Крупнов Андрей Анатольевич : другие произведения.

Тендер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если новый руководитель дал тебе ответственное поручение, не торопись выполнить его как можно лучше. Всё равно не получится...


   Тендер.
   Любой отчёт имеет одну пакостную особенность. Если в самом начале работа идёт как по маслу, и все колонки и строчки заполняются легко и приятно, значит в самом конце жди подвоха. Или неожиданно обнаружится, что в последней колонке выходит отрицательное число, что особенно забавно, когда речь идёт о количестве единиц проданного товара, или внезапно в одном из первичных документов, из которых составляется отчёт, окажется пробел вместо наиболее критичных данных, или кто-то перепутает строки со столбцами и пришлёт отчёт шиворот-навыворот, причём ты обнаружишь это как раз в тот момент, когда все данные введены, а значит необходимо их вводить заново или, как минимум, перепроверять огромную таблицу с самого начала, а в ней итак чёрт ногу сломит.
   Я находился аккурат в состоянии такой вот проверки, матерясь про себя и на нерадивых исполнителей, приславших кривые данные, и на собственную невнимательность, из за которой я пропустил ошибку, и на сам этот отчёт, чья громоздкость и сложность в подготовке с лихвой компенсировались его полной бесполезностью и ненужностью. Что, впрочем, не мешало целой армии контролёров следить за тем, чтобы он готовился регулярно и вовремя.
   Как раз в это время на моём столе зазвонил телефон. В первое мгновенье я решил не брать трубку - если я очень нужен, перезвонят. Но что-то в тоне звонка сказало мне, что меня ждут крупные неприятности, если я не отвечу. Поэтому я снова опустился в кресло и снял трубку с аппарата. Как показали дальнейшие события, неприятности ждали меня в любом случае.
   - Привет, Аркадий, - в ответ на моё формальное "Компания "Раздолбай", слушаю вас" прощебетала в трубку Люсенька. - Шеф тебя ждёт. Срочно.
   Как говорил мудрый полковник Исаев: "Я не жду ничего хорошего от внезапных вызовов в ставку". В этом отношении я с ним был полностью согласен. По дороге к приёмной шефа я перебирал в голове все косяки и хвосты, по поводу которых меня могли вот так внезапно вызвать. Выходило, что ни тех, ни других за мной не числилось. Это, правда, никогда не служило препятствием для руководства, если оно вознамеривалось устроить головомойку любому сотруднику. Но я не мог бы назвать и причин, по которым мне могли бы устроить головомойку. Хотя, смотри пункт первый. Отчаявшись хоть до чего-то додуматься, я махнул рукой и решил, пусть это станет для меня сюрпризом.
   В приёмной шефа было прохладно и пахло цветами. В вазе на журнальном столике стоял букет. Вообще-то букеты стояли в этой вазе всегда, и каждый день с утра предыдущий заменялся новым. Официально вся эта красота предназначалась для создания эстетической атмосферы в приёмной и поднятия настроения гостям шефа. На практике, насколько мне известно, настроение шеф поднимал одной Люсеньке, причём за счёт компании, что не мешало ему дивиденды собирать исключительно лично.
   Я готов был пройти сразу в кабинет, но Люсенька остановила меня.
   - Подожди Аркадий, он сейчас занят.
   - Он же вроде срочно меня вызывал? - уточнил я.
   - Да, но он сейчас говорит по телефону. Подожди.
   Что ж, такова традиция срочных вызовов. Чем быстрее ты подрываешься с места и чем быстрее бежишь по коридору, тем дольше приходится сидеть в приёмной, потому что срочность вызова относится только к тому, кого вызывали, но никогда - к тому, кто вызвал. В практике нашей конторы был случай, когда моего приятеля Пашу вот так же срочно вызвали к шефу, а, когда он, двумя минутами позже, вошёл в приёмную, оказалось, что шеф уехал "на внешнюю встречу", то есть обедать с приятелями, и будет только через час (в действительности он вернулся через два с половиной).
   Я плюхнулся в кресло напротив источника эстетической атмосферы и принялся поднимать себе настроение. На столике лежало несколько свежих газет и журналов - их также заменяли ежедневно, тщательно следя, чтобы вчерашний номер, не дай Бог, не затерялся среди сегодняшних. Я открыл деловой ежедневник, пробежал глазами несколько заметок и убедился, что жёлтый цвет бумаги владельцы этого издания выбрали неслучайно. Впрочем, в конце содержался совсем неплохой обзор матча Лиги Чемпионов - сотрудник отдела спорта, по крайней мере, понимал, о чём пишет, чем выгодно отличался от своих коллег.
   Я дошёл как раз до описания ситуации, приведшей ко второму голу в ворота "Интера", когда Люсенька подняла трубку телефона, сказала: "Он в приёмной", а потом повернулась ко мне.
   - Заходи.
   Я с сожалением вернул газету на столик, а свою голову - к мыслям о работе, и вошёл в кабинет. На письменном столе перед шефом было чисто, лежала только газета, та же самая, которую я читал в приёмной, причём открытая также на странице спорта. Я готов был поспорить, что мы читали в этой газете одну и ту же статью. Впрочем, больше в ней читать всё равно было нечего.
   Содержание письменного стола шефа может рассказать о многом. Если, когда ты входишь к нему в кабинет, перед ним лежит куча бумаг, служебные записки, презентации и прочее, значит речь пойдёт об одном из старых вопросов, который был или благополучно забыт и некстати возвращён из забвения, или кем-то безуспешно решался и так и не был решён, или не представлял особого интереса, но внезапно приобрёл важное значение. Короче говоря, это значит, что придётся разгребать старое дерьмо, причём вполне возможно, что чужое. Это достаточно муторно, но не особенно сложно. Во-первых, если по теме уже есть материалы, значит часть работы в любом случае проделана. Иногда достаточно бывает переставить местами несколько слайдов в презентации и изменить основные выводы, чтобы материал, бывший отвратительным, безграмотным и даже вредным, превращался во вполне приемлемый и достойный похвалы. Конечно при условии, что у исполнителя хватит ума хотя бы немного поменять стиль оформления материалов, чтобы сходство с предыдущим вариантом не бросалось в глаза. Во-вторых, если исполнителем по предыдущему документу выступал кто-то другой, а не ты, значит есть у кого получить консультацию, и есть на кого свалить ответственность за все предыдущие неудачи. Хотя с этим шеф прекрасно справляется сам. Наконец, в-третьих, если предыдущая работа была оценена плохо, это почти гарантировало, что новая будет на её фоне смотреться лучше. А значит можно будет записать себе в актив несколько очков. Конечно, бывают и исключения, когда второй вариант признаётся ещё хуже первого, но нужно серьёзно постараться, чтобы до такого довести. Хуже всего, если приходится разгребать собственные ошибки или недоделки. Как бы хорошо ты ни сделал новую работу, помнить будут не её, а то, что в первый раз ты облажался. Но чаще всего переделывание доверяют новому исполнителю, так что эта проблема возникает редко.
   А вот если стол шефа девственно чист или занят какой-нибудь не относящейся к делу ерундой, вроде газеты, это говорит о самом страшном. Значит у шефа появилась новая идея, и он вызвал тебя, чтобы ей поделиться. Что в переводе на русский язык означает - напрячь тебя по самые подтяжки. Спрашивать совета будет не у кого, сваливать ответственность некуда, а срок исполнения окажется сказочный. В смысле выполнимый только для сказочного персонажа вроде Сивки-бурки. Потому что, родив идею, шеф захочет как можно скорее увидеть её, если не "в металле", то, по крайней мере, "на бумаге" или в виде проекта, что в наших офисных реалиях мало отличается одно от другого. Какие у шефов бывают идеи, прекрасно знает каждый, кто хоть раз сталкивался с подобной ситуацией.
   Итак, стол шефа, когда я к нему вошёл, был совершенно чист, газета не в счёт. Вряд ли шеф собирался поручить мне провести анализ бизнес-процессов в атаке "Барселоны", приводящих к созданию и реализации голевых моментов. Хотя почему нет - с него бы сталось.
   Но у шефа на уме было совершенно иное. Предложив мне сесть, он ещё несколько минут пристально меня разглядывал, а потом начал с вопроса:
   - Ну как дела, Аркадий? Чем занимаешься?
   - Дела нормально, Николай Николаевич, работаю.
   - Над чем работаешь? - шеф впился в меня глазами, то ли действительно подозревая, что на самом деле я целыми днями раскладываю пасьянсы, а все материалы и разработки, появляющиеся на его столе чуть ли не ежедневно, выкачиваю из интернета, то ли просто играя проницательного отца-командира, от которого не укроется ни одна мелочь в компании. Отвечать на этот вопрос можно было всё, что угодно, главное быстро и максимально приземлённо. Лучше всего было назвать конкретный документ, который бы он помнил.
   - В настоящий момент готовлю ежемесячный аналитический отчёт по эффективности основных бизнес-процессов компании, Николай Николаевич, - быстро ответил я, глядя ему в глаза. Глаза моргнули, но их выражение не изменилось.
   - А-а, - неопределённо протянул он. - Понятно. Что ж Аркадий, отчёт - это хорошо, это ты продолжай, но у меня для тебя есть задание поинтереснее. Скажи, как ты относишься к нашей нынешней системе управления отношениями с клиентами?
   До того момента, как он задал мне этот вопрос, я был уверен, что такой системы у нас в компании нет вообще. Причём дело даже не в том, что у нас отсутствовала специальная программа, в которую бы вносились данные об истории покупок каждого клиента, а в том, что в принципе взаимоотношениями с клиентами совершенно никто и ничто не управляло. В результате мы никогда доподлинно не могли сказать, сколько клиентов сотрудничают с нашей компанией более года и могут претендовать, например, на скидку при заключении нового договора. Не говоря уже о более сложных материях. Некоторые из наших конкурентов, например, "Опора нации" несколько лет назад внедрили у себя такую систему и страшно гордились этим фактом. Правда я слышал от своих знакомых в "Опоре", что используется она максимум на десять процентов своих возможностей, но зато даёт право в каждом годовом отчёте рапортовать, что компания использует у себя наиболее продвинутые технологические решения, позволяющие повысить качество обслуживания клиентов. Эта система уже давно не давала покоя шефу, который стремился во всём выглядеть "не хуже людей", но никак не хотел расставаться с деньгами для её приобретения. Именно по этой причине говорить чистую правду ему ни в коем случае не следовало. Сотрудник всегда должен оценивать действительность лучше, чем она есть на самом деле. Говорить правду - право высшего руководства, и то если оно находится в соответствующем настроении.
   - Мне кажется, она нуждается в серьёзной доработке, Николай Николаевич, - сказал я.
   - А по моему, её у нас вообще не существует, - неожиданно резко сказал шеф. Ну надо же, решил рубить правду-матку! Что это с ним сегодня?
   - Наши конкуренты уже по несколько лет пользуются такими системами и получают от этого немалую прибавку в доходах, между прочим! - обвиняющим тоном произнёс он, как будто это я был виноват в том, что у них она уже давно есть, а у нас - всё ещё нет.
   - Вы совершенно правы, Николай Николаевич, - сказал я единственно уместную в этом (как и во всех остальных в общении с шефом) случаях фразу и приготовился слушать.
   - Согласен... А что лично ты сделал для того, чтобы у нас появилась такая система? - вдруг обвиняющим тоном спросил шеф. Я всегда питал слабость к вопросам из серии "Что ты сделал для хип-хопа в свои годы", но это был настоящий шедевр. Особенно если учесть, что даже к обсуждению этого вопроса меня никогда и близко не подпускали. Я потрясённо молчал, ожидая, что шеф образумится. Но он и не собирался.
   - Ну что ты молчишь? - продолжил он наседать на меня со всевозрастающей агрессией в голосе. Мне совершенно не хотелось становиться ни жертвенным агнцем, ни козлом отпущения, тем более что разницы между ними по сути никакой нет, поэтому нужно было срочно придумать оправдание, достаточно убедительное для воспалённого мозга шефа.
   - Я был готов заняться этим проектом, - со всей возможной серьёзностью ответил я. - Но его поручили другим людям, поэтому я не имел возможности повлиять на ситуацию.
   Шеф испытующе заглянул мне в глаза, словно проверяя, не вру ли я. Потом внезапно откинулся на спинку кресла и с нескрываемым удовольствием в голосе произнёс:
   - Ну вот и прекрасно. Теперь у тебя будет шанс проявить себя. Потому что теперь этим проектом будешь заниматься ты лично. Вопросы есть?
   Вопросов было сколько угодно. То есть столько, что я буквально не знал, с какого именно начать. Но зато я знал точно, что обрушивать их все на шефа в этот момент означало бы не получить никакой информации, но получить изрядных трендюлей за то, что перегружаю его деталями, которые как раз и являются моей прямой обязанностью. Знаем, проходили.
   - Задание понятно, Николай Николаевич, - ответил я. - Через неделю готов представить на Ваше утверждение план работы с основными этапами и сроками.
   - Какой ещё план работы? - недоумённо воззрился на меня шеф.
   - Ну как же... проект... он большой... требует планирования...
   - Ты ничего не понял, - категорично заявил шеф. Как будто он что-то объяснил, и мне было что понимать. - Мне нужно, чтобы ты провёл анализ и подготовил предложения по выбору поставщика решения для системы. У кого мы будем её покупать. Больше никаких планов и сложностей, ясно?
   - Ясно, - кивнул я. Самое плохое в любом сложном проекте случается тогда, когда высшему руководству он представляется очень простым. Пытаясь доказать обратное, ты неизбежно оказываешься паникёром или хитрецом, стремящимся затянуть работу и раздуть бюджет, а когда проект в отведённые ему сроки не реализуется и обрастает теми частностями, на которые высокое руководство не дало себе труд обратить внимание в самом начале, тебе ставят в вину то, что ты заранее всё не просчитал и не спланировал. Не говоря уже о срыве ответственного задания руководства. Причём доказать что-либо ни в начале, ни в конце процесса невозможно. Цугцванг. Но и отказаться от выполнения задания также невозможно, потому что тем самым ты проявляешь нелояльность и расписываешься в своей некомпетентности. Постановка заведомо невыполнимых целей является любимым средством для руководства избавиться от неугодного сотрудника, и я стал судорожно перебирать в голове всё, за что меня могла постигнуть такая жестокая кара.
   Я думал об этом, возвращаясь на своё рабочее место, размышлял, открывая Интернет и начиная поиски всей информации, связанной с системами управления отношениями с клиентами, задавался этим вопросом, копируя информацию с различных сайтов, анализировал ситуацию вместе с цифрами и характеристиками многочисленных решений. И если в самом данном мне задании я мало-помалу продвигался вперёд, и уже мог составить себе довольно связное представление об изучаемом рынке и сравнить имевшиеся решения, то в части мотивов шефа, поручившего мне эту работу, я оставался по-прежнему в полном неведении.
   Так прошло две недели, в течении которых меня четыре раза спрашивали, готова ли итоговая презентация. Последний окончательный срок был назначен на вторник, и сказать, что несколько дней перед ним я работал, не разгибаясь, - это ничего не сказать. Но в конечном итоге я сделал продукт, за который мне самому перед собой было не стыдно. А это ощущение дорогого стоит. В принципе я мог гордиться собой. За такое короткое время я разобрался в совершенно незнакомом вопросе и подготовил квалифицированный анализ и обоснованное решение. Мне грезилось, что теперь меня сделают руководителем всего большого проекта с соответствующими полномочиями, деньгами и так далее.
   На заседание правления я пришёл с развёрнутыми плечами и гордо поднятой головой. Я поставил свою презентацию и начал рассказывать. Я рассказал о рынке систем управления отношениями с клиентами, об основных игроках на этом рынке, вкратце описал их историю, а потом перешёл к особенностям конкретных решений. Реально выбирать можно было из двух поставщиков. "Альфа-системз" и "Бета-текнолоджиз" были лидерами этого рынка. Их предложения не слишком отличались одно от другого, но первое обладало чуть более широким функционалом и большей производительностью, зато было дороже в обслуживании и требовало большего времени на внедрение, а кроме того, работать с ним могли только специально подготовленные сотрудники. Решение "Бета-текнолоджиз" было проще и надёжнее, а также дешевле в обслуживании. Однако оно уступало по набору функций и имело само по себе более высокую стоимость. Я уже готов был перейти к результирующей части, в которой я предлагал выбрать решение "Бета", но шеф неожиданно прервал меня.
   - Ты сейчас о чём нам рассказываешь?
   - Как о чём? - удивился я. - Вы же мне поручили проанализировать предложения по системам управления отношениями с клиентами и представить результаты в виде презентации, что я и делаю.
   - На чём основаны твои выводы и предложения? Кто их делал?
   - Я сам, - не без гордости ответил я.
   - А что, ты являешься специалистом в данном вопросе?
   - Нет, но я разобрался в нём, изучил информацию...
   - Ты хочешь сказать, что за две недели ты стал лучшим специалистом, чем люди, которые занимаются этим всю жизнь? - сарказм в голосе шефа, казалось, попадал в самые болевые точки моего самолюбия. - Ты серьёзно хочешь, чтобы мы принимали решение о том, куда потратить несколько десятков миллионов на основе того, что ты прочитал в интернете за две недели?
   Земля горела у меня под ногами и языки пламени, поднимаясь, жгли мне щёки. Остальные члены правления усмехались на шутки Генерального. Я воочию видел, как моя хрустальная мечта разбивается вдребезги, закиданная камнями. Это была катастрофа, даже хуже.
   - Значит так, - резюмировала Генеральный, когда запас отравленных стрел в его колчане иссяк. - Всё, что ты здесь показал, не имеет к делу никакого отношения. Тебе сроку три дня. За это время найдёшь консультантов, которые специализируются в этой теме. И они пускай проводят анализ и делают выводы. Тебе понятно?
   Я нашёл в себе силы кивнуть и вышел из зала заседаний правления, понимая, почему Бизе так и не оправился от удара, когда на премьере его "Кармен" жестоко освистали. С моей работой поступили ещё хуже. Её просто скомкали и выбросили в мусор, так что у меня не было даже призрачной надежды на то, что всё исправится.
   Однако во всём есть свои плюсы. Теперь у меня было три дня и полная ясность насчёт того, что мне надо было делать. Благо найти консультантов в наше время не проблема. Первый день я потратил на поиск консалтинговых компаний, специализирующихся в нужной мне теме. Составив список, я направил предложения пяти ведущим компаниям и принялся ждать ответа. Вечером того же дня меня вызвал шеф.
   - Ну что, как успехи с консультантами?
   - Всё в порядке, - отрапортовал я. - Отправил запросы, жду ответов.
   - Кому ты отправил запросы, покажи мне.
   Я протянул ему предусмотрительно захваченный с собой список. Шеф скользил глазами по названиям, и выражение его лица становилось всё более удивлённым.
   - Что это? - наконец произнёс он, поднимая глаза от списка. Я почувствовал, что снова не угадал.
   - Это список ведущих консультантов, специализирующихся на системах управления отношениями с клиентами. Я выбрал самых лучших.
   - Ты выбрал? - шеф не скрывал издевательских интонаций в голосе. - А мне казалось, что лучшие консалтинговые фирмы уже выбраны задолго до тебя.
   Он отложил, вернее, отшвырнул лист в сторону.
   - Где в этом списке МакПинзи? Или они не входят в число лучших консалтинговых фирм по твоей версии?
   - Они не занимаются нашим вопросом... - попытался оправдаться я. Напрасно.
   - Они занимаются всеми вопросами! - прогрохотал шеф. - Почему нет Лостон Консалтинг?
   Я открыл было рот, чтобы ответить, но мой ответ шефа совершенно не интересовал.
   - По-моему тебе уже один раз объяснили, чтобы ты не занимался самодеятельностью. Ты опять продолжаешь в том же духе?
   Я прикусил губу. Лучше было промолчать, тем более, что шеф и не собирался меня слушать.
   - Значит так, - продолжал он. - Объясняю, что тебе надо сделать, в последний раз. Во-первых, направляешь запрос лучшим консалтинговым фирмам. Не этим - он кивнул в сторону списка, валявшегося где-то в углу стола - а лучшим. Один день ты уже потерял. Договаривайся, как хочешь, но они должны прислать нам свои предложения. Все до одного. После того, как предложения поступят, мы заключим договор с МакПинзи...
   - Может быть, тогда отправить предложение только им? - мой язык дёрнулся, едва шеф сделал небольшую паузу, чтобы набрать новую порцию воздуха. А я не успел его остановить. Уставленные на меня глаза шефа были страшнее заряженной двустволки. Несколько секунд он даже не мог говорить, только открывал и закрывал рот. Потом шумно выдохнул и откинулся на спинку кресла.
   - Надо было поручить это задание кому-нибудь другому, - утомлённо произнёс он. - Ты совершенно ничего не соображаешь. А если они откажутся, что мы тогда будем делать? Опять ждать, пока ты будешь договариваться с другими? Или вернёмся к твоей самодеятельности?
   У меня хватило ума не напоминать шефу о его требовании получить предложения со всех без исключения компаний, и я лишь обречённо кивнул.
   - Я всё понял, Николай Николаевич, - сказал я, поняв, что шеф закончил свою речь. Вернее, выдохся и замолчал.
   - Надеюсь, - он утомлённо махнул рукой. - Иди и сделай всё, как положено.
   Я сделал, как положено, и через два дня на столе шефа лежали предложения четырёх крупнейших и самых дорогих консалтиновых компании. Из них он, даже не взглянув на документы остальных, выбрал МакПинзи (кстати, самую дорогую), наложил резолюцию и протянул бумагу мне.
   - Наконец-то дело сдвинулось с мёртвой точки. Давай, начинайте прямо с завтрашнего дня.
   - Но они могут заняться нашим проектом самое раннее через три недели, - робко возразил я.
   - Почему? - угрожающе спросил шеф.
   - Раньше у них нет свободных людей. Ни одного.
   На лице шефа появилось выражение, которое я меньше всего ожидал увидеть. Обида! Он был обижен на консультантов за то, что они не торопились откликнуться на его зов.
   - Может быть, выбрать Лостон, - осторожно предположил я. - Они готовы начать через неделю.
   - Да хоть через день! - раздражённо отреагировал шеф. - Важно не когда начать, а как будет сделана работа.
   Не дав мне вставить хоть слово (чем, несомненно, оказав значительную услугу), он закончил свою мысль:
   - Будем ждать. А ты пока подготовь все бумаги.
   Через три недели в нашем офисе появились консультанты МакПинзи. Их было трое, в тёмных, несмотря на жару, костюмах, полосатых галстуках и с ноутбуками, такими маленькими, что становилось очевидно, что они предназначены не для работы, а для подчёркивания высокого статуса их обладателей. За всё время работы ни один из них даже не включил свой аппарат.
   На этот раз шеф решил поучаствовать в процессе лично. Он лично подошёл к каждому консультанту и пожал ему руку, вызвал секретаршу, чтобы она поинтересовалась, не хотят ли догорие гости чаю, кофе или воды (меня при этом как будто случайно обошли вниманием), и вообще выглядел счастливее Иосифа, встретившего волхвов.
   Мы сели в переговорной комнате, специально выделенной для работы консультантов, и я, после милостивого кивка шефа, вкратце повторил суть задачи, которую нам предстояло решить, после чего приготовился отвечать на вопросы. Но первый же вопрос, который я услышал, привёл меня в ступор. Главный консультант, небрежно отодвинув в сторону бесполезный компьютер и положив перед собой лист бумаги, поправил на носу очки в тонкой золотой оправе, и спросил:
   - Ну так какую систему вы хотите?
   Я посмотрел на шефа, но он сохранял совершенно невозмутимый вид, как будто всё происходило точно так, как он и рассчитывал. Отсюда ждать помощи не приходилось. Тогда я сделал вид, что держу дипломатическую паузу в переговорах. На самом деле, я пытался одновременно придумать хоть какой-то вежливый и внятный ответ для продолжения разговора и одновременно выкинуть из головы все прочие ответы, которые словно осы роились у меня во рту и жалили мой язык. Я понимал, что если я и сейчас скажу то, что думаю, то моя карьера в этой компании стремительно придёт к своему окончанию.
   - Мы провели предварительный отбор систем, основываясь на наших предпочтениях и наиболее общих критериях выбора. В настоящий момент с вашей помощью, - я постарался сделать ударение на слове "вашей", - мы планируем провести более комплексный анализ предложений, отобранных в наш короткий список и выбрать окончательный вариант, который и представить правлению на утверждение.
   На лицах консультантов не отразилось ничего, как будто я говорил с ними на китайском языке. Зато на лице моего дорогого шефа отразилось явное неудовольствие. Он так спешно подключился к разговору, как будто пытался загладить оскорбление, которое я своими словами нанёс нашим уважаемым деловым партнёрам.
   - Мы считаем наиболее приемлемым вариантом решение "Альфа-системз", - сказал он, наклоняясь в сторону собеседников и словно пытаясь заслонить от них меня своей спиной. - Это проверенное временем и функциональное решение признанного лидера рынка, оно хорошо подходит к нашей корпоративной системе и обладает всеми нужными характеристиками.
   Я ушам своим не поверил. Шеф, хоть и сильно перевирая, пересказывал результирующую часть аналитической записки, которую я для него подготовил, и за которую был беспощадно раскритикован. Он очень пространно, при этом запинаясь и спотыкаясь на отдельных фразах, изложил мой анализ и выводы, правда несколько раз перепутав информацию, относящуюся к "Альфа-системз" и "Бета-текнолоджиз", так что в конце концов у него получилось, что продукт "Альфа-системз" одновременно дороже, но позволяет нам минимизировать расходы, сложнее в установке и обслуживании и, в то же самое время, даёт нам возможность поддерживать его собственными силами, не затрачивая дополнительные средства на дорогострящую техническую поддержку. Консультанты слушали всю эту белиберду очень внимательно, время от времени кивая и делая пометки на листах бумаги, взятых из заранее приготовленной стопки в центре стола. Я готов был поклясться, что, вернувшись к себе в офис, они первым делом спустят эти свои записи в уничтожитель бумаги. Если вообще донесут их до своего офиса.
   Внезапно, оборвав фразу на полуслове как раз в тот момент, когда он описывал ожидаемые нами экономические преимущества от сокращения нескольких низкооплачиваемых рабочих мест операционистов (сразу же после того, как признал, что для поддержки системы необходимо будет нанять целый департамент высокооплачиваемых специалистов по информационным технологиям), шеф замолчал. Я подумал, что он потерял нить своей мысли, что было, в общем-то немудрено, так как эта нить уже давно завязалась в десяток морских узлов, и поспешил прийти ему на помощь. Однако стоило мне открыть рот, как он резко приказал мне замолчать.
   - Не сейчас, Аркадий, - цыкнул он. - Я скажу, когда тебе нужно будет говорить.
   Что ж, по крайней мере откровенно. Пусть теперь выпутывается сам, как хочет. Я закрыл рот и принял максимально комфортную позу, не нарушающую святость момента. Старший консультант сделал на своём листе ещё несколько пометок и поднял на нас глаза.
   - Спасибо, Николай, - кивнул он. - В целом нам более-менее понятно. Я могу Вас попросить поручить кому-нибудь переслать те тезисы, которые Вы изложили, мне на электронный адрес в письменном виде?
   - Что, не всё записал, рука устала? - не успел подумать я, как услышал ответ шефа:
   - Конечно, Аркадий пришлёт вам сегодня же. Аркадий, ты всё записал?
   - Я запомнил, - это было самое вежливое, что я смог ответить.
   - Перед отправкой покажи текст мне, - не глядя в мою сторону распорядился шеф и заулыбался консультантам.
   - Когда мы сможем получить от вас обратную связь? - спросил он самым любезным своим голосом.
   Старший из консультантов взглянул на свои наручные часы. Часы показывали, что их обладателю платят очень большие бонусы, и что ему их совершенно не на что расходовать.
   - Нам нужно будет внимательно изучить все ваши документы, - неторопливо начал он, как будто этих самых документов у него уже не побывала целая гора. - К тому же рабочая группа для реализации вашего проекта ещё до конца не сформирована, так что, я думаю... - он ещё раз посмотрел на свои часы, а потом обвёл нас с шефом внимательным взглядом, как будто ища на наших лицах календари, - не раньше конца следующей недели. Это оптимстичный срок, возможно понадобится больше времени. Всё зависит от объёма работ и сложности задачи.
   Меня бы после такого объяснения, особенно данного сразу после подробнейшего изложения как задачи, так и ожидаемого объёма работ, выгнали бы из кабинета в шею с требованием принести через час не то, что обратную связь, а конечный результат всего проекта. Но в отношении консультантов реакция последовала совершенно иная.
   - Конечно, я понимаю, - шеф энергично закивал головой. - Для нас это очень серьёзный проект, поэтому нам важно, чтобы всё было сделано на высшем уровне. В то же время мы бы хотели оперативно принять решение, так что если вы подготовите нам первичный ответ в течение двух недель, это будет оптимально.
   - Договорились, - старший консультант поднялся и протянул шефу руку. Его примеру последовали его подчинённые.
   - Когда проводишь гостей, зайди ко мне, - бросил мне шеф на выходе из переговорной и скрылся в направлении своего кабинета.
   Провожая консультантов к выходу, я мучился вопросом: до чего же мы всё-таки договорились, и в чём был смысл сегодняшней встречи? Все "тезисы", которых ждали от нас консультанты, были, по сути содержанием работы, которую они сами обязаны были проделать. Причём, судя по всему, проводить какой-либо самостоятельный анализ в их планы совершенно не входило.
   Мы попрощались довольно прохладно, и я вернулся в кабинет шефа. Здесь, как оказалось, температура была существенно выше.
   - Ты что, хочешь сорвать проект? - спросил меня шеф, едва я успел войти в кабинет.
   - Сорвать? Наоборот, я стараюсь всеми силами его продвинуть... - начал было я, но он не дал мне продолжить.
   - Если бы я не вмешался, ты бы завалил переговоры, - напрямик заявил он мне. - Консультанты наверное подумали, что мы вообще ничего не соображаем. У меня такое ощущение, что ты вообще не понимаешь, с какой стороны браться за этот проект.
   Я не стал ему напоминать, чьи выводы и заключения он только что пересказывал консультантам и смиренно приготовился выслушать очередную отповедь.
   - Ты выглядишь полным дилетантом и лепечешь непонятно что, - продолжал шеф, понемногу накручивая сам себя. - Я очень недоволен твоим прогрессом в данной теме. Не нужно было поручать этот проект тебе, ты совершенно не умеешь его вести. Ты понимаешь, что такое быть менеджером проекта? Это серьёзная работа, требующая менеджерских компетенций. Это не просто посидеть в интернете и надёргать оттуда данных по системам. Ты понимаешь?
   Я как можно кивнул.
   - Мы приглашаем серьёзных людей, с опытом и знаниями, - продолжал шеф. - Их партнёр -- мой хороший знакомый, кстати. А ты меня чуть не опозорил перед ними! К чему были все эти твои разговоры? Чего ты хотел этим добиться?
   - Я хотел поставить перед ними задачу, которую они будут для нас решать, - осторожно ответил я.
   - Поставить перед ними задачу? Ты всерьёз считаешь, что можешь поставить перед ними задачу? Это они могут поставить перед тобой задачу! Если бы ты мог ставить перед ними задачи, то ты был бы на их месте, а они на твоём! Консультанты нужны не для того, чтобы ставить перед ними задачи!
   А для чего же ещё?
   - Ты действительно не понимаешь или притворяешься? Консультанты нужны для того, чтобы оценивать правильность наших собственных действий и давать рекомендации, если это необходимо. Ты считаешь, они за нас будут выбирать систему?
   - Но ведь мы же их как раз для этого и пригласили, разве нет?
   - Нет! Ты совершенно неверно всё понял! Мы пригласили их для другого. Выбирать систему будем мы сами, а консультанты будут оценивать правильность наших действий и давать подсказки, чтобы мы двигались правильно. Понял?
   Я сокрушённо кивнул, подумав, как тяжело, наверное, иметь вместо мозгов генератор случайных импульсов. Но шеф принял мой жест за раскаяние и признание моей вины. Это немного смягчило его сердце.
   - Иди и сделай быстро то, что просили консультанты. Только прежде, чем отправлять, покажи мне, ясно? Сколько тебе нужно времени?
   Я едва не ляпнул, что у меня всё уже давно готово и, более того, этот материал шеф прекрасно знает, так как с него, собственно, всё и начиналось, но промолчал. На этот раз мой внутренний голос очень настойчиво попросил меня сначала хорошо подумать, а потом уже открывать рот.
   - Работа серьёзная, - сказал я задумчиво, подражая интонациям старшего консультанта. - Нужно дня два, как минимум, чтобы сделать всё на уровне.
   Шеф округлил глаза и наклонился ко мне.
   - Какие два дня? Ты что, опять ничего не понял? Всё должно быть готово сегодня!
   Я бросил взгляд на часы. Они показывали, что до конца рабочего дня оставалось пять минут.
   - За сегодня не успею, - ответил я.
   - А ты постарайся, - почти ласково произнёс шеф. - Иди к себе и, пока не закончишь, с места не вставай. Потом покажешь мне.
   Я поднялся с места, и в этот момент в кабинет заглянула Люсенька.
   Николай Николаевич, вы едете? Павел спрашивает, подавать ли машину?
   - Да, да, я иду, - ответил шеф и, перехватив мой недоумевающий взгляд, добавил:
   - Завтра утром я всё проверю. Будь завтра в офисе пораньше, часам к восьми. Мы и так обещали направить материал сегодня, а направим только завтра. Так что нужно сделать всё пораньше.
   На всякий случай я немного видоизменил материал, переставил местами пару абзацев, кое-где заменил слова на синонимы и вообще постарался придать документу вид совершенно нового. Постепенно я увлёкся, и начал править материал всерьёз. Перепроверил свои выводы, поискал дополнительную информацию, изменил структуру. Нашёл несколько примеров работы с одной и другой системами в различных компаниях и даже составил краткое содержание обсуждений данных систем на профессиональных иностранных форумах. Когда я наконец закончил, часы показывали двенадцатый час ночи. Тихо выругавшись и назвав себя трудоголическим идиотом, я сохранил и распечатал документ, после чего отправился домой.
   Следующее утро было тяжёлым. Мало того, что пришлось вставать значительно раньше обычного, так я ещё и лег позже. Так что первые пять минут нового дня ушли у меня на то, чтобы приучить глаза держаться открытыми. А следующие пять минут -- на то, чтобы их хоть на чём-нибудь сфокусировать. Пока я выходил их коматозного состояния, прошла куча времени, и мой завтрак накрылся медным тазом. Голодный и по-прежнему непроснувшийся я вывалился из дома и отправился на работу. В офисе я был без десяти восемь, бегло просмотрел результаты своих вчерашних трудов и ровно в восемь часов снял телефонную трубку, чтобы позвонить шефу. Люсеньки, понятное дело, ещё не было, поэтому я набрал его прямой номер. Прошло шесть томительных гудков, но никто не ответил. Я подождал пять минут и набрал номер опять. Снова тишина. Нехорошее предчувствие закралось мне в душу, и я тихо, но злобно выругался. Следующее пятиминутное ожидание не принесло никакого результата. В конце концов я плюнул на попытки дозвониться и отправился вниз к автоматам с шоколадками и кофе. Хоть такой, но завтрак. К счастью хотя бы они, безмолвные железные наши братья по офисным мытарствам, работали круглосуточно. Я купил шоколадный батончик, холодный и твёрдый как кирпич, и стаканчик кофе, который был хотя и лучше чем то, что ожидаешь получить в автомате, но всё равно бурда бурдой. С этой нехитрой снедью я вернулся к себе и занёс было руку, чтобы ещё раз набрать номер шефа, но потом остановил сам себя и спокойно принялся есть. Однако, как бы я ни старался, но через пять минут еда оказалась съеденной, кофе выпитым и я опять остался наедине с телефоном. Который снова тоскливо и протяжно гудел мне в ухо. Кто бы сомневался. Стрелка на часах медленно, словно изнемогая от невыносимой ноши, двигалась по кругу и в конце концов снова застыла вертикально, отмечая официальное начало рабочего дня. Стали понемногу подтягиваться сотрудники. В пятнадцать минут десятого на мой звонок трубку сняла Люсенька.
   - Что? Шеф? Дай посмотрю... А он сегодня будет не раньше одиннадцати, у него с утра встреча.
   Я, как мог, вежливо поблагодарил Люсеньку и, лишь положив трубку на рычаг, со злости скомкал все подготовленные ко встрече с шефом документы и запустил ими в урну для бумаг, стоявшую посередине комнаты. Попал, отчего немного полегчало. Что ж, раз не удалось отдохнуть вечером, буду отдыхать в течение рабочего дня. Тем более, до одиннадцати оставалось чуть более полутора часов, и я чувствовал себя в полном праве получить компенсацию за испорченный вечер.
   Шеф появился в офисе в половине первого, когда я перечитал и пересмотрел все юморные сайты, доступ к которым не успели закрыть наши не в меру ретивые айтишники и переиграл во все игры, которые они же поленились уничтожить на моём компьютере. Но даже и после этого мне пришлось битый час дожидаться, пока шеф меня вызовет. Конечно же, он выбрал для этого именно то время, когда я собрался идти обедать.
   - Ну что, ты подготовил документы? - строго спросил он.
   Я молча протянул ему свежеотпечатанную пачку бумаг. Велик был, конечно, соблазн вытащить их из мусорной корзины, но я сдержался. Вообще, работа в компании при нашем новом начальнике постоянно учила меня терпению. Только теперь я начинал понимать, в какой малой степени я обладаю этой добродетелью.
   Шеф лениво проглядел текст по диагонали и вернул мне документы.
   - Ты их отправил консультантам?
   - Нет, конечно. Вы велели их предварительно согласовать с Вами.
   - Ты не отправил?! - шеф, мне показалось, даже подпрыгнул в кресле. - Мы обещали им отослать документы сегодня рано утром, я зачем просил тебя прийти пораньше?
   - Чтобы обсудить их, - ответил я, всячески тренируя свою новую добродетель.
   - Что тут обсуждать?! - он потряс у меня перед лицом бумагами, отчего несколько листов вылетели и посыпались на пол. Никто из нас не двинулся, чтобы их поднять. - Я это всё уже десять раз видел! Что тут обсуждать? Ты должен был их отправить сегодня рано утром! Кто тебе сказал, что мы будем их обсуждать, если меня сегодня утром не было? С кем ты собирался их обсудить?
   - Это было Ваше прямое указание, - упрямо повторил я.
   - Сейчас же отошли документы и извинись за задержку, - распорядился шеф, проигнорировав моё замечание. - Я с тобой потом поговорю.
   Я отправил документы, но обещанный разговор так и не состоялся, ни в этот день, ни в следующий. Как я и ожидал, консультанты вдумчиво изучали результаты моего труда две недели, после чего прислали кучу вопросов, на половину из которых ответ содержался в исходных материалах, а вторая половина которых вообще не относилась к делу. Тем не менее, мне пришлось, выслушав очередную порцию критики от шефа, лазить по интернету, собирая требуемую информацию, а потом ещё две недели ждать, когда наши уважаемые партнёры подготовят свой глубокий и всесторонний анализ.
   Наконец, настал день презентации. Удивительно, но меня на неё тоже пригласили. В большой переговорной собрались все члены правления, консультанты явились ещё более представительной делегацией, на этот раз они привезли даже собственного помощника, чтобы листать слайды. Оно и к лучшему, по крайней мере, я от этой роли был избавлен. После краткого, энергичного и совершенно бессмысленного вступительного слова, произнесённого генеральным, старший из консультантов, величественным кивком головы повелев запускать презентацию, заговорил:
   - Мы благодарны вам за выбор компании МакПинзи в качестве партнёра для вашего проекта. Являясь лидерами в индустрии консалтинга, мы предоставляем услуги наивысшего качества для наиболее взыскательных клиентов, - Члены правления самодовольно заулыбались. - Хотя выбор систем управления отношениями с клиентами не является нашей основной специализацией, мы подошли к вопросу максимально широко, учитывая влияние, которое эта система окажет на стратегию компании. Таким образом, мы позиционируем эту систему как элемент стратегического позиционирования вас на рынке и просим воспринимать следующий анализ именно в этом контексте.
   Я искоса взглянул на шефа. В переводе на русский язык фраза консультанта означала, что они ничего не понимают в данном им задании и делали всё на свой лад, притягивая выводы за уши к тем условиям, которые мы им задали. Но шеф прекрасно обходился без перевода. Он сиял как свежеотчеканенный юбилейный рубль и гордо обводил глазами своих коллег по правлению, которые также благодушно, хотя и слегка сонно, кивали головами.
   Если вступление к презентации вызвало во мне лёгкое смятение, то её содержание потрясло меня до глубины души. Я ожидал увидеть в ней всё, что угодно, но только не свои собственные слайды, вставленные в фирменный шаблон МакПинзи. Даже пара опечаток, закравшихся у меня в текст, где я рассказывал о сравнительных преимуществах и недостатках двух систем, осталась на своих местах. Единственным новым слайдом во всей презентации был последний, который в трёх строчках сухо сообщал, что по результатам проведённого исследования, наиболее предпочтительным вариантом является решение "Альфа-системз".
   - Мы, конечно же, заранее обсудили с коллегами это решение, - встрял шеф, едва старший консультант закончил свою речь. - Таким образом, это не просто заключение консалтинговой компании, это проект решения, одобренный мной и предлагаемый на рассмотрение правления.
   Члены правления переглянулись. По выражениям их лиц было видно, что им совершенно неинтересно ни решение, ни причины, его вызвавшие. Но их пригласили на обсуждение, и промолчать означало выказать свою недостаточную компетентность или недостаточную вовлечённость в вопросы управления, что было для каждого из них страшнее всего на свете. Аппаратный вес каждого крупного начальника напрямую зависит от количества каверзных вопросов, которые он может задать по теме, в которой совершенно не разбирается, и от количества предложений по этой же теме, которые он выскажет в процессе обсуждения.
   Начал, по традиции, финансовый директор:
   - По какой статье бюджета вы планируете профинансировать данный проект, и почему он не был предусмотрен в процедуре бюджетирования?
   Этот вопрос шеф отмёл с порога:
   - К сожалению, я не участвовал в бюджетировании прошлого года, и мне остаётся только удивляться, так же, как и Вам, что столь жизненно необходимый проект не был заложен в бюджет. Но для меня очевидно, что, если мы будем ждать до следующего года, то объём потерь превзойдёт ту возможную экономию, которую мы получим при отсрочке внедрения этого проекта. К тому же, его стоимость в следующем году может вырасти.
   - Но Вы так и не ответили на вопрос о том, где мы возьмём деньги, - не сдавался финансовый директор.
   - Я предлагаю профинансировать этот проект из бюджета правления, - спокойно ответил шеф. - И выношу этот вопрос на рассмотрения правления, - поспешно добавил он, перехватив отнюдь не добрый взгляд генерального.
   - Мы рассмотрим это предложение, - заметила генеральный. - Ещё вопросы?
   - Изучен ли вопрос о том, как эта система будет сочетаться с существующими в компании решениями? - спросил операционный директор, которому по должности полагалось курировать информационные технологии, но который до сих пор диктовал свои письма секретарю и вызывал к себе специалистов, когда ему нужно было извлечь приложение из полученной электронной почты.
   Шеф открыл было рот для ответа, но вместо него заговорил старший из консультантов.
   - Да, этот вопрос изучен, - произнёс он. - Мы запрашивали у вас сведения об имеющихся системах и проанализировали возможность их совместной работы. Кроме того, предлагаемое решение, по нашей информации, успешно работает в сочетании с системами, аналогичными вашей, а также обладает большими возможностями настройки и на другие решения, если вы задумаете усовершенствовать свою систему.
   "По нашей информации"! Как же! Это я два дня, как проклятый, искал информацию о том, с чем и как сочетается эта долбаная система "Альфа-системз". Хорошо хоть, про "Бета-текнолоджиз" ничего искать не пришлось, так как наши уважаемые партнёры с самого начала даже не собирались всерьёз изучать этот вариант.
   - Есть ли согласование департамента информационных технологий? - спросил операционный директор.
   Это был опасный вопрос. Любой проект может быть сколько угодно необходим компании и хорошо проработан, но если в нём отсутствует хотя бы одно согласование от лица, имеющего право такие согласования давать, тогда пиши пропало. Право давать согласование на самом деле означает право его не давать. Именно право запрещать является единственным, которым обладают почти все руководители в нашей компании. Их маршальские жезлы -- это рычаги стоп-кранов. И чем больше руководитель, тем больше процессов в компании он способен заблокировать. Неиспользование этого права приравнивается к слабости менеджера, поэтому остаётся только удивляться тому, что хотя бы какие-то действия в нашей компании всё ещё совершаются. Хотя их и становится всё меньше и меньше.
   В наступившей паузе я и не заметил, что все глаза, вслед за глазами шефа, повернулись в мою сторону. Как только он получил неудобный мячик, сразу же отпасовал своему подчинённому, молодец. А ведь сам же не хотел ни с кем согласовывать. Но, если я сейчас об этом скажу, естественно, он объявит о том, что я всё неправильно понял, если не чего похуже. Так что придётся спасать его шкуру и постараться заодно спасти свою.
   - На данной стадии проекта мы работали с нашими внешними партнёрами, - начал я, набрав полную грудь воздуха. - Учитывая, что, как мы видели в презентации, имеются внедрения данного решения на той же платформе, на которой работаем мы, принципиальный вопрос совместимости не вызвал сомнений. Что касается проработки технологии внедрения выбранной системы на второй стадии проекта, когда подключатся все подразделения компании, то, разумеется, в первую очередь будет важно экспертное мнение департамента информационных технологий.
   Если тебе предъявили обвинение в смертном грехе, предъяви в ответ обвинение в ещё более страшном прегрешении. А более страшным, чем отсутствие согласования, на которое имело право одно подразделение, было его неправомерное или несвоевременное вмешательство в дела другого подразделения. Шеф понял мой намёк и развил его, не давая операционному директору возможности возразить:
   - На данном этапе работа над проектом велась в рамках задач моего блока, - заявил он, обращаясь больше не к своему оппоненту, а к генеральному, - в дальнейшем мы, безусловно подключим не только департамент информационных технологий, но и другие заинтересованные подразделения.
   И ещё один тактический приём, известный, впрочем, со времён Древнего Рима, - разделяй и властвуй. В данном случае -- противопоставь эгоистичное желание одного подразделения присвоить себе кусочек власти над перспективным проектом своей щедрой готовности разделить его со всеми заинтересованными. А заинтересованных в том, чтобы, ничего не делая, внести в свой послужной список реализацию крупного и важного для компании проекта, всегда найдётся сколько угодно.
   - Хорошо, - поспешно отступил операционный директор, который также хорошо знал правила игры. - Прошу включить этот пункт в проект решения.
   Разумеется, пункт был включён.
   Последней взяла слово генеральный директор. В её взгляде, которым она обвела глазами всех присутствующих, прежде чем заговорить, читалось полное непонимание того, о чём только что вёлся разговор и страх оттого, что её изобличат в этом непонимании. Поэтому, когда она заговорила, в её голосе неуместная суровость тщетно пыталась замаскировать бьющую через край неуверенность.
   - Я считаю, проект ещё очень слабо проработан, - начала она, обращаясь к шефу, но встретив его взгляд, тут же перевела глаза на меня и продолжала свою обличительную речь, адресуясь исключительно мне. - Очень много вопросов требующих дополнительного согласования и доработки.
   На этом месте старший консультант осторожно, но заметно кашлянул. Генеральный взглянула на него и тут же поправилась:
   - Нужно признать большую работу, которую проделали наши партнёры из МакПинзи и поблагодарить их за это. Презентация была подготовлена на самом высоком уровне, анализ проведён скрупулёзный и детальный, так что я думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что мы полностью принимаем работу, которую проделала консалтинговая компания. Они заложили основу этого проекта, и теперь у нас есть вся необходимая информация для дальнейшей его проработки.
   Старший из консультантов благосклонно улыбнулся, снова откинулся в своём кресле и задремал. Дальнейшее ему было совершенно неинтересно. Я тоже усмехнулся в глубине души, хотя и не подал виду. В конце концов, воздавая хвалу презентации, генеральный, сама того не желая, похвалила меня. Пусть этот герой останется анонимным, его заслуга, тем не менее, признана.
   - У меня есть ряд пожеланий, - генеральный заглянула в свой пухлый ежедневник, из которого во все стороны торчали вставленные между страниц листы бумаги с разношёрстными записями. - Во-первых, необходимо проработать проект вместе с департаментом информационных технологий, - она посмотрела сначала на шефа, потом на операционного директора, оба по-очереди кивнули. - Во-вторых, нужно проработать вопрос о сокращении затрат на реализацию проекта по сравнению с заявленной суммой не менее, чем на двадцать процентов. Я поручаю это тебе, Миша, вместе с Николаем.
   Финансовый директор и шеф одновременно кивнули. Оба они понимали, что это поручение -- чистая профанация. Конечно, для вида будет собрано какое-нибудь совещание, на котором выяснится, что стоимость продукта посчитана с учётом всех возможных скидок и дальнейшему снижению не подлежит. Спустя некоторое время будет подготовлен финальный бюджет проекта, согласованный финансовым директором, и генеральный подпишет его, даже не вспомнив о данном ей поручении.
   - Далее. Необходимо подготовить подробный план-график внедрения системы с указанием всех этапов, ответственных и сроков . Это поручение тебе, Николай, - шеф с готовностью кивнул и повернулся ко мне, взглядом передавая эстафету. Я взял со стола лист бумаги и ручку и написал на листе слово "план-график".
   - Ну а в целом, я думаю, выражу общее мнение, что проект необходим нашей компании, и мы должны приступить к его проработке. Что касается предложенного решения, то я ставлю на голосование вопрос о выборе в качестве поставщика системы компании "Альфа-системз", как предложено в презентации консультантов.
   Голосование было единогласным. Старший консультант величественно покивал головой и произнёс несколько дежурных формул вежливости, после чего их команда собрала манатки и откланялась. Меня тоже отпустили, в переговорной остались только члены правления, к которым у генерального было какое-то особое сообщение.
   Примерно через полчаса мне позвонила Люсенька и вызвала к шефу. Он пребывал в благодушном настроении, значит, по крайней мере, нагоняя ожидать не приходилось.
   - Ну что, теперь ты понял, как нужно правильно выполнять подобные задания? - спросил он меня, едва я уселся в гостевое кресло.
   - Понял, - ответил я и на этот раз практически не соврал.
   - Проверим, - усмехнулся шеф. - Что ты будешь делать дальше?
   - Дальше? Ну как... у нас есть решение правления, буду действовать в соответствии с ним, - шеф молча смотрел на меня, и я понял, что он ждёт продолжения. - Подготовлю приказ о формировании рабочей группы, напишу проект плана-графика проекта...
   - Неправильно, - резко отрезал шеф. - Как видно, ничего ты не понял. Скажи, что мы утвердили на правлении?
   - Ну как же? Утвердили поставщика решения для системы управления...
   - Опять неправильно! Когда же ты научишься понимать такие простые вещи? - в голосе шефа недоумения было даже больше, чем возмущения. - Ты разве не слышал, что выбор поставщика необходимо согласовать с департаментом информационных технологий?
   - Слышал, конечно. Но ведь правление утвердило...
   - Правление утвердило презентацию консультантов, и не более того, - перебил меня шеф. - Это хорошее подспорье, но на самом деле выбор ещё не сделан. Ты что, забыл, как в нашей компании должны заключаться крупные контракты?
   - Я помню, - ответил я. - Должен проводиться тендер. Но ведь мы для того и нанимали консультантов...
   - Мы нанимали консультантов для консультаций, - шефу явно не хотелось выслушивать мои глупости, и он не давал мне закончить ни одной фразы. - А теперь нужно организовать тендер между "Альфа-системз" и "Бета-текнолоджиз". Пусть обе компании подготовят свои предложения, пусть проведут консультации с нашими айтишниками и договорятся о том, как обеспечить совместимость их системы с нашей. Наконец, ты не забыл про поручение сократить на двадцать процентов расходы? Пусть снизят цену не меньше, чем на двадцать процентов.
   - Но мы и так считали по минимуму... - попытался возразить я.
   - Неважно. Пусть подготовят своё лучшее ценовое предложение. Если не получится снизить цену, мы всегда скажем, что это был лучший вариант из возможных. Так что готовь тендерное задание и рассылай его обоим участникам.
   - Понятно. А зачем же тогда мы всё это анализировали, собирали информацию, приглашали консультантов?
   - Ты что, издеваешься? - шеф наклонил голову и принялся разглядывать меня, как какое-то экзотическое животное, которое ему впервые в жизни довелось увидеть. - Для того, чтобы быть подготовленными, конечно! Ты разошлёшь задания обоим, оба представят на тендер свои предложения, мы их рассмотрим и выберем "Альфа-системз". Разве это не очевидно?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"