Загробный
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: "Для каждого из нас мир исчезает с его собственной смертью." Сегодня 160 лет со дня рождения Зигмунда Фрейда (6 мая 1856)
|
После того, как меня убили
Я сижу в своей комнате, тупо смотрю на черный экран выключенного телевизора. Потом встаю, отрываю портьерный шнур, аккуратно вывязываю петлю со скользящим узлом, второй конец привязываю к люстре. Одеваю петлю на шею, вспоминаю о мыле, но считаю, что сойдет и так. Отталкивая стул, повисаю в воздухе. Шея испытывает некоторое неудобство. В остальном ничего не меняется. Самое идиотское то, что я теперь не могу спуститься на пол. Пытаюсь подтянуться на веревке, чтоб вылезти из петли, силенок не хватает. Так и вишу. Или - висю. Отгадай загадку: висит груша, нельзя скушать. Да уж, мертвец повесился...
ЧАСТЬ I
0
После того, как меня убили, я решил записать все происходящее.
Впрочем, я не один такой на нашей планете. Многие фантасты не столько сочиняют из головы, сколько дотошно рассказывают то, что запомнили о своей загробной жизни.
Конечно, это только те, кто вернулся в жизнь.
Дело в том, что бюрократия в Загробном Мире, еще почище, чем в нашем. Поэтому, очень часто умерших приходится возвращать в жизнь, так как их земное существование прерывается преждевременно, из-за канцелярских ошибок. Например, Российский отдел до сих пор пользуется арифмометром "Союз", изобретённым в 1890 русским механиком В. Т. Однером. Однер, как известно, заменил ступенчатые валики Лейбница зубчатым колесом с меняющимся числом зубцов, что нисколько не уменьшило качество такого исчисления. Имеются ввиду не ошибки арифмометра, а людей, которые им пользуются.
А в отделе Малых народностей Заполярье вообще ничего, кроме счет не признают. Так и щелкают костяшками, надетыми на спицы.
Японский отдел тоже консервативен, их счетное устройство - соробан - представляет собой прямоугольную раму из 27 вертикальных палочек. На каждой палочке по пять косточек, разделённых поперечной полосой -- над полосой одна косточка, под полосой -- четыре. Не удивительно, если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей до сих пор обучают прежде всего чтению, письму и соробану.
В то же время в этом отделе количество возвратов минимально. Надо думать, что архаичный соробан тут не при чем, а уровень качества канцеляристов определяется японским характером и японской добросоветсностью.
Я что-то чрезмерно увлекся описанием счетных приборов. Это потому, что забавно было, придя из мира компьютеров и калькуляторов, увидеть всю эту древность. Впрочем, в отделе США компьютеров больше, чем нужно, но канцеляристы от этого лучше работать не стали.
Ошибки, я думаю, возникают не только из-за неправильных подсчетов, но и обыкновенных описок, помарок и ошибок. Достаточно, ведь, в фамилии кандидата неправильно написать букву, как вместо Каплана с Земли исчезнет Каплун, и только спустя время квартальная (а то и годовая) ревизионная или аудиторская проверка обнаружит ошибку. И нет разницы, гусиным пером выведена эта фамилия или распечатана на лазерном принтере. Поэтому создан специальный отдел Возвращенцев и ряд подотделов, занимающиеся вопросами Невозвращенцев (ООН - Особый Отдел Невозвращенцев), Извращенцев (ИЗО - Извращенческий Отдел) и Досрочных Возвращенцев (ОВД - Отдел Возвращенцев Досрочных). Для перепроверки деятельности всех отделов существует множество комиссий и подкомиссий. Я запомнил названия только некоторых из этого множества: КПСС - Комиссия По Статистике Смертей, РКПБ - Ревизионная Комиссия Проверки Бесплотных, ЛДПР - Легализация Развоплощений Досрочных Погибших, ФСБ - Факсимильный Сектор Бесплотных, ГИБДД - Главная Инспекция Бесприютных Досрочных Душ и КВН - Комиссия Возвращения Невозвращенцев.
Так что в Загробном мире полно УСЛОВНО МЕРТВЫХ, а на Земле - УСЛОВНО ЖИВЫХ. Это те самые Каплуны, вместо которых стали мертвыми Капланы, и иже с ними.
(Только не надо путать УСЛОВНО ЖИВЫХ с ВЕЧНО ЖИВЫМИ. Последние - порождение политического эксгибиционизма и никакого отношения к Загробному миру не имеют).
Есть еще так называемые ЖИВЫЕ-И-МЕРТВЫЕ. Бывает, что пока человек ошибочно пребывает среди усопших, время его официальной жизнедеятельности подходит к концу. Так как он все же не дожил положенное, Загробное Законодательство обязано вернуть ему жизненную задолженность. Этим вопросом занимается специальное подразделение КПР (Компенсация Положенной Реальности), и поступают они хитро. Если просто вернуть к жизни официально умершего, произойдет путаница - дисбаланс между живыми и мертвыми. Поэтому пострадавший получает право выбрать из числа работников канцелярии, которые ответствены за его досрочное умертвления, любого и в этом теле дожить недожитое. Тот же канцелярист, чье тело сдано в аренду, считается пребывающим в неоплачиваемом отпуске.
Предложенный некогда голивудскими аватарами вариант, предоставляющий недожившим свежие тела земных покойников, был сочтен неэтичным, так как в тело добропорядочного гражданина может вселиться законченный мерзавец и принести окружающим много неприятностей. Практическая проверка этого варианта до сих пор резонирует в той же России тяжелыми потрясениями; но так как Загробный Закон обратной силы не имеет, то множество негодяев благополучно доживает недожитое в чужих телах. Особенно неприятно, что эти тела, как правило, принадлежат лицам высокопоставленным.
Была еще практика перемещать сознание Возвращенцев в тела животных. Но это было давно, а нынче Общество защиты животных вкупе с Зелеными подобного не допускает. Так что, оборотни в небольшом количестве остались только в милиции и в сообществе иных, в обеих недремлющих Дозорах.
Вообщем, Загробный Мир - это сложная структура, где пребывает бесконечное множество геометрических и ариметических прогрессий, и который исчислять в единственном числе вообще невозможно, так как централизирована там только лишь Канцелярия, а самих миров столько, сколько их навоображали как народы, так и отдельные личности. Российский фантаст (никак не вспомню его наименования, что-то, связанное с луком и латышами) попытался как-то рассказать о некоторых из них, продолжая тем самым традиции Свифта Данте, Гомера...
Я выписал несколько сотен наиболее интересных названий, но все записи у меня перед возвращением отобрали, а полагаться на память человеку трудно. Особенно человеку, побывавшему ТАМ. С уверенностью могу назвать только Мир Уэйна, Мир Дикого Запада, Мир Драконов, Мир красоты и гармонии, Мир по Гарпу, Мир Призраков, Мир Ужаса, Мир Полли 1 и Мир Полли 2 (второй хуже первого), Невидимый Мир, Мир Насекомых, Водный Мир (где все говорят на наречии некоего Гоблина), Дикий Мир, Другой Мир 1 и Другой Мир 2 (первый хуже второго), Параллельный Мир (с перпендикулярным юмором), Подводный Мир (совершенно французский), Мир Без Чудес, Адский Мир, Клёвый Мир, Затерянный Мир, Последний Мир Каннибалов, Этот_безумный_безумный_безумный_безумный Мир (образца 1963 года), Миру Мир, Мирзоев и, естественно, неувядаемый МИР ПОЛДНЯ.
Кроме Миров, есть там и такое же бесконечное множество городов. Например, Город Будущего, Город Грехов, Город Зла, Город Потерянных Душ, Город Чудищ, Город Москва... Есть и леса, есть поля, пустыни, джунгли - любая природа в самом причудливом исполнении. Полно охотников, ведь охота там ведется разнообразная, мало похожая на Земную. Охота на Веронику, Охота на Орла, Охота на женщину, Охота на зверя, Охота на пиранью, Охота на призраков, Охота на роботов, Охота на охотника, Беспредельная охота и Дикая Охота Короля Стаха.... Полно Ангелов, считающих себя людьми и людей, уверенных, что они Ангелы. Есть, даже, некая Ангелина, сочетающая в себе каждой уверенности по одной второй. Есть место, где живут Красивые Красавицы, а есть место, где живут Страшные Страшилы. Зазеркалье там не одно, а бесконечно беспрерывное, потому что никто не входит просто в зеркало, а всегда - в зеркала. Технические сие несложно: ставите два зеркало одно против другого, так чтоб они отражались друг в друге идеально, а потом аккуратно входите в любое из них. И, естественно, тотчас ваше отражение входит в другое зеркало, в то время как отражение отражения входит в противоположное...
Я немного путаюсь, никак не могу закончить это бесконечное предисловие, Честно говоря, мозги у меня после Возвращения немного набекрень, поэтому соседи, с которыми у меня всегда были напряженные отношения, нынче встречают, словно родственника. Наверное, следует просто начать сначала и рассказывать по порядку. Хотя, базировать порядок рассказа хронологически невозможно, ибо время ТАМ идет так, как ему вздумается, и это при том, что еще у каждого там обитающего может быть и свое индивидуальное время.
Поэтому начну с того, в чем уверен на сто процентов. С момента умерщвления меня.
1
Меня убил БМВ. Это неправда, будто за наезд ответственен водитель. Люди тут не при чем, ведь каждая машина обладает своим характером и своими личностными качествами. Многие машины прирожденные убийцы, а водитель только считает, будто он управляет ими. Возьмите, например, Ferrari. О какой, спрашиватеся, роли водителя можно говорить в тачке, которая за четыре секунды набирает скорость до 100 км, а потом с легкостью наращивает ее до 360. Ее тысячекилограммовое тело влекут 660 лошадей, спрятанных под капотом, которые никогда не станут слушаться шофера; тем более, что сноб, отдавший за подобное чудовище уйму долларов, вряд ли допустить за руль кого-нибудь, кроме себя самого. (Ferrari P 4/5 by Pininfarina. Год выпуска 2006. Снаряженная масса, кг 1200. Максимальная скорость, км/ч 362. Время разгона с места до 100км/ч, с 3,55. Мощность, л.с./об/мин 660/7800. Примерная стоимость $ 3 000 000.)
Или возьмите Lamborgini, любимую тему для шуток в КВН. Особенно последнюю модель - Murcielago, названную в честь знаменитого боевого быка. Эта традиция называть свои автомобили именами известнейших представителей корриды вселила в них неукротимую жажду таранить все, что шевелится. К тому же, снаружи автомобиль никто не шумоизолировал, поэтому прохожие заранее обездвижены грозным звуком выхлопа. (Двигатель V12 объемом 6,2 литра, выдающий 580 л.с., с алюминевым блоком. С ним агрегатируется шестиступенчатая механическая КПП, через вискомуфты крутящий момент передается на все четыре 18 дюймовые колеса. Цена $ 300 000.)
Ну, а Aston Martin, на котором Джеймс Бонд разъезжал в фильмах "Голдфингер" и "Шаровая молния" готов хулиганить уже из-за одного подражания. Тем более, что оригинал был продан с аукциона более чем за 2 миллиона зеленых. (Спортивное купе класса гран туризмо, оснащается легким алюминиевым кузовом. 12-цилиндровый мотор, с приводом на задние колеса. На выбор предлагается механическая или автоматическая КПП. Обе они шестиступенчатые.)
Даже спокойная родственница чугунных утюгов "Волга", неудачная дочь прекрасной "Победы", склонна к преступлениям. Ста пятидecяти "лошадей" для транспортировки 1800 килограммов едва хватает, чтобы не отставать от соседей. А комплекс неполноценности всегда способствовал агрессии. Единственное, что утешает пешехода, так это то, что увернуться от нее легче, чем, например, от юркой "Оки" или непредсказуемого "Запорожца".
Опять меня занесло на отвлеченные ассоциации. Мозги после столкновения с машиной часто взбалтываются, тут уж ничего не поделаешь.
Итак, (BMW, Bayerisch Motoren Werke AG), автомобиль, сердцем, которого служит двигатель, способный с любых оборотов буквально выстрелить тачку вперед. Интегральный задний мост совершенно соединяет в себе спортивные качества и комфортабельность. А тут еще фильм "Золотой глаз", где на BMW Z3 ездит все тот же Джеймс Бонд, герой домохозяек и подростков. Понятно, что черный BMW становится любимцем отечественных бандитов, вобравших интеллект и домохозяек, и подростков. Так что, мало личной склонности этого автомобиля к жертвоприношениям, еще и за рулем сидят единомышленники. И ничего необычного, что меня сбил именно он, нет. Это лишь еще раз подтверждает мнение философов о том, что Человечество в свое массе склонно к суициду. Ну разве не идиотизм тот факт, что количество погибших на дорогах превышает число жертв войн и терактов. В России в настоящее время охотятся за пешеходами около 21 миллиона автомобилей, ежегодно добывая 30 - 35 тысяч человек - население небольшого города, еще 200 тысяч уходят подранками. Ежегодная всемирная охотничья добыча авто составляет 1 миллион 260 тысяч человек. В Нью-Йорке даже отметили столетие гибели первого пешехода под колесами автомобиля (высшая форма суицидного безумства). Это был торговец недвижимостью Генри Блисс. Выходя из трамвая, он попал под колеса экипажа с электромотором. Цветы на место гибели Блисса, ликуя, возложила его правнучка Линда Блисс Солсбери.
Итак, меня убил пожилой БМВ с разболтанной трансмиссией. Я его и не заметил даже, уже потом узнал из сопроводительных документов. Я спокойно переходил улицу на зеленый цвет, потом что-то кольнуло в боку, потом - не помню, и вот уже захожу в какую-то облупленную дверь, где сидит какой-то обшарканный чиновник и сообщает:
- Верт Владимир Иванович, неоконченное высшее, безработный, холостой, ДТП, условно мертвый, передается на доследование в ОВД.
- При чем тут ОВД? - спрашиваю я, ошарашенно.
- Ну не в ЛДРП же вас передавать, - с какой-то дьявольской логикой говорит эта крыса, - ступайте вон в ту дверь, некогда мне.
Я, как завороженный, иду, куда он указал, и, что удивительно, чувствую необычайную легкость в членах. Так, наверное, я ощущал себя лет в пятнадцать, но последние годы тело ношу затрудненно. За пятьдесят с лишком лет в нем накопилось слишком много неполадок. Тут вспомнил, что только что шел по переходу какой-то улицы в Свиблово, повернул голову и хотел спросить - не больница ли, но канцелярист меня опередил:
- Вас сбил BMV-735, седан 1998 года выпуска, пробег 200000 км, привод задний, владелец Литвиненко Георгий, бригадир Митинской группировки на Краснопресненском рынке, машину приобрел вместе с правами за $ 13 000.
- А я... - сказал я.
- Вы скончались мгновенно от множественных ушибов, несовместимых с жизнью. Мозг тоже был поврежден, поэтому предсмертные воспоминания отсутствуют. Объявлены условно мертвым и направляетесь в Отдел Возвращенцев Досрочных.
- А-а-а... - сказал я.
И пошел, было, в ту дверь, в ОВД.
- Да, кстати, - окликнул меня канцелярист, - вас же еще не инструктировали.
- Что вы имеете ввиду? - повернулся я.
Чиновник выволок из под стола здоровенный пистолет с четырехугольным дулом (кажется, кремневый) и выпалил мне в грудь...
2
Войдя в ОВД, я, невольно, испытал те же чувства, с которыми когда-то входил в ОВД города Калининграда. Мент, снявший с меня наручники, встал за спиной, а следователь сказал:
- Будем сознаваться?
Совершенно идиотская тогда сложилась ситуация. Я работал ВОХРовцем на железной дороге и в этот день охранял вагон со взрывчаткой. И пытался отогнать от него какого-то пьяного. Здоровенный мужик на мои окрики не реагировал, лез напрямую по путям. Даже выстрел из револьвера в воздух его не смутил. Пришлось взять охломона на прием, на обыкновенную мельницу с захватом руки и перекатом через спину. Уронил я его мягко, чтоб не покалечить, буквально усадил на песок, там была кучка золотистого песка, им присыпали мазут из букс на путях. А он, вдруг, взвыл, задергался, будто ему в задницу раскаленный штырь воткнули. Я его пошевелил, а он еще громче взвыл и сознание потерял. Что делать, вызвал по рации скорую. Та приехала вместе с милицией, и вскоре выяснилось, что действительно нарушитель напоролся на штырь от арматуры, скрытый в песке. Штырь, естественно, был холодный, но вошел на мою беду прямо в прямую кишку, и довольно глубоко. Вообщем, пострадавшего увезли в к проктологам, а меня, вызвав начальника караула, сняли с поста, обезоружили и прямиком в ментовку, в ОВД Ленинского района.
И, хотя виноват я не был - если бы, даже, нарочно таскал этого парня по территории, роняя изредка, то специально именно так уронить не смог и за десять лет, все равно завели на меня уголовное дело и только суд расставил точки над и. Причем, не оправдал, не констатировал отсутствие состава преступление, а всего лишь отправил дело на доследование. Так оно до сих пор и пылится где-то в ментовских архивах.
Так что, я подсознательно испытывал неудобство, входя в загробный ОВД. И канцелярская комната, как две капли похожая на предыдущую, меня не успокоила. Ни облупленная дверь, ни лохматый дермантин на крышке стола, ни обвисшие обои, ни обшарканный чиновник. А тут еще грудь болела, куда пуля вошла. Не так, конечно, как при жизни, но все равно неприятно. Сперва там дырка здоровенная образовалась от свинцовой пули величиной с перепелиное яйцо, а ощущение, будто пчела тяпнула. Ну, еще смятение, обычная реакция недавно живого. Потом дырка затянулась, прямо на глазах, как в голливудских ужастиках на вампирах, но боль осталась. А боль от пчелиного укуса приятности не доставляет. У меня и от комариных-то шишка вздувается, аллергия у меня на укусы насекомых.
- Верт Владимир Иванович, неоконченное высшее, безработный, холостой, ДТП, условно мертвый, - поднял на меня голову канцелярист. - Да вы садитесь, голубчик, расслабьтесь. Вы теперь у нас долго пробудите. Тут написано, что вас сбил BMV-735, седан 1998 года выпуска, пробег 200000 км, привод задний, владелец Литвиненко Георгий, бригадир Митинской группировки на Краснопресненском рынке, машину приобрел вместе с правами за $ 13 000. Будете мстить?
- Как я могу ему мстить? - удивился я, осторожно присаживаясь, - он что - тоже умер.
- Нет, какой там! Жив, здоров, чего и вам желаю. Он тогда и не остановился, даже, нехороший человек, сшиб вас и даже поехал. Бандит, одним словом. А мстить каждый право имеет, что ТУТ, что ТАМ. У вас, как у Возвращенца, прав много. Пока ваше дело рассматриваться будет, по инстанциям ходить, вы многое можете затребовать у разных отделов. Как никак вас на двадцать лет раньше умертвили, серьезное, знаете ли, преступление. Кто-то в Российском отделе здорово за это поплатится. Ну а мы, в свою Очередь, должны всячески скрасить ваше временное пребывание в наших пенатах. Вот давайте-ка я вам пока выделю хорошего гида, заметьте - совершенно бесплатного, и он вам все тут у нас покажет. В гостиницу вас определит, с достопримечательностями ознакомит. Все расходы за счет Российского отдела, так что можете ни в чем себя не стеснять.
Он достал из ящика стола что-то, и я, было, дернулся, чтоб уклониться от возможного оружия, но это "что-то" оказалось здоровенным колокольчиком, в который он и позвонил. Вошел некто, одетый в черный плащ и черную шляпу.
- Вот и ваш гид, - указал на него чиновник, - прошу любить и жаловать. Опытный работник, четыреста лет уже тут пребывает. Зовут Жан.
- К вашим услугам, - поклонился вошедший, сняв шляпу и махнув ей перед собой, - простите меня за некоторую старомодность, но жизненные привычки не так легко забыть. Я всецело в вашем распоряжении, куда прикажите сопроводить?
- Ты, Жан, - сказал канцелярист, - для начала его на постой определи. В гостиницу или в пансионат - это уж как он сам выберет. И ступай, ступай, у меня сегодня еще семьсот досрочников, а до обеда всего два часа осталось. Часы тоже не резиновые, сколько же их сжимать можно...
Мы вышли в коридор, который, надо сказать, таял в бесконечности, облупленные двери наславивались одна на другую. Гид деликатно придержал меня за локоть.
- Вы, насколько я понимаю, совсем новый тут, как выражаются иудеи - оле хадаш. Так что, не хотите ли для начала на обзорную площадку подняться, осмотреть наш мир с высоты, так сказать, птичьего полета. Это аллегория, птиц тут у нас нет, кроме, конечно, попугаев.
- А почему попугаев? - беспомощно спросил я.
- Давешняя схоластическая ошибка, эти твари, как известно, обладают даром речи, что вводило ранних теософов в заблуждение. Вот с тех пор и завелось у нас несколько жако, кокаду и волнистых. А так, как душа у них птичья, беспутная, то они размножаются в любых условиях. Не убивать же их заново.
Я ничего не понял, поэтому спросил о другом:
- Вы, вроде, француз? Где же вы так хорошо на русском научились?
- Совершенно верно, француз, - с гордостью сказал провожатый, - Жан Батист Мольер. А русским я не владею, неспособен, знаете, к языкам. Но тут все друг друга понимают, на каком бы кто языке не разглагольствовал. Вот мы сейчас пойдем в один милый пансионат, который держит питекантроп из племени Диких Медведей. И вы, представьте, будете свободно с ним разговаривать, хотя, даже, представить невозможно, к какому времени относится его язык и какова его семантика.
- Мольер! - воскликнул я. - Тот самый!
- Вы имеете ввиду - драматург, сочинитель. Да, это я. Мне лестно, что и в дикой России мое имя известно. Я был уверен, что ваш славянский театр ограничивается балетом. Впрочем, вы еще не видели меня в качестве актера. Уверяю, актерство удается мне гораздо лучше, чем сочинительство. У нас тут есть небольшой клубный коллектив, мы ставим иногда разные пьески. Будет время, обязательно поприсутствуйте, получите удовольствие. В режиссерах у нас, правда, всего-лишь англосак, некто Уильям Шекспир. Но, хоть и не француз, не без способностей. Я вам пришлю контрамарку.
Он опять деликатно тронул меня за локоть.
- А теперь пожальте сюда, на смотровую площадку.
Мы вошли в какую-то из бесконечной череды дверей и оказались на балконе. Невероятная панорама простиралась вокруг.
Можно просто сказать, что были видны все знаменитые города мира. Я, конечно, не бывал в них, но нынешнее телевидение познакомило со всеми. И это было не просто смешение городов, наличие Кремля, Тадж Махала, Эйфелевой башни, Капитолия, Пентагона... Нет, тут все было сложней. Вроде как, смотришь в калейдоскоп. Стоило чуть изменить положение головы, перевести взгляд, просто моргнуть, как появлялась новая картинка. Поля сменялись высотными зданиями, одноэтажные хижины - тайгой, джунгли - китайскими пагодами, серебристые озера - бескрайним океаном, сверкающие льды Арктики - стойбищем пингвином. Это был калейдоскоп величиной с планету, и виды его были безгранично красивы.
- Завидую вам, - сказал Мольер, - равнодушно посматривая по сторонам. Таким всегда оставляют чуточку чувств. А мы, аборигены, можем только вспоминать про них.
- Вы что же, лишены эмоций? - прервал я созерцание.
- Конечно. Голый разум и память наш удел. Если бы остались чувствования, то Рай обернулся Адом. А ПОСЛЕЖИЗНЬ не предусматривает ни поощрение, ни наказание. В сущности, наше существование подобно выхлопу у автомобиля: если не отводить отработанные газы, мотор взорвется. В то же время, продукты выхлопа отравляют атмосферу. Я читал, что в крупных городах люди ходят в противогазах, чтоб не задохнуться от этих выхлопов. Точно так же и с жизненной энергией. Если выбрасывать ее в Мироздание, то вскоре начнутся катаклизмы. Каждый год нынче умирает около 55 миллионов человек. Если в 1000 году все население Земли составляло всего 310 миллионов, то уже в 1900 людей стало полтора миллиарда, а в 2050 году этих миллиардов будет почти десять. Так что число людей и покойников растет в геометрической прогрессии. Знаете, что такое геометрическая прогрессия? Есть красивая аналогия на шахматной доске...
- Да, да, читал я про зерна пшеницы, которые удваивались на каждой клетке и в итоге достигли астрономической цифры. Вы мне, лучше, про эту жизненную энергию поподробней.
- Ну вообщем, около ста миллиардов людей уже успели умереть и количество покойников увеличивается. Если бы вся эта энергия выбрасывалась бессистемно, то Мироздание треснуло бы от ее избытка. Много лет назад подобное уже случилось: Большой Взрыв, Разбегающиеся Галактики, Колапсирующие Звезды - все это из-за хаотичных выхлопов жизненной энергии, из-за нарушения экологии смерти. ПОСЛЕЖИЗНЬ - ГЕНИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ!
В последнем предложении мой поводырь позволил даже некоторое повышение звуковых модуляций, этакую имитацию восторга в строго отмеренных тембрах. Наверное, послеживущие разумно гордились своим существованием.
И тут опять произошло неожиданное. Жан Батист, вдруг, нагнулся, схватил меня за ноги и махом перекинул через невысокое ограждение смотровой площадки. Я успел ухнуть и сразу потерял дыхание. Высоты я всегда боялся, а тут высота была не менее полукилометра.
3
Когда я открыл глаза, полет еще продолжался. Кто-то взял меня за руку.
- Простите великодушно, - услышал я сквозь свист воздуха, - у нас тут в моде эта нелепая шутка. Новички так забавно пугаются. Не понимают, что умереть дважды достаточно трудно. Мы, ведь, не тела носим, а наше представление о них. Материи тут в Земном понимании нет - чистая энергия.
Я открыл глаза. Низ вырастал с угрожающей быстротой.
- Можно и потише, - успокаивающе сказал шутник, - просто захотите. В смысле, захотите захотеть.
Падение замедлилось. Еще миг и мы неспешно парили, спускаясь в калейдоскоп картинок.
- У нас тут лифтов, сами понимаете, не предусмотрено. Вон, правее, видите груда камней вырисовывается. Это и есть пансионат Мишеля из племени Диких Медведей. Мы хозяина ласково зовем, каждый на свой лад. Шекспир - Майклом, я - Мишелем, а вы, наверное, Михаилом поименуете.
- Нет, нет, - предугадал Мольер мой вопрос, - это только снаружи пансионат так выглядит, внутри - вполне камильфо.
Действительно, спустившись и пройдя через коридор из камнепада, мы оказались в уютной комнате, интерьером похожей на типичный охотничий домик. Бревна, декорировавшие стены, были ошкурены и покрыты лаком, благодаря чему светились в желтизну. Чугунная обрешетка камина акцентировала старину. Мебель был подстать: массивная, из натурального дерева.
Хозяин, в котором я полагал опознать сгорбленного и волосатого дикаря - штамп из рисунков школьного учебника, оказался худощавым и большеглазым. Наверное единственной деталью его исторического происхождения была скудность одежды. Впрочем, коротенькая юбочка и прозрачная майка скорей ассоциировали его с представителями парадов гордости, чем с питекантропом.
- Обычное заблуждение, - протянул овнер пансионата руку. - Это неандертальцы были сутулые и мускулистые волосатики. Мы же, как существа травоядные и эстетические, всегда отличались скромностью телосложения. Отчего и вымерли. В те времена, эстетика мало способствовала долгожительству.
- А легенды об эльфах не от вас ли пошли? - спросил я, заметив под длинными волосами его уши.
- Именно, - сказад первобытный человек достойно, - слух у нас, кстати, великолепный был, как у дельфинов. И ультразвук сканировали запросто. Считалось, что у нас есть генетическое сходство с пещерными медведями. У тех тоже слух был фантастический. Но увы, одним слухом жив не будешь. И медведи вымерли, и мы. Да и неандертальцы тоже вымерли. Таков уж удел всего живого. Уж кому, казалось, мешал синий кит? Вымер! Дикий голубь? Вымер! Птица рух? Вымерла! Драконы? Вымерли! Жень-шень? Вымер! Или еще не вымер? Но вымрет. Все вымрут...
Михаил бормотал все тише и тише, клонясь к прилавку. Такое впечатление, что он засыпал, стоя.
- Сонливый, - сказал Мольер, - вся популяция была такая сонливая. Потому и вымерли.
Михаил услышал своими замечательными ушами, встрепетнулся, открыл замечательные глаза.
- Это ты не прав, Жан Батист, - сказал он. Мы поспать любили, но спали чутко. Вон, колибри, вовсе не спит, а тоже вымирает. Или возьми Аргусов, всегда у них часть глазов работала, но что толку. Вымерли.
- Не глазов, а глаз, - поправил Мольер. - Когда ты только без ошибок разговаривать научишься. Знаете, - обратился он ко мне, - когда помер, так вообще двух слов связать не мог, весь его словарный багаж состоял из пяти глаголов и сотни существительных. А тут немного образовался, но все равно ударения неправильно ставит и в словообразовании путается.
- Естественно, - вмешался хозяин, - нам то в племени речевое общение почти и не нужно было, мы же эмпаты.
Они начали препираться, используя множество терминов популярной грамматики. Семантическая парадигма, структурный анализ, диалектика пунктуации так и витали в воздухе. Я тем временем осматривался, обнаруживая в интерьере интересные детали. Особо обращали внимание картина, изображавшая рыбу с заводным ключом в спине и деревянная палица, утыканная зубами каких-то неприятных животных. Надо думать, оба украшения символизировали интеллектуальный рост вымершего Мишеля от дубинки до Сальвадора Дали.
Появление нового героя этой мизансцены отвлекло мое внимание. Впрочем, если есть эльфы, почему бы не быть гномам, подумалось сразу. Ибо, человек вполне подходил под это описание. И бородой, и корявым носом, и маленькими глазками, и массивностью коротенького туловища, и еще чем-то. Конечно, он мог быть и обычным карликом, но гном как-то интересней.
- О-о, - оторвался от ученой беседы Михаил, - наш уважаемый библиотекарь. Познакомьтесь, Владимир, это - Йозеф Багман. Он был самым знаменитым Гномским Мастером - Пивоваром всех времен. Существует множество знаменитых Гномских элей и много известных пивоваров, но имя Йозефа Багмана является эталоном качества. Его семья была выходцами из Гор Драконьего Хребта, вытесненных на север, когда шахты Экрунда были захвачены Орками. Замнил, отец Йозефа Багмана, основал семейное дело в восточных лесах Империи. Он построил добротную пивоварню рядом с кристально чистыми водами реки Сол, что стекали с подножий Серых Гор. После смерти своего отца, Йозеф развивал дело и приобрел значительную репутацию благодаря прекрасному качеству и крепости своего эля. Багману было удобно отправлять бочки на баржах по рекам к великим городам Империи, где он стал весьма популярен. Вскоре пивоварня Багмана разрослась в небольшое Гномское поселение и с Серых Гор прибыли другие семьи, чтобы присоединиться к нему... Да-с, ну а у нас Йозеф переквалифицировался, стал библиотекарем. Кстати, можете посмотреть книги, пока вам готовят комнату. Его аппартаменты тут рядом, в соседней горе. Книгам хорошо в горах, в пещерах воздух всегда сухой и однотемпературный.
- А чего, сказал гном, - могу и книги показать, мне не жалко. Если уж пива тут не существует, то пускай книги. Пойдем, человек.
Мы направились к выходу, но тут что-то ударило меня сзади, в глазах потемнело. Я трудно повернулся, придерживая осколки черепа руками и увидел ухмыляющегося питекантропа с окровавленной дубиной в руках.
4
Библиотека представляла собой гигантскую пещеру, уставленную шкафами. Воздух действительно был сухой и прохладный. Гном быстро шел между этими шкафами, ворчливо комментируя содержимое.
- Вот в этом шкафу юмористическая литература. Ее у нас не слишком много, Земной юмор тут не срабатывает. Сами понимаете, не станем же мы смеяться над плохим слесарем-сантехником, коли тут нужды в сей профессии нет. И над плохим пивоваром тут никто не посмеется. А какую реакцию могут вызвать пародии на политиков, на знаменитых артистов, если отсюда все Земные люди оцениваются лишь, как носители большего или меньшего запаса жизненной энергии. Ну, а о шутках по поводу неверных жен или переполненного мочевого пузыря я и не говорю. Нормальные и при жизни над ними не шибко смеются.
Я с интересом открыл створки шкафа, надеясь встретить там неизвестные человечеству шедевры юмора. Шок при взгляде на корешки книг был таков, что я сперва охнул, а потом расхохотался. Шкаф был заставлен религиозной литературой разнообразного направления: от библии до практической веданты. Рядом с кораном стояло красочное издание евангелия от Иуды, баптистские брошюры соседствовали с красочными изданиями кришнаитов, четки минеи отливали бронзой застежек, свидетели иеговы радовали толстым глянцем переплета.
- Да уж, - сказал я восхищенно, - читать ТУТ всю это белиберду про загробную жизнь забавно. Как там она начинается? Кажется так:
1 В начале сотворил Бог небо и землю. Небо сделал из полиэтиленовой пленки голубоватого цвета. Для земли использовал качественный перегной.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. Повернул рубильник. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. Процедура достаточно сложная, ныне получившая название: "спектральный анализ".
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Так были заложены начала лингвистики. И был вечер, и было утро: день один.
_Отменная память. Подобное удовольствие при жизни я получал от книги про похождения Остапа Бендера, - поддержал мой настрой Библиотекарь. - И еще от Терри Праттчера, от его плоского мира, где Смерть - мужчина. Вот, к примеру, нравоучительный отрывок из библии: "Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей. Не выходи навстречу развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети ее. Не оставайся долго с певицею, чтобы не плениться тебе искусством ее. Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее. Не отдавай души твоей блудницам, чтобы не погубить наследства твоего. Не смотри по сторонам на улицах города и не броди по пустым местам его. Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь...", - забавная подборка скудоумия, не правда ли. Вот еще, из корана: "Oни cпpaшивaют тeбя o мeнcтpyaцияx. Cкaжи: "Этo - cтpaдaниe". Oтдaляйтecь жe oт жeнщин пpи мeнcтpyaцияx и нe пpиближaйтecь к ним, пoкa oни нe oчиcтятcя. A кoгдa oни oчиcтятcя, тo пpиxoдитe к ним тaк, кaк пpикaзaл вaм Aллax. Пoиcтинe, Aллax любит oбpaщaющиxcя и любит oчищaющиxcя!"
А вон там, на нижней полке, специальный раздел: "Юмористическая философия Землян".
- Не понял, - сказал я, глядя на сборники сказок. - Что тут философского?
- Ну как же, - Библиотекарь, несмотря на отсутствие эмоций, получал явное удовольствие, - приземленность и однообразие интересов телесного существования нигде так не выражено, как в сказках. Это только кажется, что в них - чудеса. На самом деле любой сюжет сводится к получению примитивного успеха, к торжеству плоти. Дурак на халяву приобретает царскую власть, замарашка - царственного мужа, лягушка - тоже. В большинстве случаев все чудеса сводятся к тому, что главный герой получает блага, пальцев не шевельнув, при помощи щуки, золотой рыбки, джина или горбатого коня.
- А как же, например, Красная шапочка? - возразил я. - Она, ведь, царицей не становится?
- Это другая группа сказок, иллюстрирующих примитивное толкование мироздания. Красная шапка, сиречь - Солнце, путешествует по небу, скрывается за горизонтом (съедается волком) и, спустя ночь, выныривает из взрезанного живота, чтоб вновь совершать движение. Ранняя философия материализма. Точно то же, что и введение в структуру сказок перспектив развития техники: гусли-самогуды, ковры-самолеты, телевизионные зеркала, сапоги-скороходы и прочее, прочее. Но, тем ни менее, основная тенденция сказок - реализация желаний, которые, увы, у существа, орбременного плотью, достаточно убогие.
- У вас так вообще ни плоти, ни желаний, - попытался я вступиться за соплеменников.
- Да, - не стал обижаться Библиотекарь, - одни иллюзии. Но есть гипотеза, что Послежизнь тоже всего этап перед следующим. В смысле, что как после жизни наступает Послежизнь, так и после Послежизни будет жизнь. Этим большинство из нас и живет, в смысле - не живет.
- Слушай, а как насчет сказки "Маша и медведи"?
- Это вообще не сказка.Так же, как: "Три рубля рублями...", - не стихи.
- Какие три рубля?
- Ну, считалка детская. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копеки, рубль и пятак. Сколько получилось?
- А, ты имеешь ввиду, что это развивающие тексты, исполненные в занимательной форме. Большой, средний, маленький. Медведь, медведица, медвежонок. Между прочим, довольно неприятная история про эту Машу, вторжение в чужое жилище, воровство, хулиганство... Бедные медведи.
- Есть сказки вообще ненормальные, - было видно, что Библиотекарь прочно сел на любимую лошадь, - помнишь, про "Мальчика-с-пальчика"? Знаешь, как она начинается:
"Жил был однажды дровосек, и было у них с женой семеро сыновей: два близнеца по десять лет, два близнеца по девять лет, два близнеца по восемь лет и один младшенький семи лет. Он был очень маленький и молчаливый. Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца, поэтому его и назвали Мальчик-с-пальчик. Он был очень умен, хотя родители и братья считали его дурачком, поскольку он все время молчал. Но зато он отлично умел слушать собеседника. Дровосек был очень беден, и семья постоянно жила впроголодь. Однажды случилась засуха, и погиб весь урожай. Везде наступил голод. Однажды вечером дровосек сказал своей жене:
- Что же нам делать? Я люблю своих сыновей, но мое сердце разрывается от боли, когда я вижу, что они умирают от голода. Завтра мы отведем их в чащу леса и оставим там.
- Нет! Это было бы слишком жестоко, - вскричала его жена. Она понимала, что еды достать негде, но без памяти любила своих дорогих сыновей.
- В лесу у них есть шанс спастись, - сказал дровосек. - А дома они уж точно умрут.
Его жена зарыдала и согласилась..."
- Да уж, у это еще тот сказочник! - сказал я. - Помню, какая-то его история начинается вообще чудно: "Умерла бабушка. Внуки положили ее в мешок и повезли на базар продавать...". Вообще, литература деградирует уже давно. Маркиз Де Сад не только отнесен к числу писателей, но даже его имя стало корневым медицинским термином. Не имя Луи Пастера или Артюра Рембо, а имя маньяка, выродка. Расчетливый параноик Стивен Кинг зарабатывает на одной книге больше, чем хороший писатель Уильям Сароян получил за всю жизнь. Убогий позер Эдуард Лимонов на своих графоманских сочинениях имеет больше гонораров, чем имел талантливый Сергей Довлатов. И дело не в том, что толпа охотней пойдет на Петросяна, чем на Лебединое озеро. А в том, что благополучие людей искусства зыждется не на уровне их таланта, а на спросе их продукции. Недоумок Демьян Бедный получил от власти все, а гений Пастернак - фигу с маслом. Спрашивается, кто нынче читает вирши Демьяна? Коммерция и искусство - вещи несовместные. Признав человека талантливым, общество обязано избавить его от забот о хлебе насущном. Вернее, не общество - толпа безмозгла, а те, кто руководит этим двуногим стадом.
Библиотекарь достал откуда-то здоровенный фолиант, окованный металлом, сказал задумчиво:
- Вдумайся, человечество живет процентов на девяносто в плену звериных инстинктов. Поцелуй - доверительное кормление у обезьян изо рта в рот. Озноб при испуге или замерзании вздымает исчезнувшую шерсть - мурашки по коже, чтоб согреть или напугать врага. Потеющие ладони в экстремальной ситуации помогали взбираться по стволу дерева. Врожденная боязнь высоты - лишнее свидетельство того, что обезяноподобные предки жили на деревьях и нередко оттуда падали. Увлечение колекционированием чего-то - память другого звена предков, собирателей. Подростковые конфликты в семье - программа, побуждающая взрослеющую особь отделиться от стаи. Подростковые банды - стадный инстинкт многих молодых животных. Мужская неверность - естественная программа любого самца, заставляющая его стараться оплодотворить множество самок.
То, что считается характером, тоже инстинкты, программы животных, из которых строился человек. Жадность - причудливо преобразованный страх голода, привилегия слабых, внутренне неуверенных, потенциальных изгоев стаи. Обжорство - из той же группы инстинктов, животная привычка наедаться впрок.
И что ты хочешь от такого человечества?
- Ну, - сказал я, опасливо поглядывая на руки Библиотекаря, сжимающие книгу в бронзовой обложке, - я, собственно, сейчас не столько о человечестве думаю, сколько об этом мире, загробном.
- А зря! Мы - часть человечества, большая, кстати, часть. И мы обязаны думать о той бездне, из которой вылупились.
- Тут ты не прав, - сказал я, - Ницше говорил, что чем дольше вглядываешься в бездну, тем пристальней бездна вглядывается в тебя. У тебя можно взять что-нибудь почитать?
- Для того и сидим тут, проходи к столу, надо заполнить формуляр. На руки не больше двух книг. Залог не требуется.
Я сделал было движение к столику, но вспомнил о тяжелом фолианте и резко обернулся. И не зря - Библиотекарь уже поднял свое экзотическое оружие на головой. Моя реакция заставила его фальшиво улыбнуться.
- Смотри-ка, - сказал он, ставя книгу на полку, - привыкаешь. Молодец.
И добавил зачем-то:
- Коль hакавод.
5
Любопытно, что хотя языковых барьеров тут не существовало, речевые различия имели место. Это был не акцент, а, скорей, нечто интонационное. Немного не так примененная грамматическая форма, бедный или богатый набор слов, излишне удлиненные фразы или, напротив, излишне урезанные. Более того, многие вставляли, порой, обороты из родного языка. Так, наверное, звучали в девятнадцатом веке латинизмы в беседе ученых, всякие там "меа кульпа", "дикси", нота бене"... Собеседники слова понимали, но их присутствие было и естественно, и чуждо. Именно так, как прозвучало "коль hакавод" (молодец), разве что иврит в устах гнома был достаточно необычен. Хотя, кто их знает, этих гномов - каким древним наречием они пользовались при жизни и сколько их было этих наречий.
Я осваивался в номере, который ничем экзотическим не выделялся. Он состоял из гостиной и спальни. В гостинной имели место стол, полумягкие стулья и обширный шкаф. Я открыл его, на меня посыпались разнообразные скелеты. Я запихал их обратно и запер дверцу блестящим ключиком. "В спальне было особенно прохладно и уютно. Мне всегда хотелось иметь именно такую спальню, но никак не хватало времени этим заняться. Кровать была большая и низкая. На ночном столике лежал маленький переносной пульт управления телевизором. Экран телевизора висел на высокой спинке кровати, в ногах. А над изголовьем имелась картина, очень натурально изображающая свежие полевые цветы в хрустальной вазе. Картина была выполнена светящимися красками, и капли росы на лепестках цветов поблескивали в сумраке. Я наобум включил телевизор и повалился на кровать. Было мягко и в то же время как-то упруго. Телевизор заорал. Из экрана выско-чил нетрезвый мужчина, проломил какие-то перила и упал с высоты в огромный дымящийся чан. Раздался шумный всплеск. Мужчина скрылся в бурлящей жидкости, а затем вынырнул, держа в зубах что-то вроде разваренного ботинка. Невидимая аудитория разразилась ржанием... Затемнение. Тихая лирическая музыка. Из зеленого леса на меня пошла белая лошадь, запряженная в бричку. В бричке сидела хорошенькая девушка в купальнике. Я выключил телевизор, поднялся и вышел в коридор."
Коридор уходил в бесконечность. Это только снаружи пансионат казался небольшим, на самом деле он вмещал несколько миллионов номеров - технология Воланда. Что не мешало владельцу с каждым постояльцем работать индивидуально. Понятие очередей в Загробном мире отсутствовало напрочь. Сие казалось необъяснимым, но только лишь земной логикой. Библиотекарь пояснил мне, что каждый из очередных слегка смещен во времени, которое, как известно, бесконечно.
В глубине коридора кто-то активно шаркал шваброй. Причем шаркал весьма энергично, приближаясь ко мне с бесконечным постоянством. Некоторые черты энергичного уборщика показались мне интересными, поэтому я дождался, пока он не подшаркал почти вплотную.
- Ну и как работается? - спросил я ехидно, наблюдая за тем, как этот невысокий человечек отжимает швабру и выпрямляет спину, утирая тыльной стороной ладони обширную лысину.
- Благодагю, - ответил уборщик с оптимизмом, - пгекгасно габотается. Я, батенька, всегда мечтал о такой габоте, когда гезультат виден сгазу. Пгекгасное, знаете ли, место - этот Заггобный миг! Тут каждый неживет по способности и каждому неживущему выделяется по потгебности.
- Да уж, - сказал я грустно. Желание побеседовать угасло.
Из стены выплыл мой гид.
- Привет, Уля, - кивнул он уборщику, - ты я вижу цветешь.
- Я всегда неживее всех неживых, - гордо ответил поломой, энергично налегая на швабру. - Я - ваше знамя, сила и огужие.
- Это уж точно, - хмыкнул Мольер. - Владимир, вы отдохнули?
- Да что-то не отдыхается, - сказал я, - никаких следов усталости. Даже удивительно.
- Первое время живые неживые всегда так себя чувствуют, эйфория иллюзорного тела. А перекусить не тянет?
Я прислушался к желудку. Этот важный орган вел себя отстраненно, молчал.
- Тогда приглашаю на прогулку. В каком городе вы хотели бы совершить моцион?
Мольер исчез, а я вышел на площадь трех вокзалов и побрел, отмечая похорошевшее здание Казанского. Было ясно, что переход из социализма в свободный рынок сильно повлиял на быт россиян. Малоподвижные лица, покрытые потом, натруженные руки, закоченевшие в хватке на узлах, чемоданах и, непривычные мне пока, карманники, каталы с шариками или картами. Главное изменение, которое я отметил, заключалось в обилие детей всех мастей: от беспризорников-попрошаек до малолетних проституток. Когда меня повязали, Горбач только пришел к власти, но подобное развитие событий было невозможно вообразить. Невольно вспоминались романы Макаренко, "Республика ШКИД", детский дом имени Дзержинского, фотоаппараты ФЭД. Всплывшие было ассоциации (клифт, котлы, босяки, кусман, "у кошки четыре ноги", "на мою, д-на могилку, да никто не придет"), быстро погасли - нынешнее поколение бомжат было неплохо одето, упитано и не слишком дерзко. Некая расслабленная безразличность наблюдалась в детишках, будто все они обкурились травкой.
- Дед, а дед, - окликнул меня мальчуган лет десяти. - Дай закурить.
Грязноватый, но качественный джинсовый костюм, кроссовки, бесцветное, как бы пыльное, личико, большие темные глаза с выразительными ресницами. И странный запах, вызывающий в памяти стройку или столярный цех.
- Чем это от тебя пахнет, юноша?
- Клеем. Только я сегодня не нюхал, это еще со вчерашнего. Дашь закурить?
Клеем... да, припоминаю, кое-кто из зеков ловил кайф, нюхая клей "БФ". Сейчас его, вроде, переименовали в "Момент". Мерзкая штука, мозги выжигает моментом. Надо же, какой каламбур!
- Жрать хочешь, куряка?
- Я пить хочу. Купишь мне колу?
- Ну, пойдем. Заодно кое в чем меня просветишь, а то я тут первый день.
- Деревенский? Да, наша Москва крутая. Я тут все знаю, могу гидом быть. За стольник в час. Хочешь?
- Тебе сколько лет-то, гид?
- Тринадцать. Это я просто такой мелкий вырос. Потому что курю и нюхаю.
- Да уж! Вот тебе твоя кола, пей. А насчет того, чтоб экскурсоводом поработать, что ж - пошли. Только сперва я пивка выпью, головка еще немного бо-бо.
Мы устроились на открытом воздухе за Ярославским вокзалом в грязной кафушке, разбросавшей пластиковый комфорт вдоль железнодорожных путей. Пацан, выдувший бутылку колы, и от пива не отказался, так что попивали из пузатых кружек с выщербленными краями темное пивко, прикусывали солеными полосками какой-то сухой рыбы.
Вот еще одно, выразительное отличие от советской жизни - ни одна падла не обращала вимания на то, что ребенок пьет пиво наравне с мужиками!
Мне почти похорошело; я уже подумывал - не взять ли грамм двести "Кристалла", когда на аллее появилась эта парочка. Мальчик и девочка, лет четырнадцати, одетые обычно для подростков. Казалось бы, я не должен был концентрировать на них внимание. Но что-то в ребятах дисгармонировало с обыденностью. Шли они как-то пластично, расковано, с некоей грацией, не присущей стандартным людям. Девочка разговаривала по телефону, что не отражалось на плавной красоте движений.
Мы вообще не обращаем внимание на то, как ходим. А, если вглядеться, то станет ясно, что большинство двигается некрасиво, сковано, как-то рванно, грубо. Вон, семенит баба с кошелкой, наклонилась вперед, будто падает, успевая выставлять то одну, то другую толстую ногу. Вон шествует мужичок в шляпе. Будто на ходулях, вокруг тощих икр некрасиво обвиваются потертые брюки. Вон пацан куда-то спешит. Движения неорганичные, аритмичные, сам сутулится, дышит ртом.
Мой гид тоже обратил взор на подростков. Но привлекла его не грациозность, а нечто более меркантильное. Я не успел заметить быстрый его прыжок, а он уже выдернул из руки у девочки мобильник и дал деру.
Спутник девчонки не побежал за воришкой, хотя выглядел парнем крепким. Он сделал левой рукой загребающее движение, и я с удивлением увидел, как любитель нюхать клей с размаху шлепнулся на землю.
Вскочил, рванулся бежать, снова упал, связал поведение непослушных ног с жертвами, беспомощно оглянулся на них.
- Иди сюда, - спокойно и тихо сказал парень, - иди, мы ничего тебе не сделаем.
Как побитая собачка подплелся к ним незадачливый похититель телефонов, отдал мобилу, стоял понуро.
Девочка, будто взрослая дама, погладила его по голове.
- Не бойся, с кем не бывает. Подожди, сейчас я дам тебе немного денег. И не воруй, могут поймать и покалечить.
- Ребята, вы что - экстрасенсы? - не удержался я.
- Каждый человек в какой-то мере экстрасенс, - посмотрел в мою сторону парень. - Но в данной ситуации никакая магия не требуется, все банально до тошноты. А вам не следовало бы пить, у вас давление скачет, инсульт может быть.
Он смотрел на меня серьезно и спокойно. А так как я на время потерял дар речи, добавил:
- Тут тоже никакой магии, у вас лицо покраснело от прилива крови, верный признак повышенного давления.
- Чертовы вундеркинды! - не нашел яничего лучшего.
- Ты чё, - дедуля, - вступила девочка, - стрелы перепутал? Какие тут вурде-киды, тут нормальные пацаны.
Она пластично подсела на соседний стул и бесцеремонно положила ручку мне на ширинку.
- Перепихнуться не желаешь, дядя?
- Вы что, - сказал я сдавленно, - малолетние проституты, что ли?
- Тут спорная семантика, - убрала пацанка руку, - в женском роде логичней говорить о проститутках, а упоминая и женщин, и мужчин - лучше использовать эйфемизм. Например, развратные подростки. Или отроки легкого поведения.
Остатки хмеля испарялись, я совершенно не мог соориентироваться в происходящем. Хотя и славился находчивостью в экстремальных ситуациях.
Мой несостоявшейся гид тоже застыл столбом. Привычные ему стандарты поведения не укладывались в ситуацию. Впрочем, инстинкт беспризорного оказался сильнее разума: он сдвинулся вбок, почесался и припустил в сторону вокзала.
- Ты полагаешь, он может быть нам интересен? - спросила девочка.
- Возможно, - ответил мальчик, - негативный человеческий опыт, инфантильность и внутренняя надежда. Вполне возможно.
Они переговаривались поверх моей головы, это активировало мою сообразительность.
- Одно из двух, - сказал я, не глядя на них, - или вы не дети, или играете роли для кого-то другого.
- Или одно из двух, - подхватил пацан. - Хотите пройти с нами?
- Почему бы нет, - допил я последний глоток из кружки...
Площадь растаяла, ощущение похмелья исчезло, я стоял в бесконечности коридора, вдали шуршал шваброй вечно неживой Уля, из стены вновь материализовался Мольер.
- Аппетит не появился? - спросил он.
Я прислушался к кишечнику. Там была мертвецкая тишина.
6
- Человек - это животное, обремененное разумом. Постоянно подавляя животные инстинкты, мы все больше раздваиваемся, все больше вступаем в противоречия надуманного добра и надуманного зла. Вовлекать в секс детей - зло. Ходить по улицам голым - зло. Чавкать во время еды - зло. Быть патриотом родины - добро. Уступить женщине место - добро. Учить детей грамоте - добро. Вроде бы, все логично. Но прогрессирование маньяков, подростковая ассоциальность, невроз и гиподинамия у горожан - все это и многое другое свидетельствует, что общественные законы не идеальны, диктуются не столько естественным развитием, сколько навязаны элитной группкой для управления толпой. Лучше исходить из единственного критерия: все, что причиняет неудобства окружающим, плохо, все, что не причиняет неудобства другому человеку - хорошо. Следовательно, секс с ребенком допустим по согласию оного, табу на обнаженное тело абсурдно, во время еды, без свидетелей можно и рыгать и чавкать. Понятие патриотизма расплывчато, действенно только для солдат, а любые вооруженные соединения - зло. Женщины выносливей мужчин, уступать им место не следует. Грамота - способ дистанционного общения, не следует ли придумать другой, более естественный способ, чем создавать тысячи вариантов письменногой информации.
Мы с Жаном Батистом сидели в открытом кафе на Монмарте и потягивали из высоких бокалов абрикосовый сок. Льдинки льдисто и звонко тыкались о губы, пытаясь проскочить в рот. Невдалеке у фонтана бесхитростно играли дети. Их голоса звенели в зное, как льдинки в абрикосовом соке.
Ощущения были приятными: иллюзия зноя, прохлаждающая иллюзия напитка, иллюзия детской веслости. Умершие дети, как и взрослые обладали голым разумом, эмоций они были лишены, а следовательно веселиться не умели. Отголоски чувств сохранялись только у нас - преждевременно упокоенных, потенциальных возвращенцев.
- Прогрессивно мыслишь, - прокомментировал я филиппику Мольера. - Даже не верится, что продукт не в нашего века. Что же ты при жизни так из-за инцеста переживал.
- Врут! Врут историки, вовсе я не переживал. Это биографы потом наплели. - Он столь ярко среагировал на мою шпильку, что можно было заподозрить былую эмоциональность. Видимо, его разум, взращенный на чувствах (что естественно для артиста и писателя), обрел некое их подобие. - К тому же, в те годы мы все были одурманены религией, которая кровосмешение осуждала яро.
- Да ладно, - сказал я, - вовсе не хотел тебя обидеть. Я вообще в этих вопросах либерален: если оба хотят, то ни возраст, ни родственность значения не имеет. А ты чувственно себя ведешь, почти как живой. Будто тебе тут нравится.
- А "тебе разве не нравится рай, который ждет всех после смерти?" - спросил Мольер.
"Вместо ответа я нагнулся и сорвал травинку. Сунул ее в рот, прикусил. Травяной сок был горьким... вот только немножко недостаточно горьким. Я прищурился и посмотрел на слонце. Солнце сияло в небе, но его свет не ослеплял. Хлопнул в ладоши - звук был самую малость приглушен. Я вдохнул полной грудью - воздух был свеж... и все же в нем чего-то не хватало. Оставалась легкая затхлость, будто в покинутой квартире..."
- Увы, - сказал я, хотя вопрос и не требовал ответа, - никогда не верил в рай, а в аду жил при жизни. В сущности, любой рай - тот же ад, только растянутый в качестве. В аду мечтаешь об избавлении от страданий, а в раю - о возможности страдать. Ты мне обещал разъяснить иллюзию московской прогулки. Это что, сон был такой? И кто эти детишки странные?
- Это проекция того, что должно было с тобой произойти, если бы тебя не угробили раньше времени. Впрочем, это, возможно, и произойдет после твоего возвращения в жизнь. Если ты будешь возвращен в то же место и в то же время...
- А что, может быть иначе? Но, ведь, тогда будет изменена ткань реальности.
- Никакой реальности не существует. Течение событий завязано лишь на тебя одного. Весь мир, вся реальность наличиствует только в твоем сознании. А восприятие другого индивидума воспринимает другую реальность. Вот, к примеру, стоит стол. Он есть, пока ты на него смотришь, пока думаешь о нем.
- Но я же буду в другом теле! - воскликнул я.
- Тело... Тело - сие частность есть. Суть не в оболочке, а в содержании. Даже, обратись ты негром, элементы твоего бытия будут идентичные, как если б был ты в прежней телесности.
- Ну ладно, ладно, - сказал я поспокойней, - но что это за странные дети все же?
- Остатки ранней расы. Пралюди с генетической памятью. Фантасты их иногда именуют предтечами. Их волнует глобальное потепление, вызванное ошибочными технологиями. Поэтому они намерены вмешаться в человеческое бытие и слегка изменить приоритеты развития. Те, кто с тобой встретиться и кого ты принимаешь за подростков, на самом деле зрелые пралюди. У обладателей генетической памятью процесс физического формирования затягивается на многие десятилетия. Хотя пубертат наступает, как и у современных людей - в десять - двенадцать лет. Это, наверное, из-за того, что генетическая память включается только после пубертатного периода. Так что, у твоих будущих знакомых подростковое тело и тысячелетний разум. Чем-то они похожи на нас - разумных мертвецов.
- Надо же! - сказал я. - И чем же моя скромная персона заинтересовала таких мудрецов?
- Узнаешь, когда вернешься. Я и так сказал тебе больше, чем положено. Вам, временным покойникам, про то, что с вами еще не свершилось, знать не положено. Про то, что я сейчас сказал, ты и так узнал бы минут через пять, после знакомства с пралюдьми, а вот, что дальше будет, - узнаешь, когда оживешь. Официант, счет.
В руках у подошедшего официанта была массивная бутылка с кальвадосом. Я на всякий случай прикрыл голову руками, однообразные шутки старонежилов раздражали. Но официант только посмотрел на меня вожделенно и вручил бутылку Мольеру.
- Это от повара, - сказал он, - презент. Наш повар посещает все спектакли с вашим участием.
- Польщен, - сказал Жан Батист. - Передайте ему, что я польщен и благодарен. Ну что ж, Владимир, пойдемте к Сене. Я проведу вас переулками, в их тишине можно узреть истинный Париж.
Действительно, очарование закулисного Парижа трудно сравнивать. По крайней мере, ни чопорный переулочный Лондон, ни геометричный переулочный Нью-Йорк, ни расхристанный переулочный Рим и, уж тем более, ни тусклый переулочный Санкт-Петербург для сравнения не годятся. Возможно лишь Одесса могла бы чуток выступить на этом соревновании, да и то - та, советская.
Между тем стемнело. Над головой, за фигурными фасетками окон "два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
-- Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
-- Ты спи, а я не могу,-- отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени.
-- Соня! Соня! -- послышался опять первый голос.-- Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня,-- сказала она почти со слезами в голосе.-- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
-- Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки -- туже, как можно туже, натужиться надо,-- и полетела бы. Вот так!
-- Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
-- Ведь второй час.
-- Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди..."
Опять все замолкло, но мы с Мольером знал слышали иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
- Да, - сказал Жан Батист, - только в Парижских переулках можно услышать такое.
- С чего это русская классика проявляется именно тут? - не понял я.
- Тут все проявляется, Париж есть Париж, - сказал Жан Батист. - Увидеть его и... ожить. Вот представь себе: "Осень. Ночь. Ветер завывает в пустых стволах, скрипят осины, дрожит земля. Глухая голубоватая дымка расстилается над холодным стеклом воды. Осень. Ночь. Полнолуние. Дикий Гон. Трепещи, всё живое! Мертвенная охота выехала на прогулку..."
Я поднял глаза к небу. И увидел, как "мчаться по небу призрачные девы, сжимающие выкованные из тумана копья, несутся прозрачные колесницы, клацают аршинные клыки жеребцов, черных, как сама Бездна, расплавленным железом горят глаза адских гончих. Дикий Гон! Величайшие владетели поднебесных земель, принцы крови, прекрасные юноши, служат здесь простыми загонщиками. Они посмели не бояться Дикого Гона и выехали в ночь похвалиться своей безрассудностью. Теперь они не помнят ничего - ни своих титулов, ни своих друзей, ни собственных земель, ни любовниц и детей. Вечная погоня за ускользающей добычей - вот их удел и смысл небытия. Дикий гон! Адские всадники. Бешеный ветер отстает от них. Бесшумно, но с нечеловеческим грохотом, бестелесно, но неукротимым ураганом, несуществующая, но вездесущая, мчится охота по небесным лесам. Дикий Гон. Они никогда не догонят свою цель. Это их проклятие и радость. Охота не кончится до конца времен. Те, кто раньше был людьми, эльфами, натуанами, животными, купцами, дворянами, сапожниками, королями, мужчинами, женщинами, детьми - будут и будут лететь сквозь тьму в бешеной призрачной скачке за неведомой жертвой. Вновь будут пропадать неосторожные путники, рискнувшие заночевать в лесу. Вновь будет сокол из лунного света садиться на костлявую руку Предводителя, обтянутую почерневшей кожаной перчаткой. Вновь будут ежиться в своих теплых постелях обитатели тех крошечных домиков внизу, на земле, не решаясь зажечь даже лучину. И вновь будут гаснуть звезды, глядя на это бесчинство. Дикий Гон! Лишь раз в году ты сметаешь тот покров, что отделяет нас от Вечности, лишь в эту ночь светит нам Другая Луна, а преграда между мирами истончается так, что мертвые видят те же сны, что и живые, а в не вылитой загодя из всех посудин воде отражаются чужие боги. Дикий Гон! Каждый из твоих охотников свободен - но все они рабы. Дикий Гон, ты прекрасен в своей неудержимости, но и страшен ты своей обреченностью..."
Я обессилено перевел взгляд на Мольера. В ушах таял "звук охотничьего рога, пронзающего небо и землю".
7
В свой номер я вошел под утро. С твердым желанием завалиться спать. Принял душ, лег в свежую постель и, спустя несколько минут, отметил полное отсутствие не то что сна, но и его подобия. Надо было спросить у Мольера, спят ли тут? Спрошу завтра. Я взял с тумбочки книгу, взятую у Библиотекаря. Безуспешно поводил глазами по строчкам. Приключения одного из многочисленных Фандориных как-то не зажигали. Разве они могли сравниться с моими. Тогда я сменил книгу на пульт и защелкал каналами. Их оказалось чрезвычайно много. В том числе и несколько необычных. Один такой привлек мое внимание. Титры поясняли, что я лицезрею выступление Дьявола. В экране сидело многоликое существо в прадо и говорило скучным голосом:
- Одно из любимых моих занятий - вселяться в кого-то и ловить кайф от реакции окружающих. Только не надо думать, что человеческие Гении и Злодеи обязаны мне или являлись моим воплощением. Они - сами по себе. И часть моей работы заключается в том, чтобы собирать их яркие разумы и консервировать для включение в будущее, совершенное общество. Естественно, я собираю не их оболочки, тела, а их сущность.
Мои действия противоречат самому консервативному институту на планете - Институту религии. Они уверены, что души людские попадают после смерти в рай или в ад. Мало того, что такое мышление не научно - то, что называют душой, просто электро-магнитный слепок разума, личности, - оно еще лицемерно. Все религиозные деятели (от фанатичных аскетов до святых догматиков) ханжи, их деятельность призвана подчинять народ, подчинять и властвовать. Зомбированной толпой управлять легче.
Но не буду мучать слушателей излишней философией. Необходимо, наверное, описать какой-нибудь эпизод из множества моих игр с людьми. Ну вот, например, о том, как я сооблазнил маленького Фрейда, ему тогда двенадцать было. Он, как все мальчики, вступал в пору полового интереса.
Напомню, Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городке Фрейберге, находящемся недалеко от границы Пруссии и Польши. Пять улиц, два цирюльника, с десяток бакалейных лавок и одно похоронное бюро. Городок находился в 240 км от Вены и никакие ароматы бурной столичной жизни туда не доходили. Отец Фрейда Якоб был бедным торговцем шерстью. Он в третий раз женился - на девушке, годящейся ему в дочери, которая год за годом рожала ему детей. Первенцем и был Зигмунд. Новая семья Якоба располагалась в одной, правда, достаточно просторной комнате, снимаемой в доме вечно пьяного слесаря-жестянщика. В октябре 1859 года вконец обнищавшие Фрейды пустились на поиски счастья в другие города. Обосновались сначала в Лейпциге, затем в Вене. Но и Вена материального достатка не дала.
Пацан прилежно учился в лицее, успевал в языках, литературе, особенно античной, философии, егт хвалили учителя и ненавидели сверстники, доводящие черноволосого отличника с тяжелыми кудрями до слез. Из школьных лет он и вынес неудобный для последующей жизни комплекс: нелюбовь смотреть собеседнику в глаза.
Вот тогда-то, в 1868 году я его и научил кое-каким прибабахам. Самоудовлетворяться он и сам умел: мальчишки, не имеющие товарищей, рано этому учатся, но совместно с кем-то стеснялся. Я принял образ четырнадцатилетнего и он очень гордился, что такой большой мальчик с ним дружит. Вот и пришлось ему постичь странные развлечения.