Красных Татьяна : другие произведения.

Состояние и позиция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    психологический этюд


   Состояние и позиция
  
   Психолог
   столкнулся с интересным вопросом, хочу посоветоваться.
   Почему иногда говорится о эго-состоянии, о внутреннем Взрослом
   (или внутреннем Ребенке, о внутреннем Родителе),
   а когда-то - о Позиции Взрослого (или позиции Ребенка, позиции Родителя)?
   В чем разница между этим словоупотреблением, что за ним стоит?
  
   Кажется, это связано с разностью психотерапевтического и психолого-педагогического подхода (типа Синтона).
   Психотерапевты чаще говорят о состояниях (психоаналитики - эго-состояниях),
   психологи-педагоги - чаще говорят о позициях.
   Например, разговор о внутреннем Взрослом (или позиции Взрослого?):
   Если Взрослый в нас случается сам, если это происходит само - говорится о находящемся
   в нас внутреннем Взрослом.
   Если мы сами сделали себя взрослым, если мы были в активной позиции -
   говорится о позиции Взрослого.
   Мы выбрали позицию Взрослого, мы встали во взрослую позицию. ..
   Похоже, разговоры о внутреннем взрослом чаще ведутся психотерапевтами,
   работающими с клиентами без привычки к активной и ответственной позиции.
   Ставят вопрос о позиции чаще психологи и педагоги,
   приучающие людей к активной и ответственной позиции.
   Аналогично, когда говорят о состоянии Жертвы,
   далее предлагают работать с этим состоянием, изучать корни этого состояния,
   принять в себе это состояние, далее проходить процессы и процедуры,
   чтобы избавиться от этого состояния...
   Это - психотерапия.
   А когда говорят о позиции Жертвы, далее предлагают ее просто заменить
   на позицию авторскую и деятельную.
   Без всякой психотерапии.
   Что думаете? Это так или вы это видите по другому?
  
  
   ответ 1
   Я Вас поняла так.
   Иными словами, состояние и позиция отличаются наличием Ответственности.
   Если я этакий ёжик в тумане растерянный Ребенок, когда я не подозреваю,
   что это мой выбор и вообще-то можно из тумана выйти, то это Состояние.
  
   А если есть понимание, что это роль, мой выбор,
   способ получить желаемое, то это Позиция.
  
   Правильно?
  
   Психолог
   Спасибо, Адма, меня ты поняла правильно.
   А насколько мое понимание - адекватно?
   В нашей культуре у этих понятий именно такие смыслы?
   И то, что разговоры про Состояния более характерны
   для психотерапевтического подхода -
   это так или должны быть более точные формулировки?
  
   Ответ 1
   Мне более точных формулировок не надо.
   Для меня очевидно, что тот, кто плавает в Состоянии,
   пойдет к психоаналитику или психотерапевту.
   Чтобы выговориться, поплакаться, утешиться, услышать, что он достоин любви, внушиться.
  
   А тот, кто хотя бы в курсе, что есть такие Позиции
   как Ребенок, Взрослый, Родитель и умеет их включать, выберет тренера.
  
   Ответ 2
   Я хочу заметить, что даже если человек и придёт с таким запросом,
   то ему всё равно придётся работать. Терапевт не работает утешителем.
  
   Следовательно, полагаю, что противоставление
   психотерапевта и тренера в данном контексте - некорректно.
  
   согласен с тем, что "состояние" - это психотерапия
   (правда, не всякая, а лишь процесс-ориентированная).
   Однако я не согласен с противопостевлением "состояния" "позиции".
   На мой взгляд, это об одном и том же, просто на языке разных школ.
   Учитывая, что единого языка пока нет, то и происходит разночтение
   (от "по разному читают").
  
   Ответ 3
   Как мне кажется, вопрос в том, насколько челоек способен,
   и насколько устойчиво способен вставать в рассматриваемые позиции,
   то есть в развитости состояния, соответствующего позиции.
  
   Скажем, если Взрослый во мне слаб, я могу, конечно,
   усилием воли его активизировать,
   но он смотрит вокруг мутным взглядом, болезненно вопрошает:
   "Где я? Кто все эти люди? Что вы от меня хотите?" и падает в бессилии.
  
   Ответ 4
   Жертва - это как-то мелко и неинтересно.
   Давайте лучше поговорим о позиции Старости. Без всякой психотерапии.
   Когда говорят о состоянии Старости, далее предлагают работать с этим состоянием,
   изучать корни этого состояния, принять в себе это состояние,
   далее проходить процессы и процедуры, чтобы избавиться от этого состояния...
   Но это типа не по Синтоновски.
   А вот что нам скажут о Старости синтоновские психологи-педагоги?
   Неужто предложат её "просто заменить на позицию авторскую и деятельную"?
  
  
   Ответ 3
   Вообще-то лучше отдельной темой.
   Я не вижу никакой беды в этой позиции.
   Я стар, дряхл, мудр, ехиден, сижу, накрывшись пледом в кресле с чашкой чаю
   и котом на коленях, претендую на уважение и удовлетворен прожитой жизнью.
   В чем проблема?
  
   Ответ 4
   Проблема на мой взгляд состоит в том, что среди синтоновских "психологов-педагов",
   распространено активное нежелание замечать тот факт, что существуют состояния,
   в которых синтоновские методы работают плохо.
   И это нежелание вы, собственно, сейчас и продемонстрировали.
  
   Это я собственно к тому, что состояния -
   когда надо "изучать корни" и "проходить процессы и процедуры" - они реально бывают.
   И в связи с этим хотелось бы понять - у "психологов-педагогов" есть чёткие критерии,
   позволяющие отличать состояния от позиций,
   или такие критерии надо прямо сейчас брать и вырабатывать?
  
   Ответ 3
   Объясняю: в стартовом посте темы сказано, что если мы посмотрим на Состояние как на Позицию,
   то мы сможем "ее просто заменить".
   Мне хотелось бы уточнить условия, при которых данное высказываение является верным.
   Я правильно вас понял, что это как-то связано с тем,
   насколько "объективно" состояние отражает "реальность"?
  
   Ответ 4
   Совершенно правильно.
   Если состояние адекватно, функционально и конструктивно,
   то попытки его заменить будут натыкаться на сопротивление.
  
   Ответ 5
   Для себя я понятия позиции Взрослого/Родителя/Ребенка
   и внутреннего Взрослого/Родителя/Ребенка различаю очень четко
   (хотя и не уверен, что мое понимание этого вопроса
   как-то соотносится с каноническим мнением какой-либо отрасли психологии).
  
   Внутренние Взрослый/Родитель/Ребенок -
   это мои неотъемлемые составные части.
   Каждая из этих частей мне дорога и вообще - необходима для жизни.
   Мой внутренний Ребенок - это мои настоящие желания и мое творческое начало.
   Без него, соответственно, я бы ничего не хотел
   и даже в качестве дворника был бы весьма неадекватен.
   Мой внутренний Родитель - это то, что я откуда-то знаю, хотя сам не проверял.
   Без этого знания у меня не будет никаких оснований считать,
   что завтра будет среда, а у термодинамики три начала -
   т.е. без внутреннего Родителя жизнь вообще невозможна (даже в качестве дворника).
   Внутренний Взрослый - это такой осмысливатель окружающего.
   У меня внутренний Взрослый включается редко
   (в силу почему-то отсутствующего внутреннего диалога),
   но без него само понятие 'жизнь' (равно как и все прочие понятия) как-то утрачивает смысл.
  
   Форум Синтона

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"