Заговорённый
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
КИРИЛЛ КРАСТОШЕВСКИЙ.
КИНО СЦЕНАРИЙ.
ЗАГОВОРЕННЫЙ.
2003 год.
ГЛАВНЫЕ РОЛИ:
СЕРГЕЙ (Кавалер Де Грие) - молодой поручик.
АМАЛИЯ его мама.
РУБИН - молодой- генерал его отец.
АБУЛ - Старик лет семидесяти, кавказец .
КОЛОБОВ Иван АЛЕКСЕЕВИЧ- капитан, комендант крепости.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ- доктор.
ГУЛЬ-ГУЛЬ- молодая чеченка.
РОЗИЦКИЙ КАЗИМИР- офицер из крепости.
УМАР - чеченец посланник Бей Булата
БУНИН - молодой офицер
РОЛИ:
Дядька Сергея - старик лет 70и
ГОРБУШИН- сотник.
ИБРАГИМ - мирный чеченец.
СУЛТАН- купец.
Отец Никанор - священник.
Мулла в селении.
КУКУШ - юродивый.
Генерал Энгельгардт.
ШТАБ-ОФИЦЕР на суде.
Дементьев - казак.
БЕЙ-БУЛАТ - зачинщик восстания.
Чабай.
АРАБ- палач
Астемир - карбулакский разбойник.
ДОВЛАТ - начальник чеченской полиции.
ЭПИЗОДЫ:
ОФИЦЕР друг Генерала Рубина
ШАКИР купец.
СОЛДАТ НАЙДЕНОВ.
Старик ста лет.
Старик в селении.
Старуха в доме Гуль-Гуль.
Банкир.
Его жена.
Его Дочь.
Темный.
Рыжий артиллерист на суде
ЮНУС
Зрители в опере и на балу в Петербурге.
Казаки, солдаты, жители чеченских сел, вооруженные чеченские всадники.
Паломники в горном селении.
Дети.
Действие происходит в Петербурге в 1805 году и в Чечне
В 1827 году.
Ковалер Де Грие! Напрасно
Вы мечтаете о прекрасной
Самозванной, себе невластной
Сладострастной своей Манон.
Вереницею вольной, томной
Мы выходим из ваших комнат
Дольше вечера нас не помнят
Покоритесь - таков закон.
Мы приходим из ночи вьюжной
Нам от вас ничего не нужно
Кроме ужина и жемчужин
Да быть может еще души...
Марина Цветаева.
31 декабря 1917г.
ЧЕЧНЯ. Горная дорога у водопада.
Дорога в ущелье. Резкий ветер с гор. Деревья в замешательстве, пытаясь скрыться от него, пригибаются, раскачиваясь в разные стороны. Невдалеке водопад. Около него казаки только что сошедшие с лошадей трогают руками воду, лошади тянут к ней морды. Чуть поодаль несколько офицеров.
ТИТРЫ.
К водопаду спускается чеченская девушка с кувшином. Она улыбается военным. Кто то из офицеров помогает ей набрать воды. Нога скользит по мокрым камням. Девушка берет кувшин из рук офицера идет по камням вверх поскальзывается и кувшин падает и разбивается о камни.
В дальних кустах у выхода из ущелья видны засевшие там чеченцы с ружьями.
Офицер отдает девушке флягу с водой. Они смеются. Девушка отряхивает от воды одежду. Она уходит офицер смотрит ей в след.
ГОЛОС БУНИНА: В нашей жизни случается такое, когда мелкие кажущиеся незаметными события становятся очень важны для тебя. Когда то потом, где то очень далеко ты вдруг возвращаешься в прожитую жизнь и тебе становится так хорошо и легко, что ты остаешься в ней навсегда. Ветер. Холодный ветер с гор.
Ветер. Где то вдали от его порыва срывается вниз со скалы плохо лежащий камень. ОН устремляется вниз увлекая за собою другие камни попадающиеся ему на пути. Так начинается камнепад. Отряд увидев его повернул коней назад. Девушка подала флягу с водой засевшим у выхода из ущелья чеченцам. Один из них жадно пьет.
Что то говорит девушке на своем языке.
Огромный камень врезается в дерево и валит его.
КОМНАТА В ДОМЕ, В ОДНОМ ИЗ ГАРНИЗОНОВ НА КАВКАЗЕ.
Офицеры сидят за столом. Дружно поднимают кружки с вином, чокаются. Кто-то из них играет на гитаре и поет романс. Офицеры молоды и только один из них чуть постарше - это Бунин.
БУНИН: Так вот господа. Я вам и расскажу эту историю. Поверьте она и мне до сих пор кажется невероятной, хотя и прошло достаточно много лет с тех пор.
ОДИН ИЗ ОФИЦЕРОВ: Это о кавалере Де Грие . О заговоренном.
БУНИН: О нем ( нам кажется что в одном из молодых офицеров мы узнаем Де Грие, а может и нет, так промелькнул кто-то ) Я тогда, совсем молодым был. Только прибыл в крепость и послужить с ним мне выпало не очень большое время. Но это были лучшие мои дни. Что то необыкновенное было рядом. Оно окружало и пьянило всех нас. Так я узнал его историю. Историю Кавалера Де Грие, как его называли мы или Заговоренного, как его называли кавказцы, да и наши солдаты. Но его история началась не здесь на Кавказе, а в Петербурге в конце прошлого века. Лет тридцать тому назад в Петербурге появилась удивительная красавица, заставившая говорить о себе чуть ли ни весь город.
ОПЕРА.
В Итальянской опере в Санкт-Петербурге за несколько минут до начала спектакля зал не спеша, заполняется. Входят нарядные дамы, молодые офицеры. С ними в центре компании моложавый генерал, он смотрит в небольшой бинокль на расположенные невдалеке ложи.
ГЕНЕРАЛ: Мне нечего братец хлопотать о билете. У нас у всех билеты одни и те же.... в первом ряду, с правой стороны. Нам нельзя менять кресла...
Офицер в золотых эполетах: признаюсь вам господа. Я желал бы чтоб спектакли продолжались с утра до ночи, только разумеется балет, а не какая то другая пьеса ,- мне это не могло бы наскучить: а то от семи до одиннадцати не увидишь, как и время пролетит.
ГЕНЕРАЛ: Что ж вы не захотели бы и обедать.
ОФИЦЕР : Почти что так..ну разумеется забежал бы в трактир или кондитерскую перекусить и сразу же назад.
Чиновник: Единственно ваши танцовщицы совсем не образованы.
Конечно они премиленькие но не все же они говорят по французики.
Молодой офицер: У нас фигурантки порой умнее солисток. Моя Маша заткнет за пояс всех солисток. Это не девочка а золото: она почти не румянится на сцене... У не такой цвет лица, В Роберте когда в третьем действии они встают из гроба, она белится, белится- но кровь у нее проступает сквозь белила.
Генерал: Все это хорошо. Соблазнительного в них много.
Чиновник: но с фигурантками невозможно думать о возвышенной любви. Иное дело женщина из общества, умная, милая вертушка.
С женщинами нужна дерзость.
ОФИЦЕР: Актрисы получше ваших светских дам. В них особенная прелесть. А в общество выезжать опасно..
Генерал: можешь оказаться в миг женатым. Я господа езжу на балы к ужину: порядочно поужинаешь, поговоришь с приятелями и давай Бог ноги.
Чиновник: Кто много в свет выезжает, тому беда быть влюбчивым.
Посмотрите ка господа лучше на этот балкон...
В одной из лож сидит жена банкира с толстой, расплывшейся физиономией, наполовину заслоненной огромным веером, рядом с ней тщедушная девица лет семнадцати - её дочь, а за ними отец семейства понуро смотрящий себе под ноги и вроде спящий.
ГОЛОС БУНИНА: И вот в этой ложе, куда уже давно не направлялся ни один бинокль, появилось четвертое лицо, сразу замеченное и сразу оцененное по достоинству.
В ложе рядом с женой банкира сидит высокая, стройная красавица с тонкой талией и прекрасным бюстом. В это время грянул оркестр и на сцене началось действо.
ГЕНЕРАЛ: Недавно, друг мой, был я на охоте в своих владениях под Псковом. Такую необыкновенную лисицу лицезрел, что описанию не поддается. Посмотрела на меня с интересом, вильнула хвостом да и скрылась в кустах. А глаза ее в памяти моей так и остались.
ОФИЦЕР: Промахнулись стало быть?
ГЕНЕРАЛ: Не стрелял. Пожалел красавицу.
(он смотрел в бинокль на соседние ложи действие происходящее на сцене его не интересовало)
ГЕНЕРАЛ: Посмотрите, какая женщина! Какие глаза.
ОФИЦЕР: Да, я право, никогда такой красоты не видовал. Лисичка из под Пскова. Материализовалась. Опыты доктора Отто.
ГЕНЕРАЛ: Лисичка ты говоришь. Ну что ж возможно! Какая необыкновенная, нездешняя красота. Я почти что влюблен. Но кто она.
ОФИЦЕР: Скоро узнаем, Николай Сергеевич, я вхож в этот дом. Правда большого удовольствия там бывать нет ... но ... я заскачу...
ГЕНЕРАЛ: Узнай, братец, очень прошу. Где то когда то я видел эти глаза. Не смейся братец. Не надо. А про неё узнай, прошу!
ОФИЦЕР: Да что может быть проще, завтра же представлю тебя банкиру и его "очаровательной" супруге!
На сцене маршировали Римские войны и девушки бросали им под ноги цветы. А Генерал все не сводил глаз с незнакомки.
КОМНАТА В ГАРНИЗОНЕ.
Офицеры с интересом слушают рассказ Бунина.
БУНИН: Генерал был молодцевато - красив, весел и богат. Баловень судьбы и общий любимец. И как это случилось, что до сорока лет дотянул холостяком.
ОДИН ИЗ ОФИЦЕРОВ: Бывает господа. У меня отец до сорока то же не женился, хоть и не был военным. Так гулял среди природы и крестьянок у себя в поместье. Потом разорился и женился. Так бывает.
БУНИН: Генерал был очень богат. Ну так я продолжаю. В один из дней он был представлен в доме банкира и вскоре стал там завсегдатым. Банкир был очень рад такому знакомству и посматривал то на Николая Сергеевича то на свою дочку.
ОФИЦЕР: Отец всегда ищет дочери хорошую партию.
БУНИН: Банкир ошибался.
ДОМ БАНКИРА.
Бал. Танцующие пары. В кресле у колонны сидит жена банкира, рядом с ней офицер. Сам банкир беседует с молодым генералом.
БАНКИР: Не жалеете что подали в отставку, Николай Сергеевич.
ГЕНЕРАЛ: Нет. Ни сколько не жалею. Сколько можно жить походной жизнью. Вот думаю, кончится компания и все. Ан нет, везде русский солдат нужен.
БАНКИР: Одна армия на всю Европу. А что скажите по поводу Бонапарте?
ГЕНЕРАЛ: Нам еще предстоит встреча!
БАНКИР: Не дай Бог.
ГЕНЕРАЛ: Это не в нашей воле. А встретимся он об этом пожалеет. В этой компании ему не найти свою удачу.
ОФИЦЕР: И все-таки удовлетворите мое любопытство, Анна Николаевна, что за красавицу вы скрываете у себя.
ЖЕНА БАНКИРА: Что вы, что вы. Вы же знаете, какое доброе сердце у моего мужа. Вот и сейчас он был по делам банка в одной нашей дальней Южной провинции. Приехал и привез эту сироту. Это была случайная встреча. Я не мог отказать сироте.
ОФИЦЕР: Как это благородно.
ЖЕНА БАНКИРА: Мой муж, несмотря на свои занятия исключительно только с сухими цифрами, сохранил нежное, истинно христьянское сердце
БАНКИР: Бедная, девушка! Все ее родственники погибли в этой дикой стране в которой нам приходится бывать по делам службы.(жена строго посмотрела на него).
ГЕНЕРАЛ: И что же вы нам ее никогда не покажите вблизи.
ОФИЦЕР: Она и появляется только в опере.
ЖЕНА БАНКИРА: Не хочет. Привыкла у себя на Востоке к скромности, хотя сама и истинно русская. Жила там со своей семьей. А там то ли погром то ли конфликт какой с местными бандитами.
БАНКИР: Да уж сколько раз я приглашал ее выйти к вам. Ни в какую. Ну оно и к лучшему. Поживет попривыкнет.
Офицер и Генерал выходят на Невский из дома банкира.
ГЕНЕРАЛ: Она видно очень несчастна в этой несимпатичной семье и конечно из-за куска хлеба.
ОФИЦЕР: Да странная история. Что бы банкир просто так привез себе в город такую содержанку.
ГЕНЕРАЛ: А может он ее здесь держит за долги ее отца, за долги ее семьи! Как это гадко От этого толстого банкира просто воняет нечистыми деньгами.
ОФИЦЕР: Все возможно.
ГЕНЕРАЛ: Пусть это будет дерзко, но я напишу ей письмо. Напишу, что очень хочу быть ей полезен, и совсем не хочу оскорбить этим ее.
Сможешь передать.
ОФИЦЕР: Мы с вами и не в такие атаки ходили. Вижу, что попала она в ваше сердце.
ГЕНЕРАЛ: Не скрою. Попала она мне в сердце.
ДОМ ГЕНЕРАЛА.
Гостиная в доме Генерала.
Генерал стоит у окна и смотрит на летящий над Невою дождь.
Рядом у рояля офицер. На рояле лежит раскрытое письмо и стоит бутылка с вином.
ГЕНЕРАЛ: Я получил ответ и достаточно скоро. Видимо я совершил глупость неопытного влюбленного юнкера.
ОФИЦЕР: (Читает письмо) Глубоко тронута вашим вниманием. Письмо ваше проникнуто чувством искреннего и вполне чистого участия. Я ни в чем не нуждаюсь, живя в этой семье. Что же касается более близкого знакомства то оно не доставит вам особого интереса, а поэтому представляю это знакомство возможной случайности, но не берусь его сама устраивать. Агнесса.
ГЕНЕРАЛ: Я право не в духе сегодня. Уеду на охоту, на неделю.
Надо проветриться, что бы не наделать еще больших глупостей.
Он быстро идет по коридору и за ним хлопая закрываются двери его дворца. Он вышел на улицу. Вскочил на лошадь оттолкнув денщика.
ГОЛОС БУНИНА: Но на охоте он пробыл всего один день. Утром он вернулся в город. Оседлал своего коня, прискакал в оперу к началу, но не увидев Амалию ушел после первого акта. И когда уже скакал домой на углу Мещанской он остановил лошадь и спрыгнул с нее. (все о чем рассказывает БУНИН мы видим на экране)
УЛИЦА ГОРОДА.
Генерал едет на лошади по улице Петербурга.
По тротуару идет женщина высокая, стройная, с опущенной на лицо вуалью. Генерал понял- это она! Он остановил коня и подбежал к ней.
ГЕНЕРАЛ: Амалия. Я узнал вас. Простите меня. Я тот, кто послал вам недавно свое дерзкое письмо с предложением помощи и...
АМАЛИЯ: (вздрогнула, остановилась) Не верю. Тот человек который послал мне своё искреннее письмо, не остановил бы на улице даму, которой не был представлен.
ГЕНЕРАЛ: (снял шляпу и поклонился) Простите... я жестоко наказан.
Амалия пошла вперед по улице, а Генерал еще долго провожал ее взглядом. Подошел к лошади.
Генерал: Выследить! Ни за что. Это гадко. Как глупо, словно нашкодивший юнец...
А стройная красавица шла все вперед и вперед, даже не ускоряя шага, ни обернувшись, ни разу - даже не взглянув на него, когда тот пронесся мимо, все еще с приподнятой над головой шляпой.
ДОМ ГЕНЕРАЛА.
Богато меблированный кабинет Генерала.
ГОЛОС БУНИНА: Ночь провел Николай Сергеевич беспокойную
Полную неукротимых волнений; он, кажется, писал что то, потом уже утром нашел на столе письмо, писанное его рукой. В нем было предложение руки и сердца, оно было написано крайне пылко и чересчур страстно.
ГЕНЕРАЛ: Так значит и быть. Сама судьба писала моей рукою.
Он запечатал конверт и вызвал адъютанта.
ГЕНЕРАЛ: Вот поднимутся в городе толки. Вот пойдет переполох!
Он вдруг расхохотался и велел одеваться.
Вечером этого же дня принесли ответ.
ГЕНЕРАЛ: (читает письмо) Благодарю вас за честь оказанную простой девушке, сироте, без средств и положения в обществе.
Я бы хотела лично поговорить с вами. Жду вас в среду в девять вечера на Улице Мещанской д .6 кв 18. Агнесса.
Генерал положил письмо на стол и заходил по кабинету. Постучали. Вошел знакомый Офицер.
ГЕНЕРАЛ: Я получил ответ и его простота, и некоторая вульгарность меня озадачила.
ОФИЦЕР: Значит, вы хотите отказаться от своего плана.
ГЕНЕРАЛ: Она назначила мне свидание на Мещанской сегодня.
ОФИЦЕР: Может это какая интрига или просто шутка.
ГЕНЕРАЛ: Возможно, мое письмо не попало в ее руки, и прочитавшие его решили посмеяться над влюбленным.
ОФИЦЕР: Это им будет дорого стоить.
ГЕНЕРАЛ: Я не откажусь от нее!