцем, но чаще всего используют специально зачарованные ножи. Ножом, ведь, можно рисовать на чем угодно, а ритуальным его называют просто так. Хотя люди со временем начали называть ритуальными те ножи, на которые нанесена руна, позволяющая резать любые материалы как масло.
Тут Харас подвел линию к ногам ученика и обвел их, замкнув линию в той же точке. Старый шаман заранее попросил ученика встать в этом месте и не двигаться. Как он объяснил - для ритуала самовосстановления, необходимо устанавливать 'хозяина' вещи, и для этого будущий 'хозяин' должен стоять в определенном месте. Поэтому орк и обвел вокруг ученика круг. Вещь признает своим 'хозяином' только человека находящегося в этом круге.
Завершив рисунок, старый шаман отошел в сторону, простер руки к рисунку и замер. Об этом Александр, так же был заранее предупрежден. Достигший мастерства в своем ремесле шаман свел все необходимые действия к минимуму, наблюдать за его действиями дальше не имело смысла.
Через несколько мгновений весь рисунок вспыхнул ярко-голубым светом. Несмотря на то, что ученик был предупрежден, это заставило его вздрогнуть. Все свое внимание Александр сразу же направил к своим ощущениям. Его задачей было попытаться запомнить, совершаемые учителем магические действия, поэтому все происходящее во время ритуала он запомнил смутно.
Александр сразу ощутил мощный магический всплеск, в результате которого воздух вокруг ученика загустел, и стало казаться, что бег времени замедлился. Все это напомнило ему его ощущения, когда он ускоряется. Все внешние изменения пропали так же внезапно, как и возникли. Из сосредоточенного состояния Александра вывел голос учителя. Ритуал был завершен, и следовало приступить к следующему этапу.
Теперь в дело вступал сам ученик. Ему нужно было провести очень простой ритуал активации одной из частей только что наложенного заклинания, отвечающей за возможность изменять предмет. Александр перенес плащ на ровную поверхность и обвел его с помощью своего кинжала кругом. Когда чертил круг, он направлял в кончик кинжала струйку маны, иначе бы получился обычный круг на земле, ни для чего не предназначенный.
После того как ученик удостоверился, что круг замкнут, он произнес слово-ключ, активирующее только что наложенное на плащ заклинание. После этого незамедлительно вспыхнула очерченная им линия.
- Правильно, - подбодрил, не знающего что делать дальше, ученика орк.
- А почему линии светятся? - поинтересовался давно волновавшим его вопросом Александр.
- Это просто побочный эффект. Все нанесенные на поверхность заклинания светятся, когда их активируешь. А нарисованная тобой линия, можно сказать, простейшее заклинание. Теперь достань плащ, не нарушая целостности круга, и дай его мне.
Ученик выполнил просьбу и принялся наблюдать за следующим этапом зачаровывания плаща. На этот раз на него учитель должен был наложить чары позволяющие плащу всегда соответствовать размерам хозяина. Плащ понадобилось надеть на себя, чтобы явно указать хозяина, и встать в центре магической фигуры. На этот раз орк начертил на земле треугольник и обвел его вокруг кругом. Александра заинтересовала причина использования других фигур, и он незамедлительно задал этот вопрос Харасу.
- Любая такая магическая фигура обладает своими особенностями, - пояснил тот. - Круг, например, является самой надежной фигурой. Любой острый угол в фигуре ослабляет ее прочность. Вокруг углов всегда происходит утечка маны. Если ты не уверен какую фигуру использовать для границ ритуала или просто не уверен в своих силах - используй круг. Другие фигуры и их комбинации в основном используются для усиления или ослабления действия заклинаний. Ну, и конечно еще для редких и тайных ритуалов используют даже сложные рисунки.
Получившееся на этот раз в результате ритуала заклинание Александру удалось понять лучше предыдущего. Это порадовало молодого мага. Пространственная магия, которая кроме всего прочего была тут использована, заинтересовала его. Надо будет обязательно попробовать ее позже.
- Теперь верни плащ внутрь своего круга, - скомандовал Харас. Когда ученик выполнил его указания, он продолжил его инструктаж: - Для того чтобы изменить вещь, на которую наложено Заклинание Восстановления, нужно сначала активировать его в подобном магическом круге, а потом после необходимых изменений, прямо в воздухе над кругом рисуется любой символ. Рисуется точно так же как и магические линии, - ответил на безмолвный вопрос ученика орк. - Этот символ будет означать все произведенные с вещью изменения. Если его потом стереть, то все эти изменения исчезнут. Для того чтобы завершить ритуал, достаточно просто нарушить целостность круга.
Александр, сразу понял всю удобность такой системы. Она очень гибко позволяла изменять предметы, при этом поддерживая их целостность. Для только что наложенного заклинания ученик нарисовал русскую букву 'р', подразумевая первую букву слова 'размер', и стер часть круга.
Разобравшись с зачарованием плаща, они принялись по очереди за другие вещи. Каждый раз повторялись одни и те же действия. Харас творил ритуал за ритуалом, а ученик внимательно следил за его действиями и прислушивался к своим ощущениям.
После завершения работы орк устал, поэтому решил отдохнуть часок перед обещанным ученику ритуалом. Тот обещал утомить старого шамана ничуть не меньше чем все предыдущие вместе взятые.
- Может все же не стоит? - в последний раз уточнил желание ученика Харас.
- Если спросишь еще раз, то я могу и передумать, - честно ответил ученик. Любопытство любопытством, но осторожным быть тоже надо.
Орк переспрашивать не стал. Он отчетливо понимал, что другой возможности испытать изобретенный им ритуал не представиться уже никогда. В нем сейчас боролись желания испытать ритуал и не навредить единственному ученику. Мысль о том, что в случае его удачного завершения ученик ничего не потеряет, а только приобретет, склонила весы в сторону ритуала.
Для ритуала Александр нарядился в свой новый костюм и даже собрал котомку как для похода. Вдруг, этот ритуал окажется чем-то вроде давешнего Испытания. Хотя Харас ни о чем подобном не предупреждал.
Учитель попросил лечь спиной на землю, а сам принялся чертить своим ритуальным ножом магические фигуры вокруг него. В результате получился внушительных размеров рисунок, занявший почти всю поляну. Александр чуть не вскочил, когда учитель начал ритуал. На вспыхнувшие разом линии он внимания не обратил. Его испугало огромное количество маны, которое было вовлечено в ритуал. Раньше он ничего подобного не ощущал. Вокруг него начал твориться натуральный магический хаос. Знакомыми в этой мешанине ему показались только вкрапления магии времени.
Через некоторое время мир за рамками ритуального рисунка поблек и потерял все краски. Даже звуки перестали проникать извне. Ритуальный рисунок начал двигаться против часовой стрелки, наращивая скорость. Постепенно начало нарастать давление воздуха на тело, пока Александр, наконец, не потерял сознание. Ученик уже не видел как ритуальный рисунок на миг прекратил вращение, а затем начал движение в обратную сторону.
Александр оказался в пустоте. Вокруг не было ни одного источника света. Ни чего не было видно, хотя тело ученик ощущал. Он поднес свою руку к лицу и попробовал дотронуться до носа. Ничего не вышло. Приходилось теряться в догадках насчет того, что же произошло? Сколько он будет находиться в таком состоянии?
Было не понятно, сколько времени прошло, прежде чем впереди появился источник света и стал постепенно приближаться. 'Я, наверное, умер', мысленно предположил ученик. Других вариантов у него не было. Все происходящее подталкивало его именно к этой мысли. Как оказалось позднее, это был неверный вывод. Еще предстояло узнать, что из себя представляет этот источник света.
Эта загадка разрешилась довольно просто: источник света приблизился и поглотил Александра полностью. Окружающая темнота сменилась обычной деревенской обстановкой. По почерневшим стенам можно было судить, что изба срублена уже давно. Обстановка внутри была не богатой: всего несколько лавок, стол да печка, которую топили по-черному. Последняя и была виновницей почерневших стен. Пол был вовсе земляной. В доме были три женщины: две седых старухи и одна молодая, которая лежала прямо на полу. Под нее, правда, подстелили охапку сена. Старухи о чем-то тихо нашептывали молодой.
Наконец, до Александра дошло, что последняя вот-вот будет рожать. Приглядевшись к ней, он с удивлением узнал мать. 'У меня что, сейчас появиться братик или сестренка?', в растерянности задумался ученик и оглянулся на окно. Там маячил его отец, тоже помолодевший, как и мать.
Ученик ничего не мог понять. Что здесь происходит? Из ступора его вывели слова матери: 'Как там мой первенец?'. 'Только спокойно девонька, неживым он родисля', ответила ей успокаивающим голосом старуха державшая на руках крохотное тельце.
'Первенец? Умер? Но я же родился!!!' мысленно завопил Александр и прикоснулся к родившемуся. Не понятно, что именно помогло, но ребенок зашевелился и закричал. После этого Александра посетило неопределенное чувство, и тут же все вокруг исчезло. Он оказался в той же непроглядной тьме, что и в прошлый раз. Ученик тяжело вздохнул, уже не пытаясь понять суть происходящего с ним. Он просто ждал продолжения.
Через некоторое время его терпение было вознаграждено - вдалеке вновь появился точно такой, как и в прошлый раз, источник света. Когда источник света достиг своей цели, Александр очутился на берегу реки. Он сразу узнал и место, и реку - это была Волга, и он находился в своем любимом месте, где часто плавал. Тут все было таким, каким он все запомнил: спокойная небольшая бухта со всех сторон окруженная одними высокими кустами; бухта соединена с рекой узким перешейком, но волны не пересекают этого перешейка и все разбиваются об него, по бухточке расходятся лишь рябь. Все остальное время поверхность воды является идеально гладкой, потому как растущие вокруг кусты имеют густую листву и не пропускают сюда ветер.
Несмотря на небольшой размер бухты, она является достаточно глубокой, чтобы в ней можно было плавать. Не взрослому конечно, но ребенку хватит. Именно тут Александр учился плавать.
Поблизости послышались звонкие детские голоса, и увиденное на тропинке ввергло Александра в ступор. Это оказался он сам в семилетнем возрасте и Вадим, сын Степана Борисовича, их соседа. Оба подошли к бухточке, и Вадим по-хозяйски обвел ее рукой и начал хвастаться, как он ее нашел. Вернее, он продолжал хвастаться, насколько помнил Александр, хвастался Вадим тогда долго.
Закончив говорить Вадим нырнул с головой под воду и побыв там с минуту вынырнул обратно.
'Ну что, попробуешь нырнуть?', спросил вынырнувший мальчик и, улыбнувшись во весь рот, плеснул водой на Александра.
'Не знаю, я не умею плавать', замялся тот. Правда, противореча своим словам, он стянул с себя одежду и собрался прыгнуть. Чтобы набрать смелости для прыжка, понадобилось всего несколько секунд, и Александр с разбега плюхнулся головой вперед в воду.
Все произошедшее до сих пор полностью соответствовало воспоминаниям ученика, поэтому сильно удивился, когда в этом видении он нырнул еще глубже и развернулся. При этом неопытный пловец открыл рот и наглотался воды. Семилетний Александр, почти не дергаясь, пошел на дно. Сил самостоятельно выбраться у него не было.
Вадим встревожился не сразу. Когда же до него дошло, что нужна помощь, он нырнул, но поднять со дна ребенка, который был не на много меньше его, не смог. Самому после этой попытки пришлось быстро всплывать и активно хватать ртом воздух. Со дна к этому моменту уже перестали подниматься пузырьки. Последнее отрезвило, наблюдавшего со стороны за происходящим, Александра. До него уже стало доходить, что происходящее перед ним напрямую связано с ним. Вполне могло оказаться и так, что если перед ним сейчас умрет его 'отражение', то же самое произойдет и с его телом, находящемся в ритуальном кругу. Проверять это предположение совершенно не хотелось.
Александр не без труда отогнал от себя, накатывающую панику, и напряг память, чтобы вспомнить реальные события. Для того чтобы восстановить свои прежние воспоминания пришлось преодолевать некоторое сопротивление. То и дело в голову приходила мысль, что все было именно так, как он видел только что перед собой. Каждый раз, когда Александр сбивался, ему приходилось напрягаться, чтобы опять вернуться мыслями к прошлому. Отстранится от окружающего 'морока' помогли зажмуренные глаза. Когда Александр осторожно открыл их, в бухточке весело плескались два мальчика. Тот, который был его отражением, неумело следовал указаниям более опытного товарища. Александр тогда быстро научился плавать.
Погружение в пустоту на это раз произошло неожиданно для ученика. Наученный опытом он стал ждать следующего 'воспоминания'. Во время ожидания Александр твердо решил держать ситуацию под контролем, и не давать себя убивать. Интересно было только - это все было необходимо для шаманства, или эти псевдосмерти были побочными эффектами?
Александра отвлекло от грустных мыслей следующее 'воспоминание'. На этот раз источник света добрался до него практически мгновенно. Когда ученик пришел в себя он обнаружил себя сидящим в бане с тем самым гостем, который отправил его в новый мир. В руках он уже держал палочку, и, похоже, гость скоро должен был заканчивать. 'Неужели я тогда должен был умереть?' пронеслось в голове у Александра. Он лихорадочно стал вспоминать, как нужно было направить палочку, переворачивая ее то так то эдак. Так и не вспомнив, как должна располагаться палочка, он оставил ее в последнем положении и стал вспоминать, какую фразу-ключ ему нужно произнести в конце. Теперь, подучившись магии, он понимал, что тогда произошло в бане. Это был еще один ритуал, в котором он имел неосторожность поучаствовать лично.
Вспомнить фразу-ключ удалось легче и, завершив ей ритуал, Александра опять выкинуло в звенящую тишиной пустоту. Не больше чем через минуту, окружающую тишину разбил удивленный возглас:
- Опять ты?
Ученик сразу догадался, что голос принадлежит тому, кто забросил его в этот мир. Поэтому он поспешил попросить:
- Отправьте меня домой, пожалуйста! - и замер, ожидая ответа.
- Не хило, - услышал он через паузу. - Боюсь я не смогу тебя вытащить отсюда, так что буду краток. Ты сейчас в каком то, очень качественном мороке. Даже умудрился вызвать меня повторно, используя всего лишь воспоминания. Но, дело в том, что ты сейчас находишься в мире, в который мне самому не удалось пробраться. Я придумал только, как туда можно закинуть кого-нибудь попроще бога. Нам ведь не просто даже в обычном мире появляться. А ты мне просто под руку попался. Рассказывай, что это за мир такой.
- Так вы сможете меня вернуть домой? - переспросил Александр.
- Я же сказал, что мне в этот мир доступ полностью закрыт. Я вообще слабо понимаю, как это возможно. Я ведь сам специализируюсь на перемещениях, и очень старый бог, между прочим. А тут мир какой-то непонятный, я тебя то еле забросил. Ты очень удачную жертву мне принес. Но чтобы я тебя оттуда вытащил мне понадобиться, хотя бы какой-нибудь доступ в этот мир, а его у меня нет. Так что выбираться тебе придется самому.
Ну что я удовлетворил твое любопытство? Теперь, будь добр, удовлетвори мое.
- Мир как мир. Тут лес вокруг. Жарко, правда, очень. Еще есть море. Красивое, я раньше, ведь, моря не видел.
- Ты что, один на природе живешь? - уточнил собеседник.
- Нет, с учителем. Он орк. А еще в этом мире живут гарпии, сатиры, эльфы и гномы с дварфми.
- Обычный мир, получается, - послышался напряженный голос. - Боюсь, я больше не могу держаться здесь. Напоследок, я тебе немного помогу выбраться из этого кошмара. Главное сам не сдавайся. Прощай.
Больше ни одного слова Александр не услышал. Похоже, этот залетный бог удалился. И вполне возможно, больше он его не увидит. Вернее не услышит - бог же так и не удосужился перед ним показаться.
Эта неожиданная встреча дала пищу для размышлений ученику. Похоже, его сюда забросили чисто из любопытства, а дальнейшая судьба полностью зависит от него самого. Все случившиеся с ним было не таким уж и плохим. Если бы не тоска, что иногда накатывала на него.
Но главное, после разговора с богом, Александр смог определить свою цель в этом мире - разобраться, в чем его особенность. Он еще не знал, с какой стороны подойти к этой проблеме, но у него было время все обдумать. Обучение у Хараса не подошло к завершению, а раньше этого момента отправляться куда-либо необходимости не было.
Тьма вокруг начала рассеиваться. Сначала она преобразовалась в густой туман, а потом сквозь него начала проступать окружающая действительность. Когда видимость стала приемлемой, Александр рассмотрел, что учитель ничего больше не делает, просто сидит и медитирует. Предположив, что ритуал закончился, ученик попытался встать. Но у него ничего не получилось. Он будто бы был связан по рукам и ногам, даже головой шевелить было сложно. Воздух вокруг него загустел настолько, что даже грудь при дыхании еле поднималась. Оставалось только удивляться, как этим воздухом можно было дышать.
Что ж, видимо, именно поэтому тот бог посоветовал ему не сдаваться. Александр вложил все свои силы в попытку встать. Встать так и не удалось. Получилось только перевернуться на живот, чтобы удобно было выползти из магической фигуры.
Харас не обращал ни на что внимание, он продолжал медитировать. Поэтому на его помощь рассчитывать было нечего. Приходилось, преодолевая все возрастающее сопротивление воздуха, потихоньку ползти к краю магической фигуры. Несмотря на небольшое расстояние, ученик сделал три остановки по пути к границе фигуры. Он потерял счет времени, которое ему понадобилось, чтобы преодолеть расстояние примерно в три своих шага. Когда он разрушил целостность фигуры, и тем самым оборвал ритуал, он просто потерял сознание от усталости.
Как только старый шаман почувствовал, что магическая фигура была разорвана, он очнулся и подбежал к ученику. Сам ритуал он закончил еще час назад, но фигура, в которой находился ученик, не прекратила свое дело. Она не впускала Хараса внутрь, и нарушить ее целостность у орка не получилось. Как раз незадолго до того как Александр очнулся, Харас прекратил бесплодные попытки и сел медитировать, обдумывая возможности освобождения из плена ученика.
Александр был цел и невредим. Были видны только признаки сильного переутомления. Орк облегченно вздохнул. Достал из своей котомки пузырек с эликсиром, придающим сил, и влил его содержимое ученику в рот. Тот мгновенно очнулся и сел, растерянно вертя головой. Харас терпеливо ждал, пока ученик придет в себя.
- Ничего что я ритуал прервал? - задал вопрос Александр, когда у него в голове прояснилось, и он вспомнил произошедшее с ним.
- Главное выжил, - проскрипел севшим во время ритуала голосом орк. - А насчет ритуала время покажет. Получился он или нет. Теперь уже ничего не поправишь.
[1] В книге я использую не классическую средневековую иерархию дворян, а только привычные всем название. Сама иерархия немного изменена.
(C)
Круподёров Сергей 10.02.2008 г.