Крицын Евгений Петрович : другие произведения.

Рабочий файл Рецензия на книгу Астрономия на пальцах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Рецензия на книгу А.П. Никонова "Астрономия на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям"
  
   Книга господина Никонова "Астрономия на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям" состоит из Введения (От печального автора) и 8 глав, а именно:
   Глава 0. Краткий курс небознания и всеведения
   Глава 1. Разноцветная россыпь звезд
   Глава 2. Карты звездного неба. Тузы и шестерки
   Глава 3. Люди сделаны из звездной пыли
   Глава 4. Как умирают звезды
   Глава 5. Ближайшие окрестности
   Глава 6. Откуда взялась Вселенная?
   Глава 7. Антропный принцип
   Глава 8. Ансамбль струнных
  
   Книга "Астрономия на пальцах", рекомендованная автором для изучения детьми и их родителями, содержит плохо структурированную, не систематизированную и изложенную (с ошибками ) вульгарным языком (включая "сюсюкание") информацию из Википедии и из других источников (без указания этих источников).
   Книга содержит вульгарные, а часто и похабные шуточки и высказывания, например
  "Короче, если вы ребенок, вы просто обязаны обратиться к родителям с непреложным требованием: обеспечить вам просмотр настоящего полноформатного звездного неба вдали от паразитных городских засветок.
   Где нибудь в далекой южной степи, возле юрты.
  Вот так чтобы лечь на спину - и охренеть!...".
   Такие высказывания в книгах неприемлемы и для взрослых, а, тем более, для детей!
  
   Непосредственно к астрономии можно (но с ограничениями и замечаниями, поскольку информация изложено сумбурно и с ошибками) отнести только главы:
   0 "Краткий курс небознания и всеведения";
   1 "Разноцветная россыпь звезд";
   2 "Карты звездного неба. Тузы и шестерки"
   3. Часть главы 5 ("Ближайшие окрестности"), где приведена информация об объектах Солнечной системы, но вопросы о полетах в космос, которые рассмотрены в 5-ой главе, не имеют отношения к теме этой книги и, кроме того, изложены тенденциозно и не соответствуют действительности.
  
   В частности, утверждение, что "...Юрия Гагарина усадили в круглое стальное ядро, рабочие завинтили за ним люк болтами и потом запустили ракетой в небо.
   Шар с Гагариным пролетел вокруг Земли по баллистической траектории и упал вниз на парашютах.
   А Гагарин все это время смотрел из окошка и ничего не делал".
   Автор в который раз показывает свою некомпетентность, поскольку нельзя пролететь вокруг Земли по баллистической траектории. По баллистической траектории пролетели первые американские космонавты, а Ю. А. Гагарин летел по орбите, но вот спуск был проведен по баллистической траектории. Более того, на высоте 7 км от поверхности Гагарин покинул капсулу и уже приземлился на парашюте, но автор об этом не знает (даже при наличии Интернета).
  
   Главы 3 ("Люди сделаны из звездной пыли") и 4 ("Как умирают звезды") относятся к астрофизике, а главы 6, 7 и 8 - к космологии и "на пальцах" эти вопросы не могут быть объяснены.
  
   Хотелось бы отметить странную структуру рассматриваемой книги. В Нулевой главе, когда "детишки" (выражаясь языком автора) еще ничего не знают ни о планетах, ни о звездах, автор с апломбом вещает о "Великих стенах" - гигантских сверхскоплениях галактик, которые протянулись на миллиарды световых лет. Таким образом в книге нарушен принцип "от простого к сложному", который особенно важен для книг для детей.
   В Нулевой главе приведена "дикая" смесь не систематизированных данных о размере Земли, о составе солнечной системы,
   об относительных размерах планет и Солнца (с ошибками), об альбедо небесных тел,
   о движении Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли, о Галактике, галактиках, их скоплениях и сверхскоплениях,
   об эллипсах, световых годах и парсеках, в то время как (в соответствии с названием глав) информация о характеристиках звезд должна приводится в главе 1, а о характеристиках планет, включая данные об орбитах - в главе 5.
  
   Учитывая, что тема галактик чрезвычайно обширна, необходимо рассмотреть указанные вопросы в отдельной главе, а информацию о скоплениях и сверхскоплениях должна была бы перенесена в главу 6.
  
   После прочтения Введения появляется мысль, что в России в настоящее время отсутствуют популярные книги по астрономии, которые могут помочь или закрепить у взрослых, или создать у юных читателей научную картину мира.
   Однако такие книги есть и совершенно непонятно, зачем писать новую книгу, когда существуют написанные профессионалами популярные и более серьезные книги по астрономии и астрофизике, и достаточно привести их названия и порекомендовать (даже с комментариями) для прочтения (100% приведенной автором информации есть в существующей литературе, в том числе и популярной).
   Ниже будет приведен перечень некоторых таких книг, которые могут быть интересными для детей и их родителей.
  
   Совершенно непонятно на какой возраст рассчитана данная книга. Если книга рассчитана на старших школьников, то стиль изложение (сюсюкание") ухудшает восприятие информации нормальным школьником, а если - на младших, то практически вся приведенная в книге информация все равно не будет воспринята.
  
   Рисунки в книге крайне примитивные, не информативные и содержат ошибки.
   В наше время при наличии интернета можно вставит в книгу прекрасные фотографии Земли, планет, звезд и галактик.
  
   Информация о Гулаге и о репрессиях не имеет отношения к теме данной книги.
   Если у автора есть такое желание, то пусть напишет об это в отдельном опусе.
  
  
   Замечания к Главе 0. Краткий курс небознания и всеведения
  
   В названии главы используются такие странные термины как "небознание и всеведение".
   Совершенно непонятно, что же такое небознание и всеведения.
   Автор вводит понятия "планета", "звезда" без всякого обоснования для чего нужны эти термины. Автор утверждает, что звезды находятся на небе, но почему пришлось кроме термина "звезда" вводить термин "планета", - скромно умалчивает.
   Самое интересное, что в и в учебниках по астрономии и в популярной литературе эти вопросы уже давно четко отработаны и нет нужды "изобретать велосипед".
  
   Упоминая о новолунии и полнолунии, автор совершенно ничего не говорит о таких интересных феноменах как солнечные и лунные затмения.
   В частности, можно было бы сказать, что если бы плоскость земной орбиты вокруг Солнца и плоскость лунной орбиты вокруг Земли совпадали,
   то при каждом полнолунии мы бы наблюдали затмение Луны,
   а при каждом новолунии - такое впечатляющее явление как солнечное затмение.
   В главе приводится (согласно подписи под рисунком) "рисунок Солнца и планеток (?!) в реальном размерном соотношении", однако не о какой реальности говорить не приходится (посмотрите сами в интернете информацию о размерах Солнца и планет).
  
   В Главе утверждается, что "...Земля вращается "криво" - завалившись на бочок"
   А где у сферы (или сфероида) "бочок"?
   Также говорится, что Земля вращается вокруг Солнца по эллипсу, а Солнце находится в одном из фокусов эллипса, причем фокус эллипса определяется как точка, в которой орбита концентрировала бы лучи, если бы она была зеркалом, как на рисунке выше". Если автор не понимает, как объяснить детям, что такое эллипс, то зачем он вообще берется за написание книги по астрономии.
   Есть прекрасное определение эллипса как геометрическое место точек, сумма расстояний от которых до двух заданных точек  F1  и  F, называемых  фокусами эллипса, есть величина постоянная. Если дети этого не поймут, то тем более не поймут и всю другую информацию, которая приводится выше в книге.
   Автор почему то не говорит, что эллипс, по которому двигается наша планета вокруг Солнца, практически не отличается от окружности и только в этом случае чередование и длительность годовых сезонов определяется наклоном оси вращения планеты к плоскости орбиты.
   В случае, если бы наша планета двигалась бы вокруг Солнца по вытянутому эллипсу, погодные условия могли бы определяться именно параметрами орбиты.
   В этой же главе утверждается, что "...остальные планеты вращаются вокруг Солнца в той же самой плоскости эклиптики, что и наша Земля, а не вразнобой".
   Это неверное утверждение. Наклон плоскости вращения планет по отношению к плоскости орбиты Земли отличаются: Меркурий - 7,01R; Венера - 3,39R; Земля - 0R; Марс - 1,85R; Юпитер - 1,31R; Сатурн - 2,49R; Уран - 0,77R; Нептун - 1,77R; Плутон - 17R. Эта информация должна была бы быть приведена в главе 5.
   Утверждение, что "Однако, звезды не рассыпаны по космической пустоте равномерно, как мак, замешанный в тесте. Они сгруппированы в особые скопления, которые именуются галактиками" не являются правильным, поскольку есть звездные скопления (сферические и неправильные) не являющиеся галактиками (но автор, по-видимому, об этом не знает).
  
  
   В этой главе и далее используются такие понятия как "миллион", "миллиард", "триллион", "биллион" и другие, но без какого-либо определения, в то время как для детской книги это необходимо. Термин "биллион" в англоязычной литературе в настоящее время соответствует термину "миллиард" в русоязычной. Термин мириад как таковой отсутствует.
  
  
   Автор вводит такую величину как парсек и говорит об измерении параллакса, но не объясняет зачем измеряется параллакс, хотя измерение параллакса используется для измерения расстояния, но только для близких звезд.
   При этом, автор не объясняет значки градусов, минут и секунд. Например, 10R31? 58? - означает 10 градусов, 31 минута и 58 секунд.
   Для измерения расстояние до более далеких используют различные методы, но о них автор наверно не имеет представления.
   Объясняя параллакс автор говорит, что, если угловой размер этого смещения равен одной секунде, значит звезда находится на расстоянии 1 парсека от нас". Автор правильно говорит, что угол в одну секунду такой тоненький, что его и глазом не разглядишь, однако приведенный рисунок все опровергает (согласно рисунка 1" - это расстояние между созвездиями!!!). Поэтому в книге должны быть указаны угловые расстояния между звездами на небе. Например, в созвездии Большая Медведица угловое расстояние между левой верхней и правой верхней звездой ковша составляет 10 градусов. Угловой диаметр Солнца и Луны около 0,5R - то есть 30? .
   Современное оборудование позволяет измерить параллакс не меньше 0,01" поэтому измерение параллакса позволяет измерить расстояние до звезд не больше 100 пс.
   Для более далеких звезд применяются другие методы измерения расстояний.
   Однако в книге подобная информация отсутствует.
  
  
   Глава 1. Разноцветная россыпь звезд
   В главе говорится о том, сколько звезд может увидеть на ночном небе человек невооруженным глазом, о классификации звезд (с приведением соответствующих для этих классов температур звезд) при этом используются названия звезд и созвездий, хотя, что такое созвездие в этой главе не сказано.
   Используются термины яркость и светимость, но нет определений этих терминов.
   Утверждение автора, что существует шесть звездных величин, не лезет ни в какие ворота. Так было в эпоху Гиппарха, а именно во II в. до н. э. То, что в настоящее время используют нулевую и отрицательные звездная величина, автор, по-видимому, не знает.
  
   Например:
   Сириус Большой Пёс −1,47;
   Канопус Киль −0,72;
   Бетельгейзе Орион +0,50;
   Альтаир Орёл +0,75;
   Альдебаран Телец +0,85;
   Антарес Скорпион +1,09;
   Венера (максимум) −4,67
   Юпитер (максимум) −2,94
   Марс (максимум) −2,91
   Меркурий (максимум) −2,45
   Сатурн (с кольцами; максимум) −0,24
  
  
   В главе используются названия звезд: Лямбда Ориона, Лямбда Цефея, Кси Персея, альфа Большого Пса и другие, однако откуда берутся такие названия автор практически не объясняет, при этом в главе 2 автор утверждает, что информация о созвездиях является скучной и ненужной.
  
   Утверждение, что диаграмму Герцшпрунга-Рессела "...иногда еще называют Главной последовательностью, потому что большинство звезд на ней не раскиданы хаотично по всему полю диаграммы, а стянуты в некую закономерную последовательность, в одну линию" является ошибочным, поскольку Главной последовательностью называется не вся диаграмма, а только полоса в центре рисунка, которая протянулась от нижнего правого к верхнему левому углу диаграммы).
   Кстати, это видно на рисунке.
  
   На вертикальной шкале диаграммы Герцшпрунга-Рессела используется логарифмический масштаб, но что это такое в книге не объясняется.
  
   Автор часто использует понятие "светимость", однако, что это такое ничего не говорит.
  
   В главе есть ряд ошибочных утверждений, например:
   "Большие звезды, как правило, самые горячие и яркие"- Но есть гиганты и голубые и красные, а также есть и карлики белые и коричневые.
  
   "Как правило, красные звезды маленькие, меньше Солнца. Бетельгейзе - исключение. Она просто гигантская! ....." - ......................
  
   "Как вы уже поняли, величина звезд обычно связана с их цветом" - .................. .
  
  
   В главе ничего не говорится (хотя именно эту информацию и можно подать детям "на пальцах"):
  -- о самой близкой к нам звезде - Солнце;
  -- об измерениях расстояний до звезд (хотя уже введено понятие параллакса, но для чего не говорится);
  -- о двойных и кратных звездах, когда две или более звезд обращаются вокруг общего центра тяжести;
  -- о звездных скоплениях (рассеянных и сферических). Кстати именно при рассмотрении диаграммы Герцшпрунга и Рессела для звездных скоплений и можно увидеть эволюцию звезд http://www.astronet.ru/db/msg/1245721/lec.8.2.html;
  -- о переменных звездах, к которым относятся так называемые затменно-переменные звезды. Наиболее известная в средние века звезда Алголь-звезда дьявола была переменной звездой (Оказывается в средние века "некрасивые люди" знали то, что автор не знает в 21 веке);
  -- о белых, красных и коричневых карликах;
  -- о звездах типа Вольф-Райе;
  -- о спектрах звезд и Солнца, изучение которых позволяет получить информацию о химическом составе различных объектов во Вселенной, в частности об образовании спектральных линий и сплошного спектра солнца и звезд;
  -- об обнаружении экзопланет у других звезд.
  
   Глава 2. Карты звездного неба. Тузы и шестерки
  
   В начале главы автор утверждает, что "По какой то загадочной причине популярные книжки об астрономии и астрономические учебники в значительной своей части заполнены рассказами о созвездиях и наблюдении звездного неба с помощью телескопа. На мой же взгляд - это самое скучное, что нам нужно знать о Вселенной. Когда то знания звездного неба были важны для мореплавателей и путешественников, чтобы ориентироваться по звездам. А нам с вами, в эпоху навигаторов и самолетов, это все без надобности. Современному горожанину нужно иметь только самое общее представление о небе - чтобы ориентироваться в женских журналах, где печатают гороскопы, поскольку там упоминаются созвездия" практически повторяя слова недалеких персонажей из "Недоросля" Фонвизина. Однако в первой главе при описании классов звезд автор сам пользуется названиями звезд, которые включают название созвездия и имя звезды. Таким образом автор противоречит сам себе.
  
   Далее следует не менее странное утверждение, что "Достаточно запомнить только очертания ковша Большой Медведицы, это может вам понадобиться для поиска Полярной звезды. Полярная звезда, как видно из ее названия, расположена прямо над северным полюсом, на нее направлена ось вращения Земли. Так что, если вы без компаса заблудились ночью там, где не висят на домах названия улиц и не у кого спросить дорогу, сориентироваться по сторонам света вам поможет Полярная. Она всегда указывает на север..". Автор, похоже, никогда не пробовал ориентироваться по звездам и не понимает, что ориентироваться только по Полярной не всегда возможно (например, все небо на севере в тучах) и надо знать расположение созвездий по отношению к Полярной и ориентироваться по другим ярким звездам (например, летом на юге находится яркая звезда Антарес (альфа Скорпиона), летний треугольник (Денеб, Вега и Альтаир), а на западе Арктур. Зимой вечером на востоке встает яркая желтая звезда Капелла (альфа Возничего) и красавец Орион с яркими звездами Бетельгейзе, Ригель и с поясом Ориона, в то время как на западе виден треугольник из Денеба, Веги и Альтаира.
   Нравится ли это автору или нет, но для проведения систематических наблюдений за звездным небом (как на Земле, так и на орбите ИСЗ), необходимо запомнить их относительное расположение небесных объектов. Для облегчения этой задачи уже в древности самые яркие и заметные звезды объединялись в созвездия.
   Отдельные небесные объекты имеют собственные названия. Например, Сириус -- а Большого Пса, Алголь -- (3 Персея и т. д. Их немного, а общеупотребительных названий не более 10--15. Это самые яркие звезды созвездий (не всех). Звезды, чем либо замечательные (например, Алголь (от арабского "эль гуль" -- дьявол) и Мира (от латинского mirae -- удивительная) -- эти звезды меняют свой блеск), обычно имеют собственные названия. В то же время все звезды в созвездии в порядке убывания видимой яркости обозначаются сначала греческими буквами (альфа, бета, гамма и др.), затем латинскими буквами (A, B,C,....), а потом цифрами с добавлением названий созвездий, например: альфа Большого Пса, бета Лиры, 61 Лебедя. Звезды, не видимые невооруженным глазом, принадлежащие к особым классам или обладающие какими-либо особыми свойствами, а также другие астрономические объекты обозначаются номером в каталоге (списке) этих объектов с указанием их названий.
  
   Совершенно непонятно какое отношение имеют к этой главе Тузы и шестерки
   Очевидно Автор как и всем известный Фукс лучше разбирается в картах игральных, чем в картах звездного неба.
  
  
  
   Глава 3. Люди сделаны из звездной пыли
  
  
   Совершенно непонятно, почему нет главы "Как рождаются звезды", в то время как есть глава 4 - "Как умирают звезды".
  
  
  
  
   Глава 4. Как умирают звезды
  
   "Итак, облако космического газа стянулось гравитацией в огромный небесный ком шарообразной формы, оно разогрелось и сначала ионизировалось (процесс ионизации начинается примерно при температуре в 4000 градусов), с водородных атомов посрывало электронные шубы, оголив протоны, которые, когда температура еще подросла, начали вскоре стукаться друг о друга, и запустилась термоядерная реакция с обильным выделением энергии в виде излучения".
   Опять только излучение и ни слова об образовании дейтерия, позитрона и электронного нейтрино!!!! При поглощении дейтрона и позитрона в облаке их энергия переходит в тепловую и испускается электромагнитное излучение в диапазоне от инфракрасного до видимого. Нейтрино покидает протозвезду и уходит в окружающее пространство.
  
   Отчего же взрываются звезды? И можно ли этот процесс наблюдать?
  
  
   А.П. Никонов "Астрономия на пальцах ..."
   Айзек Азимов "Взрывающиеся звезды...."
  
   Так вот, выйдя на улицу тем прекрасным ноябрьским вечером 1572 года и задрав свой серебряный нос к небу, Тихо Браге застыл в полном изумлении. Он, хорошо знавший к тому времени рисунок звездного неба - все главные звезды и созвездия - вдруг увидел на небосклоне в созвездии Кассиопеи новую звезду. Которой еще вчера вечером не было.
   Разве такое возможно?
   Со времен великой древности всем было прекрасно известно: звезды вечны и неизменны. Столетиями и тысячелетиями одни и те же звезды, сгруппированные в одни и те же неизменные созвездия светят людям по ночам. И с начала времен не было такого, чтобы в небе вдруг зажглась новая звезда! Причем не просто звезденка какая то там еле заметная, которую без подзорной трубы и не разглядишь, а звезда довольно большой яркости, видимая невооруженным глазом - она вдруг засияла на небе, изменив привычный рисунок созвездия.
   .....И вот 11 ноября 1572 г., когда Тихо Браге вышел из химической лаборатории своего дяди, он увидел вдруг звезду, которой прежде никогда не замечал. Она красовалась высоко в небе в созвездии Кассиопеи и сияла ярче всех звезд этого хорошо известного созвездия. Всякий, кто знал карту неба так же хорошо, как Тихо, просто не мог ее не заметить. Как и в 1054 г., новая звезда в Кассиопее была гораздо ярче Венеры в период ее наибольшего блеска. Но никто не принял бы ее за Венеру, так как она была далеко за пределами пояса Зодиака и, следовательно, вдали от мест, где когда-либо находились планеты.
  
  
  
  
   Глава 5. Ближайшие окрестности
  
   "Обычно в книжках про астрономию много рассказывается о кометах, но я считаю кометы скучными кусками льда и на этом разговор о них решительно обрываю. И вам советую, если родители спросят, много ли вы почерпнули информации из этой книги о метеоритах да кометах, гордо подняв голову заявить: - Мусором пусть занимаются дворники!"
   Когда этот мусор свалится однажды Автору на голову, он не будет называть их "скучными кусками льда"!
  
   Надо быть очень недалеким человеком, чтобы утверждать подобное.
   0x01 graphic
  
   Часть главы 5 ("Ближайшие окрестности"), где приведена информация об объектах Солнечной системы, но вопросы о полетах в космос, которые рассмотрены в 5-ой главе, не имеют отношения к теме этой книги и, кроме того, изложены тенденциозно и не соответствуют действительности, в частности, утверждение, что "...Юрия Гагарина усадили в круглое стальное ядро, рабочие завинтили за ним люк болтами и потом запустили ракетой в небо. Шар с Гагариным пролетел вокруг Земли по баллистической траектории и упал вниз на парашютах. А Гагарин все это время смотрел из окошка и ничего не делал".
   Автор в который раз показывает свою некомпетентность, поскольку нельзя пролететь вокруг Земли по баллистической траектории. По баллистической траектории пролетели первые американские космонавты, а вот Ю.А.Гагарин летел по орбите, а вот спуск был проведен по баллистической траектории. Более того, на высоте 7 км от поверхности Гагарин покинул капсулу и уже приземлился на парашюте, но автор об этом не знает (даже при наличии Интернета).
  
   Но Советскому Союзу, как тогда называлась наша страна, очень хотелось обогнать американцев и первыми запустить в космос человека. И запустили, рискнув жизнью добровольца. То есть главная заслуга Гагарина состояла в том, что он согласился рискнуть жизнью с шансом брошенной монетки 50:50. И это еще хорошо, собак вообще не спрашивали...
   Интересно, что критикуя СССР за риск, наш Звездун ничего не говорит о такой же политике США, у которых при ускоренной подготовке полета по программе Аполлон в январе 1976 года погибли 3 астронавта
  
   Лучше бы наш Звездун рассказал, как американский астронавт написал в скафандр. https://topwar.ru/39720-kak-amerikancy-pervyy-raz-poleteli-v-kosmos.html
  
  
   Глава 6. Откуда взялась Вселенная?
  
   "Выходит, все галактики разлетаются друг от друга, как осколки гранаты! А раз так, раз Вселенная расширяется, значит, когда то она была меньше. Вчера меньше, чем сегодня, позавчера меньше, чем вчера... То есть она имела некое начало. Физики прикинули темпы разлета и поняли, что он начался 13,7 миллиарда лет назад. Таков возраст нашего мира".
   В Википедии специально отмечается, что Большой Взрыв не похож на взрыв динамитной шашки в пустом пространстве, когда вещество начинает расширяться из небольшого объёма в окружающую пустоту, образуя сферическое газовое облако с чётким фронтом расширения, за пределами которого вакуум. Это популярное представление ошибочно.
   Все галактики разлетаются друг от друга , а не как осколки гранаты!
   Лучше рассматривать воздушный шарик с нарисованными спиральками (галактиками).
   Если шарик надувать то все объекты, нарисованные на шарике удаляются от центра и друг от друга
   Что интересно, в главе 7 -" Антропный принцип", - автор описывает такой подход, но, к сожалению, у автора одна глава "не знает", что написано в другой.
  
   Глава 7. Антропный принцип
  
   Это не тема для данной книги
   Необходимо отметить, что, как и в предыдущей главе, автор не объясняет "на пальцах", а только пересказывает информацию из других источников без указания самих источников.
   Антропный принцип достаточно хорошо описан в Википедии (Антропный принцип Википедия).
   Глава содержит много неточностей, а также ошибочных и просто глупых утверждений, в частности:
  
  
  
   Глава 8. Ансамбль струнных
  
   Это не тема для данной книги
   Необходимо отметить, что, как и в предыдущей главе, автор не объясняет "на пальцах", а только пересказывает информацию из других источников без указания самих источников.
   Теория струн описана в Википедии (наберите Теория струн Википедия)
   Глава содержит много неточностей, а также ошибочных и просто глупых утверждений, в частности автор утверждает, что "Отвечу: из чистой математики! По сути, человечество вплотную приблизилось к моменту, когда чистая математика пришла на смену физике. Точнее, математическая геометрия. Физика в пределе свелась к геометрии пространства" - это не просто глупые, но и вредные утверждения, которые формируют неправильные представления об окружающем нас мире. Тут идет подмена понятий: пространство - геометрия и физика - математика
   Математика никогда не придет на смену физике, так как это "не ее профиль". Математика только описывает окружающий мир. В теории Эйнштейна гравитация - следствие искривления пространства. Физическое тело искривляют вокруг себя пространство образуя "яму" в которую "скатывается" другое физическое тело и наблюдается "притяжение" двух тел. При этом характер искривления определяется массой материальных тел и свойствами пространства. Кстати, это не так уж и отличается от физики макромира. Ведь если мы упадем в яму - мы же не будем говорить, что виновата геометрия, а скажем, что яма крутая, земля скользкая и голова....".
  
  
  

Выводы

  
  

"...а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму"

Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14),

"Человек - это существо, которое охотнее всего

рассуждает о том, в чем меньше всего разбирается".

С Лема "Дознание"

  

"...а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму"

Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14),

"Человек - это существо, которое охотнее всего

рассуждает о том, в чем меньше всего разбирается".

С Лема "Дознание"

  
   Это сокращенный текст из-за довольно большого объема.
   Полностью рецензия будет приведена на samlib.ru в разделе Крыцин Евгений Петрович "Рецензия на книгу Никонова А.П. "Астрономия на пальцах""
  
   Данная книга содержит плохо структурированную, не систематизированную и переписанную (с ошибками ) вульгарным языком (включая "сюсюкание") информацию из Википедии и из других источников (без указания этих источников).
   Непосредственно к астрономии можно (но с ограничениями и замечаниями, поскольку информация изложено сумбурно и с ошибками) отнести только главы:
   0 "Краткий курс небознания и всеведения";
   1 "Разноцветная россыпь звезд";
   2 "Карты звездного неба. Тузы и шестерки"
   3. Часть главы 5 ("Ближайшие окрестности"), где приведена информация об объектах Солнечной системы, но вопросы о полетах в космос, которые рассмотрены в 5-ой главе, не имеют отношения к теме этой книги и, кроме того, изложены тенденциозно и не соответствуют действительности, в частности, утверждение, что "...Юрия Гагарина усадили в круглое стальное ядро, рабочие завинтили за ним люк болтами и потом запустили ракетой в небо. Шар с Гагариным пролетел вокруг Земли по баллистической траектории и упал вниз на парашютах. А Гагарин все это время смотрел из окошка и ничего не делал". Автор в который раз показывает свою некомпетентность, поскольку нельзя пролететь вокруг Земли по баллистической траектории. По баллистической траектории пролетели первые американские космонавты, а вот Ю.А.Гагарин летел по орбите, а вот спуск был проведен по баллистической траектории. Более того, на высоте 7 км от поверхности Гагарин покинул капсулу и уже приземлился на парашюте, но автор об этом не знает (даже при наличии Интернета).
   В книге часто используются различные термины но без определений, например используются термины яркость и светимость, но нет определений этих терминов.
  
   Утверждение автора, что существует шесть звездных величин, не лезет ни в какие ворота. Так было в эпоху Гиппарха, а именно во II в. до н. э. То, что в настоящее время используют нулевую и отрицательные звездные величины, автор, по-видимому, не знает.
   Книга содержит много ошибочных утверждений, например: "Большие звезды, как правило, самые горячие и яркие". Но есть гиганты и голубые и красные, а есть карлики и белые и коричневые".
  
   В главах 3 ("Люди сделаны из звездной пыли"), 4 ("Как умирают звезды"), 6 ("Откуда взялась Вселенная?", 7 ("Антропный принцип") и 8 ("Ансамбль струнных" рассматриваются вопросы, которые еще не до конца изучены и трудны для восприятия не только ребенку, но и взрослому. Кроме того, хочется еще раз повторить, что эти вопросы не относятся непосредственно к астрономии и не могут быть объяснены "на пальцах".
   Поэтому в этой книге эти вопросы вообще не должны рассматриваться.
  
   Необходимо также отметить, что, когда автор излагает информацию, которая уже приведена в литературе, то вроде бы нет никаких особенных возражений, но когда он начинает сам пояснять отдельные положения, то проявляется его некомпетентность по рассматриваемым вопросам.
   Например, в главе 3 при рассмотрении термоядерных реакций автор утверждает, что "....что из за тесноты и мельтешения началась так называемая термоядерная реакция. Это реакция синтеза из водорода более тяжелых химических элементов. Когда протоны из за огромной скорости сталкиваются между собой (а высокая скорость, как мы помним, нужна для преодоления силы отталкивания положительно заряженных протонов) и слипаются, сцепленные короткими крючками сильного взаимодействия, при этом выделяется довольно много энергии. В каком виде выделяется эта энергия? Она выделяется в виде излучения! В виде, друзья мои, обычного электромагнитного излучения!...... Это тепловое (так называемое инфракрасное) излучение. Это радиоволны. Это рентгеновские волны... Все перечисленное есть электромагнитные волны или, что то же самое, электромагнитное излучение. Которым светят звезды". Это абсолютно неверное утверждение, поскольку при взаимодействии протонов за счет слабого взаимодействия образуются дейтрон (ядро атома дейтерия - тяжелого изотопа водорода), позитрон и нейтрино, которое в 7 главе называется автором малюсенькой бесполезной частицей (см ниже).
   В главе 4 утверждается, что "При этом выделяется столь колоссальная энергия, что ее хватает на синтез тяжелых и сверхтяжелых ядер", в то время как синтез - это образование средних ядер из легких.
   В главе 7 утверждается, что "...состоящая из одних нейтронов да нейтрино (малюсенькая бесполезная частица, которая практически не взаимодействует с веществом и которая получается во время термоядерной реакции в звездах в качестве "выхлопа")", в то время как нейтрино - это одна из части, которая участвует в слабом взаимодействии (то есть она не более бесполезная, чем, скажем, протон) и измерения потоков которой от Солнца позволяет говорить о процессах происходящих внутри нашего светила.
  
   В книге почему-то ничего не говорится (хотя именно эту информацию и можно подать детям "на пальцах"):
  -- о самой близкой к нам звезде - Солнце;
  -- о солнечных и лунных затмениях;
  -- об измерениях расстояний до звезд;
  -- о двойных и кратных звездах, когда две или более звезд обращаются вокруг общего центра тяжести;
  -- о звездных скоплениях (рассеянных и сферических);
  -- о переменных звездах, к которым относятся так называемые затменно-переменные звезды. Наиболее известная в средние века звезда Алголь- звезда дьявола была переменной звездой (Оказывается в средние века "некрасивые люди" знали то, что автор не знает в 21 веке);
  -- о звездах типа Вольф-Райе;
  -- о белых, красных и бурых карликах (некоторая информация приведена в главах 1-4, но только с точки зрения теории;
  -- о пульсарах;
  -- о спектрах звезд и Солнца, изучение которых позволяет получить информацию о химическом составе различных объектов во Вселенной, в частности об образовании спектральных линий и сплошного спектра солнца и звезд (можно объяснить "на пальцах");
  -- о методах исследований внеземных объектов, включая не только визуальную астрономию, но и инфракрасную астрономию, радиоастрономию, рентгеновскую и гамма астрономию, нейтринную и гравитационную астрономию (многие из этих вопросов (как это не странно) можно объяснить именно "на пальцах");
  -- об обнаружении экзопланет у других звезд, в частности при использовании телескопов на орбитах ИСЗ..
  
   Книга написана отвратительным языком, а про юмор лучше вообще промолчу, хотя меня очень удивляет как некоторые комментаторы восторгаются юмором книги и автора и даже влюбляются в последнего (ну как говорится "любовь зла...".
  
   Самое удивительное, что книга содержит очень мало информативных рисунков, хотя в наше время можно это сделать совсем не трудно (конечно надо давать ссылки на источники информации).
  
   Вообще удивляет наличие хвалебных комментариев о книге господина Никонова, особенно о том, что:
   "эта книга заполнила пробелы школьных знаний, дала представление о тех направлениях, в которых эта наука развивается сейчас..";
   "те же, кто хочет узнать, как все есть на самом деле, берите "Астрономию на пальцах" не задумываясь, вы получите большое интеллектуальное удовольствие.."
  
   Но в настоящее время и в учебниках по астрономии, и в популярных изданиях приводится информация о современных исследованиях и проблемах в астрономии, а вот именно в книге Никонова (как отмечено выше) пробелов больше, чем информации и это если не говорить о неточностях и откровенных ошибках.
   Кроме того, информация о современных проблемах науки и, в частности, астрономии приводится в Интернете.
   Что же касается получения интеллектуального удовольствие от такой книги, то могу только сказать "каждому свое" - какой интеллект, такое и удовольствие
  
   Ниже приводится перечень некоторых (и это очень малая часть существующей литературы популярных (и не очень), которые могут быть интересными для детей и их родителей:
      -- Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям и луне Зигель Ф.Ю. (прекрасная книга с фотографиями - иллюстрациями - что и где наблюдать на небе) 1980 г. - книга старая, но объекты наблюдения никуда не делись (и не денутся)
      -- Астрономы наблюдают Зигель Ф.Ю. 1985 г.
      -- Клищенко А.П., Шупляк В.И. Астрономия: Учебное пособие, 2004г.;
      -- Солнечная система ред.-составитель Сурдин В Г. (прекрасная книга с современными фотографиями - иллюстрациями) 2012 г.
      -- Звёзды - ред.-составитель Сурдин В.Г. 2009 г.
      -- Галактики - ред.-составитель Сурдин В.Г. 2013 г.
      -- Астрономия Левитан Е П. 1983 г.
      -- Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия, 2-е изд., перераб. -- М.: Мир. 2013 г.
      -- Увлекательная астрономия (Детские энциклопедии с Чевостиком) Качур Е А - не самая лучшая, но уж какая есть для самых младших.
  
   Все эти книги есть в Интернете, а если кто не сможет достать или появятся вопросы, то обращайтесь по адресу bualgiber@ukr.net.
  
  
   Так что-же делать дорогим детишкам, их уважаемым родителям и издательству АСТ?!
   Очень просто:
  -- Родителям - выбросить книгу "Астрономия на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям. Библиотека вундеркинда" в мусоропровод или в специальный бак для макулатуры или стереть этот бред со своего ПК;
  -- издательству АСТ - проводить более тщательное рецензирование поступающих книг с привлечением специалистов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"